бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано June 7, 2019 утверждено Oct. 8, 2019
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 25, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 26, 2019

Б1.В.ОД.25 Технология педагогического сопровождения социализации младших школьников, 7 семестр

Б-06021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации младших школьников (ПК-5) знать особенности педагогического сопровождения социализации младших школьников знаниевый
владеть способами разработки модели педагогического сопровождения социализации младшего школьника. Владеть способом описания деятельностного компонента педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей (этапы, вид ситуации, субъекты ситуации, приемы и методы организации педагогического сопровождения, планируемые результаты) ориентировочный
уметь отбирать содержание, методы, формы педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей. Уметь проектировать содержание педагогического сопровождения социализации младших школьников в зависимости от решаемой профессиональной задачи операциональный
иметь опыт анализа типичных педагогических ситуаций с целью определения возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающимися начальной. Иметь опыт в разработке содержания педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решаемой профессиональной задачи опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умений по проектированию содержания педагогического сопровождения социализации младших школьников

Задачи

  1. Овладеть способами обоснования методологической основы технологии педагогического сопровождения социализации младших школьников
  2. Научиться осуществлять обоснованный выбор форм, методов и средств педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решения профессиональной проблемы

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 2.0 ч. (7.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретико-методологические основы технологии педагогического сопровождения социализации детей младшего школьного возраста Овладеть способами обоснования методологической основы технологии педагогического сопровождения социализации детей младшего школьного возраста Обоснование методологической осовы технологии педагогического сопровождения социализации детей младшего школьного возраст
  • Социализация как проблема современной педагогической науки
  • Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях
  • Развитие идеи сопровождения в истории и теории отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение)
  • Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО
Модуль 2. Практические основы реализации технологии педагогического сопровождения социализации младших школьников Научиться осуществлять обоснованный выбор форм, методов и средств педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решения профессиональной проблемы Осуществление обоснованного выбора форм, методов и средств педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решения профессиональной проблемы
  • Модели педагогического сопровождения
  • Организационно-педагогическое сопровождение: специфика, субъекты и их функции
  • Тьюторское сопровождение социализации младших школьников
  • Педагогическое сопровождение детей с разным уровнем возможностей
  • Проектирование педагогического сопровождения социализации младших школьников

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение) Самостоятельное изучение 10.0 1
2 Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение) Лекция 2.0 1
3 Социализация как проблема современной педагогической науки Лекция 2.0 1
4 Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
5 Рубежный контроль по модулю 1 Вариативное задание 2.0 1
6 Организационно-педагогическое сопровождение: специфика, субъекты и их функции Самостоятельное изучение 12.0 2
7 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Самостоятельное изучение 16.0 2
8 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Самостоятельное изучение 16.0 2
9 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
10 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 4.0 4

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение) Самостоятельное изучение Уметь описывать этапы процесса сопровождения, виды ситуаций сопровождения Применение
Уметь описывать взаимосвязь и различия педагогического сопровождения и педагогической поддержки Применение
Уметь анализировать технологии сопровождения в образовании Применение
Уметь описывать роль известных отечественных и зарубежных педагогов в становлении и осмыслении феномена сопровождения социализации личности младшего школьника. Применение
Уметь описывать модели педагогического сопровождения в НОО Применение
2 Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение) Лекция Описывать этапы процесса сопровождения, классификации ситуации сопровождения Воспроизведение
Выявлять интерпретацию понятия «педагогическое сопровождение» в современной науке Воспроизведение
Описывать формы и направления педагогического сопровождения Применение
Выявлять концептуальные подходы к педагогическому сопровождению в отечественном и зарубежном образовании. Воспроизведение
Выделять характеристические признаки технологи педагогического сопровождения социализации младших школьников Применение
3 Социализация как проблема современной педагогической науки Лекция Описывать общее понятие о социализации личности младшего школьника. Воспроизведение
Определять характеристику основных внешних и внутренних движущих сил, обеспечивающих реализацию социального потенциала развития младших школьников Применение
4 Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО Практическая работа (К-т. 50/50) Выявлять основные характеристики вариантов педагогической поддержки социализации младших школьников Воспроизведение
Уметь анализировать педагогические ситуации, требующи педагогического сопровождения социализации младшего школьника Применение
Уметь описывать основные теоретические и инструментальные представления о поддержке как особой педагогической деятельности, механизмы ее реализации. Применение
Описывать способы выделения групп школьников имеющих проблемы в социализации в начальной школе Применение
Выделять критерии отбора видов педагогической поддержки в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Уметь выбирать варианты педагогической поддержки в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Выявлять знанчение позиции педагога в социализации младших школьников Воспроизведение
5 Рубежный контроль по модулю 1 Вариативное задание Выделять характеристические признаки технологи педагогического сопровождения социализации младших школьников Применение
Уметь описывать модели педагогического сопровождения в НОО Применение
6 Организационно-педагогическое сопровождение: специфика, субъекты и их функции Самостоятельное изучение Выявлять специфику, субъектов и их функции организационно-педагогического сопровождения Применение
Уметь описывать модели организационно-педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости отрешаемой профессиональной задачи Применение
7 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Самостоятельное изучение Описывать содержание, формы и техники тьюторского сопровождения социализации младшего школьника Воспроизведение
Описывать основные схемы тьюторского сопровождения Воспроизведение
Описывать ресурсную схему тьюторского сопровождения, этапы тьюторского сопровождения, масштаб тьюторской деятельности. (Т.М. Ковалева) Воспроизведение
Знать нормативно-правовые акты сферы оьбразования регламетирующие деятельность тьютора в общеобразовательной школе Воспроизведение
8 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Самостоятельное изучение Описывать нормативно-правовые документы в сфере педагогического сопровождения социализации младших школьников Воспроизведение
Описывать требования к проектированию содержания педагогического сопровождения социализации младших школьников Применение
Владеть способом описания деятельностного компонента педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей (этапы, вид ситуации, субъекты ситуации, приемы и методы организации педагогического сопровождения, планируемые результаты) Применение
Владение способом обоснования условий для сопровождения социализации младших школьниковс особыми образовательными потребностями (высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся) Применение
9 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь проектировать содержание педагогического сопровождения социализации младших школьников в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Уметь осуществлять выбор методов и видов педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Иметь опыт в разработке содержания педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решаемой профессиональной задачи Творчество
Уметь выделять проблемы младших школьников в социализации Применение
Уметь обосновывать правильность выбора методов и форм сопровождения социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями (с высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся) Применение
Опыт анализа типичных педагогических ситуаций с целью определения возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающимися начальной школы Применение
10 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Выявлять сущность сопровождения, цель и задачи сопровождения. Функции и принципы сопровождения Воспроизведение
Описывать этапы процесса сопровождения, классификации ситуации сопровождения Воспроизведение
Выявлять интерпретацию понятия «педагогическое сопровождение» в современной науке Воспроизведение
Описывать формы и направления педагогического сопровождения Применение
Описывать требования к проектированию содержания педагогического сопровождения социализации младших школьников Применение
Владеть способом описания деятельностного компонента педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей (этапы, вид ситуации, субъекты ситуации, приемы и методы организации педагогического сопровождения, планируемые результаты) Применение

