бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 9, 2019 утверждено Jan. 31, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 26, 2019
О.В. Власова декан факультета
согласовано Oct. 30, 2019

Б1.В.02.07.04 Методика обучения предмету "Окружающий мир", 5 семестр

Б-7022, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Математика и Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) знание нормативных документов, регламентирующих деятельность учителя при обучении по предмету "Окружающий мир" знаниевый
знание основных положений авторских программ и соответствующих им УМК по предмету "Окружающий мир" знаниевый
знание особенностей формирования понятийной сферы у детей младшего школьного возраста при обучению предмету "Окружающий мир" знаниевый
владение обобщенными способами формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий. ориентировочный
владение обобщенным способом анализа нормативных документов, регламентирующих деятельность учителя при обучении предмету "Окружающий мир" ориентировочный
владение обобщенным способом изучения авторских программ по предмету "Окружающий мир" с позиций требований ФГОС НОО ориентировочный
умение анализировать нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя при обучению предмету "Окружающий мир" операциональный
умение анализировать содержание авторских программ и соответсвующих им УМК по предмету "Окружающий мир" операциональный
умение проектировать процесс формирования и развития естественнонаучных и обществоведеских понятий у детей младшего школьного возраста операциональный
опыт анализа содержания примерной ООП НОО по предмету "Окружающий мир" опыт
опыт изучения авторских программ и соответствующих им учебно-методических комплектов по предмету "Окружающий мир" опыт
опыт организации работы по формированию понятийной сферы у детей младшего школьного возраста при обучению предмету "Окружающий мир" опыт
способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных преджметов (ПК-4) знать планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты обучения предмету "Окружающий мир" знаниевый
владеть обобщенным способом оценки достижения планируемых результатов при изучении предмета "Окружающий мир" ориентировочный
умение подбирать учебные задания, направленные на достижение планируемых результатов по ФГОС НОО при изучении предмета "Окружающий мир" операциональный
иметь опыт анализа учебных заданий, направленных на достижение планируемых результатов по ФГОС НОО при изучении предмета "Окружающий мир" опыт
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знание современных методов, приемов и средств обучения и диагностики при изучении предмета "Окружающий мир" знаниевый
владение обобщенным способом отбора методов и приемов обучения предмету "Окружающий мир" ориентировочный
умение проектировать процесс обучения по предмету "Окружающий мир" с использованием современных методов, приемов и средств обучения операциональный
опыт анализа современных методов, приемов и средств обучения по предмету "Окружающий мир", способствующих освоению обучающимися содержания и достижения планируемых результатов опыт

Цели изучения дисциплины

научиться организовывать процесс обучения детей младшего школьного возраста предмету "Окружающий мир"

Задачи

  1. овладеть теоретическими основами методики обучения предмету "Окружающий мир" в соответсвии с ФГОС НОО
  2. научиться организовывать учебный процесс по формированию и развитию начальных естественно-научных и обществоведческих понятий у детей младшего школьного возраста
  3. научиться отбирать и применять эффективные методы, приемы и средства обучения предмету "Окружающий мир"

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 24.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 2.25 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы методики обучения предмету «Окружающий мир» в соответствие с требованиями ФГОС НОО Освоить теоретические основы курса "Методика преподавания предмета "Окружающий мир" Знание основных понятий дисциплины "Методика обучения предмету "Окружающий мир". Знание исторических предпосылок становления школьного курса "Окружающий мир". Знание нормативных документов, регламентирующих деятельность учителя при обучении предмету "Окружающий мир" и умение извлекать необходимую информацию для организации обучения по предмету "Окружающий мир".
  • Общая характеристика методики обучения предмету "Окружающий мир"
  • Исторические предпосылки становления методики преподавания предмета "Окружающий мир"
  • Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя при обучении предмету "Окружающий мир"
Содержание предмета "Окружающий мир" в контексте реализации ФГОС НОО Научиться формировать понятийную сферу у детей младшего школьного возраста при изучении предмета "Окружающий мир" Умение давать общую характеристику содержания предмета "Окружающий мир". Знание специфики реализации межпредметных связей и преемственности в обучении. Владение обобщенными способами формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий.
  • Авторские программы и учебно-методические комплекты по предмету "Окружающий мир"
  • Межпредметные связи и преемственность в обучении предмету "Окружающий мир"
  • Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий
Современные методы и технологии обучения предмету "Окружающий мир" Научиться отбирать эффективные методы, приемы и средства обучения предмету "Окружающий мир" Способность отбирать и применять наиболее эффективные методы, приемы и средства обучения предмету "Окружающий мир", способствующие освоению обучающимися содержания и достижению планируемых результатов.
  • Методы, приемы обучения, их классификации и условия использования
  • Средства, используемые при обучении предмету "Окружающий мир"

