бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 10, 2019 утверждено Oct. 8, 2019
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 25, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2019

Б1.О.03.01 Теоретическое основы организации обучения в начальном общем образовании, 1 семестр

М-9021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6) Знает психолого-педагогические основы самооценки, саморазвития и самореализации; источники самосовершенствования; механизмы и способы самоорганизации при решении задач профессиональной деятельности; возможности, границы и риски совершенствования собственной деятельности на основе самооценки при организации обучения в НОО знаниевый
Владеет способами осуществления саморазвития, самосовершенствования в профессиональной деятельности при организации обучения в НОО ориентировочный
Умеет определять приоритеты собственной деятельности и прогнозировать пути ее совершенствования; осуществлять контроль, оценку и рефлексию собственной деятельности на основе личностных и профессиональных приоритетов при организации обучения в НОО операциональный
Имеет опыт по проектированию своего самосовершенствования в профессиональной деятельности в рамках реализации обучения в НОО опыт
Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1) Знает нормативные правовые документы, регламентирующие требования к профессиональной деятельности педагога приорганизации обучения в НОО знаниевый
Владеет способами использования нормативных правовых актов и норм профессиональной этики при планировании и реализации профессиональной деятельности и при взаимодействии с участниками образовательного процесса в процессе организации обучения в НОО ориентировочный
Умеет планировать, анализировать, оценивать, оптимизировать и реализовывать профессиональную деятельность на основе положений нормативно-правовых актов в области образования и профессиональной этики при организации обучения в НОО операциональный
Имеет опыт в оптимизации профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики при организации обучения в НОО опыт
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК - 1) Знает основные методы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода и способы действий по разрешению проблемных ситуаций при организации обучения в НОО знаниевый
Владеет способами постановки, анализа и оценки проблемы на основе системного подхода определения стратегии действий для достижения поставленной цели при организации обучения в НОО ориентировочный
Умеет анализировать и оценивать проблемную ситуацию и моделировать пути ее решения , прогнозировать результаты, оценивать последствия и риски при организации обучения в НОО операциональный
Имеет опыт оценивания проблемной ситуации и моделировать пути ее решения, а так же прогнозировать результаты, оценивать последствия и риски при организации обучения в НОО опыт
Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований (ОПК-8) Знает способы использования современного научного знания при анализе, планировании, проектировании и оценке результатов профессиональной деятельности при организации обучения в НОО знаниевый
Умеет совершенствовать собственную профессиональную деятельность на основе актуального научного знания при организации обучения в НОО ориентировочный
Владеет способами планирования, анализа, оценки и совершенствования образовательной деятельности в НОО на основе современного научного знания операциональный
Имеет опыт проектирования фрагмента рабочей программы по предмету и конспекта урока опыт
Способен реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ПКО-1) Знает теоретико-методологические основы содержания образования, психолого-педагогические основы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО знаниевый
Владеет способами профессиональной деятельности при реализации ФГОС НОО ориентировочный
Умеет проектировать, планировать, реализовывать и оценивать образовательный процесс, направленный на развитие обучающихся на основе требований ФГОС НОО операциональный
Имеет опыт в разработке фрагмента образовательной программы в соответствии с требованием ФГОС НОО опыт

Цели изучения дисциплины

сформировать готовность у обучающихся к проектированию образовательного процесса в начальной школе с учетом требований нормативно-правовой базы сферы образования

Задачи

  1. Овладеть способами обоснования теоретических основ организации обучения в НОО
  2. Сформировать умение проектировать содержание основных компонентов образовательного процесса в НОО