Литература

Основная

  1. Социальная педагогика : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям / [С. А. Расчетина и др.] ; отв. ред.: С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. - М. : Юрайт, 2018.
  2. Социальная педагогика [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / ред. И. А. Липской; ред. Л. Е. Сикорская. - Москва : Дашков и Ко, 2014. - 279 с. - («Учебные издания для бакалавров»). - ISBN 978-5-394-02024-7. – Доступ с сайта Университетской библиотеки Online. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135057
  3. Теория и методика воспитания младших школьников : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, [студентов факультетов начального образования педагогических вузов, магистрантов и аспирантов] / Е. Н. Землянская ; Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2015.
  4. Теория и методика игры : учебник и практикум для прикладного бакалавриата [Текст]/ О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной, О.А. Степановой. - 2-е изд. исправ. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016.

Дополнительная

  1. Вестник образования. - 2017. - № 22.
  2. Начальная школа. - 2016. - № 7.
  3. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учеб. для бакалавров, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. направлениям и специальностям / А. П. Панфилова, А. В. Долматов. - М. : Юрайт, 2016. - 486, [2] с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф УМО.
  4. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учеб. и практикум для акад. баклавриата : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / под общ. ред. А. С. Обухова ; Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2016. - 421, [2] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.
  5. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика [Текст]: учебник /А.Н. Ходусов. - 2-е изд. , доп. - М. : ИНФРА-М, 2017.
  6. Цаплина, О.В. Психология воспитания [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.В. Цаплина. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 182 c. - ISBN 978-5-4486-0249-8. http://www.iprbookshop.ru/72813.html
  7. Цибульникова, В.Е. Тьюторство в образовании [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / В.Е. Цибульникова. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016. - 40 c. - ISBN 978-5-4263-0403-1. http://www.iprbookshop.ru/72522.html

Цифровые ресурсы

  1. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования // Институт системных исследований и координации социальных процессов [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html
  2. Амузинская Е. А. Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе учета уровня и характера их школьной тревожности // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 470-473. — URL https://moluch.ru/archive/60/8701/
  3. Дьячкова М. А. Психолого-педагогическое сопро - вождение одаренных детей в образовательных учрежде - ниях : учебное пособие. – Екатеринбург : Издательско-по - лиграфическое предприятие «Макс-Инфо» , 2015: [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4112/1/uch00090.pdf
  4. Забоева М.А., К вопросу о соотношении понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка»: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-9.pdf
  5. Змиева С. И., Свиридов А. Н. Инновационные технологии в деятельности учителей начальных классов Алтайского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S23. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14780.htm
  6. Змиева С.И. Социализированность младших школьников в сфере финансовой грамотности: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://obs.altspu.ru/dc/pdf/sheptenko3.pdf
  7. Исакова Е.К., Лазаренко Д.В. К определению понятия педагогическое сопровождение // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm
  8. Камалова О.Н. Технологии сопровождения развития и социально-педагогической поддержки одаренных детей в образовательном учреждении: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://obs.altspu.ru/dc/pdf/sheptenko3.pdf
  9. Мардахаев Б. Социальная педагогика: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://socioline.ru/pages/lv-mardahaev- sotsialnaya-pedagogika
  10. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения : [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
  11. Соколова, Е. А. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка: взаимосвязь и различия. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: conference.osu.ru
  12. Шавринова, Е. Н. (2008). Педагогическая поддержка ребенка в содержании воспитательнойдеятельности педагога. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, (58), 491-495. https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-rebenka-v-soderzhanii-vospitatelnoydeyatelnosti-pedagoga

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011. - 51, [2] с. - (Стандарты второго поколения).

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.25 Технология педагогического сопровождения социализации младших школьников [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Ученая программа. Б1.В.ОД.25 Технология педагогического сопровождения социализации младших школьников [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование»/ БУ ВО ХМАО_Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.