бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 17, 2019 утверждено Oct. 8, 2019
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 27, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2019

Б1.В.ОД.24 Инновационные программы и технологии в системе дошкольного образования, 8 семестр

Б-06061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Знать инновационные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста,современные методы и технологии обучения и диагностики детей дошкольного возраста, их классификации. знаниевый
Владеть способами анализа современных инновационных образовательных программ, применения современных технологий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. ориентировочный
Уметь использовать современные инновационные программы и технологии воспитания, обучения и развития детей , адаптировать их к реальным условиям дошкольной организации на основе диагностики операциональный
Иметь опыт анализа инновационных программ и технологий воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста опыт

Цели изучения дисциплины

формирование профессиональной компетентности бакалавров в области программного обеспечения ДОО и современных педагогических технологий в сфере дошкольного образования (в контексте ФГОС дошкольного образования)

Задачи

  1. сформировать у студентов целостное представление о ключевых направлениях развития системы дошкольного образования в условиях модернизации системы образования РФ;
  2. сформировать умение ориентироваться в современном программном обеспечении дошкольного образования;
  3. сформировать умение применять инновационные педагогические технологии воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 6.5 ч.
Часов в неделю 1.2 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 познакомить бакалавров с нормативно-правовой базой и программным обеспечением современного дошкольного образования. знает: современную нормативно-правовую основу деятельности ДОО; содержательные аспекты программного обеспечения ДОО; умеет: анализировать современное состояние и обозначенные государством целевые ориентиры развития системы дошкольного образования;
  • Модернизация системы образования РФ
  • Нормативные документы в сфере дошкольного образования
Модуль 2 сформировать умение ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях, технологиях воспитания, развития и обучения детей раннего и дошкольного возраста и планировать образовательный процесс ДОО на этой основе; знает: инновационные программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста; требования к организации образовательного процесса для внедрения инновционных программ в ДОО; способы применения современнных инновационных технологий в условиях ДОО; структурные составляющие современных педагогических технологий в дошкольном образовании; умеет: анализировать комплексные и парциальные программы в области дошкольного образования; планировать и организовывать образовательную среду и педагогический процесс в соответствии с особенностями инновационных программ и технологий; владеет: спсобами проектирования и организации образовательной среды и педагогического процесса в соответствии с особенностями инновационных программ для детей раннего и дошкольного возраста; имеет опыт: подбора программ и технологий при проектировании образовательного процесса в ДОО.
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
  • Вариативные образовательные программы дошкольного образования, их характеристика
  • Диагностика и планирование образовательного процесса в ДОО. Современные формы и методы организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
Модуль 3 сформировать готовность адаптировать, применять и анализировать результаты внедрения современных технологий в разных видах общественного и семейного воспитания. знает: способы применения современных инновационных технологий развития, обучения, воспитания детей раннего и дошкольного возраста; умеет: адаптировать и применять современные технологии воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста; самостоятельно исследовать и презентовать педагогические технологии в дошкольном образовании; владеет: способами применения современных технологий равития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста; способами проектирования и организации образовательной среды и педагогчисекого процесса в соответствии с особенностями инновационных программ для детей раннего и дошкольного возраста; публичным представлением результатов исследовательской работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
  • Педагогические технологии, их сущность, классификации.
  • Здоровьесберегающие педагогические технологии
  • Технологии проектной деятельности
  • Технологии проблемного обучения
  • Технологии личностно ориентированного взаимодействия с детьми
  • Информационно - коммуникационные технологии
  • Технологии исследовательской деятельности дошкольников

