бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 11, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 12, 2020
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ОД.2.1 Методология и методы психолого-педагогического исследования, 2 семестр

А-9111, 44.06.01, Образование и педагогические науки (направленность Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1 - владение методологией и методами педагогического исследования Владение методами исследования и критериями их выбора для решения исследовательских задач операциональный
Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования; операциональный
Умение проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой; операциональный
Уметь поставить проблему, изучать опыт, предвосхищать трудности и находить способы их преодоления, видеть предполагаемые эффекты преобразования и их риски (социальные, экономические, личностные) операциональный
ОПК-2 - владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий Владение общей схемой целеполагания, проектирования и прогнозирования результатов научного педагогического исследования и выбора оптимальных условий его реализации. операциональный
Владение способами проектирования и планирования педагогического эксперимента в соответствии с нормативными и этическими требованиями к его организации; операциональный
Умение выбирать методы научного педагогического исследования в соответствии с целью, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий. операциональный
Умение осуществлять анализ и оценку результатов научного педагогического исследования операциональный
Умение осуществлять целеполагание, проектирование и прогнозирование результатов научного педагогического исследования и выбирать оптимальные условия его реализации. операциональный
ОПК-3 - способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований Владение умениями выбирать и обосновывать содержание этапов научно-исследовательской работы, обработать и интерпретировать данные научно-исследовательской работы операциональный
Владение умениями применения результатов педагогического исследования в образовательном процессе операциональный
ОПК-4 - готовность организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук Умение планировать работу исследовательского коллектива студентов операциональный
Умение планировать собственную деятельность по участию в работе исследовательского коллектива операциональный
УК-1 - способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Владение общей схемой оценки современных научных достижений в конкретной области исследования операциональный
Владение способами определения критериев научности знания операциональный
УК-2 - способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки Умение анализировать и сравнивать результаты теоретических и эмпирических исследований операциональный
Умение логически корректно ставить и решать научные и практические проблемы операциональный
Умение определять цель, предмет и средства научной деятельности операциональный
УК-3 - готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач Владение общей схемой организации деятельности исследовательского коллектива по решению научных и научно-образовательных задач операциональный
Владение способом оценки результатов деятельности исследовательского коллектива по решению научных и научно-образовательных задач операциональный
Умение учствовать в работе исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование готовности аспирантов к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и участию в инновационных процессах в сфере образования

