бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа*

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
О.В. Власова декан факультета

Б1.В.ДВ.14 ДВ: Критическое мышление в современном информационном обществе, 4 семестр 1 полусеместр

Б-8241, 39.03.03, Организация работы с молодежью, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-32 – умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействовать с молодежными средствами массовой информации знать общие свойства познания и мышления, а также их ошибок знаниевый
знать признаки, принципы и компоненты критического мышления знаниевый
уметь выделять основные признаки критического мышления ориентировочный
уметь находить и оценивать лженаучную и ложную информацию ориентировочный
владеть навыками идентификации и анализа сомнительной в теоретическом и эмпирическом плане информации в различных областях жизнедеятельности современного человека операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов основ критического и научно-скептического мышления в информационной среде

Задачи

  1. Осмыслить ключевые признаки, компоненты и способы критического мышления в современном обществе
  2. Научиться применять принципы и методы критического мышления для выявления ложной и псевдонаучной информации

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 18.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 3.27 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Специфика и функции критического мышления в современном обществе Cформировать общее представление о ключевых признаках, функциях, компонентах и способах критического мышления Иметь представление об общих свойствах познания и мышления, а также их ошибках; Знать признаки, функции, принципы и компоненты критического мышления; обладать знаниями о лженаучной и научной информации, а также различные виды лженаучных и паранормальных учений; уметь анализировать возможные негативные последствия некритического использования информации;.
  • Разум, познание и знание
  • Ошибки, заблуждения, обман
  • Признаки и стиль критического мышления
Критическое мышление как инструмент в выявлении ложной и псевдонаучной информации опробование принципов и методов критического мышления для выявления ложной и псевдонаучной информации Иметь представления об основных признаках лженаучной и научной информации, а также различных видах лженаучных и паранормальных учений; уметь находить и оценивать лженаучную и ложную информацию; уметь анализировать информацию из различных источников с использованием принципов и методов критического мышления; обладать навыками идентификации ложной и провокационной информации в различных сферах жизнедеятельности
  • Мошенничество и его виды
  • Альтернативные медицинские практики
  • Лженаука
  • Паранормальное
  • Логика критического мышления и преодоления заблуждений

