бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано June 19, 2019 утверждено Oct. 8, 2019
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 27, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2019

Б1.В.ДВ.04.01 ДВ: Культурно-просветительская деятельность в сфере образования, 5 семестр

Б-07021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (11) знание основных затруднений затруднений педагога при использовании систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в сфере культурно-просветительской деятельности знаниевый
владеет способами выделения затруднений педагога при использовании систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в сфере культурно-просветительской деятельности ориентировочный
умение обосновать пути преодаление затруднений педагога при использовании систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в сфере культурно-просветительской деятельности операциональный
готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) знание нормативных документов, регламетирующих культурно-просветиткльскую деятельность педагога НОО знаниевый
владение обобщенным способом анализа нормативных документов, регламентирующих культурно-просветительскю деятельность в сфере образования ориентировочный
умеет анализировать нормативные документы, регламентирующие культурно-просветительскую деятельность в сфере образования операциональный
опыт нализа нормативных документов, регламентирующих культурно-просветительскую деятельность в сфере образования опыт
способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9) знает особенности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся знаниевый
владеет способами оценки индивидуального маршрута обучающихся в рамках культурно-просветительской деятельности ориентировочный
умеет отбирать методы, средства и формы для проектирования индивидульных образовательных маршрутов обучающихся операциональный
опыт разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся опыт
способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10) знает особенности проектирования своего профессионального роста и личностного развития знаниевый
владеет критериями отбора средств и форм проектирования своего профессионального роста и личного развития ориентировочный
умеет отбирать средства и формы проектирования своего профессионального роста и личностного развития операциональный
опыт проектирования траектории своего профессионального роста и личностного развития опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться организовывать культурно-просветительскую работу с обучающимися начальной школы и их родителями

Задачи

  1. Овладеть теоретическими основами организации культурно-просветительской работы с обучающимися начальной школы и их родителями
  2. Овладеть формами и методами организации культурно-просветительской работы с обучающимися начальной школы и их родителями

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 5.0 ч.
Часов в неделю 0.62 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы культурно-пpосветительской работы с обучающимися начальной школы и их родителями Овладеть теоретическими основами культурно-просветительской работы с обучающимися начальной школы и их родителями Владение теоретическими основами культурно-просветительской работы с обучающимися начальной школы и их родителями
  • Развитие просветительства в России
  • Особенности восприятия информации
  • Культурно-просветительская деятельность педагога
Методические основы организации культурно-просветительской работы с обучающимися начальной школы и их родителями Овладеть формами и методами организации культурно-просветительской работы с обучающимися начальной школы и их родителями Владение формами и методами организации культурно-просветительской работы с обучающимися начальной школы и их родителями
  • Законодательная регламентация культурно-просветительской работы педагога
  • Информационно-просветительские технологии работы
  • Интерактивные формы культурно-просветительской работы в НОО
  • Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Развитие просветительства в России Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
2 Социально-психологические закономерности восприятия информации Самостоятельное изучение 14.0 1
3 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
4 Рубежный контроль модуля 1 Вариативное задание 2.0 3
5 Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
6 Законодательная регламентация просветительской деятельности. Самостоятельное изучение 12.0 5
7 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
8 Технологии информационно- просветительской работы педагога с родителями Самостоятельное изучение 10.0 9
9 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Самостоятельное изучение 6.0 10
10 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Самостоятельное изучение 8.0 12
11 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 4.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Развитие просветительства в России Практическая работа (К-т. 50/50) Выделяет основания для периодизации просветительской работы в России (до революции, в советский период, современная Россия) Воспроизведение
2 Социально-психологические закономерности восприятия информации Самостоятельное изучение Знает виды и свойства восприятия Воспроизведение
3 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Практическая работа (К-т. 50/50) Выбирает информационно-просветительские технологии для работы с родителями в зависимости от направления культурно-просветительской работы учителя начальной школы Применение
4 Рубежный контроль модуля 1 Вариативное задание Определяет цели и задачи культурно-просветительской работы с обучающимися начальной школы и их родителями в зависимости от направления просветительской работы педагога Воспроизведение
Характеризует традиционные и инновационные формы и методы культурно-просветительской работы педагога с обучающимися начальной школы и их родителми Воспроизведение
Умеет выделять критерии отбора форм и методов культурно-просветительской работы с обучающимися начальной школы и их родителями Применение
Умеет при организации просветительской работы с родителями выделять и конкретизировать профессиональные трудности и придавать им статус профессиональных задач Применение
5 Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризует традиционные и инновационные формы и методы культурно-просветительской работы педагога с обучающимися начальной школы и их родителми Воспроизведение
Умеет выделять критерии отбора форм и методов культурно-просветительской работы с обучающимися начальной школы и их родителями Применение
Умеет при организации просветительской работы с родителями выделять и конкретизировать профессиональные трудности и придавать им статус профессиональных задач Применение
Подбирает диагностический материал для выявления запросов и потребностей родителей младших школьников в педагогическом просвещении Применение
6 Законодательная регламентация просветительской деятельности. Самостоятельное изучение Знает основные положения нормативных документов о культурно-просветительской деятельности педагога с обучающимися и их родителями Воспроизведение
Анализирует программы организации культурно-просветительской работы педагога НОО с обучающимися и их родителями Применение
7 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Практическая работа (К-т. 50/50) Определяет цели и задачи культурно-просветительской работы с обучающимися начальной школы и их родителями в зависимости от направления просветительской работы педагога Воспроизведение
Характеризует традиционные и инновационные формы и методы культурно-просветительской работы педагога с обучающимися начальной школы и их родителми Воспроизведение
Умеет выбирать необходимые формы и методы культурно-просветительской работы с обучающимися начальной школы и их родителями Применение
8 Технологии информационно- просветительской работы педагога с родителями Самостоятельное изучение Выбирает информационно-просветительские технологии для работы с родителями в зависимости от направления культурно-просветительской работы учителя начальной школы Применение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога в начальной школе Воспроизведение
9 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Самостоятельное изучение Знает основные интерактивные формы мероприятий, используемые для культурно-просветительской работы в НОО Воспроизведение
Выбирает интерактивные формы для культурно-просветительских мероприятий в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Знает критерии выбора интерактивных форм проведения культурно-просветительских мероприятий в НОО Воспроизведение
10 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Самостоятельное изучение Умеет анализировать цели и задачи в программе культурно-просветительской работы с родителями с учетом возможностей образовательной среды Применение
11 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Знает требования к культурно-просветительской работе педагога начального общего образования с обучающимися и их родителями Воспроизведение
Владеет схемой анализа культурно-просветительской работы (просветительских программ) педагога НОО с обучающимися начальной школы и их родителями Воспроизведение
Владеет общей схемой построения культурно-просветительской работы педагога начального образования с обучающимися и их родителями Воспроизведение
Характеризует традиционные и инновационные формы культурно-просветительской работы педагога НОО с родителями с учетом возможностей образовательной среды Воспроизведение
Владеет критериями отбора форм и методов культурно-просветительской работы педагога с родителями с учетом возможностей образовательной среды Применение
Анализирует компоненты программы культурно-просветительской работы с родителями с учетом возможностей образовательной среды Применение

