бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 17, 2019 утверждено Sept. 28, 2019
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 25, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 26, 2019

Б1.В.18.03 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста, 5 семестр

Б-7061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Компетенция 1. Готовность реализовывать образовательную программу по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов Знать теоретические и дидактические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования знаниевый
Владеть способами определения задач, содержания и методических приёмов формирования математических представлений в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования ориентировочный
Уметь разрабатывать и анализировать фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию математических представлений в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования операциональный
Иметь опыт разработки и анализа фрагментов образовательной деятельности с детьми по формированию математических представлений в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования опыт
Компетенция 2. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики Знать современные методы и технологии обучения и диагностики, используемые в процессе формирования количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении у детей дошкольного возраста знаниевый
Владеть современными методами и технологиями обучения и диагностики, используемыми в процессе формирования количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении у детей дошкольного возраста ориентировочный
Уметь проектировать образовательный процесс по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики операциональный
Иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться проектировать образовательную деятельность по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении на основе знания теоретических и методических подходов к формированию математических представлений у детей детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования

Задачи

  1. Сформировать у студентов знания о теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у дошкольников в соответствии стребованиями образовательного стандарта дошкольного образования
  2. Сформировать готовность к проектированию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию количественных представлений
  3. Сформировать готовность к проектированию образовательной деятельности по развитию представлений о величине предметов и их измерении у детей дошкольного возраста

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 2.44 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические и дидактические основы математического образования дошкольников Сформировать у студентов знания о теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у дошкольников Ориентация студентов в теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у детей, в многообразии подходов к проблеме математического развития дошкольников
  • Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста как наука
  • Теоретические и дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников
Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста Сформировать готовность к управлению процессом развития представлений о множестве, числе и вычислительной деятельности у детей дошкольного возраста Освоение задач, содержания и методических приёмов формирования количественных представлений.Формирование способности к разработкее и анализу фрагментов образовательной деятельности с детьми, творческому использованию рекомендаций различных авторов.
  • Методические системы ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с количеством и числом
  • Методические системы ознакомления старших дошкольников с числом и вычислительной деятельностью
Развитие представлений о величине и её измерении Сформировать готовность к осуществлению образовательной деятельности с дошкольниками по формированию у дошкольников представлений о величине предметови её измерении Освоение задач, содержания, методических приёмов работы с дошкольниками по формированию представлений о величине предметов и их измерении.Формирование готовности к разработке и анализу фрагментов образовательной деятельности с детьми.
  • Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов
  • Методические системы ознакомления дошкольников с измерением