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 12.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 80.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 1.87 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Содержание обучения в НОО Овладеть способами обоснования теоретических основ организации обучения в НОО Умение обосновывать теоретические основы организации обучения в НОО на основе современных научных знаний и в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Умеет совершенствовать собственную профессиональную деятельность на основе актуального научного знания.
  • Специфика НОО
  • Организационные аспекты построение образовательного процесса при реализации образовательной программы в начальной школе
  • Специфика организации обучения младших школьников по разным УМК, реализуемых в НОО
Модуль 2. Проектирование содержания основных компонентов образовательного процесса в НОО Сформировать умение проектировать содержание основных компонентов образовательного процесса в НОО Умение проектировать, планировать, реализовывать и оценивать образовательный процесс на основе требований ФГОС НОО. Умение осуществлять контроль, оценку и рефлексию собственной деятельности в соответствии с решаемой профессиональной задачей.
  • Контрольно-оценочная деятельность педагога начального общего образования
  • Оформление документации, обеспечивающей образовательный процесс
  • Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
  • Самоанализ результатов профессиональной деятельности по реализации обучения в НОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Содержание НОО Семинар (М) 2.0 1
2 Особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников Самостоятельное изучение 20.0 1
3 Построение образовательного процесса при реализации образовательной программы в начальной школе Конференция 2.0 2
4 Построение образовательного процесса при реализации образовательной программы в начальной школе Самостоятельное изучение 20.0 2
5 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа 2.0 3
6 Организация контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов Лекция 2.0 4
7 Организация контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов Семинар (М) 2.0 4
8 Организация контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов Индивидуальная работа 2.0 4
9 Документы , обеспецивающие образовательный процесс в НОО Лекция 2.0 5
10 Документы , обеспецивающие образовательный процесс в НОО Семинар (М) 2.0 5
11 Проектирования современного урока в НОО Лекция 2.0 5
12 Проектирования современного урока в НОО Семинар (М) 2.0 5
13 Документы , обеспецивающие образовательный процесс в НОО Индивидуальная работа 2.0 5
14 Проектирования современного урока в НОО Индивидуальная работа 2.0 5
15 Организация обучения детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации Лекция 2.0 6
16 Организация обучения детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации Семинар (М) 2.0 6
17 Самоанализ профессиональной деятельности педагога начального образования Лекция 2.0 7
18 Самоанализ профессиональной деятельности педагога начального образования Семинар (М) 2.0 7
19 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Содержание НОО Семинар (М) описывает место и роль начального общего образования в системе непрерывного школьного обучения. Воспроизведение
умеет формулировать цели и задачи НОО Применение
выделяет требования ФГОС НОО и примерной ООП НОО к организации образования Воспроизведение
2 Особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников Самостоятельное изучение выделяет собенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников использования на основе современного научного знания Воспроизведение
описывают характеристические признаки психологического развития ребенка младшего школьного возраста Воспроизведение
выделяет проблемы , возникающие у педагога при организации обучения в НОО Применение
умеет проектировать пути разрешения профессиональных затруднений педагога при организации обучения в НОО на основе использования современного научного знания Применение
3 Построение образовательного процесса при реализации образовательной программы в начальной школе Конференция оценивает программы коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста, имеющих низкий уровень учебной Применение
описывает основные возрастные характеристики при определении учебной мотивации у школьников Воспроизведение
отбирает содержание, методы , средства для развития мотивации учения младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
4 Построение образовательного процесса при реализации образовательной программы в начальной школе Самостоятельное изучение выделяет компоненты программы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации Воспроизведение
отбирает содержание, формы, средства и методы для реализации программы коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста, имеющих низкий уровень учебной мотивации Применение
5 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа умеет проектировать пути разрешения профессиональных затруднений педагога при организации обучения в НОО на основе использования современного научного знания Применение
6 Организация контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов Лекция обосновывает необходимость диагностики в НОО Применение
описывает подходы к организации контроля, проверки и оценивания результатов обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО Применение
7 Организация контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов Семинар (М) умеет определить принципы организации контрольно-оценочной деятельности педагога НОО и пути их преодоления Применение
анализируют локальные нормативные документы ОО, регламентирующие контрольно-оценочную деятельность педагога НОО на соответствие требованиям ФГОС Применение
8 Организация контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов Индивидуальная работа выделяет критериев выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся в соответствии с требованием ФГОС НОО и специальных научных знаний и результатов исследований Применение
выделяет затруднения педагога НОО при организации контрольно-оценочной деятельности и пути их преодоления Применение
9 Документы , обеспецивающие образовательный процесс в НОО Лекция выделяет требования ФГОС НОО и примерной ООП к оформлению документации, обеспечивающий образовательный процесс Воспроизведение
владеет схемой анализа нормативных документов ОО, предьявляющих требования к к оформлению документации, обеспечивающий образовательный процесс на соответствие требованиям ФГОС НОО Воспроизведение
выделяет критерии анализа рабочей программы по предмету на соответствие требованиям ФГОС НОО Воспроизведение
10 Документы , обеспецивающие образовательный процесс в НОО Семинар (М) проектирует фрагмент рабочей программы по предмету Применение
анализирует рабочую программу по предмету на соответствие требованиям ФГОС НОО Применение
11 Проектирования современного урока в НОО Лекция выделяет требования к современному уроку в соответствии с требованием ФГОС НОО Воспроизведение
описывает типологию уроков в НОО Воспроизведение
выделяет критерии анализа урока в НОО на соответствие требованиям ФГОС Воспроизведение
12 Проектирования современного урока в НОО Семинар (М) умеет проводить сравнительную характеристику уроков различных типов с учетом вида обучения Применение
умеет проектировать урок в соответствии с требованием ФГОС НОО Применение
умеет проектировать цели и планируемые результаты урока в НОО Применение
обосновывает выбор типа урока в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
анализирует урок в НОО на соответствие требованиям ФГОС Применение
13 Документы , обеспецивающие образовательный процесс в НОО Индивидуальная работа проектирует фрагмент рабочей программы по предмету Применение
14 Проектирования современного урока в НОО Индивидуальная работа выделяет критерии сравнительной характеристики уроков различных типов с учетом вида обучения Воспроизведение
15 Организация обучения детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации Лекция выделяет компоненты программы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации Воспроизведение
16 Организация обучения детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации Семинар (М) умеет отбирать методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей Воспроизведение
отбирает содержание, формы, средства и методы для реализации программы коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста, имеющих низкий уровень учебной мотивации Применение
проектирует программы коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста, имеющих низкий уровень учебной Применение
оценивает программы коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста, имеющих низкий уровень учебной Применение
17 Самоанализ профессиональной деятельности педагога начального образования Лекция выделяет ведущие аспекты самоанализа профессиональной деятельности по реализации обучения в НОО на основе основе специальных научных знаний и результатов исследований Воспроизведение
18 Самоанализ профессиональной деятельности педагога начального образования Семинар (М) обосновывает структуру самоанализа профессиональной деятельности по реализации обучения в НОО на основе основе специальных научных знаний и результатов исследований Применение
умеет проводить самоанализ собственной профессиональной деятельности по реализации обучения в НОО на основе основе специальных научных знаний и результатов исследований Применение
умеет осуществлять рефлексию собственной деятельности в соответствии с решаемой профессиональной задачей. Применение
19 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) выделяет требования ФГОС НОО и примерной ООП НОО к организации образования Воспроизведение
умеет отбирать методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей Воспроизведение
выделяет критерии сравнительной характеристики уроков различных типов с учетом вида обучения Воспроизведение
умеет проводить сравнительную характеристику уроков различных типов с учетом вида обучения Применение
умеет проектировать урок в соответствии с требованием ФГОС НОО Применение
умеет проектировать цели и планируемые результаты урока в НОО Применение
выделяет критерии анализа урока в НОО на соответствие требованиям ФГОС Воспроизведение
анализирует урок в НОО на соответствие требованиям ФГОС Применение

