бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 5, 2019 утверждено Oct. 8, 2019
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Oct. 2, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 3, 2019

Б1.О.06.01 Введение в профессию, 1 семестр 1 полусеместр

Б-09021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1) Знает требования к педагогу НОО профессионального стандарта педагога, основные положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО. Знает правила профессиональной этики педагога знаниевый
Владеет схемой анализа нормативно-правовых актов сферы образования, предъявляющих требования к педагогу НОО ориентировочный
Умеет анализировать требования к педагогу НОО, предусмотренные профессиональным стандартом педагога, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования и норм профессиональной этики операциональный
Имеет опыт анализа требований к педагогу НОО, предусмотренные профессиональным стандартом педагога, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования, предъявляемых в нормативно-правовых актах РФ . Имеет опыт анализа типичных педагогических ситуаций, опираясь на правила профессиональной этики педагога опыт
Способен управлять своим временем , выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6) Знает пути построения траектории саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни знаниевый
Знает характеристику методов управления своего времени. знаниевый
Ввладеть обоснованным способом выбора методов управления своего времени в зависимости от решаемой профессиональной задачи. ориентировочный
Владеет критериями для осуществления анализа траектории (программы) саморазвития при обучении на соответствие принципам образования в течение всей жизни ориентировочный
Умеет выстраивать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни операциональный
Умеет обоснованно выбирать методы управления своим временем. операциональный
Имеет опыт выбора методов управления своим временем. опыт
Имеет опыт построения траектории (программы) саморазвития при обучении в Вузе на основе принципов образования в течение всей жизни опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование образа будущей профессии (выделение качественных характеристик профессионала).

Задачи

  1. Формировать у студентов представление о педагогической профессии и степени своего соответствия ей.
  2. Сформировать знания о сущности педагогической профессии, её значении в жизни человека и общества.
  3. Формировать у студентов профессиональное самосознание и осознанность необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 2.0 ч. (7.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Характеристика основных тенденций развития отрасли Сформировать у студентов представления о профессии учителя начальных классов и степени своего соответствия ей Знать этапы развития педагогической профессии. Уметь выделять основные виды и особенности педагогической деятельности. Знать требования к профессионально-значимым личностным качествам учителя начальных классов.
  • Общая характеристика и перспективы развития профессии учителя
  • Профессиональная деятельность и личность педагога НОО
  • Требования рынка труда. Профессиональный стандарт педагога НОО
Модуль 2. Модель профессиональной компетентности педагога НОО Охарактеризовать основные компетенции, которыми должен владеть педагог НОО Владеть понятиями компетенции и компетентности. Иметь представление о модели профессиональной компетентности педагога. Понимать требования к профессиональной культуре педагога НОО
  • Модель профессиональной компетентности педагога
  • Общая и профессиональная культура педагога
Модуль 3. Особенности профессионально-личностного развития педагога Способствовать начальному формированию у студентов профессионального самосознания и повышению степени осознанности необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией Знать и понимать возможности развития профессиональной карьеры учителя начальных классов и способы повышения профессиональной подготовки.
  • Профессиональное становление и развитие педагога НОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая характеристика и перспективы развития профессии педагога Самостоятельное изучение 10.0 1
2 Рубежный контроль по модулю 1 Вариативное задание 2.0 1
3 Требования рынка труда к специалистам данного профиля. Профессиональный стандарт педагога Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
4 Сущность и специфика педагогической деятельности Лекция 2.0 2
5 Педагогическое мастерство. Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
6 Рубежный контроль по модулю 2 Вариативное задание 2.0 2
7 Педагогическое мастерство. Самостоятельное изучение 14.0 2
8 Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов Лекция 2.0 3
9 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути и её реализации. Самостоятельное изучение 18.0 3
10 Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов Самостоятельное изучение 10.0 3
11 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 4.0 4

