бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 12, 2019 утверждено Sept. 28, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 18, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 27, 2019

Б1.В.ДВ.18.02 ДВ: Оказание помощи детям с тяжелыми нарушениями развития в условиях Лекотеки, 7 семестр 1 полусеместр

Б-6111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Ф. Богатая ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2) Знать методическое и техническое обеспечение коррекционно-педагогической деятельности знаниевый
Владеть критериями выбора методического и технического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности ориентировочный
Уметь осуществлять выбор методического и технического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности операциональный
Иметь опыт осуществления выбора методического и технического обеспечения в процессе коррекционно-педагогической деятельности опыт
готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) Знать структуру нарушений, актуальное состояние и потенциальные возможности лиц с ОВЗ знаниевый
Владеть схемой анализа документации, отражающей особенности структуры дефекта, актуальное состояние и потенциальные возможности ребенка с ОВЗ (психолого-педагогическое заключение) ориентировочный
Уметь осуществлять анализ психолого-педагогического заключения с целью определения структуры дефекта, актуального состояния и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ операциональный
Иметь опыт анализа психолого-педагогического заключения с целью определения структуры дефекта, актуального состояния и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ опыт
способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК -1) Знать современные клинико-психолого-педагогические классификации нарушений в развитии знаниевый
Уметь выделять структуру дефекта при нарушениях в развитии детей раннего и дошкольного возраста ориентировочный
Уметь определять категорию нарушения на основе характеристики особенностей ребенка с ОВЗ операциональный
Иметь опыт выбора коррекционно-образовательных программ дошкольного образования в соответствии с нарушением развития опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умения планировать, проектировать и осуществлять сопровождение детей с тяжелыми нарушениями развития и их родителей (законных представителей) в условиях Лекотеки

Задачи

  1. Закрепить теоретические знания о системе комплексной помощи детям раннего и дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития на основе понимания особенностей их психофизического развития.
  2. Формировать умения разрабатывать и проектировать содержание сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях Лекотеки.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 28.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.5 ч. из 10.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретико-методологические аспекты сопровождения детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития Закрепление теоретических знаний о системе комплексной помощи детям раннего и дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития на основе понимания особенностей их психофизического развития. Проектировать систему комплексной помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях Лекотеки на основе анализа структуры нарушений, актуального состояния и потенциальных возможности детей.
  • Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Организация ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья за рубежом
  • Система обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в дошкольных образовательных организациях
  • Особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
  • Организация и содержание деятельности Лекотеки
  • Организация работы с родителями ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития
  • Система комплексной помощи детям с ТМНР и их родителям в Лекотеке
Научно-методические и практические аспекты сопровождения детей с нарушениями развития в условиях Лекотеки Формирование умений планировать и проектировать сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и их родителей в условиях Лекотеки Разрабатывать содержание проектов психолого-педагогического сопровождения детей с разными нарушениями развития и их родителей в Лекотеке
  • Диагностическая работа в Лекотеке
  • Игра как средство коррекционной работы в Лекотеке
  • Сопровождение детей с нарушениями слуха в условиях Лекотеки
  • Сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях Лекотеки
  • Сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях Лекотеки
  • Сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях Лекотеки
  • Презентация проектов психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР и их родителей в Лекотеке

