бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано June 19, 2019 утверждено Oct. 8, 2019
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 25, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 26, 2019

Б1.В.ДВ.12 ДВ: Легоконструирование и робото-техника в ДОО, 7 семестр

Б-06061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знать современные методы и технологии обучения и диагностики детей дошкольного возраста; основные закономерности развития и социального становления личности ребенка дошкольного возраста, особенности моделирования образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования знаниевый
владеть критериями отбора методов и технологий обучения детей дошкольного возраста в соответствии с решаемой профессиональной задачей; критериями отбора содержания образования по легоконструированию и робототехнике с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста ориентировочный
уметь отбирать методы и технологии обучения детей дошкольного возраста в соответствии с решаемой профессиональной задачей; уметь моделировать образовательный процесс на занятиях по легоконструированию и робототехнике в соответствии с закономерностями возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста операциональный
иметь опыт отбора методов и технологий обучения детей дошкольного возраста в соответствии с решаемой профессиональной задачей; разработки занятий по легоконструированию и робототехнике в соответствии с ФГОС дошкольного образования и другими нормативно-правовыми документами, определяющими деятельность современных дошкольных образовательных организаций опыт
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7) знать формы, методы организации сотрудничества детей дошкольного возраста; средства поддерживания активности и инициативности, самостоятельности детей дошкольного возраста; методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста знаниевый
владеть методами и средствами организации сотрудничества детей дошкольного возраста, поддержания активности и инициативности, самостоятельность детей; методами развития творческими способностей детей дошкольного возраста на занятиях ориентировочный
уметь проектировать сотрудничество детей дошкольного возраста; поддерживать активность и инициативность, самостоятельность детей дошкольного возраста, развивать их творческие способности на занятиях операциональный
иметь опыт отбора методов и технологий обучения детей дошкольного возраста в соответствии с решаемой профессиональной задачей; разработки занятий по легоконструированию и робототехнике в соответствии с ФГОС дошкольного образования и другими нормативно-правовыми документами, определяющими деятельность современных дошкольных образовательных организаций опыт

Цели изучения дисциплины

Научить проектировать образовательную деятельность детей дошкольного возраста на занятях по легоконструированию и робототехнике

Задачи

  1. Научиться выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и реализации програм по легоконструированию и робототехнике в ДОО
  2. Научиться проектировать занятия по легоконструированию и робототехнике, оценивать их качество с позиции требований ФГОС ДО

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 6.5 ч.
Часов в неделю 0.89 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Нормативно-правовые документы регламентирующие реализацию основ легоконструирования и робототехники в ДОО Научиться выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и реализации програм по легоконструированию и робототехнике в ДОО Сформировать умение выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и реализации програм по легоконструированию и робототехнике в ДОО
  • Нормативно-правовая база реализации программ по легоконструированию и робототехнике в ДОО
Модуль 2. Проектирование работы по легоконструированию и робототехнике в ДОО Научиться проектировать, фрагмент программы, занятия по легоконструированию и робототехнике, оценивать их качество с позиции требований ФГОС ДО Сформировать умение проектировать фрагмент программы, занятия по легоконструированию и робототехнике, оценивать их качество с позиции требований ФГОС ДО
  • Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей дошкольного возраста при реализации легоконструирования и робототехники в ДОО
  • Организация предметно- пространственной развивающей среды для реализации программ по лего-конструированию и робототехнике в ДОО
  • Основы легоконструирования в ДОО
  • Программирование роботов
  • Проектирование программ дополнительного образования для детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике
  • Проектирование занятий по легоконструированию и робототехнике в ДОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Нормативно-правовая база внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДО Самостоятельное изучение 10.0 1
2 Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей дошкольного возраста Самостоятельное изучение 9.0 1
3 Рубежный контроль по модулю 1 Вариативное задание 2.0 1
4 Построение образовательного процесса средствами лего и робототехнических конструкторов в ДОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Основы легоконструирования в ДОО Самостоятельное изучение 9.0 2
6 Программирование роботов Самостоятельное изучение 10.0 2
7 Программирование роботов Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
8 Проектирование программ дополнительного образования детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Самостоятельное изучение 10.0 2
9 Проектирование программ дополнительного образования детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Вариативное задание 2.0 2
10 Проектирование занятий по легоконструированию и робототехнике в ДОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
11 Проектирование занятий по легоконструированию и робототехнике в ДОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
12 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 4.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Нормативно-правовая база внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДО Самостоятельное изучение описывает нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение легоконструирования и робототехники в ДО Воспроизведение
2 Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей дошкольного возраста Самостоятельное изучение описывает современные методы и технологии обучения и диагностики детей дошкольного возраста Воспроизведение
описывает средства поддерживания активности и инициативности, самостоятельности детей дошкольного возраста Воспроизведение
описывает содержание понятия "технические способности детей дошкольного возраста" Воспроизведение
умеет отбирать диагностический инструментарий для выявления технических способностей детей дошкольного возраста Применение
3 Рубежный контроль по модулю 1 Вариативное задание умеет анализировать нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение легоконструирования и робототехники в ДО Применение
умеет проектировать организацию мониторинга технических способностей детей дошкольного возраста Применение
4 Построение образовательного процесса средствами лего и робототехнических конструкторов в ДОО Практическая работа (К-т. 50/50) описывает существующую линейка конструкторов LEGO для ДО Воспроизведение
описывает предметно-пространственную развивающую среду для реализации программ по легоконструированию и робототехнике в ДОО Воспроизведение
моделирует предметно-пространственную развивающую среду для реализации программ по легоконструированию и робототехнике в ДОО Применение
анализирует предметно-пространственную развивающую среду вв соответствии с требованиями для реализации программ полегоконструированию и робототехнике в ДОО Применение
5 Основы легоконструирования в ДОО Самостоятельное изучение описывает роль лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста Воспроизведение
описывает модификации обучающих наборов LEGO (ПРИМА – для детей от 6 мес. до 2 лет; ДУПЛА – для детей от 2 до 5 лет; ФРИСТАЙЛ – старше 5 лет) Воспроизведение
умеет моделировать учебную ситуацию на основе лего-моделей Применение
6 Программирование роботов Самостоятельное изучение описывает содержание понятий программирования (исполнитель, обстановка исполнителя, алгоритм, алгоритмический язык, программа, среда программирования, логические блоки) Воспроизведение
описывает основные конструкции алгоритмического языка Воспроизведение
7 Программирование роботов Практическая работа (К-т. 50/50) умеет составлять линейный, циклический и разветвляющийся алгоритмы Применение
умеет реализовывать разные виды алгоритмов при помощи робота-симулятора Применение
умеет программировать движение робота в визуальной среде программирования LEGO Применение
8 Проектирование программ дополнительного образования детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Самостоятельное изучение описывает требования к программам дополнительного образования для детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Воспроизведение
умеет анализировать программы дополнительного образования для детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике на соответствие требованиям ФГОС ДО Применение
умеет отбирать содержание программы по легоконструированию и робототехнике с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста Применение
9 Проектирование программ дополнительного образования детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Вариативное задание умеет отбирать методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста для занятий по легоконструированию и робототехнике Применение
умеет проектировать фрагмент программы дополнительного образования для детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Применение
10 Проектирование занятий по легоконструированию и робототехнике в ДОО Практическая работа (К-т. 50/50) описывает требования к занятиям по легоконструированию и робототехнике в ДОО Воспроизведение
11 Проектирование занятий по легоконструированию и робототехнике в ДОО Практическая работа (К-т. 50/50) умеет отбирать методы и средства обучения детей дошкольного возраста легоконструированию и робототехнике в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
умеет проектировать сотрудничество детей дошкольного возраста на занятиях по легоконструированию и робототехнике Применение
умеет моделировать образовательный процесс на занятиях полегоконструированию и робототехнике в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста Творчество
12 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) описывает нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение легоконструирования и робототехники в ДО Воспроизведение
умеет анализировать нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение легоконструирования и робототехники в ДО Применение
описывает требования к программам дополнительного образования для детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Воспроизведение
умеет отбирать методы и средства обучения детей дошкольного возраста легоконструированию и робототехнике в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
умеет проектировать сотрудничество детей дошкольного возраста на занятиях по легоконструированию и робототехнике Применение
умеет моделировать образовательный процесс на занятиях полегоконструированию и робототехнике в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста Творчество