Задачи

  1. Развивать и систематизировать знания аспирантов об организации эффективного научного исследования, позволяющего получить достоверные результаты для продуктивного использования их в образовательной практике;
  2. Способствовать овладению научными методами получения современных научных знаний и формированию умений по проектированию и осуществлению психолого-педагогического исследования, организации продуктивного взаимодействия с коллегами по решению научных и научно-исследовательских задач.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 32.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 20.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 76.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0.5 ч. из 0.5 ч.
Часов в неделю 2.46 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы методологии психолого-педагогического исследования Развитие и систематизация знаний аспирантов об организации эффективного научного исследования, позволяющего получить достоверные результаты для продуктивного использования их в образовательной практике; Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования; Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования. Умение давать характеристику сущности, видов, структуры научного исследования, общей схемы и специфики построения научного исследования, требований к исследовательской деятельности в сфере образования.
  • Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования. Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности
  • Современные проблемы методологии науки и образования. Общая методология психолого-педагогического исследования.
  • Сущность теории и ее роль в научном исследовании.Связь научной теории, метода и предмета исследования
  • Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата).
  • Научная гипотеза.
  • Этапы психолого-педагогического исследования: подготовка, организация, проведение
  • Организация научного коллектива
  • Рубежный контроль
Модуль 2. Способы организации и реализации научно-исследовательской деятельности для решения профессиональных задач Способствовать овладению научными методами получения современных научных знаний и формированию умений по проектированию и осуществлению психолого-педагогического исследования, организации продуктивного взаимодействия с коллегами по решению научных и научно-исследовательских задач. Умение использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности; Умение проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой; Владение способами публичной речи, аргументации, ведения дискуссии
  • Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования
  • Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. Педагогический эксперимент
  • Обработка результатов эмпирического этапа исследования.
  • Структура исследовательской работы, характеристика её основных компонентов
  • Язык и стиль научного рассуждения
  • Библиографический аппарат в научном документе
  • Промежуточная аттестация - Публичная защита текста научно-исследовательской работы - зачет.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования. Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности Вариативное задание 2.0 1
2 Сущность теории и ее роль в научном исследовании.Связь научной теории, метода и предмета исследования Вариативное задание 2.0 1
3 Современные проблемы методологии науки и образования. Общая методология психолого-педагогического исследования. Лекция 2.0 2
4 Современные проблемы методологии науки и образования. Общая методология психолого-педагогического исследования. Самостоятельное изучение 6.0 2
5 Сущность теории и ее роль в научном исследовании.Связь научной теории, метода и предмета исследования Самостоятельное изучение 6.0 3
6 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Лекция 2.0 4
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Семинар 6.0 4
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Индивидуальная работа 0.5 4
9 Научная гипотеза Семинар 2.0 5
10 Этапы психолого-педагогического исследования: подготовка, организация, проведение Семинар 2.0 6
11 Организация научного коллектива Семинар 2.0 7
12 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 8
13 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Лекция 2.0 9
14 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Семинар 2.0 9
15 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение 4.0 9
16 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. Педагогический эксперимент Семинар 4.0 10
17 Обработка результатов эмпирического этапа исследования. Самостоятельное изучение 6.0 11
18 Структура исследовательской работы, характеристика её основных компонентов Семинар 2.0 11
19 Язык и стиль научного рассуждения Самостоятельное изучение 6.0 12
20 Библиографический аппарат в научном документе Контрольная работа 2.0 12
21 Язык и стиль научного рассуждения Вариативное задание 4.0 12
22 Промежуточная аттестация - Публичная защита текста научно-исследовательской работы - зачет. Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования. Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности Вариативное задание Владение способами выбора и постановки компонентов аппарата научного исследования; Применение
Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой Применение
2 Сущность теории и ее роль в научном исследовании.Связь научной теории, метода и предмета исследования Вариативное задание Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования Применение
3 Современные проблемы методологии науки и образования. Общая методология психолого-педагогического исследования. Лекция Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования, моделировать способы их решения, прогнозировать результаты, оценивать последствия и риски Применение
Умение объяснять зависимость успешности научного исследования от соблюдения исследователем методологических принципов при организации исследовательской деятельности. Применение
Умение обосновать этические нормы осуществления психолого-педагогического исследования Воспроизведение
4 Современные проблемы методологии науки и образования. Общая методология психолого-педагогического исследования. Самостоятельное изучение Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования, моделировать способы их решения, прогнозировать результаты, оценивать последствия и риски Применение
Умение объяснять зависимость успешности научного исследования от соблюдения исследователем методологических принципов при организации исследовательской деятельности. Применение
Умение обосновать этические нормы осуществления психолого-педагогического исследования Воспроизведение
5 Сущность теории и ее роль в научном исследовании.Связь научной теории, метода и предмета исследования Самостоятельное изучение Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования Применение
6 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Лекция Владение способами выбора и постановки компонентов аппарата научного исследования; Применение
Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой Применение
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Семинар Владение способами выбора и постановки компонентов аппарата научного исследования; Применение
Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой Применение
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Индивидуальная работа Владение способами выбора и постановки компонентов аппарата научного исследования; Применение
Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой Применение
9 Научная гипотеза Семинар Владение способом постановки и проверки научной гипотезы Применение
10 Этапы психолого-педагогического исследования: подготовка, организация, проведение Семинар Владение способом проектирования психолого-педагогического исследования Применение
11 Организация научного коллектива Семинар Умение проектировать способ выбора стиля и методов управления научным коллективом Применение
Умение планировать собственную деятельность по участию в работе исследовательского коллектива Применение
Умение планировать работу исследовательского коллектива студентов Применение
12 Рубежный контроль Контрольная работа Понимание требований научно-исследовательской деятельности к ее субъекту Воспроизведение
Умение интерпретировать подходы к соотношению репродуктивного и творческого начал в деятельности исследователя, особенности творческой деятельности. Применение
Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования, моделировать способы их решения, прогнозировать результаты, оценивать последствия и риски Применение
Умение объяснять зависимость успешности научного исследования от соблюдения исследователем методологических принципов при организации исследовательской деятельности. Применение
Умение обосновать этические нормы осуществления психолого-педагогического исследования Воспроизведение
Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования Применение
Владение способами выбора и постановки компонентов аппарата научного исследования; Применение
Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой Применение
Владение способом постановки и проверки научной гипотезы Применение
Владение способом проектирования психолого-педагогического исследования Применение
Умение проектировать способ выбора стиля и методов управления научным коллективом Применение
Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования; Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования. Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой. Умение проектировать способ выбора стиля и методов управления научным коллективом. Применение
Умение планировать собственную деятельность по участию в работе исследовательского коллектива Применение
Умение планировать работу исследовательского коллектива студентов Применение
13 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Лекция Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
14 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Семинар Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
15 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
16 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. Педагогический эксперимент Семинар Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
17 Обработка результатов эмпирического этапа исследования. Самостоятельное изучение Умение использовать статистические методы обработки результатов психолого-педагогического исследования Применение
Умение оформлять результаты психолого-педагогического исследования в таблице, рис., графике и др. Применение
18 Структура исследовательской работы, характеристика её основных компонентов Семинар Владение способом проектирования структуры исследовательской работы Применение
19 Язык и стиль научного рассуждения Самостоятельное изучение Владение способом составления научного текста, научной статьи, рецензии на научную статью Применение
20 Библиографический аппарат в научном документе Контрольная работа Владение способом составления библиографических записей Применение
21 Язык и стиль научного рассуждения Вариативное задание Владение способом составления научного текста, научной статьи, рецензии на научную статью Применение
22 Промежуточная аттестация - Публичная защита текста научно-исследовательской работы - зачет. Промежуточная аттестация (зачет) Владение методологией научного исследования Применение
Владение способами публичной речи, аргументации, ведения дискуссии Применение

Литература

Основная

  1. Колесникова, Г. И. Методология психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям: 190007 - Педагогическая психология, 090011 - Социальная философия, 090005 - Социальная психология / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 318, [1] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО.
  2. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавриата, магистратуры и аспирантов.- М.: Издателсько-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. - 284 с.
  3. Мандель, Б.Р. Методология и методы организации научного исследования в педагогике [Электронный ресурс]: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 340 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека online». –Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486259
  4. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2018. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.
  5. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований : учеб. пособие [для бакалавров, магистрантов, аспирантов] / В. М. Полонский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 219, [1] с.

Дополнительная

  1. Горелов Н.А. Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов. М.: Издательство Юрайт, 2018. – 290 с.
  2. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс] : словарь-справочник / сост. Гордиенко В.Н. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 83 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks» . - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59226.html
  3. Методология педагогики: монография / Е.А. Александрова, Р.М. асадуллин, Е.В. Бережнова; под общей ред. В.Г. Рындак. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 296 с.
  4. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта, 2016. - 204 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458 -Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.В.ОД.2.1 Методология и методы психолого-педагогического исследования А-9111, 44.06.01, Образование и педагогические науки, зачет [Электронный ресурс] / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.