бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 1, 2019 утверждено Oct. 24, 2019
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Oct. 7, 2019
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Oct. 23, 2019

Б1.В.ОД.6 Теория и методика физической культуры, 3 семестр

Б-8011, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.Н. Бойко ____________
Н.А. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность применять педагогические, медико-биологические, организационно-управленческие знания и навыки, необходимые для обучения двигательным действиям и совершенствования физических качеств обучающихся (ПК-15); Знание классификации физических способностей, основных закономерностей и принципов их развития. Знание современных тенденции в теории и методике развития силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости, гибкости, формировании осанки и совершенствовании свойств телосложения. знаниевый
Знание общих основ управления движениями и формирования двигательного навыка. Знание структуры процесса обучения двигательному действию и особенностей его этапов знаниевый
Понимание механизма управления произвольными движениями, основанного на формировании функциональной системы, обеспечивающей рациональное двигательное действие ориентировочный
Понимание сущности и специфического содержания процесса развития физических способностей. Понимание специфических особенностей методов развития физических способностей. ориентировочный
Владение методами и средствами, основами методики развития физических качеств. Умение соотносить нагрузку и отдых как структурные компоненты методов направленного развития физических способностей. операциональный
Владение основами методики формирования двигательного навыка операциональный
способен использовать ценностный потенциал физической культуры и спорта для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, реализовывать физкультурно-рекреационные, оздоровительно-реабилитационные, спортивные и профессионально-прикладные задачи во всех типах учебных заведений (ПК-16). Знание методов и средств физической культуры знаниевый
Знание цели, задач и основных направлений развития физической культуры в обществе знаниевый
Понимание необходимости согласования методики применения физических упражнений с закономерностями их воздействия, выраженными в специфических принципах физического воспитания. воздействий ориентировочный
Владение основными понятиями в сфере физической культуры и спорта операциональный
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); Знание общепедагогических и специфических методов физического воспитания знаниевый
Владение общим алгоритмом выбора методов обучения ориентировочный
Умение осуществлять выбор современных методов и средств обучения в соответствии с задачами, возрастными, индивидуальными особенностями занимающихся операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование готовности к управлению процессом физического совершенствования человека посредством освоения системы знаний об общих свойствах, возможностях и закономерностях физической культуры, овладения основами методики обучения двигательному действию и развитию физических способностей

Задачи

  1. Сформировать представление об общих основах теории физической культуры
  2. Освоить алгоритм формирования двигательного действия и развития физических способностей с различным контингентом занимающихся

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 16.0 ч. из 12.0 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Введение в теорию и методику физической культуры Сформировать представление об общих основах теории физической культуры Владеть понятийным аппаратом теории физической культуры. Выделять цели, задачи направления развития физической культуры. Знать функции и структуру физической культуры.
  • Основные понятия ТиМФК
  • Система физического воспитания
Дидактические основы физического воспитания Сформировать теоретическое представление и научить практическому использованию средств и методов формирования физической культуры личности Уметь классифицировать средства физического воспитания по различным признакам. Знать методы, используемые в процессе физического воспитания и соотносить их в соответствии с решаемыми задачами. Объяснять основные закономерности (принципы) физического воспитания и выделять методические положения вытекающие из них.
  • Средства физического воспитания
  • Методы физического воспитания
  • Принципы физического воспитания
  • Обучение двигательным действиям
  • Развитие физических способностей
  • Формы построения занятий в физическом воспитании
  • Планирование и контроль в физическом воспитании
  • Формирование личности в процессе физического воспитания

