бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано March 28, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано March 29, 2019
О.В. Власова декан факультета

Б1.Б.02 Психология и педагогика высшего образования, 1 семестр 1 полусеместр

М-7251, 39.04.01, Социология (направленность Социология региональных процессов), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2) знать психологические механизмы взаимодействия педагога и студента, а также членов студенческой группы знаниевый
основные виды, функции профессиональной деятельности педагога знаниевый
социально-психологические особенности студенческого возраста, студенческой группы, психологические основы учебной деятельности студентов знаниевый
уметь развивать интерес студентов и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь ориентировочный
уметь создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения, действовать в нестандартных педагогических ситуациях с соблюдением норм профессиональной педагогической ответственности ориентировочный
владеть основами педагогического общения и алгоритмом действий в нестандартных педагогических ситуациях операциональный
Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОПК-2) знать категории и понятия педагогики и психологии высшего образования знаниевый
знать организационные основы психолого-педагогического исследования знаниевый
знать основные понятия, характеризующие компетентностный подход в образовании, его интерпретацию с позиции принципов деятельностного подхода знаниевый
уметь анализировать цели и содержание высшего образования с позиции принципов деятельностного подхода ориентировочный
уметь анализировать цели и содержание высшего образования с позиции принципов деятельностного подхода ориентировочный
владеть способами ориентировки в познавательных и личностных особенностях людей, обучающихся в системе современной вузовской подготовки операциональный
Способность и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13) знать сущность и специфику проектирования и реализации различных форм организации обучения и образовательных технологий в высшем образовании знаниевый
уметь организовывать процесс обучения и воспитания в сфере образования с использованием современных образовательных технологий ориентировочный
уметь работать с психолого-педагогической литературой при подготовке проектирования занятия в соответствии с его типом, формой и воспитательным потенциалом содержания учебной информации ориентировочный
владеть алгоритмом анализа закономерностей обучения и образовательных технологий в высшей школе; общей схемой выбора современных образовательных технологий, инновационных форм и методов организации образовательного процесса в высшей школе операциональный
владеть навыками составления конспекта и презентации учебного занятия и его психолого-педагогического анализа операциональный
иметь составления конспекта, презентации и рефлексивного анализа учебного занятия опыт

Цели изучения дисциплины

Цель: формирование теоретических и практических основ организации образовательного процесса в высшем образовании, способности использовать современные методы и формы обучения в системе вузовской подготовки с учетом современных достижений в психологии и педагогике.

Задачи

  1. Усвоение психолого-педагогических понятий, позволяющих характеризовать познавательную и личностную сферу человека, категории, методы, средства, технологии и специфику образовательного процесса в высшем образовании
  2. Овладение современными психолого-педагогическими технологиями обучения в высшем образовании, умениями педагогически и психологически грамотно проектировать процесс обучения
  3. Овладение способами ориентировки в познавательных и личностных особенностях обучающихся, профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшего образования; способах реализации партнерских отношений в учебных профессиональных группах и профилактики конфликтов