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 1
2 Организация ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья за рубежом Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Система обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в дошкольных образовательных организациях Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
4 Система обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в дошкольных образовательных организациях Индивидуальная работа 2.0 2
5 Особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Индивидуальная работа 2.0 3
7 Организация и содержание деятельности Лекотеки Лекция 2.0 3
8 Организация и содержание деятельности Лекотеки Индивидуальная работа 2.5 3
9 Организация работы с родителями ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
10 Система комплексной помощи детям с ТМНР и их родителям в Лекотеке Самостоятельное изучение 2.0 4
11 Система комплексной помощи детям с ТМНР и их родителям в Лекотеке Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 4
12 Диагностическая работа в Лекотеке Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 5
13 Диагностическая работа в Лекотеке Индивидуальная работа 2.0 5
14 Игра как средство коррекционной работы в Лекотеке Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
15 Сопровождение детей с нарушениями слуха в условиях Лекотеки Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
16 Сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях Лекотеки Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
17 Сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях Лекотеки Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
18 Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях Лекотеки Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
19 Сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях Лекотеки Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 8
20 Презентация проектов психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР и их родителей в Лекотеке Индивидуальная работа 2.0 8
21 Презентация проектов психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР и их родителей в Лекотеке Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция Перечислять категории детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий Воспроизведение
Называть кадры, обеспечивающие специальное образование детей с ОВЗ Воспроизведение
Дать определение периодам эволюции общества по отношению к людям с нарушениями в развитии. Воспроизведение
Описывать современные подходы к организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
2 Организация ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья за рубежом Практическая работа (К-т. 50/50) Назвать цель, перечислить задачи, основные направления деятельности участников образовательного процесса по реализации особых образовательных потребностей детей раннего возраста с выраженными нарушениями развития. Воспроизведение
Перечислять службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья за рубежом. Воспроизведение
Описать систему ранней помощи детям-инвалидам за рубежом Воспроизведение
3 Система обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в дошкольных образовательных организациях Практическая работа (К-т. 50/50) Описывать современные подходы к организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Перечислять службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья за рубежом. Воспроизведение
Перечислять дошкольные образовательные организации, осуществляющие обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Описывать систему ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в структурных подразделениях и службах дошкольных образовательных организаций Воспроизведение
Объяснить особенности организации обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с разными нарушениями развития Воспроизведение
4 Система обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в дошкольных образовательных организациях Индивидуальная работа Перечислять категории детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий Воспроизведение
Называть кадры, обеспечивающие специальное образование детей с ОВЗ Воспроизведение
Описывать современные подходы к организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Перечислять службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья за рубежом. Воспроизведение
5 Особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Практическая работа (К-т. 50/50) Назвать причины и патогенез физических и интеллектуальных нарушений развития. Эндогенные и экзогенные факторы риска патологии Воспроизведение
Объяснить понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды», «компенсация», «коррекция», «абилитация», «реабилитация» Воспроизведение
Охарактеризовать особенности формирования высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и поведения детей с выраженными нарушениями развития Применение
Описать содержание индивидуальной программа реабилитации и\или абилитации (ИПРА), объяснить целесообразность использования технических средств реабилитации (ТСР) для детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Анализировать состояние и перспективы дифференцированного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Применение
6 Особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Индивидуальная работа Назвать причины и патогенез физических и интеллектуальных нарушений развития. Эндогенные и экзогенные факторы риска патологии Воспроизведение
Объяснить понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды», «компенсация», «коррекция», «абилитация», «реабилитация» Воспроизведение
Охарактеризовать особенности формирования высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и поведения детей с выраженными нарушениями развития Применение
Описать содержание индивидуальной программа реабилитации и\или абилитации (ИПРА), объяснить целесообразность использования технических средств реабилитации (ТСР) для детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Анализировать состояние и перспективы дифференцированного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Применение
7 Организация и содержание деятельности Лекотеки Лекция Описать основные направления коррекционно-развивающей деятельности специалистов Лекотеки Воспроизведение
Перечислять критерии отбора детей в Лекотеку, документы для зачисления ребенка на занятия в Лекотеку Воспроизведение
Сравнивать организацию деятельности территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации Воспроизведение
8 Организация и содержание деятельности Лекотеки Индивидуальная работа Описать основные направления коррекционно-развивающей деятельности специалистов Лекотеки Воспроизведение
Перечислять критерии отбора детей в Лекотеку, документы для зачисления ребенка на занятия в Лекотеку Воспроизведение
Сравнивать организацию деятельности территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута Применение
9 Организация работы с родителями ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития Практическая работа (К-т. 50/50) Назвать причины и патогенез физических и интеллектуальных нарушений развития. Эндогенные и экзогенные факторы риска патологии Воспроизведение
Объяснить понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды», «компенсация», «коррекция», «абилитация», «реабилитация» Воспроизведение
Охарактеризовать особенности формирования высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и поведения детей с выраженными нарушениями развития Применение
Описать содержание индивидуальной программа реабилитации и\или абилитации (ИПРА), объяснить целесообразность использования технических средств реабилитации (ТСР) для детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Анализировать состояние и перспективы дифференцированного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Применение
10 Система комплексной помощи детям с ТМНР и их родителям в Лекотеке Самостоятельное изучение Описывать систему ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в структурных подразделениях и службах дошкольных образовательных организаций Воспроизведение
Объяснить особенности организации обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с разными нарушениями развития Воспроизведение
Анализировать разные Положения о Лекотеке, разработать проект Положения о Лекотеке г. Сургута Применение