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" в начальной школе как отрасль педагогической науки Лекция 2.0 1
2 Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" в начальной школе как отрасль педагогической науки Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
3 Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" в начальной школе как отрасль педагогической науки Индивидуальная работа 2.0 2
4 Исторические предпосылки становления методики преподавания предмета "Окружающий мир" Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 3
5 Современные тенденции в методике преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
6 Нормативные документы, регулирующие процесс обучения по учебному предмету "Окружающий мир" Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
7 Исторические предпосылки становления методики преподавания предмета "Окружающий мир" Вариативное задание 3.0 4
8 Рубежный контроль по первому модулю Вариативное задание 4.0 5
9 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа 2.0 5
10 Содержание начального курса "Окружающий мир". Принципы отбора содержания. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
11 Авторские программы и учебно-методические комплекты по предмету "Окружающий мир" Лекция 2.0 7
12 Авторские программы и учебно-методические комплекты по предмету "Окружающий мир" Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
13 Межпредметные связи и преемственность в обучении учебному предмету "Окружающий мир" Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
14 Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Лекция 2.0 9
15 Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 10
16 Рубежный контроль по второму модулю Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 11
17 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа 2.0 11
18 Методы и приемы обучения предмету "Окружающий мир" и особенности их использования Лекция 2.0 12
19 Методы и приемы обучения предмету "Окружающий мир" и особенности их использования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 13
20 Методы и приемы обучения предмету "Окружающий мир" и особенности их использования Индивидуальная работа 2.0 13
21 Современные средства обучения предмету "Окружающий мир" Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 14
22 Рубежный контроль по третьему модулю Вариативное задание 2.0 15
23 Рубежный контроль по третьему модулю Индивидуальная работа 2.0 16
24 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" в начальной школе как отрасль педагогической науки Лекция знать объект исследования, цели и задачи, которые решает методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
2 Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" в начальной школе как отрасль педагогической науки Практическая работа (К-т. 50/50) знать классификации методов исследования в области методики преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
знать этапы конкретных исследований и задачи, решаемые на каждом этапе Воспроизведение
3 Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" в начальной школе как отрасль педагогической науки Индивидуальная работа знать классификации методов исследования в области методики преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
4 Исторические предпосылки становления методики преподавания предмета "Окружающий мир" Практическая работа (К-т. 50/50) знать значимые причины введения в российскую школу естественно-научного образования Воспроизведение
знать динамику естественно-научного и обществоведческого образования в России в 19 веке Воспроизведение
знать влияние на естественнно-научное и обществоведческое начальное образование исследований К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, Д.Д. Семенова и др. Воспроизведение
уметь давать характеристику основным направлениям естественно-научного и обществоведческого образования начала 20 века Воспроизведение
знать специфику программы Д.Н. Кайгородова, ее роль в дальнейшем развитии естествознания как учебного предмета в начальной школе Воспроизведение
знать проблемы начального естественно-научного и обществоведческого образования, разрабатываемые в начале 20 века, уметь раскрывать их сущность и значение для современного курса "Окружающий мир" Воспроизведение
знать принципы классической методики естествознания Воспроизведение
5 Современные тенденции в методике преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Практическая работа (К-т. 50/50) уметь выделять наиболее актуальные проблемы методики преподавания предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
знать основные тенденции современного природоведческого, географического, обществоведческого образования младших школьников Воспроизведение
уметь выявлять значение естественно-научного и обществоведческого образования в развитии личности младшего школьника Воспроизведение
6 Нормативные документы, регулирующие процесс обучения по учебному предмету "Окружающий мир" Практическая работа (К-т. 50/50) знать перечень основных документов, регулирующих процесс обучения по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
знать структуру и основное содержание компонентов примерной программы по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
уметь выделять ведущие требования к начальному обучению, в том числе к учебному предмету "Окружающий мир", определенные ФГОС НОО Воспроизведение
знать планируемые результаты освоения учебных программ по учебному предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
уметь анализировать нормативные документы, регамантирующие деятельность учителя при обучении предмету "Окружающий мир" Применение
7 Исторические предпосылки становления методики преподавания предмета "Окружающий мир" Вариативное задание знать проблемы начального естественно-научного и обществоведческого образования в период с 1917 по 1931 г. Воспроизведение
уметь характеризовать основные направления развития начального естественно-научного и обществоведческого образованиеяв период с 1931 по 1946 г. Воспроизведение
уметь выделять положительные и отрицательные стороны естественно-научного и обществоведческого начального образования в период с 1946 до конца 60-ых гг. Воспроизведение