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 32.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 16.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 0.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 2.29 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Общетеоретические вопросы психологии и педагогики высшего образования Усвоение психолого-педагогических понятий, позволяющих характеризовать познавательную и личностную сферу человека, категории, методы, средства, технологии и специфику образовательного процесса в высшем образовании Знать: категории и понятия психологии и педагогики высшего образования; организационные основы психолого-педагогического исследования; основные понятия, характеризующие компетентностный подход в образовании, его интерпретацию с позиции принципов деятельностного подхода; сущность, закономерности, методы, концепции, педагогические технологии воспитания. Уметь: работать с психолого-педагогической литературой; анализировать цели и содержание высшего образования с позиции принципов деятельностного подхода; использовать психолого-педагогические методы исследования познавательных и личностных особенностей обучающихся струдентов. Владеть: способами ориентировки в познавательных и личностных особенностях людей, обучающихся в системе современной вузовской подготовки.
  • Введение в психологию и педагогику высшего образования
  • Организация процесса обучения в высшем образовании
  • Цели, принципы и содержание высшего образования
  • Основы психолого-педагогического исследования
  • Психолого-педагогические вопросы воспитания в высшем образовании
Модуль 2 Психолого-педагогические основы дидактики высшего образования Овладение современными психолого-педагогическими технологиями обучения в высшем образовании, умениями педагогически и психологически грамотно проектировать процесс обучения Знать: категории и понятия психологии и педагогики высшего образования; сущность, закономерности, методы, концепции, педагогические технологии обучения; сущность и специфику проектирования и реализации различных форм организации обучения и образовательных технологий в высшем образовании; основные понятия, характеризующие компетентностный подход в образовании, его интерпретацию с позиции принципов деятельностного подхода. Уметь: работать с психолого-педагогической литературой при подготовке проектирования занятий по социологической дисциплине в соответствии с его типом, формой и воспитательным потенциалом содержания учебной информации; организовывать процесс обучения и воспитания в сфере образования с использованием современных образовательных технологий. Владеть: общей схемой выбора современных образовательных технологий, инновационных форм и методов организации образовательного процесса в высшей школе; навыками составления конспекта и презентации учебного занятия по социологической дисциплине и его психолого-педагогического анализа. Иметь опыт: составления конспекта, презентации и рефлексивного анализа учебного занятия по социологической дисциплине.
  • Основы дидактики высшего образования
  • Формы организации обучения в системе высшего образования
  • Образовательные технологии обучения в высшем образовании
  • Понятие о компетентностном подходе в вузе, активных методах и формах обучения как средствах его реализации
Модуль 3 Психолого-педагогические и социально-психологические аспекты деятельности субъектов образовательного процесса Овладение способами ориентировки в познавательных и личностных особенностях обучающихся, профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшего образования; способах реализации партнерских отношений в учебных профессиональных группах и профилактики конфликтов Знать: категории и понятия психологии и педагогики высшего образования; социально-психологические особенности студенческого возраста, студенческой группы, психологические основы учебной деятельности студентов; основные виды и функции профессиональной деятельности педагога; психологические механизмы взаимодействия педагога и студента, а также членов студенческой группы. Уметь: создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения, действовать в нестандартных педагогиечских ситуациях с соблюдением норм профессиональной педагогической ответственности; организовывать процесс обучения и воспитания в сфере образования с сиспользованием современных образовательных технологий; развивать интерес студентов и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь. Владеть: способами ориентировки в познавательных и личностных особенностях людей, обучающихся в системе вузовской подготовки; основами педагогического общения и алгоритмом действий в нестандартных педагогических ситуациях.
  • Психологические основы процесса образования
  • Психологические особенности личности студента
  • Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе
  • Учебно-профессиональное сотрудничество и общение в контектсте компетентностного подхода