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Модернизация системы образования РФ Лекция 2.0 1
2 Модернизация системы образования РФ Вариативное задание 4.0 1
3 Нормативные документы в сфере дошкольного образования Практическая работа 2.0 2
4 Нормативные документы в сфере дошкольного образования Самостоятельное изучение 8.0 2
5 Основная образовательная программа дошкольного образования Самостоятельное изучение 8.0 3
6 Диагностика и планирование образовательного процесса в ДОО Практическая работа 2.0 4
7 Диагностика и планирование образовательного процесса в ДОО Вариативное задание 4.0 4
8 Современные формы и методы организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Самостоятельное изучение 8.0 5
9 Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации. Самостоятельное изучение 6.0 6
10 Педагогическая технология, её сущность. Классификации педагогических технологий. Лекция 2.0 6
11 Технологии проблемного обучения детей дошкольного возраста. Самостоятельное изучение 4.0 7
12 Технология проектной деятельности Самостоятельное изучение 4.0 7
13 Технология проектной деятельности Вариативное задание 3.0 7
14 Технологии личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Самостоятельное изучение 4.0 8
15 Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Самостоятельное изучение 4.0 8
16 Технология исследовательской деятельности. Практическая работа 2.0 9
17 Технология исследовательской деятельности. Самостоятельное изучение 4.0 9
18 Вариативные образовательные программы дошкольного образования Практическая работа 2.0 10
19 Вариативные образовательные программы дошкольного образования Самостоятельное изучение 8.0 10
20 Вариативные образовательные программы дошкольного образования Реферат 6.0 10
21 Вариативные образовательные программы дошкольного образования Промежуточная аттестация (экз.) 9.0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Модернизация системы образования РФ Лекция Уметь анализировать современное тенденции развития дошкольного образования в Российской Федерации. Применение Подумайте над следующим высказыванием и обозначьте свою позицию «От ДОУ к ДОО: изменилось ли что-нибудь кроме аббревиатуры?»
2 Модернизация системы образования РФ Вариативное задание Уметь анализировать современное тенденции развития дошкольного образования в Российской Федерации. Применение Подумайте над следующим высказыванием и обозначьте свою позицию «От ДОУ к ДОО: изменилось ли что-нибудь кроме аббревиатуры?»
3 Нормативные документы в сфере дошкольного образования Практическая работа знать современную нормативно-правовую основу деятельности ДОО; Воспроизведение Подготовьте доклад на учебную конференцию по вопросу обновления нормативно - правовой базы дошкольного образования в 21 веке.
характеризовать современное состояние и обозначенные государством целевые ориентиры развития системы дошкольного образования; Воспроизведение Подготовьте доклад на учебную конференцию по вопросу обновления нормативно - правовой базы дошкольного образования в 21 веке.
анализировать и интерпретировать содержательные аспекты нормативно - правовых документов, определяющих деятельность современных ДОО; Применение Подготовьте доклад на учебную конференцию по вопросу обновления нормативно - правовой базы дошкольного образования в 21 веке.
4 Нормативные документы в сфере дошкольного образования Самостоятельное изучение анализировать и интерпретировать содержательные аспекты нормативно - правовых документов, определяющих деятельность современных ДОО; Применение Подготовьте доклад на учебную конференцию по вопросу обновления нормативно - правовой базы дошкольного образования в 21 веке.
5 Основная образовательная программа дошкольного образования Самостоятельное изучение знать структуру, принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования Воспроизведение В схематичной форме представьте ключевые требования к условиям реализации ООП в ДОО согласно ФГОС ДО.
уметь анализировать структуру и содержание основной образовательной программы дошкольного образования Применение Подготовить презентацию по планирируемым результатам освоения ООП дошкольного образования
6 Диагностика и планирование образовательного процесса в ДОО Практическая работа Знать виды ммониторинга педагогического процесса в ДОО и сущность педагогической диагностики Воспроизведение
Анализировать подходы к организации мониторинга в вариативных образовательных программах дошкольного образования Воспроизведение Сравнить подходы к организации мониторинга в вариативных образовательных программах дошкольного образования
Определять принципы, виды,формы ,требования и подходы к планированию образовательной деятельности в ДОО. Воспроизведение Првести анализ планирования образовательной деятельности педагогами ДОО
7 Диагностика и планирование образовательного процесса в ДОО Вариативное задание Анализировать подходы к организации мониторинга в вариативных образовательных программах дошкольного образования Воспроизведение Сравнить подходы к организации мониторинга в вариативных образовательных программах дошкольного образования
8 Современные формы и методы организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Самостоятельное изучение Характеризовать современные формы и методы организации образовательного процесса в ДОО Воспроизведение Подготовить сообщение об одной из современных форм организации образовательного процесса
Уметь диагностировать и планировать образовательную деятельность с использованием современных форм и методов Творчество Предложите свой вариант проектного планирования образовательной деятельности в ДОО.
9 Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации. Самостоятельное изучение определять виды здоровьесберегающих технологий, задачи и направления работы по здоровьесбережению. Воспроизведение
владеть публичным представлением результатов исследовательской работы, отбором адекватных форм и методов презентации Творчество Представить компьютерную презентацию здоровьесберегающих технологий в дошкольной организации.
10 Педагогическая технология, её сущность. Классификации педагогических технологий. Лекция Определять сущность педагогической технологии, подходы к их классификации.Знать специфику их применения в дошкольном образовании. Воспроизведение Подготовка презентации о современных технологиях в системе дошкольного образования
уметь анализировать педагогический процесс и определять используемые технологии дошкольного образования Применение Анализ образовательной деятельности с точки зрения используемых в ней педагогических технологий
11 Технологии проблемного обучения детей дошкольного возраста. Самостоятельное изучение уметь адаптировать и применять технологию проблемного обучения в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Применение Разработать и представить конспект образовательной деятельности с использованием проблемной технологии обучения.
владеть публичным представлением результатов исследовательской работы, отбором адекватных форм и методов презентации. Творчество Разработать и представить конспект образовательной деятельности с использованием проблемной технологии обучения.
12 Технология проектной деятельности Самостоятельное изучение знать сущность, виды и этапы организации проектной деятельности в дошкольном возрасте. Воспроизведение
владеть публичным представлением результатов исследовательской работы, отбором адекватных форм и методов презентации Творчество Разработка и презентация проекта для детей дошкольнорго возраста.
13 Технология проектной деятельности Вариативное задание владеть способами разработки и использования проектной технологии в работе с детьми дошкольного возраста; Применение Разработка и презентация проекта для детей дошкольнорго возраста.
14 Технологии личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Самостоятельное изучение определять концептуальные основы личностно ориентированных технологий Воспроизведение Подготовьте сообщение по одному из видов личностно ориентированных педагогических технологий.
анализировать педагогический процесс и на его основе выбирать наиболее приемлемые и эффективные технологии дошкольного образования Творчество Представьте фрагмент образовательной деятельности с использованием личностно ориентированных педагогических технологий
15 Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Самостоятельное изучение Знать сущность информационно - коммуникационных технологий Воспроизведение
Владеть способами применения различных видов информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольных организаций Применение Подобрать перечень доступных детям дошкольного возраста компьютерных обучающих игр.
16 Технология исследовательской деятельности. Практическая работа уметь применять методы и приёмы организации исследовательской деятельности при планировании образовательной деятельности с детьми. Применение Разработать конспект образовательной деятельности с применением методов и приёмов технологии исследовательской деятельности.
17 Технология исследовательской деятельности. Самостоятельное изучение уметь применять методы и приёмы организации исследовательской деятельности при планировании образовательной деятельности с детьми. Применение Разработать конспект образовательной деятельности с применением методов и приёмов технологии исследовательской деятельности.
18 Вариативные образовательные программы дошкольного образования Практическая работа Уметь анализировать вариативные образовательные программы, рекомендуемые к использованию в сфере дошкольного образования Применение
Уметь презентовать вариативные образовательные программы, рекомендуемые к использованию в сфере дошкольного образования Творчество Подготовить презентацию- представление одной из примерных образовательных программ дошкольного образования
19 Вариативные образовательные программы дошкольного образования Самостоятельное изучение Уметь презентовать вариативные образовательные программы, рекомендуемые к использованию в сфере дошкольного образования Творчество Подготовить презентацию- представление одной из примерных образовательных программ дошкольного образования
20 Вариативные образовательные программы дошкольного образования Реферат Уметь анализировать вариативные образовательные программы, рекомендуемые к использованию в сфере дошкольного образования Применение
21 Вариативные образовательные программы дошкольного образования Промежуточная аттестация (экз.) Уметь анализировать вариативные образовательные программы, рекомендуемые к использованию в сфере дошкольного образования Применение
Уметь презентовать вариативные образовательные программы, рекомендуемые к использованию в сфере дошкольного образования Творчество Подготовить презентацию- представление одной из примерных образовательных программ дошкольного образования