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия теории и методики физической культуры Лекция 2.0 1
2 Основные понятия теории и методики физической культуры Семинар 2.0 1
3 Функции физической культуры Семинар 2.0 2
4 Система физического воспитания Лекция 2.0 2
5 Основные понятия теории и методики физической культуры Индивидуальная работа 1.0 2
6 Функции физической культуры Самостоятельное изучение 3.0 2
7 Средства физического воспитания Лекция 2.0 3
8 Функции физической культуры Индивидуальная работа 1.0 3
9 Физические упражнения - основное средство физического воспитания Практическая работа 2.0 4
10 Средства физического воспитания Индивидуальная работа 1.0 4
11 Методы физического воспитания Лекция 2.0 5
12 Методы физического воспитания Другое 2.0 5
13 Методы физического воспитания Индивидуальная работа 1.0 5
14 Принципы физического воспитания Коллоквиум 2.0 6
15 Принципы физического воспитания Индивидуальная работа 1.0 6
16 Обучение двигательным действиям Лекция 2.0 7
17 Обучение двигательным действиям Индивидуальная работа 1.0 7
18 Обучение двигательным действиям Семинар 2.0 7
19 Структура процесса обучения двигательным действиям Практическая работа 2.0 8
20 Структура процесса обучения двигательным действиям Индивидуальная работа 1.0 8
21 Физические способности, формы их проявления Лекция 2.0 9
22 Физические способности, формы их проявления Контрольная работа 2.0 9
23 Физические способности, формы их проявления Индивидуальная работа 1.0 9
24 Развитие силовых и скоростных способностей Индивидуальная работа 2.0 10
25 Развитие силовых и скоростных способностей Практическая работа 2.0 10
26 Развитие силовых и скоростных способностей Самостоятельное изучение 2.0 10
27 Развитие координационных способностей, выносливости и гибкости Практическая работа 2.0 11
28 Формы построения занятий физическими упражнениями Лекция 2.0 11
29 Развитие координационных способностей, выносливости и гибкости Индивидуальная работа 2.0 11
30 Развитие координационных способностей, выносливости и гибкости Самостоятельное изучение 2.0 11
31 Формы построения занятий физическими упражнениями Практическая работа 2.0 12
32 Формы построения занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа 1.0 12
33 Общая характеристика основных документов планирования Практическая работа 2.0 13
34 Понятия и формы контроля и учёта Лекция 2.0 13
35 Планирование и контроль в физическом воспитании Контрольная работа 2.0 14
36 Планирование и контроль в физическом воспитании Индивидуальная работа 1.0 14
37 Единство и взаимосвязь между сторонами формирования личности Самостоятельное изучение 4.0 15
38 Единство и взаимосвязь между сторонами формирования личности Коллоквиум 2.0 15
39 Дидактические основы физического воспитания Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия теории и методики физической культуры Лекция Знать основные понятия ТиМФК Узнавание
2 Основные понятия теории и методики физической культуры Семинар Соотносить содержание основных понятий Воспроизведение
Знать направленность ТиМФК как научной и учебной дисциплины Узнавание
Формулировать основные признаки этапов развития ТиМФК Воспроизведение
3 Функции физической культуры Семинар Называть и объяснять сущность основных структурных образований системы физического воспитания Узнавание
Называть цель и обосновывать задачи государства в области физической культуры Воспроизведение
Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
Называть специфические и неспецифические функции физической культуры Узнавание
4 Система физического воспитания Лекция Называть цель и обосновывать задачи государства в области физической культуры Воспроизведение
5 Основные понятия теории и методики физической культуры Индивидуальная работа Соотносить содержание основных понятий Воспроизведение
6 Функции физической культуры Самостоятельное изучение Называть цель и обосновывать задачи государства в области физической культуры Воспроизведение
Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
Называть специфические и неспецифические функции физической культуры Узнавание
7 Средства физического воспитания Лекция Знать определение физического упражнения как основного средства физического воспитания Узнавание
8 Функции физической культуры Индивидуальная работа Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
Называть специфические и неспецифические функции физической культуры Узнавание
9 Физические упражнения - основное средство физического воспитания Практическая работа Знать определение физического упражнения как основного средства физического воспитания Узнавание
Выделять факторы, определяющие воздействие физических упражнений Воспроизведение
Знать классификации физических упражнений и выделять признаки положенные в их основу Воспроизведение
Знать понятие техника физического упражнения и выделять характеристики техники Воспроизведение
10 Средства физического воспитания Индивидуальная работа Знать определение физического упражнения как основного средства физического воспитания Узнавание
Знать классификации физических упражнений и выделять признаки положенные в их основу Воспроизведение
11 Методы физического воспитания Лекция Знать понятия "методы физического воспитания", "методический приём", "методика" Узнавание
12 Методы физического воспитания Другое Знать определение физического упражнения как основного средства физического воспитания Узнавание
Выделять факторы, определяющие воздействие физических упражнений Воспроизведение
Знать понятие техника физического упражнения и выделять характеристики техники Воспроизведение
Объяснять значение естественных сил природы и гигиенических факторов как средства физического воспитания Воспроизведение
Знать понятия "методы физического воспитания", "методический приём", "методика" Узнавание
Знать методы, используемые в практике физического воспитания Узнавание