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение в психологию и педагогику высшего образования Лекция 2.0 1
2 Организация процесса обучения в высшем образовании Лекция 2.0 2
3 Цели, принципы и содержание высшего образования Семинар (М) 2.0 2
4 Основы психолого-педагогического исследования Семинар (М) 2.0 3
5 Психолого-педагогические вопросы воспитания в высшем образовании Самостоятельное изучение 3.0 4
6 Рубежный контроль 1 Контрольная работа (< 1 часа) 0.0 4
7 Психолого-педагогические вопросы воспитания в высшем образовании Индивидуальная работа 2.0 4
8 Основы дидактики высшего образования Лекция 2.0 5
9 Основы дидактики высшего образования Семинар (М) 2.0 5
10 Формы организации обучения в системе высшего образования Семинар (М) 2.0 6
11 Формы организации обучения в системе высшего образования Лекция 2.0 6
12 Формы организации обучения в системе высшего образования Индивидуальная работа 2.0 7
13 Образовательные технологии обучения в высшем образовании Семинар (М) 2.0 8
14 Понятие о компетентностном подходе в вузе, активных методах и формах обучения как средствах его реализации Лекция 2.0 8
15 Рубежный контроль Контрольная работа (< 1 часа) 0.0 9
16 Психологические основы процесса образования Лекция 2.0 10
17 Психологические основы процесса образования Семинар (М) 2.0 10
18 Психологические особенности личности студента Семинар (М) 2.0 11
19 Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе Лекция 2.0 12
20 Учебно-профессиональное сотрудничество и общение в контексте компетентностного подхода Лекция 2.0 13
21 Учебно-профессиональное сотрудничество и общение в контексте компетентностного подхода Семинар (М) 2.0 13
22 Рубежный контроль Контрольная работа (< 1 часа) 0.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение в психологию и педагогику высшего образования Лекция обяснять область исследования, предмет и задачи педагогики и психологии высшего образования Воспроизведение
объяснять понятия: "образование", "обучение", "воспитание", "формирование", "развитие", "становление" Воспроизведение
объяснять модель структуры образовательного процесса Применение
анализ взаимосвязи обучения и воспитания, обучения и развития, обучения и становления в учебно-профессиональной деятельности Применение
объяснить познавательную и учебную деятельность с позиции психологической структуры деятельности Применение
характеризовать этапы теории планомерного формирования умственных действий Воспроизведение
определить тип учения в зависимости от ориентировочной основы дейстсвий Применение
2 Организация процесса обучения в высшем образовании Лекция проанализировать принципы деятельностного подхода в организации обучения студентов Применение
3 Цели, принципы и содержание высшего образования Семинар (М) проанализировать иерархию целей высшего образования Применение
составить модель личности выпускника высшего образования, используя принципы деятельностного подхода Творчество
описать структуру содержания высшего образования в системе подготовки бакалавров с позиции деятельностного подхода Воспроизведение
4 Основы психолого-педагогического исследования Семинар (М) описать структуру и содержание психолого-педагогического исследования Воспроизведение
проанализировать понятия: методология, метод, методика, привести примеры каждого уровня в психолого-педагогическом исследовании Применение
описать методы педагогического исследования Воспроизведение
описать методы и цели использования психодиагностики в высшем образовании Воспроизведение
подобрать методы изучения (оценки ) деятельности и свойств личности студента (студенческой группы) Применение
5 Психолого-педагогические вопросы воспитания в высшем образовании Самостоятельное изучение охарактеризовать цели, задачи воспитания и развития личности в учебно-профессиональном обучении Воспроизведение
уметь анализировать структурных характеристики личности Воспроизведение
проанализировать в современной психолого-педагогической литературе (научных периодических изданиях) пути, формы, методы учебно-профессионального воспитания студентов Применение
охарактеризовать методы, средства, формы самовоспитания студентов Воспроизведение
проанализировать технологии самовоспитания студентов Применение
6 Рубежный контроль 1 Контрольная работа (< 1 часа) объяснять модель структуры образовательного процесса Применение
анализ взаимосвязи обучения и воспитания, обучения и развития, обучения и становления в учебно-профессиональной деятельности Применение
характеризовать этапы теории планомерного формирования умственных действий Воспроизведение
проанализировать иерархию целей высшего образования Применение
проанализировать понятия: методология, метод, методика, привести примеры каждого уровня в психолого-педагогическом исследовании Применение
описать методы педагогического исследования Воспроизведение
охарактеризовать цели, задачи воспитания и развития личности в учебно-профессиональном обучении Воспроизведение
уметь анализировать структурных характеристики личности Воспроизведение
охарактеризовать методы, средства, формы самовоспитания студентов Воспроизведение
7 Психолого-педагогические вопросы воспитания в высшем образовании Индивидуальная работа охарактеризовать цели, задачи воспитания и развития личности в учебно-профессиональном обучении Воспроизведение
уметь анализировать структурных характеристики личности Воспроизведение
проанализировать в современной психолого-педагогической литературе (научных периодических изданиях) пути, формы, методы учебно-профессионального воспитания студентов Применение
охарактеризовать методы, средства, формы самовоспитания студентов Воспроизведение
проанализировать технологии самовоспитания студентов Применение
8 Основы дидактики высшего образования Лекция проанализировать актуальные проблемы современной дидактики высшей школы Применение
охарактеризовать и сравнить психологические концепции и модели обучения Применение
охарактеризовать формы обучения в высшем образовании Воспроизведение
