бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 26, 2019
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано March 1, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано March 1, 2019

Б1.В.ДВ.10 ДВ: Введение в теорию и практику гештальт-терапии, 2 семестр 1 полусеместр

Б-6091, 37.03.01, Психология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9) знать методы и техники, используемые в практике гештальт-терапии знаниевый
знать основные понятия, принципы и теории гештальт-терапии знаниевый
владеть основными техниками работы с клиентом, используемые в гештальт-терапии ориентировочный
владеть способом анализа проблем взаимодействия человека с позиции понятий и принципов гештальт-терапии ориентировочный
уметь обосновывать использование техники гештальт-терапии в работе операциональный
уметь применять понятия гештальт-терапии в анализе проблем взаимодействия человека операциональный
иметь опыт анализа проблем человека с позиции базовых понятий, принципов и теории гештальт-терапии опыт
иметь опыт использования техник гештальт-терапии в учебных ситуациях опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование целостной системы знаний об основополагающих принципах, основыных техниках гештальт-терапии и умение их использовать в практике психологического консультирования.

Задачи

  1. Формировать ориентировку в базовых положениях, понятийном и проблемном поле гештальт-терапии
  2. Формировать умение методически грамотно использовать техники гештальт-терапии в практике психологического консультирования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 18.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 3.75 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретико-методологические основы гештальт-терапии Формировать ориентировку в базовых положениях, понятийном и проблемном поле гештальт-терапии Знать: базовые понятия, принципы и теории гештальт-терапии: понятия "фигура" и "фон", "контакт", "цикл контакта", теорию "self", ее функции и типы нарушений; теория контакта в гештальт-терапии (понятия): контакт, граница контакта, границы "Я", функции контакта; понимание процесса контакта в гештальт-терапии. теории цикла контакта; механизмы регулирования границ контакта; особенности терапевтических отношений в гештальт-терапии; концепция здоровья, болезни и невроза в гештальт-терапии. Уметь: применять понятия гештальт-терапии в анализе проблем взаимодействия человека. Владеть способом анализа проблем взаимодействия человека с позиции понятий, принципов и теорий гештальт-терапии. Иметь опыт анализа проблем человека с позиции базовых понятий, принципов и теорий гештальт-терапии.
  • Теоретико-методологические основы и базовые понятия гештальт-терапии
  • История становления и развития гештальт-подхода
  • Базовые теории гештальт-терапии. Теория цикла контакта.
  • Концепция здоровья и болезни в гештальт-терапии
  • Философско-психологические подходы к анализу потребностей человека
  • Особенности терапевтических отношений в гештальт-терапии
Модуль 2. Методы и техники гештальт-терапии в области проблем социализации человека Формировать умение методически грамотно использовать элементы гештальт-терапии в практике психологического консультирования знать методы и техники, используемые в практике гештальт-терапии. владеть основными техниками работы с клиентом, используемые в гештальт-терапии. уметь обосновывать использование техники гештальт-терапии в работе. иметь опыт использования техник гештальт-терапии в учебных ситуациях.
  • Феноменология наблюдения
  • Метод эксперимента в гештальт-терапии
  • Техники гештальт-терапии в работе с детьми
  • Техники гештальт-терапии в работе с подростками и родителями
  • Формы творческой активности в гештальт-терапии