13 Методы физического воспитания Индивидуальная работа Знать понятие техника физического упражнения и выделять характеристики техники Воспроизведение
Знать понятия "методы физического воспитания", "методический приём", "методика" Узнавание
Соотносить методы и конкретные задачи физического воспитания Воспроизведение
14 Принципы физического воспитания Коллоквиум Называть общеметодические и специфические принципы физического воспитания Узнавание
Объяснять сущность специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
Обосновать взаимосвязь специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
15 Принципы физического воспитания Индивидуальная работа Объяснять сущность специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
Обосновать взаимосвязь специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
16 Обучение двигательным действиям Лекция Знать понятия "двигательное умение", "двигательный навык", выделять их основные признаки Узнавание
17 Обучение двигательным действиям Индивидуальная работа Знать понятия "двигательное умение", "двигательный навык", выделять их основные признаки Узнавание
18 Обучение двигательным действиям Семинар Знать понятия "двигательное умение", "двигательный навык", выделять их основные признаки Узнавание
Знать закономерности формирования двигательного навыка Воспроизведение
Владеть алгоритмом формирования двигательного навыка Применение
19 Структура процесса обучения двигательным действиям Практическая работа Знать закономерности формирования двигательного навыка Воспроизведение
Владеть алгоритмом формирования двигательного навыка Применение
Владеть методикой обучения двигательному действию Применение
Выделять возможные причины ошибок при формировании навыка и находить пути их исправления Применение
20 Структура процесса обучения двигательным действиям Индивидуальная работа Владеть методикой обучения двигательному действию Применение
Выделять возможные причины ошибок при формировании навыка и находить пути их исправления Применение
21 Физические способности, формы их проявления Лекция Знать понятие физических способностей, называть виды физических способностей Узнавание
22 Физические способности, формы их проявления Контрольная работа Знать понятие физических способностей, называть виды физических способностей Узнавание
Объяснять основные закономерности, характерные для процесса развития физических способностей Воспроизведение
Знать понятие и виды силовых способностей Узнавание
Знать понятие и выиды скоростных способностей Узнавание
Знать понятие и виды выносливости Узнавание
Знать понятия "координация", "координационные способности" и их виды Узнавание
Знать понятие и виды гибкости Узнавание
Знать сенситивные периоды развития физических способностей Узнавание
23 Физические способности, формы их проявления Индивидуальная работа Знать понятие и виды силовых способностей Узнавание
Знать понятие и выиды скоростных способностей Узнавание
24 Развитие силовых и скоростных способностей Индивидуальная работа Знать понятие и выиды скоростных способностей Узнавание
Знать средства и методы развития скоростных способностей Воспроизведение
Знать понятие и виды выносливости Узнавание
25 Развитие силовых и скоростных способностей Практическая работа Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей Воспроизведение
Составить комплекс упражнений для развития силовых способностей Творчество
Выделять факторы определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей Воспроизведение
составить комплекс упражнений для развития скоростных способностей Творчество
Владеть общими основами методики развития силовых способностей Применение
Владеть общими основами методики развития скоростных способностей Узнавание
26 Развитие силовых и скоростных способностей Самостоятельное изучение Знать понятие и виды силовых способностей Узнавание
Знать средства и методы используемые для развития силовых способностей Узнавание
Знать понятие и выиды скоростных способностей Узнавание
Знать средства и методы развития скоростных способностей Воспроизведение
27 Развитие координационных способностей, выносливости и гибкости Практическая работа Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления выносливости Воспроизведение
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления КС Воспроизведение
Владеть общими основами методики развития выносливости Применение
Составлять комплексы упражнений для развития выносливости Творчество
Составлять комплексы упражнений для развития КС Творчество
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления гибкости Воспроизведение
Составлять комплексы упражнений для развития гибкости Творчество
28 Формы построения занятий физическими упражнениями Лекция называть формы организации занятий физическими упражнениями Узнавание
29 Развитие координационных способностей, выносливости и гибкости Индивидуальная работа Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления выносливости Воспроизведение
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления КС Воспроизведение
30 Развитие координационных способностей, выносливости и гибкости Самостоятельное изучение Знать понятие и виды выносливости Узнавание
Знать средства и методы развития выносливости Воспроизведение
Знать понятия "координация", "координационные способности" и их виды Узнавание
Знать средства и методы развития КС Воспроизведение
Знать понятие и виды гибкости Узнавание
Знать методы и средства развития гибкости ме Воспроизведение
31 Формы построения занятий физическими упражнениями Практическая работа выделять содержательные особенности форм организации занятий физическими упражнениями Воспроизведение
называть формы организации занятий физическими упражнениями Узнавание
соотносить задачи и формы организации занятий физическими упражнениями Применение
32 Формы построения занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа выделять содержательные особенности форм организации занятий физическими упражнениями Воспроизведение