объяснить принцип отбора методов и средств обучения при использовании различных форм Применение
9 Основы дидактики высшего образования Семинар (М) описать систему дидактики в высшем образовании Воспроизведение
проанализировать сущность, структуру и движущие силы процесса обучения Воспроизведение
охарактеризовать и сравнить психологические концепции и модели обучения Применение
объяснить принцип отбора методов и средств обучения при использовании различных форм Применение
10 Формы организации обучения в системе высшего образования Семинар (М) составить план-проспект лекционного занятия по социологической дисциплине с учетом таксономии учебных задач, методов и средств обучения Применение
составить план-проспект учебного семинарского (практического) занятия по социологической дисциплине с учетом таксономии учебных задач, методов и средств обучения Применение
проделать перспективный психолого-педагогический анализ плана-конспекта учебного занятия по социологической дисциплине Применение
11 Формы организации обучения в системе высшего образования Лекция объяснить функции, виды и структуру лекционного занятия Воспроизведение
охарактеризовать функции и виды семинарских и практических занятий Воспроизведение
охарактеризовать виды самостоятельной работы студентов Воспроизведение
12 Формы организации обучения в системе высшего образования Индивидуальная работа составить план-проспект лекционного занятия по социологической дисциплине с учетом таксономии учебных задач, методов и средств обучения Применение
составить план-проспект учебного семинарского (практического) занятия по социологической дисциплине с учетом таксономии учебных задач, методов и средств обучения Применение
проделать перспективный психолого-педагогический анализ плана-конспекта учебного занятия по социологической дисциплине Применение
13 Образовательные технологии обучения в высшем образовании Семинар (М) охарактеризовать коммуникативные технологии обучения, принципы организации модульной технологии обучения, технологии знаково-контекстного обучения Воспроизведение
проанализировать цели и возможности использования педагогических технологий в обучении социологической дисциплине Применение
различать понятия компетенции и компетентность Воспроизведение
проанализировать требования к результатам высшего образования на основе компетентностного подхода ( на примере ФГОС "Социология" уровня подготовки бакалавриата) Применение
14 Понятие о компетентностном подходе в вузе, активных методах и формах обучения как средствах его реализации Лекция различать понятия компетенции и компетентность Воспроизведение
проанализировать требования к результатам высшего образования на основе компетентностного подхода ( на примере ФГОС "Социология" уровня подготовки бакалавриата) Применение
описать методы и формы активного обучения Воспроизведение
подобрать метод /форму ( элементы) активного обучения на занятии по социологической дисциплине Творчество
15 Рубежный контроль Контрольная работа (< 1 часа) охарактеризовать и сравнить психологические концепции и модели обучения Применение
охарактеризовать формы обучения в высшем образовании Воспроизведение
объяснить функции, виды и структуру лекционного занятия Воспроизведение
охарактеризовать функции и виды семинарских и практических занятий Воспроизведение
описать методы и формы активного обучения Воспроизведение
16 Психологические основы процесса образования Лекция охарактеризовать содержание, функции и виды педагогиечской деятельности преподаватля в вузе Воспроизведение
проанализировать условия организации творческой познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов Применение
17 Психологические основы процесса образования Семинар (М) охарактеризовать виды учебно-профессиональной деятельности студентов Воспроизведение
проанализировать условия организации творческой познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов Применение
18 Психологические особенности личности студента Семинар (М) охарактеризовать виды учебно-профессиональной деятельности студентов Воспроизведение
проанализировать условия организации творческой познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов Применение
различать психологические особенности юношеского вораста Воспроизведение
выделять особенности развитости основных сфер личности в юношеском возрасте и психолого-педагогические условия их развития в учебно-профессиональном обучении Применение
19 Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе Лекция определять личностный результат обучения студента Применение
описывать проявления индивидуальных особенностей личности, акцентуаций характера и их учет в образовательной деятельности Применение
охарактеризовывать признаки одаренности студентов, условия их психолого-педагогического сопровождения Воспроизведение
проанализировать мотивацию учебно-профессиональной деятельности студентов; подобрать средства и приемы повышения учебной мотивации студентов Применение
20 Учебно-профессиональное сотрудничество и общение в контексте компетентностного подхода Лекция подобрать средства, формы организации коллективной деятельности и форм сотрудничества студентов на учебном занятии Применение
разработать элемент занятия с использованием командной работы студентов Творчество
21 Учебно-профессиональное сотрудничество и общение в контексте компетентностного подхода Семинар (М) разработать элемент занятия с использованием командной работы студентов Творчество
подобрать метод диагностики психологического климата в студенческой группе, провести его; разработать рекомендации по преодолению конфликтов в студенческом коллективе Применение
22 Рубежный контроль Контрольная работа (< 1 часа) охарактеризовать виды учебно-профессиональной деятельности студентов Воспроизведение
различать психологические особенности юношеского вораста Воспроизведение
проанализировать мотивацию учебно-профессиональной деятельности студентов; подобрать средства и приемы повышения учебной мотивации студентов Применение

