бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 9, 2019 утверждено Oct. 19, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 27, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 30, 2019

Б1.В.ДВ.07.01 ДВ: Структура и оценка качества инновационной деятельности в начальной школе, 1 семестр

М-8021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-5 - способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование Знание основных диагностических методик для определения возможностей, потребностей субъектов начального общего образования, результатов достижения качественных характеристик педагогического процесса знаниевый
Знание характерных особенностей системы инновационной деятельности в НОО знаниевый
Умение выделять уровни и показатели способности школы к развитию; определять типы поведения школ в изменяющейся среде их жизнедеятельности операциональный
Умение использовать способы оценки и анализа результатов исследований качества инновационной деятельности в НОО при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования для оптимизации образовательной среды образовательной организации операциональный
ПК-9 - способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта Знание методик оценивания образовательной среды, уровня развития, воспитанности и обученности ребенка в разных моделях начального общего образования, в том числе с использованием информационных технологий знаниевый
Владение умением диагностировать, анализировать и оценивать качество инновационной деятельности в НОО операциональный
Владение умением критически относиться к своей профессиональной деятельности, осуществлять адекватную самооценку. операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональной компетентности магистрантов в области теории вопроса качества образования в НОО и практической готовности к оцениванию результатов профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Задачи

  1. Формировать умение выявлять, анализировать и обобщать педагогический инновационный опыт работы организаций начального общего образования, использовать современные формы и методы оценки в контексте ФГОС НОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста
  2. Формировать умение использовать технологический инструментарий оценивания результатов профессиональной деятельности в начальном общем образовании

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 14.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.5 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 1.29 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Инновационная деятельность в НОО Формирование умений выявлять, анализировать и обобщать педагогический инновационный опыт работы организаций начального общего образования Знание характерных особенностей системы инновационной деятельности в НОО; умение выделять уровни и показатели способности школы к развитию; определять типы поведения школ в изменяющейся среде их жизнедеятельности
  • Система инновационной деятельности в НОО. Уровни и показатели способности школы к развитию
  • Типы поведения школ в изменяющейся среде их жизнедеятельности
  • Рубежный контроль
Модуль 2. Теоретические и методологические основы оценки качества инновационной деятельности в НОО Формирование умений использовать технологический инструментарий оценивания результатов профессиональной деятельности в начальном общем образовании Знание основных диагностических методик для определения возможностей, потребностей субъектов начального общего образования, результатов достижения качественных характеристик педагогического процесса. Умение использовать способы оценки и анализа результатов исследований качества инновационной деятельности в НОО при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования для оптимизации образовательной среды образовательной организации.
  • Понятие качества в системе начального общего образования
  • Система оценки качества образовательных условий в соответствии с ФГОС НОО
  • Профессиональная компетентность педагога НОО
  • Рубежный контроль