Литература

Основная

  1. Котова, С. А. Педагогика начального образования: [учеб. для студентов педагог. вузов] : для бакалавров / [Котова С. А., Савинова Л. Ю., Денисова А. А.] ; под ред. С. А. Котовой. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 332, [1] с.
  2. Марусева, И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / И. В. Марусева. — Саратов : Вузовское образование, 2016. — 418 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39001.html
  3. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студентов и бакалавров, обучающихся по направлению подгот. 051000 "Профессиональное обучение (по отраслям)", а также техн. и гуманитар. профиля / [А. М. Руденко и др.] ; под ред. А. М. Руденко. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 283, [2] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО.
  4. Педагогика[Текст]: учеб. пособие для бакалавров/ под ред. П.И.Пидкасистого. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013.- 511с.

Дополнительная

  1. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Туризм" и "Гостиничное дело" / И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 191, [1] с. и предыдущие издания
  2. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №.158. – 2013.
  3. Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности : учеб. для акад. бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под науч. ред. А. В. Каменца. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 245, [2] с.
  4. Медникова, Л.А. Педагогические технологии в начальном образовании : учебное пособие / Л.А. Медникова, А.Р. Лопатин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. - 268 с. : ил., табл., схем. - ISBN 978-5-7591-1463-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275643
  5. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учеб. для бакалавров, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. направлениям и специальностям / А. П. Панфилова, А. В.Долматов. - М. : Юрайт, 2016. - 486, [2] с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф УМО.
  6. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты : [учеб.пособие для студентов пед. вузов] / [Е. В. Авинская и др.] ; под ред. И. М. Кареловой. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 366, [15] с.
  7. Плаксина, И. В. Интерактивные образовательные технологии : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / И. В. Плаксина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 161, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.
  8. Сиротюк, А.Л. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников : учебное пособие / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 92 с. - ISBN 978-5-4458-5321-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226150

Цифровые ресурсы

  1. Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.azov-rcpmss.ru/psikhologiia/interaktivnye-formy-raboty-po-vzaimodeistviiu-s-semei
  2. Методика обучения взрослых: [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fadr.msu.ru/rin/uprava/agropol/agropol23.html
  3. Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/organizaciya-informacionno-prosvetitelskoy-raboty-s
  4. Смолин О.Н. Образование через всю жизнь: проблемы законодательства и развития просветительской деятельности :[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smolin.ru/duma/committee/2012-07-05.htm

Источники

  1. Модельный закон "О просветительской деятельности" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. N 20-15) :[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_339/doc339a751x906.htm
  2. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.12 Просветительская работа в сфере образования [Электронный ресурс]: Б-06021 Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность "Начальное образование" / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева, Н.А.Ротова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М2.В.ОД.11 Просветительская работа работа в сфере образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" направленность "Начальное образование" [Электронный ресурс]: Б-05021 Направие подготовки 44.04.01 "Педагогическое образование" направленность "Начальное образование" / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.А.Ротова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.