Литература

Основная

  1. Котова, С. А. Педагогика начального образования : [учеб. для студентов педагог. вузов] : для бакалавров / [Котова С. А., Савинова Л. Ю., Денисова А. А.] ; под ред. С. А. Котовой. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 332, [1] с.
  2. Пешкова, В.Е. Педагогические технологии начального образования: курс лекций / В.Е. Пешкова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 161 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344740 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-3919-1. – DOI 10.23681/344740. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Вергелес, Г. И. Технологии обучения младших школьников : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Г. И. Вергелес, А. А. Денисова. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 254, [2] с.
  2. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс] / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - 2-е изд., стер. – Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 255 с. - Доступ с сайта электронно – библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн» . – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=103492
  3. Мандель, Б.Р. Инновационные технологии педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Б.Р. Мандель. – Изд. 2-е, стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019 – 261 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429392
  4. Миронов, А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС : [пособие для учителей нач. кл.] / А. В. Миронов. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2016. - 174, [1] с.
  5. Фатеева, Н. И. Образовательные программы начальной школы : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. "Психолого-педагогическое образование","Педагогическое образование" / Н. И. Фатеева. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 174, [2] с.
  6. Шаталова, О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы : методическое пособие / О.А. Шаталова. - 3-е изд. - Москва : Русское слово — учебник, 2016. - 169 с. : схем., табл. - (Начальная инновационная школа). - ISBN 978-5-533-00044-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486161

Цифровые ресурсы

  1. Ошорова Н.Б. Проектирование программ отдельных учебных предметов, курсов в условиях ФГОС НОО: [Электронный ресурс]: - [Режим доступа]: http://www.briop.ru/images/FGOS/NOO/проектирование_программ_педагогов.pdf
  2. Реутова, Л. П. Принципы проектирования современного урока в начальном образовании [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]:cyberleninka.ru/article/n/printsipy-proektirovaniya-sovremennogo-uroka-v-nachalnom-obrazovanii
  3. Сизганова, Е. Ю. Теоретические основы интеграции в образовательном процессе современной начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2061–2065. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85413.htm.
  4. Усольцев А.П., Антипова Е.П. О конструктах уроков по ФГОС: [Электронный ресурс]: - [Режим доступа]: cyberleninka.ru/article/n/o-konstruktah-urokov-po-fgos

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317. – (Стандарты второго поколения).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.О.03.01. Теоретические основы организации обучения в начальном общем образовании [Электронный ресурс]: М-90211 Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, программа "Инновационная начальная школа" зачет / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.