бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано June 19, 2019 утверждено Oct. 8, 2019
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 25, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2019

Б.1.В.ОД.12 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы, 3 семестр

М-8021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3) Знает традиционные и инновационные формы и методы просветительской работы педагога НОО с родителями. знаниевый
Владеет критериями отбора форм и методов просветительской работы педагога с родителями в соответствии с решаемой профессиональной задачей ориентировочный
Умеет оценивать программу просветительской работы педагога НОО с родителями с позиций нормативных требований ФГОС НОО . Умеет проектировать просветительскую работу педагога НОО с родителями. операциональный
Имеет опыт проектирования фрагмента программы просветительской работы педагога НОО с родителями опыт
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2). Знает принципы и этапы формирования образовательной среды ОО для организации просветительской работы педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе знаниевый
Владеет общей схемой проектирования образовательной среды начальной школы для организации просветительской работы педагога с родителями ориентировочный
Умеет проектировать элементы образовательной среды начальной школы с учетом требований к просветительской работе педагога с родителями операциональный
Имеет опыт проектирования элементов образовательной среды начальной школы для организации просветительской работы педагога с родителями опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у магистрантов готовности к организации просветительской работы педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе общего образования

Задачи

  1. Сформировать у магистрантов знание теоретических основ реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе
  2. Сформировать у магистрантов готовность к разработке программы просветительской работы педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 1.38 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы пpосветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Сформировать у магистрантов знание теоретических основ реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе Сформированность знаний о теоретических основах реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе
  • Развитие просветительства в России
  • Учет особенностей восприятия информакции в просветительской работе с родителями обучающихся в инновационной начальной школе
  • Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями
Организация пpосветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Формировать умения анализировать, проектировать, оценивать просветительскую работу с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Владеют критериями оцении просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Проектируют мероприятия просветительской направленности и программы просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе.
  • Законодательная регламентация просветительской работы педагога с родителями
  • Информационно-просветительские технологии работы с родителями
  • Интерактивные формы просветительской работы с родителями
  • Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Законодательная регламентация просветительской деятельности. Самостоятельное изучение 11.0 1
2 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Лекция 2.0 2
3 Социально-психологические закономерности восприятия информации Лекция 2.0 2
4 Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями Семинар (М) 2.0 2
5 Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями Индивидуальная работа 2.0 2
6 Развитие просветительства в России Самостоятельное изучение 13.0 2
7 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Индивидуальная работа 2.0 2
8 Рубежный контроль по модудю 1 Контрольная работа 2.0 4
9 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Семинар (М) 2.0 5
10 Технологии информационно- просветительской работы педагога с родителями Семинар (М) 2.0 6
11 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Семинар (М) 2.0 7
12 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Индивидуальная работа 2.0 8
13 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Семинар (М) 2.0 9
14 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Индивидуальная работа 1.0 10
15 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Законодательная регламентация просветительской деятельности. Самостоятельное изучение Описывает основные положения модельного закона о просветительской деятельности Воспроизведение
Описывает требования, предъявляемые к подобного рода программам локальными актами школы Воспроизведение
2 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Лекция Описывает принципы и этапы формирования образовательной среды ОО для организации просветительской работы педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе Воспроизведение
Описывает основные особенности различных технологий информационно-просветительской деятельности Воспроизведение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
3 Социально-психологические закономерности восприятия информации Лекция Описывает виды и свойства восприятия Воспроизведение
Описывает механизмы и эффекты восприятия информационных материалов Воспроизведение
Выделяет зависимость результативности восприятия новой информации от уровня компетентности людей и их "системы ожидания" в конкретной ситуации Применение
4 Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями Семинар (М) Описывает цели и задачи просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе в зависимости от направления просветительской работы педагога Воспроизведение
5 Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями Индивидуальная работа Харатеризует традиционные и инновационные формы и методы просветительской работы педагога с родителями Воспроизведение
6 Развитие просветительства в России Самостоятельное изучение Описывает переодизацию просветительской работы в России (до революции, в советский период, современная Россия) Воспроизведение
Характеризует основные особенности пpосветительской деятельности среди населения на на разных исторических этапах Применение
7 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Индивидуальная работа Описывает принципы и этапы формирования образовательной среды ОО для организации просветительской работы педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе Воспроизведение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
8 Рубежный контроль по модудю 1 Контрольная работа Имеет опыт проектирования программ просветительской работы с родителями в соответствии с ФГОС НОО Применение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
Умеет формулировать цели и задачи в программе просветительской работы с родителями в соответствии с планируемыми результатами Применение
Описывает компоненты программы просветительской работы с родителями Воспроизведение
Умеет выбрать современные методы и средства для реализации программы просветительской работы с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Умеет проектировать фрагмент программы просветительской работы учителя начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО Применение
9 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Семинар (М) Описывает цели и задачи просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе в зависимости от направления просветительской работы педагога Воспроизведение
Харатеризует традиционные и инновационные формы и методы просветительской работы педагога с родителями Воспроизведение
Владеет критериями отбора форм и методов просветительской работы педагога с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
Умеет отбирать и использовать необходимые технологии для преодоления выявленных трудностей и решения профессиональных задач в сфере педагогического просвещения родителей Применение
Умеет при организации просветительской работы с родителями выделять и конкретизировать профессиональные трудности и придавать им статус профессиональных задач Применение
Подбирает диагностический материал для выявления запросов и потребностей родителей обучающихся в начальной школе в педагогическом просвещении Применение
10 Технологии информационно- просветительской работы педагога с родителями Семинар (М) Описывает основные особенности различных технологий информационно-просветительской деятельности Воспроизведение
Отбирает информационно-просветительские технологии для работы с родителями в зависимости от направления просветительской работы учителя начальной школы Применение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
11 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Семинар (М) Описывает основные интерактивные формы мероприятий, используемые для просветительской работы педагога с родителями Воспроизведение
Подбирает интерактивные формы для просветительских мероприятий с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Отбирает для просветительской работы с родителями ИКТ в зависимости от конкретной цели и задач просветительского мероприятий Применение
12 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Индивидуальная работа Описывает возможности использования информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения просветительских задач при работе с родителями Воспроизведение
13 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Семинар (М) Описывает требования, предъявляемые к подобного рода программам локальными актами школы Воспроизведение
Имеет опыт проектирования программ просветительской работы с родителями в соответствии с ФГОС НОО Применение
Умеет формулировать цели и задачи в программе просветительской работы с родителями в соответствии с планируемыми результатами Применение
Подбирает диагностические материалы для выяснения удовлетворенности родителей от просветительской работы педагога Воспроизведение
14 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Индивидуальная работа Описывает требования, предъявляемые к подобного рода программам локальными актами школы Воспроизведение
Анализирует с позиции эффективного решения профессиональных задач программу просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий. Применение
Описывает компоненты программы просветительской работы с родителями Воспроизведение
Умеет выбрать современные методы и средства для реализации программы просветительской работы с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
15 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Описывает основные интерактивные формы мероприятий, используемые для просветительской работы педагога с родителями Воспроизведение
Подбирает интерактивные формы для просветительских мероприятий с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Описывает возможности использования информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения просветительских задач при работе с родителями Воспроизведение
Отбирает для просветительской работы с родителями ИКТ в зависимости от конкретной цели и задач просветительского мероприятий Применение