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Система инновационной деятельности в НОО. Уровни и показатели способности школы к развитию Семинар 4.0 1
2 Система инновационной деятельности в НОО. Уровни и показатели способности школы к развитию Вариативное задание 5.0 2
3 Система инновационной деятельности в НОО. Уровни и показатели способности школы к развитию Индивидуальная работа 2.0 2
4 Типы поведения школ в изменяющейся среде их жизнедеятельности Самостоятельное изучение 2.0 3
5 Типы поведения школ в изменяющейся среде их жизнедеятельности Индивидуальная работа 2.0 3
6 Понятие качества в системе начального общего образования Семинар 4.0 4
7 Понятие качества в системе начального общего образования Вариативное задание 4.0 5
8 Система оценки качества образовательных условий в соответствии с ФГОС НОО Семинар 4.0 6
9 Система оценки качества образовательных условий в соответствии с ФГОС НОО Контрольная работа 2.0 7
10 Система оценки качества образовательных условий в соответствии с ФГОС НОО Вариативное задание 6.0 8
11 Профессиональная компетентность педагога НОО Семинар 2.0 9
12 Профессиональная компетентность педагога НОО Вариативное задание 6.0 10
13 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 12
14 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа 2.5 13
15 Промежуточная аттестация Вариативное задание 5.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Система инновационной деятельности в НОО. Уровни и показатели способности школы к развитию Семинар Знание характерных особенностей системы инновационной деятельности в НОО Воспроизведение
Умение выделять уровни и показатели способности школы к развитию Применение
2 Система инновационной деятельности в НОО. Уровни и показатели способности школы к развитию Вариативное задание Знание характерных особенностей системы инновационной деятельности в НОО Воспроизведение
Умение выделять уровни и показатели способности школы к развитию Применение
3 Система инновационной деятельности в НОО. Уровни и показатели способности школы к развитию Индивидуальная работа Знание характерных особенностей системы инновационной деятельности в НОО Воспроизведение
Умение выделять уровни и показатели способности школы к развитию Применение
4 Типы поведения школ в изменяющейся среде их жизнедеятельности Самостоятельное изучение Умение определять типы школ и стили их поведения в изменяющейся среде их жизнедеятельности Применение
5 Типы поведения школ в изменяющейся среде их жизнедеятельности Индивидуальная работа Умение определять типы школ и стили их поведения в изменяющейся среде их жизнедеятельности Применение
6 Понятие качества в системе начального общего образования Семинар Знание сущности понятия "качество инновационной деятельности школы"; критериев, показателей и индикаторов оценки качества инновационной деятельности школы. Воспроизведение
Умение интерпретировать цель, задачи реализации системы оценки качества инновационной деятельности в начальной школе. Понимание сущности и назначения мониторинга образовательной деятельности начальной школы Применение
7 Понятие качества в системе начального общего образования Вариативное задание Знание сущности понятия "качество инновационной деятельности школы"; критериев, показателей и индикаторов оценки качества инновационной деятельности школы. Воспроизведение
Умение интерпретировать цель, задачи реализации системы оценки качества инновационной деятельности в начальной школе. Понимание сущности и назначения мониторинга образовательной деятельности начальной школы Применение
8 Система оценки качества образовательных условий в соответствии с ФГОС НОО Семинар Умение использовать способы оценки и анализа результатов исследований качества инновационной деятельности в НОО при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования для оптимизации образовательной среды образовательной организации Применение
Умение диагностировать, анализировать и оценивать качество инновационной деятельности в НОО Применение
Умение критически относиться к своей профессиональной деятельности, осуществлять адекватную самооценку Применение
9 Система оценки качества образовательных условий в соответствии с ФГОС НОО Контрольная работа Умение использовать способы оценки и анализа результатов исследований качества инновационной деятельности в НОО при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования для оптимизации образовательной среды образовательной организации Применение
Умение диагностировать, анализировать и оценивать качество инновационной деятельности в НОО Применение
Умение критически относиться к своей профессиональной деятельности, осуществлять адекватную самооценку Применение
10 Система оценки качества образовательных условий в соответствии с ФГОС НОО Вариативное задание Умение использовать способы оценки и анализа результатов исследований качества инновационной деятельности в НОО при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования для оптимизации образовательной среды образовательной организации Применение
Умение диагностировать, анализировать и оценивать качество инновационной деятельности в НОО Применение
Умение критически относиться к своей профессиональной деятельности, осуществлять адекватную самооценку Применение
11 Профессиональная компетентность педагога НОО Семинар Умение осуществлять диагностику профессиональных компетенций учителя начальной школы Применение
12 Профессиональная компетентность педагога НОО Вариативное задание Умение осуществлять диагностику профессиональных компетенций учителя начальной школы Применение
13 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Знание характерных особенностей системы инновационной деятельности в НОО Воспроизведение
Умение выделять уровни и показатели способности школы к развитию Применение
Умение определять типы школ и стили их поведения в изменяющейся среде их жизнедеятельности Применение
Знание характерных особенностей системы инновационной деятельности в НОО Воспроизведение
Умение выделять уровни и показатели способности школы к развитию Применение
Умение определять типы школ и стили их поведения в изменяющейся среде жизнедеятельности Применение
Знание сущности понятия "качество инновационной деятельности школы"; критериев, показателей и индикаторов оценки качества инновационной деятельности школы. Воспроизведение
Умение интерпретировать цель, задачи реализации системы оценки качества инновационной деятельности в начальной школе. Понимание сущности и назначения мониторинга образовательной деятельности начальной школы Применение
Умение использовать способы оценки и анализа результатов исследований качества инновационной деятельности в НОО при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования для оптимизации образовательной среды образовательной организации Применение
Умение диагностировать, анализировать и оценивать качество инновационной деятельности в НОО Применение
Умение критически относиться к своей профессиональной деятельности, осуществлять адекватную самооценку Применение
Умение осуществлять диагностику профессиональных компетенций учителя начальной школы Применение
14 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа Знание характерных особенностей системы инновационной деятельности в НОО Воспроизведение
Умение выделять уровни и показатели способности школы к развитию Применение
Умение определять типы школ и стили их поведения в изменяющейся среде их жизнедеятельности Применение
Знание характерных особенностей системы инновационной деятельности в НОО Воспроизведение
Умение выделять уровни и показатели способности школы к развитию Применение
Умение определять типы школ и стили их поведения в изменяющейся среде жизнедеятельности Применение
Знание сущности понятия "качество инновационной деятельности школы"; критериев, показателей и индикаторов оценки качества инновационной деятельности школы. Воспроизведение
Умение интерпретировать цель, задачи реализации системы оценки качества инновационной деятельности в начальной школе. Понимание сущности и назначения мониторинга образовательной деятельности начальной школы Применение
Умение использовать способы оценки и анализа результатов исследований качества инновационной деятельности в НОО при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования для оптимизации образовательной среды образовательной организации Применение
Умение диагностировать, анализировать и оценивать качество инновационной деятельности в НОО Применение
Умение критически относиться к своей профессиональной деятельности, осуществлять адекватную самооценку Применение
Умение осуществлять диагностику профессиональных компетенций учителя начальной школы Применение
15 Промежуточная аттестация Вариативное задание Знание характерных особенностей системы инновационной деятельности в НОО Воспроизведение
Умение выделять уровни и показатели способности школы к развитию Применение
Умение определять типы школ и стили их поведения в изменяющейся среде их жизнедеятельности Применение
Знание характерных особенностей системы инновационной деятельности в НОО Воспроизведение
Умение выделять уровни и показатели способности школы к развитию Применение
Умение определять типы школ и стили их поведения в изменяющейся среде жизнедеятельности Применение
Знание сущности понятия "качество инновационной деятельности школы"; критериев, показателей и индикаторов оценки качества инновационной деятельности школы. Воспроизведение
Умение интерпретировать цель, задачи реализации системы оценки качества инновационной деятельности в начальной школе. Понимание сущности и назначения мониторинга образовательной деятельности начальной школы Применение
Умение использовать способы оценки и анализа результатов исследований качества инновационной деятельности в НОО при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования для оптимизации образовательной среды образовательной организации Применение
Умение диагностировать, анализировать и оценивать качество инновационной деятельности в НОО Применение
Умение критически относиться к своей профессиональной деятельности, осуществлять адекватную самооценку Применение
Умение осуществлять диагностику профессиональных компетенций учителя начальной школы Применение