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теория и методика развития математических представлений у дошкольников как научная и учебная область Лекция 2.0 1
2 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Семинар 2.0 2
3 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Индивидуальная работа 1.0 2
4 Дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников Лекция 2.0 3
5 Краткие сведения из истории развития числа, письменной нумерации, систем счисления Семинар 2.0 3
6 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Практическая работа 2.0 4
7 Теоретические и методические основы математического образования дошкольников Контрольная работа 2.0 5
8 Генезис представлений о множестве и числе удетей раннего и дошкольного возраста Лекция 2.0 6
9 Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста Лекция 2.0 7
10 Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста Индивидуальная работа 1.0 7
11 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Практическая работа 2.0 8
12 Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста Практическая работа 2.0 8
13 Формированиен количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Лекция 2.0 9
14 Освоение дошкольниками арифметических действий в процессе решения арифметических задач Практическая работа 2.0 9
15 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Семинар 2.0 10
16 Составление и анализ конспекта непосредственно образовательной деятельности по формированию количественных представлений у детей разных возрастных групп Практическая работа 2.0 11
17 Составление и анализ конспекта непосредственно образовательной деятельности по формированию количественных представлений у детей разных возрастных групп Индивидуальная работа 1.0 11
18 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Другое 2.0 12
19 Методика формирования представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп Лекция 2.0 12
20 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с размерами предметов Практическая работа 2.0 12
21 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с размерами предметов Вариативное задание 2.0 12
22 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Контрольная работа 2.0 13
23 Обучение дошкольников измерению условными мерками Практическая работа 2.0 13
24 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Индивидуальная работа 1.0 13
25 Обучение дошкольников измерению условными мерками Индивидуальная работа 1.0 13
26 Формирование у дошкольников знаний об общепринятых мерах измерения Практическая работа 2.0 14
27 Составление и анализ конспекта НОД и образовательной деятельности в ходе режимных процессов по обучению дошкольников измерению Самостоятельное изучение 2.0 14
28 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Другое 2.0 15
29 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Вариативное задание 2.0 15
30 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Контрольная работа 2.0 16
31 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теория и методика развития математических представлений у дошкольников как научная и учебная область Лекция Знать предмет, цель и задачи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
Составлять схему связи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" с другими науками Применение
2 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Семинар Характеризовать этапы становления и развития науки "Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
3 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Индивидуальная работа Характеризовать этапы становления и развития науки "Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
4 Дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников Лекция Знать предмет, цель и задачи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
Составлять схему связи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" с другими науками Применение
5 Краткие сведения из истории развития числа, письменной нумерации, систем счисления Семинар Владеть сведениями из истории возникновения числа, систем счисления, письменной нумерации Применение
Составлять рассказы для детей, раскрывающие историю возникновения числа, письменной нумерации, систем счисления и т.д. Творчество
6 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Практическая работа Характеризовать содержание математического образования дошкольников. Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику вариативных образовательных программ дошкольного образования (раздел "Математика"). Применение
7 Теоретические и методические основы математического образования дошкольников Контрольная работа Определять основные понятия, формируемые у дошкольников Воспроизведение
Владеть сведениями из истории возникновения числа, систем счисления, письменной нумерации Применение
Составлять рассказы для детей, раскрывающие историю возникновения числа, письменной нумерации, систем счисления и т.д. Творчество
Знать основные концепции математического развития дошкольников Воспроизведение
Определять цель и задачи математического развития дошкольников Воспроизведение
Характеризовать классификации методов математического развития дошкольников Воспроизведение
Определять требования к различным дидактическим средствам Применение
8 Генезис представлений о множестве и числе удетей раннего и дошкольного возраста Лекция Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
9 Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста Лекция Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
10 Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста Индивидуальная работа Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
11 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Практическая работа Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
Демонстрировать методические приёмы формирования количественных отношений у детей среднего дошкольного возраста Творчество
12 Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста Практическая работа Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
13 Формированиен количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Лекция Определять виды арифметических задач, их структуру Воспроизведение
Обосновывать этапы работы над арифметической задачей Воспроизведение
Составлять тексты арифметических задач для дошкольников, фрагменты образовательных ситуаций по решению арифметических задач Применение
Обосновывать методические приёмы изучения состава числа из единиц и из двух меньших, деления целого на части. Воспроизведение
14 Освоение дошкольниками арифметических действий в процессе решения арифметических задач Практическая работа Обосновывать методические приёмы изучения состава числа из единиц и из двух меньших, деления целого на части. Воспроизведение
Демонстрировать фрагменты занятий для детей старшего дошкольного возраста по формированию количественных представлений.Результат (593406) Творчество