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Разум, познание и знание Лекция 2.0 1
2 Разум, познание и знание Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Разум, познание и знание Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
4 Ошибки, заблуждения, обман Лекция 2.0 2
5 Ошибки, заблуждения, обман Самостоятельное изучение 2.0 2
6 Ошибки, заблуждения, обман Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
7 Признаки и стиль критического мышления Лекция 2.0 3
8 Признаки и стиль критического мышления Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
9 Мошенничество и его виды Лекция 2.0 4
10 Мошенничество и его виды Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
11 Мошенничество и его виды Индивидуальная работа 1.0 4
12 Рубежный контроль №1 Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) 2.0 5
13 Альтернативные медицинские практики Лекция 2.0 6
14 Альтернативные медицинские практики Самостоятельное изучение 2.0 6
15 Альтернативные медицинские практики Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
16 Лженаука Лекция 2.0 7
17 Лженаука Самостоятельное изучение 4.0 7
18 Лженаука Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
19 Лженаука Индивидуальная работа 2.0 7
20 Паранормальное Лекция 2.0 8
21 Паранормальное Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
22 Логика критического мышления и преодоления заблуждений Лекция 2.0 9
23 Логика критического мышления и преодоления заблуждений Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 9
24 Рубежный контроль № 2 Минизачет (Тр. - 72) до 2019 г. 2.0 10
25 Рубежный контроль № 2 Индивидуальная работа 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Разум, познание и знание Лекция давать определение понятию разума, познания, мышления как объекта исследования Воспроизведение
Охарактеризовывать специфику и функции мышления Воспроизведение
2 Разум, познание и знание Самостоятельное изучение давать определение понятию разума, познания, мышления как объекта исследования Воспроизведение
Охарактеризовывать специфику и функции мышления Воспроизведение
Охарактеризовывать виды знания и познания, а также специфику незнания, Воспроизведение
3 Разум, познание и знание Практическая работа (К-т. 50/50) Результаты не указаны
4 Ошибки, заблуждения, обман Лекция объяснять глубинные истоки и основания ошибки Воспроизведение
описывать соотношение между собой ошибки, заблуждении, лжи и обмана Воспроизведение
5 Ошибки, заблуждения, обман Самостоятельное изучение объяснять глубинные истоки и основания ошибки Воспроизведение
описывать соотношение между собой ошибки, заблуждении, лжи и обмана Воспроизведение
6 Ошибки, заблуждения, обман Практическая работа (К-т. 50/50) объяснять глубинные истоки и основания ошибки Воспроизведение
описывать соотношение между собой ошибки, заблуждении, лжи и обмана Воспроизведение
7 Признаки и стиль критического мышления Лекция давать определение понятию "рефлексия" Узнавание
Охарактеризовывать области, на которые направлена рефлексия, особенности актов самосознания как рефлексивных актов Воспроизведение
8 Признаки и стиль критического мышления Практическая работа (К-т. 50/50) давать определение понятию "рефлексия" Узнавание
Охарактеризовывать области, на которые направлена рефлексия, особенности актов самосознания как рефлексивных актов Воспроизведение
анализировать основные характеристики исследовательского скептицизма Воспроизведение
описывать и анализировать основные стороны критического мышления, его функции и принципы Воспроизведение
9 Мошенничество и его виды Лекция описывать особенности современного шарлатанства; главные мишени шарлатанства; виды мошенничества, бытующие в России; области проявления мошенничества. Воспроизведение
10 Мошенничество и его виды Практическая работа (К-т. 50/50) описывать особенности современного шарлатанства; главные мишени шарлатанства; виды мошенничества, бытующие в России; области проявления мошенничества. Воспроизведение
11 Мошенничество и его виды Индивидуальная работа описывать особенности современного шарлатанства; главные мишени шарлатанства; виды мошенничества, бытующие в России; области проявления мошенничества. Воспроизведение
12 Рубежный контроль №1 Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) давать определение понятию разума, познания, мышления как объекта исследования Воспроизведение
Охарактеризовывать специфику и функции мышления Воспроизведение
Охарактеризовывать виды знания и познания, а также специфику незнания, Воспроизведение
анализировать основные характеристики исследовательского скептицизма Воспроизведение
описывать особенности современного шарлатанства; главные мишени шарлатанства; виды мошенничества, бытующие в России; области проявления мошенничества. Воспроизведение
охарактеризовывать целительство и его виды, выделять отличие целительства от медицины. Воспроизведение
описывать правила опровержимости, место логичности и всесторонности в критическом мышлении. Воспроизведение
13 Альтернативные медицинские практики Лекция охарактеризовывать целительство и его виды, выделять отличие целительства от медицины. Воспроизведение
14 Альтернативные медицинские практики Самостоятельное изучение охарактеризовывать целительство и его виды, выделять отличие целительства от медицины. Воспроизведение
Описывать эффект плацебо. Воспроизведение
15 Альтернативные медицинские практики Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовывать целительство и его виды, выделять отличие целительства от медицины. Воспроизведение
Описывать эффект плацебо. Воспроизведение
16 Лженаука Лекция Охарактеризовывать различия между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой Воспроизведение
17 Лженаука Самостоятельное изучение Охарактеризовывать различия между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой Воспроизведение
18 Лженаука Практическая работа (К-т. 50/50) Охарактеризовывать различия между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой Воспроизведение
19 Лженаука Индивидуальная работа Охарактеризовывать различия между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой Воспроизведение
20 Паранормальное Лекция охарактеризовывать основные типы заявлений о паранормальных феноменах; основные смыслы понятия «паранормальное». Воспроизведение
Выделять психологические и социальные причины распространения паранормальных верований Воспроизведение
21 Паранормальное Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовывать основные типы заявлений о паранормальных феноменах; основные смыслы понятия «паранормальное». Воспроизведение
Выделять психологические и социальные причины распространения паранормальных верований Воспроизведение
22 Логика критического мышления и преодоления заблуждений Лекция описывать правила опровержимости, место логичности и всесторонности в критическом мышлении. Воспроизведение
описывать основные рекомендации критического разума, принципы критического мышления. Воспроизведение
23 Логика критического мышления и преодоления заблуждений Практическая работа (К-т. 50/50) описывать правила опровержимости, место логичности и всесторонности в критическом мышлении. Воспроизведение
описывать основные рекомендации критического разума, принципы критического мышления. Воспроизведение
24 Рубежный контроль № 2 Минизачет (Тр. - 72) до 2019 г. описывать правила опровержимости, место логичности и всесторонности в критическом мышлении. Воспроизведение
описывать основные рекомендации критического разума, принципы критического мышления. Воспроизведение
25 Рубежный контроль № 2 Индивидуальная работа описывать особенности современного шарлатанства; главные мишени шарлатанства; виды мошенничества, бытующие в России; области проявления мошенничества. Воспроизведение
охарактеризовывать целительство и его виды, выделять отличие целительства от медицины. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. История и философия науки : учеб. для аспирантов и соискателей соц.-гуманитар. и техн. науч. специальностей, а также для магистрантов соц.-гуманитар. и техн. направлений подгот. / Т. П. Матяш [и др.] ; отв. ред. К. В. Воденко. - М. : КноРус, 2016. - 272 с. - (Аспирантура). - Гриф УМО.
  2. История и философия науки : учеб. для вузов : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и естеств.-науч. направлениям и специальностям / под общ. ред. А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 360, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.
  3. Рузавин, Г.И. Основы логики и аргументации [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.И. Рузавин. - Основы логики и аргументации ; 2020-10-10. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 320 c. - ISBN 978-5-238-01264-3. http://www.iprbookshop.ru/71035.html