Литература

Основная

  1. Алексеева М.Б., Ветренко П.П. Анализ инновационной деятельности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М.Б. Алексеева, П.П. Петренко. - М.: Излательство Юрайт, 2016. - 303 с.
  2. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учеб. пособие для вузов : [студентам, магистрантам, аспирантам] / М. Н. Дудина ; Урал. федерал. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - М. : Юрайт, 2018. - 150, [2] c.
  3. Клименко, А.В. Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе : учебное пособие / А.В. Клименко, М.Л. Несмелова, М.В. Пономарев. - Москва : Прометей, 2015. - 124 с. : схем., табл. - ISBN 978-5-9906134-4-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437272
  4. Мандель, Б.Р. Педагогика высшей школы: история, проблематика, принципы : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 619 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-8778-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450639
  5. Плаксина, И. В. Интерактивные образовательные технологии : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / И. В. Плаксина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 161, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Котова, С. А. Педагогика начального образования: [учеб. для студентов педагог. вузов] : для бакалавров / [Котова С. А., Савинова Л. Ю., Денисова А. А.] ; под ред. С. А. Котовой. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 332, [1] с.
  2. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 343 с. : ил., схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9050-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
  3. Мандель, Б.Р. Профессионально-ориентированное обучение: проблематика и технологии : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 341 с. : ил., схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-7698-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
  4. Мандель, Б.Р. Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 304 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-4475-9710-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493965

Цифровые ресурсы

  1. Гумерова, Л.З. Инновационная деятельность руководителя образовательного учреждения / Л.З. Гумерова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html
  2. Кулешова, Г.М. Инновация как новая философия образования / Г.М. Кулешова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2005/0910-20.htm
  3. Подымов, Н.А., Подымова, Л.С. Барьеры на пути к инновациям (Методологические основы исследования отношений в процессе инновационной деятельности) / Н.А. Подымов, Л.С. Подымова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://education.rekom.ru/4_2002/podymows.htm
  4. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл / В.И. Слободчиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html
  5. Ступин, Р. Инновационные процессы в образовании / Р. Ступин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.it-start.pro/news/innovatsionnye-protsessy-v-obrazovanii/
  6. Ясвин, В.А. Что соответствует понятию "инновационная школа" в современном мире? / В.А. Ясвин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.org/ask/237/question2751.html

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.В.ДВ.07.01 Структура и оценка качества инновационной деятельности в начальной школе М-8021, 44.04.01, Педагогическое образование, экзамен [Электронный ресурс] / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.