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая характеристика и перспективы развития профессии педагога Самостоятельное изучение Дает общую характеристику профессии педагога Применение
Знает перспективы развития педагогической профессии Воспроизведение
Характеризует специфику условий труда и деятельности учителя начальных классов Применение
Выделяет основные признаки профессии педагога начального общего образования и выделять ее место в современном обществе Применение
Умеет давать общую характеристику профессии педагога начального общего образования Применение
Знает особенности профессиональной деятельности педагога НОО Воспроизведение
2 Рубежный контроль по модулю 1 Вариативное задание Характеризует специфику условий труда и деятельности учителя начальных классов Применение
Выделяет основные признаки профессии педагога начального общего образования и выделять ее место в современном обществе Применение
Умеет давать общую характеристику профессии педагога начального общего образования Применение
Знает особенности профессиональной деятельности педагога НОО Воспроизведение
3 Требования рынка труда к специалистам данного профиля. Профессиональный стандарт педагога Семинар (Коэффициент - 50/50) Знает основные этапы развития педагогической профессии Воспроизведение
Описывает требования к личности учителя отечественных и зарубежных педагогов (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Применение
Знает требования к педагогу ДО, педагогу НОО профессионального стандарта педагога, основные положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО Воспроизведение
Умеет анализировать требования к педагогу НОО, предусмотренные профессиональным стандартом педагога, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования Применение
Характеризует уровни профессиональной подготовки педагогов Применение
Знает правила профессиональной этики педагога Воспроизведение
Умеет обосновывать принципы собственной профессиональной деятельности, ориентируясь на правила профессиональной этики педагога Применение
Владеет нормами профессиональной этики педагога Применение
Анализирует типичные педагогические ситуации, опираясь на правила профессиональной этики педагога Применение
4 Сущность и специфика педагогической деятельности Лекция Описывает основные виды педагогической деятельности Воспроизведение
Описывает типологию современных педагогических специальностей Воспроизведение
Характеризует профессионально обусловленные требования к личности педагога Применение
Описывает характеристики целей и содержания педагогической деятельности Применение
Дает характеристику компонентам педагогической деятельности Применение
Умеет конкретизировать педагогическую деятельность учителя начальных классов Применение
Владеет понятиями общей и педагогической культуры Применение
5 Педагогическое мастерство. Семинар (Коэффициент - 50/50) Знает структурные компоненты педагогического мастерства Воспроизведение
6 Рубежный контроль по модулю 2 Вариативное задание Характеризует критерии отбора и приема на работу педагога в системе образования Применение
Характеризует уровни профессиональной подготовки педагогов Применение
7 Педагогическое мастерство. Самостоятельное изучение Характеризует место педагогического мастерства в деятельности учителя Применение
Описывает этапы формирования педагогического мастерства Применение
8 Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов Лекция Знает основные пути овладения профессиями педагог НОО Воспроизведение
9 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути и её реализации. Самостоятельное изучение Строит собственную программу профессионального обучения, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования Творчество
10 Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов Самостоятельное изучение Умеет описывать пути овладения профессией педагог Применение
Умеет подбирать методы диагностики, позволяющие определить уровень собственного профессионального развития Применение
11 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Дает общую характеристику профессии педагога Применение
Знает перспективы развития педагогической профессии Воспроизведение
Характеризует специфику условий труда и деятельности учителя начальных классов Применение
Выделяет основные признаки профессии педагога начального общего образования и выделять ее место в современном обществе Применение
Умеет давать общую характеристику профессии педагога начального общего образования Применение
Знает особенности профессиональной деятельности педагога НОО Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность : учебник / А.Г. Бермус. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 112 с. - ISBN 978-5-4458-3047-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
  2. Кузнецов, В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям, по специальности "Профессиональное обучение" (по отраслям) / В. В. Кузнецов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 174, [2] с.
  3. Кукушин, В.С.Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студентов пед. специальностей вузов / В.С. Кукушин. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Ростов н/Д : МарТ [и др.], 2010. - 255, [1] с. - (Педагогическое образование). - ISBN 978-5-241-00980-7 : 186-20.

Дополнительная

  1. Корепанова, М.В.Основы педагогического мастерства : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Лавринец ; под ред. И.А. Лавринец. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 238, [2] c. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Педагогическое образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-7695-8741-2 : 407-00.
  2. Мезинов, В.Н. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / В.Н. Мезинов ; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Министерство образования и науки Российской Федерации. - Елец : Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2010. - 111 с. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272213
  3. Рындак, В. Г. Педагогика креативности : монография / В. Г. Рындак. - М. : Университетская книга, 2012.

Цифровые ресурсы

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/index.shtm.
  2. Компоненты педагогического мастерства (по Романова К. Е.) (схема).. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a187.php
  3. Кощеева А. Э. Требования к современному учителю начальной школы. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sibac.info/files/2011_10_24_Pedagogy%20and%20Psychology/1.9_Koshzeeva.doc
  4. Мотивация педагогической деятельности (схема). – [Электронный ресурс] - Режим доступа: bugabooks.com
  5. Педагогическая деятельность как общественное явление (схема). – [Электронный ресурс] - Режим доступа: vocabulary.ru
  6. Пешкова В.Е. Педагогика. Ч.1. Введение в педагогическую деятельность (учебное пособие). (2010).doc – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eva.org.ru/discussion_club/viewtopic.php?f=62&t=1372
  7. Стили педагогической деятельности (схема). – [Электронный ресурс] - Режим доступа: vocabulary.ru

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf
  3. ФГОС ВО направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.surgpu.ru/Sites/demo/Uploads/050100%20b_pedagogicheskoe_obrazovanie.B31B715E845844D288E2197FAF9A2DEA.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.17. Введение в профессию [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Ученая программа. Б1.Б.17. Введение в профессию [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование»/ БУ ВО ХМАО_Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.