11 Система комплексной помощи детям с ТМНР и их родителям в Лекотеке Контрольная работа (К-т 50/50) Перечислять дошкольные образовательные организации, осуществляющие обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Описывать систему ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в структурных подразделениях и службах дошкольных образовательных организаций Воспроизведение
Объяснить особенности организации обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с разными нарушениями развития Воспроизведение
Перечислять критерии отбора детей в Лекотеку, документы для зачисления ребенка на занятия в Лекотеку Воспроизведение
Сравнивать организацию деятельности территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута Применение
Описать этапы реагирования родителей на рождение ребенка с отклонениями в развитии Воспроизведение
Перечислить формы работы специалистов дошкольной образовательной организации с родителями, воспитывающими с детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Воспроизведение
Объяснить особенности развития двигательной, речевой, эмоционально-волевой сферы и поведения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Воспроизведение
12 Диагностическая работа в Лекотеке Практическая работа (К-т. 50/50) Назвать причины и патогенез физических и интеллектуальных нарушений развития. Эндогенные и экзогенные факторы риска патологии Воспроизведение
Описать содержание индивидуальной программа реабилитации и\или абилитации (ИПРА), объяснить целесообразность использования технических средств реабилитации (ТСР) для детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Перечислять критерии отбора детей в Лекотеку, документы для зачисления ребенка на занятия в Лекотеку Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута Применение
13 Диагностическая работа в Лекотеке Индивидуальная работа Охарактеризовать особенности формирования высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и поведения детей с выраженными нарушениями развития Применение
Перечислять критерии отбора детей в Лекотеку, документы для зачисления ребенка на занятия в Лекотеку Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута Применение
14 Игра как средство коррекционной работы в Лекотеке Практическая работа (К-т. 50/50) Описать систему ранней помощи детям-инвалидам за рубежом Воспроизведение
Описать основные направления коррекционно-развивающей деятельности специалистов Лекотеки Воспроизведение
Объяснить значение игры, сущность и особенности игровой терапии для психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Перечислять принципы игровой поддержки развития ребенка Воспроизведение
Составить перечень оборудования Лекотеки для развития моторики, сенсорики, высших психических функций детей с тяжелыми множественными нарушения развития Применение
15 Сопровождение детей с нарушениями слуха в условиях Лекотеки Практическая работа (К-т. 50/50) Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута Применение
Описать содержание диагностического обследования детей младенческого и раннего возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития Воспроизведение
Объяснить сущность применения специфических методов и приемов проведения обследования детей разного возраста с выраженными нарушениями развития Воспроизведение
Составить конспект диагностического игрового сеанса в соответствии с предложенной характеристикой ребенка, имеющего выраженные нарушения развития Творчество
Перечислить причины тугоухости и глухоты Воспроизведение
Описать особенности психофизического развития детей раннего возраста с нарушениями слуха Воспроизведение
Объяснить содержание и методику проведения диагностического обследования неслышащих и слабослышащих детей раннего возраста в условиях Лекотеки Воспроизведение
Составить конспект терапевтического игрового занятия для детей с нарушениями слуха Творчество
16 Сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях Лекотеки Практическая работа (К-т. 50/50) Перечислить причины нарушений зрения Воспроизведение
Описать особенности психофизического развития детей раннего возраста с детей с нарушениями зрения Воспроизведение
Описать содержание и методику проведения диагностического обследования незрячих и слабовидящих детей раннего возраста в условиях Лекотеки Воспроизведение
Составить конспект терапевтического игрового занятия (сеанса) для детей с нарушениями зрения Творчество
17 Сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях Лекотеки Практическая работа (К-т. 50/50) Перечислить причины нарушений опорно-двигательного аппарата, заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата Применение
Описать особенности психофизического развития детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата Воспроизведение
Описать содержание и методику проведения диагностического обследования детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях Лекотеки Воспроизведение
Составить конспект терапевтического игрового занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Творчество
18 Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях Лекотеки Практическая работа (К-т. 50/50) Охарактеризовать особенности формирования высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и поведения детей с выраженными нарушениями развития Применение
Анализировать психолого-педагогическую характеристику ребенка с тяжелыми нарушениями развития и заключение территориальной ПМПК Применение
Составить конспект диагностического игрового сеанса в соответствии с предложенной характеристикой ребенка, имеющего выраженные нарушения развития Творчество
19 Сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях Лекотеки Практическая работа (К-т. 50/50) Анализировать психолого-педагогическую характеристику ребенка с тяжелыми нарушениями развития и заключение территориальной ПМПК Применение
Составить конспект диагностического игрового сеанса в соответствии с предложенной характеристикой ребенка, имеющего выраженные нарушения развития Творчество
Перечислить причины возникновения нарушений интеллектуального развития, классификацию степеней умственной отсталости Воспроизведение
Описать особенности развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста с разной степенью умственной отсталости по МКБ-10 Воспроизведение
Описать содержание и методику проведения диагностического обследования детей раннего возраста с разной степенью умственной отсталости в условиях Лекотеки Воспроизведение
Составить конспект терапевтического игрового занятия (сеанса) для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта разной степени выраженности Применение
20 Презентация проектов психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР и их родителей в Лекотеке Индивидуальная работа Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута Применение
Анализировать разные Положения о Лекотеке, разработать проект Положения о Лекотеке г. Сургута Применение
Объяснить значение игры, сущность и особенности игровой терапии для психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Описать содержание индивидуальных и групповых игровых занятий, требования к их планированию Воспроизведение
Составить перечень оборудования Лекотеки для развития моторики, сенсорики, высших психических функций детей с тяжелыми множественными нарушения развития Применение
21 Презентация проектов психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР и их родителей в Лекотеке Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) Описать основные направления коррекционно-развивающей деятельности специалистов Лекотеки Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута Применение
Перечислять принципы игровой поддержки развития ребенка Воспроизведение
Описать содержание индивидуальных и групповых игровых занятий, требования к их планированию Воспроизведение
Составить перечень оборудования Лекотеки для развития моторики, сенсорики, высших психических функций детей с тяжелыми множественными нарушения развития Применение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 311, [3] с.
  2. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 346 с.
  3. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования : пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. - М. : Владос, 2014. - 143, [1] с.
  4. Специальная психология : В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 428 с. – Серия : бакалавр и магистр. Академический курс.