Литература

Основная

  1. Никитина Т.В. Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.В. Никитина. — Электрон. текстовые данные. — Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2014 — 171 c. — 978-5-906777-21-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31920.html

Дополнительная

  1. Образовательная робототехника [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс дисциплины — Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2014 — 32 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31915.html..
  2. Пономарева Ю.С. Практикум по основам робототехники. Задачи для Lego mindstorms nxt и ev3 [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Ю.С. Пономарева, Т.В. Шемелова. — Электрон. текстовые данные. — Волгоград: Волгоградский государственный социально- педагогический университет, 2016 — 36 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54361.html
  3. Русин Г.С. Привет, робот! Моя первая книга по робототехнике [Электронный ресурс] / Г.С. Русин, Е.В. Дубовик, Ю.А. Иркова. — СПб. : Наука и Техника, 2018. — 304 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78099.html
  4. Художественное моделирование и конструирование : программа, практ. занятия с детьми 5 - 6-и лет / авт.-сост. Е. М. Кузнецова ; [под ред. М. А. Васильевой]. - Волгоград : Учитель, [2014]. - 3723-9.

Цифровые ресурсы

  1. Гейман, Л.К., Титова, М.В. Образовательная робототехника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. №4 (14): [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-robototehnika-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta
  2. Климова, C., Чичиланова, Ю. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dovosp.ru/j_dv/wak/konstruktor-lego-kak-sredstvo-integracii-obrazovatelnyx-oblastej-v-processe-obucheniya-starshix-doshkolnikov
  3. Максаева, Ю. А. Развитие технической одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования // Вестник ЧГПУ. 2013. №10: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tehnicheskoy-odarennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-legokonstruirovaniya
  4. Максаева, Ю. Интеграция легоконструирования в образовательную деятельность: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dovosp.ru/j_dv/wak/integraciya-legokonstruirovaniya-v-obrazovatelnuyu-deyatelnost
  5. Савинская, О. Б. Гендерное равенство в stem-программах дошкольного образования как фактор успешного технологического развития России // Женщина в российском обществе. 2016. №3 (80): [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gendernoe-ravenstvo-v-stem-programmah-doshkolnogo-obrazovaniya-kak-faktor-uspeshnogo-tehnologicheskogo-razvitiya-rossii
  6. Церковная, И. А. Лего-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5: [Электронный ресурс] – Режим доступа: : http://cyberleninka.ru/article/n/lego-konstruirovanie-kak-sredstvo-sozdaniya-obrazovatelnoy-sredy-orientirovannoy-na-interesy-rebenka

Источники

  1. Кодексы и законы РФ. Правовая навигационная система. Закон «Об образовании в РФ» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. zakonrf. info/zakon – ob – obrazovanii/14.
  2. Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации (2008 – 2020 гг.) Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662 – р. Распоряжение Правительства РФ. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=90601&fld=134 &dst=100007,0&rnd=0.8851308523749224
  3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765 – р. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr – dok.html

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Легоконструирование и робототехника в ДОО [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, зачет/ БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Леушина Н.А., О.В.Алексеева.– Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» , 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.