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретико-методологические основы гештальт-терапии Лекция 2.0 1
2 Теоретико-методологические основы гештальт-терапии Практическая работа 2.0 1
3 История становления и развития гештальт-подхода Самостоятельное изучение 2.0 2
4 Базовые понятия гештальт-терапии Лекция 2.0 2
5 Теория цикла контакта и механизмы его прерывания Практическая работа 2.0 2
6 Базовые понятия гештальт-терапии Индивидуальная работа 1.0 2
7 Потребности как основной процесс развития личности Индивидуальная работа 1.0 3
8 Концепция здоровья и болезни в гештальт-терапии Практическая работа 2.0 3
9 Концепция здоровья и болезни в гештальт-терапии Лекция 2.0 3
10 Рубежный контроль 1 Контрольная работа 2.0 4
11 Терапевтические отношения в гештальт-терапии Практическая работа 2.0 4
12 Теория цикла контакта и механизмы его прерывания Индивидуальная работа 2.0 4
13 Терапевтические отношения в гештальт-терапии Вариативное задание 1.0 5
14 Метод наблюдения в гештальт-терапии: феноменологический подход к наблюдению Лекция 2.0 5
15 Метод наблюдения в гештальт-терапии: феноменологический подход к наблюдению Практическая работа 2.0 5
16 Метод эксперимента в гештальт-терапии Практическая работа 2.0 6
17 Формы творческой активности в гештальт-терапии Практическая работа 2.0 6
18 Формы творческой активности в гештальт-терапии Индивидуальная работа 1.0 7
19 Формы творческой активности в гештальт-терапии Вариативное задание 2.0 7
20 Техники гештальт-терапии в работе с детьми Практическая работа 2.0 7
21 Техники гештальт-терапии в работе с детьми Индивидуальная работа 2.0 8
22 Техники гештальт-терапии в работе с подростками и родителями Практическая работа 2.0 8
23 Техники гештальт-терапии в работе с подростками и родителями Индивидуальная работа 1.0 9
24 Рубежный контроль 2 Контрольная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретико-методологические основы гештальт-терапии Лекция объяснять понятия: фигура и фон, гомеостаз, контакт со средой, диалог, осознавание Воспроизведение
объяснять основные принципы гештальт-терапии Воспроизведение
охарактеризовать вклад Эренфельса, М. Вертгеймера, К. Коффки, К. Левина, Ф. Перлза в развитие гештальт-подхода Воспроизведение
охарактеризовать законы восприятия в гештальтпсихологии Воспроизведение
2 Теоретико-методологические основы гештальт-терапии Практическая работа объяснять понятия: фигура и фон, гомеостаз, контакт со средой, диалог, осознавание Воспроизведение
объяснять основные принципы гештальт-терапии Воспроизведение
описать использование законов восприятия в практике анализа контакта человека Применение
3 История становления и развития гештальт-подхода Самостоятельное изучение охарактеризовать вклад Эренфельса, М. Вертгеймера, К. Коффки, К. Левина, Ф. Перлза в развитие гештальт-подхода Воспроизведение
охарактеризовать законы восприятия в гештальтпсихологии Воспроизведение
описать использование законов восприятия в практике анализа контакта человека Применение
сотавить таблицу "Сходства и различия в базовых концепциях направлений психотерапии" Применение
4 Базовые понятия гештальт-терапии Лекция объяснять понятия: фигура и фон, гомеостаз, контакт со средой, диалог, осознавание Воспроизведение
описать теорию "self" и типы нарушений функций "self" Воспроизведение
охарактеризовать парадоксальную теорию изменений Воспроизведение
5 Теория цикла контакта и механизмы его прерывания Практическая работа описать модели процесса контакта по П.Гудману, Дж. Зинкеру, С. Гингеру Воспроизведение
продемонстрировать способы регуляции границы контакта Применение
продемонстрировать способы контакта и описать их в понятиях гештальт-терапии Применение
описать механизмы прерывания цикла цикла контакта: интроекция, конфлуэнция, ретрофлексия, проекция,дефлексия, эготизм Воспроизведение
охарактеризовать механизм прерывания в процессе выполнения учебных упражнений Применение
6 Базовые понятия гештальт-терапии Индивидуальная работа объяснять понятия: фигура и фон, гомеостаз, контакт со средой, диалог, осознавание Воспроизведение
объяснять основные принципы гештальт-терапии Воспроизведение
описать теорию "self" и типы нарушений функций "self" Воспроизведение
7 Потребности как основной процесс развития личности Индивидуальная работа описать теорию "self" и типы нарушений функций "self" Воспроизведение
презентация "Философско-психологический подход к анализу потребностей человека" (психоаналитический, экзистенциальный, гештальт-терапевтический - на выбор Воспроизведение
охарактеризовать отличия в анализе потребностей человека в гештальт-терапевтическом подходе Применение
описать потребности с позиции гештальт-терапии в процессе выполнения учебных упражнений Применение
8 Концепция здоровья и болезни в гештальт-терапии Практическая работа составить таблицу "Гештальт-терапевтический и медицинский подходы к пониманию невроза"; охарактеризовать модель невроза по Ф. Перлзу Применение
охарактеризовать понятия "зрелость" и "ответственность" Воспроизведение
9 Концепция здоровья и болезни в гештальт-терапии Лекция описать теорию "self" и типы нарушений функций "self" Воспроизведение
описать симптомы проявления тревоги с позиции гештальт-терапии, проанализировать ее роль в контексте теории контакта Воспроизведение
10 Рубежный контроль 1 Контрольная работа объяснять понятия: фигура и фон, гомеостаз, контакт со средой, диалог, осознавание Воспроизведение
объяснять основные принципы гештальт-терапии Воспроизведение
описать модели процесса контакта по П.Гудману, Дж. Зинкеру, С. Гингеру Воспроизведение
описать теорию "self" и типы нарушений функций "self" Воспроизведение
описать механизмы прерывания цикла цикла контакта: интроекция, конфлуэнция, ретрофлексия, проекция,дефлексия, эготизм Воспроизведение
охарактеризовать понятия "зрелость" и "ответственность" Воспроизведение
перечислить и охарактеризовать этические нормы терапевта; описать условия создания безопасности в процессе терапии Воспроизведение
11 Терапевтические отношения в гештальт-терапии Практическая работа охарактеризовать основные понятия теории диалога Воспроизведение
демонстрация включенности, присутствия в учебных упражнениях; описание и анализ собственной позиции в роли терапевта Применение
описать уровни и характеристики присутствия по Дж. Бьюдженталю Воспроизведение
демонстрация включенности, присутствия в учебных упражнениях; описание и анализ собственной позиции в роли клиента Применение
перечислить и охарактеризовать этические нормы терапевта; описать условия создания безопасности в процессе терапии Воспроизведение
12 Теория цикла контакта и механизмы его прерывания Индивидуальная работа описать модели процесса контакта по П.Гудману, Дж. Зинкеру, С. Гингеру Воспроизведение
описать механизмы прерывания цикла цикла контакта: интроекция, конфлуэнция, ретрофлексия, проекция,дефлексия, эготизм Воспроизведение