15 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Семинар Характеризовать современные дидактические средства формирования количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Демонстрировать способы использования современных дидактических средств дл я формирования количественных представлений Применение
16 Составление и анализ конспекта непосредственно образовательной деятельности по формированию количественных представлений у детей разных возрастных групп Практическая работа Характеризовать современную модель организации образовательного процесса по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста Воспроизведение
Анализировать конспекты непосредственно образовательой деятельности по формированию математических представлений у дошкольников. Применение
17 Составление и анализ конспекта непосредственно образовательной деятельности по формированию количественных представлений у детей разных возрастных групп Индивидуальная работа Характеризовать современную модель организации образовательного процесса по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста Воспроизведение
Определять виды деятельности, способствующие освоению математических представлений Воспроизведение
Анализировать конспекты непосредственно образовательой деятельности по формированию математических представлений у дошкольников. Применение
18 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Другое Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
19 Методика формирования представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп Лекция Обосновывать задачи и содержание работы по возрастным группам (раздел"Величина") Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Применение
20 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с размерами предметов Практическая работа Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Применение
Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по разделу "Величина" Творчество
21 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с размерами предметов Вариативное задание Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по разделу "Величина" Творчество
22 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Контрольная работа Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
23 Обучение дошкольников измерению условными мерками Практическая работа Оппределять виды измерения и условных мерок, функциональные зависимости, доступные для освоения дошкольниками Воспроизведение
Обосновывать методику обучения измерению условными мерками Воспроизведение
24 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Индивидуальная работа Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
Демонстрировать самостоятельно разработанные игровые материалы по формированию количественных представлений у дошкольников Творчество
Определять виды арифметических задач, их структуру Воспроизведение
Обосновывать этапы работы над арифметической задачей Воспроизведение
Составлять тексты арифметических задач для дошкольников, фрагменты образовательных ситуаций по решению арифметических задач Применение
25 Обучение дошкольников измерению условными мерками Индивидуальная работа Оппределять виды измерения и условных мерок, функциональные зависимости, доступные для освоения дошкольниками Воспроизведение
Обосновывать методику обучения измерению условными мерками Воспроизведение
26 Формирование у дошкольников знаний об общепринятых мерах измерения Практическая работа Оппределять виды измерения и условных мерок, функциональные зависимости, доступные для освоения дошкольниками Воспроизведение
Обосновывать методику обучения измерению общепринятыми мерками Воспроизведение
Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками , установлению функциональных зависимостей Творчество
27 Составление и анализ конспекта НОД и образовательной деятельности в ходе режимных процессов по обучению дошкольников измерению Самостоятельное изучение Обосновывать методику обучения измерению условными мерками Воспроизведение
Обосновывать методику обучения измерению общепринятыми мерками Воспроизведение
Определять особенности овладения измерительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста Применение
Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками , установлению функциональных зависимостей Творчество
28 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Другое Обосновывать методику обучения измерению общепринятыми мерками Воспроизведение
Определять особенности овладения измерительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста Применение
Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками , установлению функциональных зависимостей Творчество
29 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Вариативное задание Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками , установлению функциональных зависимостей Творчество
30 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Контрольная работа Обосновывать задачи и содержание работы по возрастным группам (раздел"Величина") Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Применение
31 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Промежуточная аттестация (экз.) Обосновывать задачи и содержание работы по возрастным группам (раздел"Величина") Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Применение
Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по разделу "Величина" Творчество

Литература

Основная

  1. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.А. Габова. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 534 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239494 –Загл. с экрана
  2. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению подготовки "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 464 с. : ил.
  3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей [Текст].- М.:Издательский центр "Академия", 2015. – 352 с.

Дополнительная

  1. Абашина, В.В. Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для студентов педагогических вузов по направлению подготовки44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) ; Сургут. гос. пед. ун-т. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 117, [1] c.
  2. Детский сад: теория и практика. – 2012. - №1
  3. Международный журнал экспериментального образования. -2013. №4. – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/30269448. .-Загл. с экрана.

Цифровые ресурсы

  1. Обучение математике в игровой занимательной фор-ме. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://shop.mycab.ru/shop_p_book_346904.html
  2. Обучение математике дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://odnaskazka.ru/Obuchenie-Matematike-Doshkolnikov-3803.html
  3. Развивающие игры для дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.igromagazin.ru/metodika-zajceva/

Источники

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3.В.ОД.6. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Дошкольное образование» [Электронный ресурс] / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б3.В.ОД.6. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Дошкольное образование»/ БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.