соотносить задачи и формы организации занятий физическими упражнениями Применение
33 Общая характеристика основных документов планирования Практическая работа знать общие требования к планированию в физическом воспитании Воспроизведение
знать виды и назначение основных документов планирования в физическом воспитании Воспроизведение
34 Понятия и формы контроля и учёта Лекция Результаты не указаны
35 Планирование и контроль в физическом воспитании Контрольная работа знать общие требования к планированию в физическом воспитании Воспроизведение
знать виды и назначение основных документов планирования в физическом воспитании Воспроизведение
знать виды и содержание контроля в физическом воспитании Воспроизведение
36 Планирование и контроль в физическом воспитании Индивидуальная работа знать общие требования к планированию в физическом воспитании Воспроизведение
знать виды и назначение основных документов планирования в физическом воспитании Воспроизведение
знать виды и содержание контроля в физическом воспитании Воспроизведение
37 Единство и взаимосвязь между сторонами формирования личности Самостоятельное изучение Знать проблемы и методы воспитания личности Воспроизведение
Обосновывать взаимосвязь физического нравственного, умственного и др. видов воспитания личности Воспроизведение
38 Единство и взаимосвязь между сторонами формирования личности Коллоквиум Знать проблемы и методы воспитания личности Воспроизведение
Обосновывать взаимосвязь физического нравственного, умственного и др. видов воспитания личности Воспроизведение
39 Дидактические основы физического воспитания Промежуточная аттестация (экз.) Соотносить содержание основных понятий Воспроизведение
Называть специфические и неспецифические функции физической культуры Узнавание
Выделять факторы, определяющие воздействие физических упражнений Воспроизведение
Знать классификации физических упражнений и выделять признаки положенные в их основу Воспроизведение
Знать понятие техника физического упражнения и выделять характеристики техники Воспроизведение
Знать понятия "методы физического воспитания", "методический приём", "методика" Узнавание
Знать методы, используемые в практике физического воспитания Узнавание
Соотносить методы и конкретные задачи физического воспитания Воспроизведение
Объяснять сущность специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
Знать понятия "двигательное умение", "двигательный навык", выделять их основные признаки Узнавание
Знать закономерности формирования двигательного навыка Воспроизведение
Знать понятие физических способностей, называть виды физических способностей Узнавание
Знать понятие и виды силовых способностей Узнавание
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей Воспроизведение
Знать средства и методы используемые для развития силовых способностей Узнавание
Знать понятие и выиды скоростных способностей Узнавание
Выделять факторы определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей Воспроизведение
Знать средства и методы развития скоростных способностей Воспроизведение
Знать понятие и виды выносливости Узнавание
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления выносливости Воспроизведение
Знать средства и методы развития выносливости Воспроизведение
Знать понятия "координация", "координационные способности" и их виды Узнавание
Знать средства и методы развития КС Воспроизведение
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления КС Воспроизведение
Знать понятие и виды гибкости Узнавание
Знать методы и средства развития гибкости ме Воспроизведение
выделять содержательные особенности форм организации занятий физическими упражнениями Воспроизведение
называть формы организации занятий физическими упражнениями Узнавание
соотносить задачи и формы организации занятий физическими упражнениями Применение
знать общие требования к планированию в физическом воспитании Воспроизведение
знать виды и назначение основных документов планирования в физическом воспитании Воспроизведение
знать виды и содержание контроля в физическом воспитании Воспроизведение
Знать проблемы и методы воспитания личности Воспроизведение
Знать сенситивные периоды развития физических способностей Узнавание

Литература

Основная

  1. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2019. — 131 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22259.html
  2. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник/ О.Ю.Масалова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 572 с.: ил. - (Высшее образование).
  3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 494, [2] с.

Дополнительная

  1. Кадыров Р.М., Маризинина Д.И. Теория и методика физической культуры.учебное пособие., М.: КноРус,2016., 132 с.
  2. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование"(квалификация (степень) "бакалавр") / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова ; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФPA-M, 2017. - 310, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011377-7
  3. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 032100 - Физическая культура и специальности 032101 - Физическая культура и спорт / А. М. Максименко. - Изд. 2-е, испр.и доп. - М. : Физ. культура, 2009. - 492, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bmsi.ru
  2. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lib/sportedu.ru
  3. Электронные архивы журналов "Теория и практика физической культуры", [Электронный ресурс]. - режим доступа: teoriya/ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.6 Теория и методика физической культуры [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (направленность - Физическая культура)/ БУ ВО «Сургут. Гос. Пед. Ун-т» ; сост. В.Н.Бойко. – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.