Литература

Основная

  1. Котова, С. А. Педагогика начального образования: [учеб. для студентов педагог. вузов] : для бакалавров / [Котова С. А., Савинова Л. Ю., Денисова А. А.] ; под ред. С. А. Котовой. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 332, [1] с.
  2. Марусева И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / И.В. Марусева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 418 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39001.html
  3. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студентов и бакалавров, обучающихся по направлению подгот. 051000 "Профессиональное обучение (по отраслям)", а также техн. и гуманитар. профиля / [А. М. Руденко и др.] ; под ред. А. М. Руденко. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 283, [2] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы) : система работы с детьми, родителями, педагогами : [практ. рекомендации] / авт.-сост. С. А. Коробкина. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель [2017?],. - 261, [1] с.
  2. Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности : учеб. для акад. бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под науч. ред. А. В. Каменца. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 245, [2] с.
  3. Куликова, Т. А. Семейная педагогика : учеб. для студентов пед. вузов, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Т. А. Куликова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2019. - 270, [2] c.
  4. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты : [учеб. пособие для студентов пед. вузов] / [Е. В. Авинская и др.] ; под ред. И. М. Кареловой. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 366, [15] с.
  5. Педагогика : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [Подымова Л. С. и др.] ; Моск. пед. гос. ун-т ; под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 245, [2] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф МО.
  6. Плаксина, И. В. Интерактивные образовательные технологии : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / И. В. Плаксина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 161, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.
  7. Сиротюк, А.Л. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников : учебное пособие / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 92 с. - ISBN 978-5-4458-5321-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226150
  8. Справочник учителя начальных классов. Инструктивные документы. Методический инструментарий. Нормативные и методические ресурсы на электронном носителе : [с электрон. прил.] / авт.-сост.: Е. М. Елизарова, Ю. А. Киселёва . - Волгоград : Учитель, 2015. - 69, [1] с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  9. Школа и родители : сцен. совмест. мероприятий / авт.-сост. Л. В. Автух. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, [2015]. - 169, [1] с. и предыдущие издания

Цифровые ресурсы

  1. Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.azov-rcpmss.ru/psikhologiia/interaktivnye-formy-raboty-po-vzaimodeistviiu-s-semei
  2. Методика обучения взрослых: [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fadr.msu.ru/rin/uprava/agropol/agropol23.html
  3. Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/organizaciya-informacionno-prosvetitelskoy-raboty-s
  4. Смолин О.Н. Образование через всю жизнь: проблемы законодательства и развития просветительской деятельности :[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smolin.ru/duma/committee/2012-07-05.htm

Источники

  1. Модельный закон "О просветительской деятельности" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. N 20-15) :[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_339/doc339a751x906.htm
  2. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.12 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 "Педагогическое образование" направленность «Инновационная начальная школа» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. В.ОД.12 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" нправленность «Инновационная начальная школа» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.