13 Терапевтические отношения в гештальт-терапии Вариативное задание охарактеризовать парадоксальную теорию изменений Воспроизведение
доклад "Философские традиции М. Бубера в развитиии теории диалога" Воспроизведение
таблица "Диалогические позиции терапевта и качественная характеристика диалогических отношений" Применение
таблица: Характеристика поведения клиента на разных уровнях присутствия Воспроизведение
14 Метод наблюдения в гештальт-терапии: феноменологический подход к наблюдению Лекция дать характеристику теории поля в практике гештальт-терапии: поле "организм-среда", поле опыта, контакт, терапевтическое поле Воспроизведение
описать феноменологический подход в наблюдении и самонаблюдении Воспроизведение
15 Метод наблюдения в гештальт-терапии: феноменологический подход к наблюдению Практическая работа составить доклад "Современные взгляды на теорию поля в психологии" Воспроизведение
описать феномены наблюдения в учебных упражнениях Применение
охарактеризовать проявления творческого приспособления Воспроизведение
16 Метод эксперимента в гештальт-терапии Практическая работа дать характеристику использования эксперимента в гештальт-терапии, перечислить типы эксперимента Воспроизведение
уметь использовать технику "челнока", описать осознаваемые феномены Применение
описать применение метода амплификации в учебном упражнении Применение
описать применение метода "пустого стула" в учебном упражнении Применение
презентация использования метода эксперимента в работе с группой Творчество
17 Формы творческой активности в гештальт-терапии Практическая работа описание принципов использования творческого инструментария в гештальт-терапии Воспроизведение
презентация арт-техники в группе (на выбор), описание и анализ результата ее проведения Применение
описать виды метафор Воспроизведение
18 Формы творческой активности в гештальт-терапии Индивидуальная работа охарактеризовать проявления творческого приспособления Воспроизведение
охарактеризовать понятие "творческий эксперимент" и условия его применения Воспроизведение
охарактеризовать виды арт-техник, используемых в гештальт-терапии: рисование, лепка, сказка, грим, пластика, движение Воспроизведение
19 Формы творческой активности в гештальт-терапии Вариативное задание описание принципов использования творческого инструментария в гештальт-терапии Воспроизведение
охарактеризовать виды арт-техник, используемых в гештальт-терапии: рисование, лепка, сказка, грим, пластика, движение Воспроизведение
описать виды метафор Воспроизведение
20 Техники гештальт-терапии в работе с детьми Практическая работа описать характеристики взросления ребенка дошкольника и младшего школьника, используя понятие "границы" Применение
перечислить и охарактеризовать правила работы с детьми и родителями Воспроизведение
описание техники (арт-техник, эксперимент) в работе с детьми Творчество
презентация в группе техники (на выбор), используемой в работе с детьми ((младшими школьниками) - проблемна область на выбор), описание и анализ результата ее проведения Применение
охарактеризовать виды арт-техник, используемых в гештальт-терапии: рисование, лепка, сказка, грим, пластика, движение Воспроизведение
презентация арт-техники в группе (на выбор), описание и анализ результата ее проведения Применение
21 Техники гештальт-терапии в работе с детьми Индивидуальная работа доклад "Особенности и характеристика (страхов, агрессии, тревожности) в детском (младшем школьном) возрасте" Воспроизведение
описание переживания горя, утраты с позиции гештальт-терапии Воспроизведение
перечислить и охарактеризовать проявления травматического стресса Воспроизведение
описать особенности терапевтической работы с детьми, пережившими утрату Узнавание
22 Техники гештальт-терапии в работе с подростками и родителями Практическая работа характеристика задач развития личности в подростковом возрасте в психологических теориях возрастного развития Воспроизведение
охарактеризовать этапы формирования и развития самости в подростком возрасте Воспроизведение
презентация упражнения (в рамках одной техники), используемой в работе с подростками Применение
охарактеризовать виды арт-техник, используемых в гештальт-терапии: рисование, лепка, сказка, грим, пластика, движение Воспроизведение
презентация арт-техники в группе (на выбор), описание и анализ результата ее проведения Применение
23 Техники гештальт-терапии в работе с подростками и родителями Индивидуальная работа описание переживания горя, утраты с позиции гештальт-терапии Воспроизведение
перечислить и охарактеризовать проявления травматического стресса Воспроизведение
описать особенности терапевтической работы с детьми, пережившими утрату Узнавание
описать понятие психологической поддержки; составить таблицу типов психологической поддержки Воспроизведение
составить "копилку" техник и упражнений в работе с подростком Воспроизведение
охарактеризовать виды арт-техник, используемых в гештальт-терапии: рисование, лепка, сказка, грим, пластика, движение Воспроизведение
24 Рубежный контроль 2 Контрольная работа презентация "Философско-психологический подход к анализу потребностей человека" (психоаналитический, экзистенциальный, гештальт-терапевтический - на выбор Воспроизведение
охарактеризовать отличия в анализе потребностей человека в гештальт-терапевтическом подходе Применение
охарактеризовать проявления творческого приспособления Воспроизведение
описать применение метода амплификации в учебном упражнении Применение
описать применение метода "пустого стула" в учебном упражнении Применение
описание техники (арт-техник, эксперимент) в работе с детьми Творчество
охарактеризовать понятие "творческий эксперимент" и условия его применения Воспроизведение
охарактеризовать виды арт-техник, используемых в гештальт-терапии: рисование, лепка, сказка, грим, пластика, движение Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Багадирова, С.К. Материалы к курсу "Психология личности" : учебное пособие : в 2-х ч. / С.К. Багадирова, А.А. Юрина. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - Ч. 1. Раздел "Теории личности". - 164 с. - ISBN 978-5-4458-6747-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232087
  2. Павлов И.С. Психотерапия в практике. Технология психотерапевтического процесса [Электронный ресурс]/ Павлов И.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2017.— 512 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36531.html.— ЭБС «IPRbooks»
  3. Перлз, Ф. Практикум по гештальттерапии [Электронный ресурс] / Ф. Перлз ; пер. М. Папуша. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, 2014. — 256 c. — 978-5-8291-1469-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36498.html
  4. Хьелл, Л. А. (Hjelle, L.A.). Теория личности = Personality Theories : основ. положения, исслед. и применение : учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Хьелл, Д. Я. Зиглер . - 3-е изд. - СПб. [и др.] : Питер , 2011. - 606, [1] с.