Дополнительная

  1. Булдаков, С.К. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие по дисциплине "История и философия науки" для аспирантов и соискателей ученой степени по прогр. кандид. минимума.– М. : РИОР, [2013]. - 140, [1] с.
  2. Готтхард Бехманн Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний [Электронный ресурс]/ Готтхард Бехманн— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2015.— 248 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70709.html.— Загл. с экрана
  3. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  4. Стивен Левитт Фрикомыслие [Электронный ресурс]: нестандартные подходы к решению проблем/ Стивен Левитт, Стивен Дабнер— Электрон. текстовые данные.— М.: Альпина Паблишер, 2016.— 199 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41498.html.— Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Антропогенез.ру Режим доступа: http://antropogenez.ru/
  2. Клуб скептиков Режим доступа: http://www.skeptik.net/
  3. Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. URL: http://klnran.ru/
  4. Кувакин В.А. Не дай себя обмануть. Введение в теорию практического мышления [Электронный ресурс]. – М.: МедиаМир, 2015. 360 с. Режим доступа: http://nkozlov.ru/book/28-ne-dai-sebja-obmanut-vvedenie-v-teoriyu-prakticheskogo-myshlenija.html
  5. Куртц П. - Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. Режим доступа
  6. Левитин Д. Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды [Электронный ресурс]. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с. - Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=KUo7DwAAQBAJ&pg=PT12&lpg=PT12&dq=левитин+д+путеводитель+по+лжи#v=onepage&q=левитин д путеводитель по лжи&f=false
  7. Общество скептиков. Режим доступа: https://skepticsociety.ru/
  8. Саган К. Мир, полный демонов. Наука - как свеча во тьме [Электронный ресурс]:. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 538 с. Режим доступа: https://fantlab.ru/work399242

Источники

  1. Архив. Бюллетень в защиту науки. - Режим доступа: hhttp://www.ras.ru/digest/fdigestlist/bulletin.aspx
  2. Архив. Журнал Здравый смысл. Режим доступа: http://humanism.su/ru/magazine.phtml
  3. База социологических данных / ВЦИОМ. - Режим доступа: http://wciom.ru/database/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Критическое мышление в современном информационном обществе [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки Организация работы с молодежью / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.С. Богдан. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.