Литература

Основная

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов / Под ред.А. Г. Гогоберидзе А.Г., О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2016. – 464 с.
  2. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебник. Направления подготовки бакалавра: 050400.62 – «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»; 050100.62 – «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование»/ Л.В. Коломийченко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32062.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная

  1. Дмитриев, Ю.А. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования [Электронный ресурс]/ Ю.А. Дмитриев, Т.В. Калинина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет. – Москва : МПГУ, 2016. – 188 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472076
  2. Инновации в образовании. – 2011. - № 7
  3. Красильникова, В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Красильникова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - 2-е изд. перераб. и дополн. - Оренбург : ОГУ, 2012. - 292 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259225 –Загл. с экрана
  4. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] :[16+] / авт.-сост. С.В. Мильситова. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016. – 132 с. : табл. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481574
  5. От рождения до школы: Примерная основная общеобразова-тельная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Ве-раксы и др. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ,2011. – 336 с.
  6. Проектирование муниципальных систем дошкольного образования в условиях модернизации [Электронный ресурс]:[16+] / Н.К. Зотова, О.Г. Тавстуха, Э.Р. Саитбаева и др. – Москва : Издательство «Флинта», 2014. – 280 с. : ил., табл. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271828

Цифровые ресурсы

  1. Здоровьесберегающие технологии - http://festival.1september.ru/articles/607220/ ИКТ в дошкольном образовании - http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf
  2. Навигатор образовательных программ дошкольного образования. Министерство образования и науки РФ. Федеральное государственное автономное учреждение "ФИРО".http://navigator.firo.ru/
  3. Хабаров Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании - http://kazan.e5.ru/product/pedagogicheskie-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovanii_7956650/?utm_source=Yandex.Market&utm_medium=cpc&utm_campaign=knigi+%7C+doshkolnoe-obrazovanie+%7C+Kazan&utm_content=7956650&bestseller=3&new=1&reg=kazan

Источники

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования": [Электронный ресурс]. –Режим доступа:https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями): [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4KEComfpt

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ОД. 24 Инновационные программы и технологии в системе дошкольного образования. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44. 03.01 «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование»/БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа Б1.В.ОД. 24 Инновационные программы и технологии в системе дошкольного образования. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44 0301 «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование»/ БУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.