Литература

Основная

  1. Афонин И.Д. Психология и педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : учебник / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. – М. : Русайнс, 2016. – 244 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61648.html -по паролю
  2. Лаптева, О.И. Педагогика и психология [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / О.И. Лаптева, И.Н. Семенов, С.Г. Куликова ; Новосибирский государственный аграрный университет, Факультет повышения квалификации научно-педагогических кадров. - Новосибирск : ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2015. - 438 с. .- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458687 – Загл. с экрана.

Дополнительная

  1. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / М.Т. Громкова. - М. : Юнити-Дана.- 446 с.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52045.html
  2. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения : учеб. и практикум для вузов : учеб. для студентов и [аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Ю. Н. Лапыгин ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2016. - 247, [2] с. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-5229-2 : 461-57.
  3. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учеб. для бакалавров, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. направлениям и специальностям / А. П. Панфилова, А. В. Долматов. - М. : Юрайт, 2016. - 486, [2] с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-3314-7 : 841-93.
  4. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании : учеб. пособие [для студентов вузов] [Текст] / [Пузанов Ю. П. и др.] ; под ред. В. В. Рубцова, А. М. Столяренко. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 303, [1] с.
  5. Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учебное пособие / испр. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. – 392 с.
  6. Солодова, Г.Г. Психология и педагогика высшей школы : электронное учебное пособие / Г.Г. Солодова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет», Институт образования, Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2017. - 55 с. - ISBN 978-5-8353-2156-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481633.
  7. Технологии профессионального образования : учебное пособие / авт.-сост. Д.А. Хохлова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь : СКФУ, 2017. - 413 с. : схем., табл. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494815
  8. Фопель, Клаус. Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов [Электронный ресурс] : практическое пособие / Клаус Фопель; пер. М. Полякова. - Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов ; 2020-04-19. - Москва : Генезис, 2017. - 360 c. - ISBN 978-5-98563-462-4. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/64224.html
  9. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шарипов Ф.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Логос, 2016. – 448 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66421.html. - ЭБС «IPRbooks»

Цифровые ресурсы

  1. Вопросы психологии [Электронный ресурс]: 1984-2008: все публикации журнала за 25 лет.- Режим доступа: http://www.voppsy.ru/
  2. Ильясов И.И. Пpoeктиpoвaниe курса обучения по учебной дисциплине / Электронный ресурс/ - И. И. Ильясов, Н.А. Галатенко Электрон. дан. – [Б. м.], [2009]. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/102/42102/files/index.html - Загл. с экрана.
  3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/- Загл. с экрана.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Психология и педагогика высшего образования (Б1.Б2): Рабочая программа: Учебно-методическое обеспечение дисциплины// Образовательный портал СурГПУ [Электронный ресурс]: Направление подготовки 39.04.01 Социологические науки Направленность «Социология региональных процессов» / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Алферова Е.И. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.