Дополнительная

  1. Вакуленко, Л. С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подгот. 050700 "Специальное (дефектологическое) образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / Л. С. Вакуленко. - М. : Форум [и др.], 2015. - 271, [1] с.
  2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 5.
  3. Елецкая, О. В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития : учеб.-метод. пособие для студентов вузов / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. - М. : Форум [и др.], 2016. - 159, [1] с.
  4. Лапп Е.А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 147 с.
  5. Левченко И.Ю. Психологическая помощь в специальном образовании : учебник / И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковская, Г.А. Ковалева. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 314 с.

Цифровые ресурсы

  1. Закон об образовании РФ (полный текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zakonbase.ru.
  2. Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 Об утверждении СанПин 2.4.2.3282-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW.RG.RU/SUJET/3410/

Источники

  1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи [Текст] /Авт.-сост. Г.А. Чиркина. – М., 2010. - 272 с.

Учебно-методические материалы

  1. Богатая О.Ф.. Методическое пособие, программа и тематическое планирование к учебному пособию "Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи". 1 дополнительный и 1 классы" : пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ТНР по вариантам 5.1 и 5.2 - I отделение /О.Ф. Богатая. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2018. - 150 с.
  2. Богатая О. Ф. Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи. 1 дополнительный и 1 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ТНР по вариантам 5.1 и 5.2 - I отделение /О.Ф. Богатая. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2018. - 128 с. : ил
  3. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Департамент образование и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры" Сургут. гос. пед. ун-т" ; авт.-сост. О.Ф. Богатая, Н.П. Рассказова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 140, [1] с. , ил.
  4. Организация деятельности службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях : метод. рекомендации / Департамент образование и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры"Сургут. гос. пед. ун-т" ; авт.-сост. О.Ф. Богатая. - Сургут : РИО СурГПУ, 2015. - 142, [1] 28 с.
  5. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. Методические рекомендации / Составители: О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова – Тюмень: Аксиома, 2013. – 92 с.-Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Руконт».-Режим доступа: http://rucont.ru/efd/313530.-Загл. с экрана.