бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 5, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 21, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 24, 2020

Б1.В.ДВ.17.01 ДВ: Практикум по разработке коррекционно-развивающих программ для обучающихся начальных классов, 9 семестр

Б-05021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Cпособность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9) знать нормативно-правовые основы проектирования АООП и индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ ориентировочный
знать структуру, требования и алгоритм разработки АООП и индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ ориентировочный
владеть технологией проектирования АООП и индивидуального маршрута обучения и воспитания для обучающихся с ОВЗ операциональный
уметь выбирать и выстраивать стратегии обучения обучающихся с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей операциональный
разработать проект индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов готовности к проектированию коррекционно-развивающих программ для обучающихся начальной школы с отклонениями в развитии, включающей планирование и реализацию диагностических и профилактических мероприятий.

Задачи

  1. Формировать умение проектировать содержание адаптированных образовательных программ начального общего образования с учетом основных образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
  2. Формировать умение разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с ОВЗ начальной ступени образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 0.0 ч.
Часов в неделю 8.0 ч. (29.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. АОП для обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья Формирование умения проектировать содержание адаптированной образовательной программы начального образования с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ Студент знает теоретические основы проектирования программ; принципы, структуру построения и этапы реализации АОП; ориентируется в выборе подходов к проектированию АОП; владеет способами и приемами проектирования программ , включающих диагностику, консультирование по результатам освоения.
  • Сущность интеграции и инклюзивного образования как одного из направлений модернизации Российского образования
  • Теоретические аспекты проектирования АООП и индивидуальных маршрутов в образовательном процессе начальной школы
  • Нормативно-правовые основания проектирования АООП и индивидуальных образовательных программ обучающихся начальной школы
Модуль 2. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) Формирование умения разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с ОВЗ начальной ступени образования Студент владеет алгоритмом разработки индивидуальных образовательных маршрутов; умеет соотносить содержание с нормативными документами и особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ; владеет способами и приемами проектирования программ психолого-педагогического сопровождения и профилактической работы по преодолению трудностей с обучении школьников с ОВЗ.
  • Технология проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
  • Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута
  • Анализ успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сущность интеграции и инклюзивного образования как одного из направления модернизации Российского образования Самостоятельное изучение 10.0 1
2 Теоретические аспекты проектирования АООП и индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ОО Самостоятельное изучение 10.0 1
3 Нормативно-правовые основания проектирования индивидуальных образовательных программ Самостоятельное изучение 10.0 1
4 Технология проектирования АООП и индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Практическая работа 4.0 1
5 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Практическая работа 4.0 1
6 Технология проектирования АООП и индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение 4.0 1
7 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Самостоятельное изучение 4.0 1
8 Рефлексия успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение 10.0 1
9 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сущность интеграции и инклюзивного образования как одного из направления модернизации Российского образования Самостоятельное изучение Владеет методологическими основания федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Знает приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации Воспроизведение
Аргументирует проблемы и пути их решения реализации инклюзивного образования на современном этапе Применение
2 Теоретические аспекты проектирования АООП и индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ОО Самостоятельное изучение Знает основные понятия: адаптированная основная образовательная программа (АООП), индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория Воспроизведение
Ориентируется в роли каждого участника образовательного процесса. Знает их функции при проектировании и реализации АООП и индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
3 Нормативно-правовые основания проектирования индивидуальных образовательных программ Самостоятельное изучение Раскрывает нормативно-правовую базу, регламентирующую обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья Применение
4 Технология проектирования АООП и индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Практическая работа Составляет алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута Применение
Проектирует в содержании индивидуального маршрута использование различных инновационных психолого-педагогических технологий Применение
5 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Практическая работа Планирует действия, необходимые для достижения целей реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания младших школьников Применение
6 Технология проектирования АООП и индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение Ориентируется в структуре и содержании индивидуального маршрута, индивидуальной траектории. Воспроизведение
Знает организационно-педагогические условия проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Знает основы проектной деятельности в образовании Воспроизведение
Владеет технологией проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Применение
7 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Самостоятельное изучение Владеет структурой, требованиями и алгоритмом реализации индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ Применение
Знает организационно-педагогические условия реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
8 Рефлексия успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение Знает основы рефлексии успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
9 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) Составляет алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута Применение
Проектирует в содержании индивидуального маршрута использование различных инновационных психолого-педагогических технологий Применение
Схематично планирует контрольно-оценочную деятельность педагога при организации образовательного процесса на основе ИМ Творчество
Проводит рефлексию успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Применение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-01037-4 : 559-15.

Дополнительная

  1. Алексеева О.А. Основы коррекционно-развивающего обучения пониманию текста сюжетных задач в 1-2-х классах [Электронный ресурс]: методическое пособие/ Алексеева О.А.— СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2012.— 77 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29984.html.— Загл. с экрана
  2. Ватина, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Н.Н. Журавлева; Е.В. Ватина. - Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2012. - 68 c. http://www.iprbookshop.ru/47891.html
  3. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями : учебное пособие / авт.-сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова, Н.Н. Кирилюк и др. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2014. - 186 с. : табл. - ISBN 978-5-9765-1206-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83378
  4. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования : пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. - М. : Владос, 2014. - 143, [1] с.
  5. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1—4. Подготовительный класс : сборник. - Москва : Парадигма, 2010. - 408 с. - (Специальная коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-4214-0009-7. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210596
  6. Программы по учебным предметам. 1 - 4-е классы : базис. план внеуроч. деятельности : в 2 ч. Ч. 1 : Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир / [Н. Г. Агаркова и др.] ; [сост. Р. Г. Чуракова]. - М. : Академкнига/Учебник, 2011. - 236, [1] с. - (Перспективная начальная школа). - ISBN 978-5-94908-697-1 : 292-70.
  7. Программы по учебным предметам. 1 - 4-е классы : план и прогр. внеуроч. деятельности : в 2 ч. Ч. 2 : Окружающий мир. Музыка. Технология. Внеурочная деятельность / [Р. Г. Чуракова и др.] ; [сост. Р. Г. Чуракова]. - М. : Академкнига/Учебник, 2012. - 336, [3] с. - (Перспективная начальная школа). - ISBN 978-5-49400-056-9 : 292-70.
  8. Программы по учебным предметам. 1 - 4-е классы : пример. учеб. план : в 2 ч. Ч. 1 : Русский язык. Литературное чтение. Английский язык. Математика. Информатика и ИКТ / [Н. Г. Агаркова и др.] ; [сост. Р. Г. Чуракова]. - 2-е изд., испр. - М. : Академкнига/Учебник, 2013. - 317, [3] с. - (Перспективная начальная школа). - ISBN 978-5-49400-376-8 : 292-70.
  9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 - 4-е классы / [А. А. Айдарбекова и др. ; под ред. В. В. Воронковой] . - 8-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 174, [2] c. - Гриф МО. - ISBN 978-5-09-028912-2 : 125-90.
  10. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] : монография / А.М. Молокостова; Е.В. Логутова; Н.Н. Биктина; И.С. Якиманская. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 124 c. - ISBN 978-5-7410-1254-3. http://www.iprbookshop.ru/54149.html

Цифровые ресурсы

  1. Сайт Регионального ресурсного центра по работе с детьми с особенностями развития. - Режим доступа: http://stud.surgpu.ru/edu/info/school/

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2018. - 52, [2] с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-053641-7 : 55-99.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.24 Практикум по разработке коррекционно-развивающих программ для обучающихся начальных классов [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Начальное образование / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. А.А. Боброва- электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2019. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/ , ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.