Дополнительная

  1. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Т. Д. Марцинковская, А. В. Юревич. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, Трикста, 2011. — 528 c. — 978-5-8291-1265-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27397.html
  2. Медреш, Е.В. Идеи и отношения / Е.В. Медреш. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 144 с. : ил. - (Искусство быть живым). - ISBN 978-5-4475-2581-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253969 (
  3. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям: "Педагогика и психология", «Психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / В.С. Мухина . - 14-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2012. - 655, [1] с. - (Высшее профессиональное образование).
  4. Оклендер, В. Скрытые сокровища: Путеводитель по внутреннему миру ребенка / В. Оклендер ; пер. В.И. Белопольский. - Москва : Когито-Центр, 2012. - 272 с. - (Современная психотерапия). - ISBN 978-5-89353-359-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=145014
  5. Перлз, Ф. Гештальтподход и свидетель терапии [Электронный ресурс] / Ф. Перлз ; пер. М. Папуш. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, 2015. — 207 c. — 978¬5¬8291¬1741¬2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36305.html
  6. Погодин, И.А. Психотерапия, фокусированная на диалоге : учебное пособие / И.А. Погодин. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 271 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9765-0885-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103819
  7. Прикладные психологические технологии : коллективная монография / Е.П. Кораблина, Е.Ю. Коржова, С.А. Султанова и др. ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена ; науч. ред. Е.П. Кораблина, М.А. Коргожа. - СПб : РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 120 с. : ил. - ISBN 978-5-8064-2092-4 ; То же [Электронный ресурс]. - Доступ с сайта ЭБС Университетская библиотека онлайн: Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435453.
  8. Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе [Электронный ресурс]/ Старшенбаум Г.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 202 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31710.html.— ЭБС «IPRbooks»

Цифровые ресурсы

  1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт / Г.С. Абрамова (Электронный ресурс) – Режим доступа: htpp://www.сoob.ru.
  2. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика/ Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова. – СПб.: М.: Речь, 2015. – 400 с. - Режим доступа: http://www.klex.ru/m5u

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа Б1.В.ДВ. 13: «Введение в теории и практику гештальт-терапии» [Электронный ресурс]: Направление подготовки 37.03.01 Психология / БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"; сост. Е.И. Алферова. - Электрон.дан. Сургут: СурГПУ, 2018. - Режим доступа: http://els.surgpu.ru/ доступ ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.