знать принципы классической методики естествознания Воспроизведение
уметь характеризовать начальное естественно-научное и обществоведческое образование конца 1960-х годов - начала 1990 -х гг. Воспроизведение
знать проблемы естественно-научного и обществоведческого образования, ставшие объектом исследования в период конца 1960-х до 1990 г. Воспроизведение
8 Рубежный контроль по первому модулю Вариативное задание знать объект исследования, цели и задачи, которые решает методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
уметь раскрывать сущность и значение межнаучных связей Воспроизведение
знать классификации методов исследования в области методики преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
знать этапы конкретных исследований и задачи, решаемые на каждом этапе Воспроизведение
знать значимые причины введения в российскую школу естественно-научного образования Воспроизведение
знать динамику естественно-научного и обществоведческого образования в России в 19 веке Воспроизведение
знать влияние на естественнно-научное и обществоведческое начальное образование исследований К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, Д.Д. Семенова и др. Воспроизведение
уметь давать характеристику основным направлениям естественно-научного и обществоведческого образования начала 20 века Воспроизведение
знать специфику программы Д.Н. Кайгородова, ее роль в дальнейшем развитии естествознания как учебного предмета в начальной школе Воспроизведение
знать проблемы начального естественно-научного и обществоведческого образования, разрабатываемые в начале 20 века, уметь раскрывать их сущность и значение для современного курса "Окружающий мир" Воспроизведение
знать проблемы начального естественно-научного и обществоведческого образования в период с 1917 по 1931 г. Воспроизведение
уметь характеризовать основные направления развития начального естественно-научного и обществоведческого образованиеяв период с 1931 по 1946 г. Воспроизведение
уметь выделять положительные и отрицательные стороны естественно-научного и обществоведческого начального образования в период с 1946 до конца 60-ых гг. Воспроизведение
знать принципы классической методики естествознания Воспроизведение
уметь характеризовать начальное естественно-научное и обществоведческое образование конца 1960-х годов - начала 1990 -х гг. Воспроизведение
знать проблемы естественно-научного и обществоведческого образования, ставшие объектом исследования в период конца 1960-х до 1990 г. Воспроизведение
уметь выделять наиболее актуальные проблемы методики преподавания предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
знать основные тенденции современного природоведческого, географического, обществоведческого образования младших школьников Воспроизведение
уметь выявлять значение естественно-научного и обществоведческого образования в развитии личности младшего школьника Воспроизведение
знать перечень основных документов, регулирующих процесс обучения по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
знать структуру и основное содержание компонентов примерной программы по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
уметь выделять ведущие требования к начальному обучению, в том числе к учебному предмету "Окружающий мир", определенные ФГОС НОО Воспроизведение
знать планируемые результаты освоения учебных программ по учебному предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
9 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа уметь анализировать нормативные документы, регамантирующие деятельность учителя при обучении предмету "Окружающий мир" Применение
10 Содержание начального курса "Окружающий мир". Принципы отбора содержания. Практическая работа (К-т. 50/50) уметь раскрывать сущность каждого принципа отбора содержания образования, доказывать необходимость их учета в процессе организации обучения младших школьников Воспроизведение
уметь оценивать достижение планируемых результатов при изучении предмета "Окружающий мир" Применение
уметь анализировать типы учебных заданий, направленных на достижение планируемых результатов по ФГОС НОО при изучении предмета "Окружающий мир" Применение
11 Авторские программы и учебно-методические комплекты по предмету "Окружающий мир" Лекция знать существующие УМК по предмету "Окружающий мир" и их особенности Воспроизведение
12 Авторские программы и учебно-методические комплекты по предмету "Окружающий мир" Практическая работа (К-т. 50/50) уметь характеризовать каждый УМК по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
уметь выделять компоненты, входящие в состав УМК, определять подходы к изложению содержания Применение
13 Межпредметные связи и преемственность в обучении учебному предмету "Окружающий мир" Практическая работа (К-т. 50/50) знать сущность понятия межпредметные связи Воспроизведение
знать особенности реализации межпредметных связей Воспроизведение
иметь представление о синхронистических таблицах Воспроизведение
знать сущность понятия преемственность в обучении Воспроизведение
уметь выделять направления дошкольной подготовки детей, подготавливающие их к изучению в начальной школе учебного предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
показывать на примерах содержательную линию преемственности курса "Окружающий мир" и соответствующих учебных предметов в основной школе Применение
составлять синхронистические таблицы Применение
14 Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Лекция знать сущность понятия и его основные характеристики Воспроизведение
классифицировать понятия по содержанию в учебном предмете "Окружающий мир" Воспроизведение
знать основные требования к первоначальному понятию Воспроизведение
знать этапы формирования понятия Воспроизведение
уметь характеризовать исходный момент образования понятий Воспроизведение
15 Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Практическая работа (К-т. 50/50) знать методические средства развития понятий Воспроизведение
приводить конкретные примеры развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Применение
определять приемы образования и развития естественно-научных и обществоведческих понятий Применение
16 Рубежный контроль по второму модулю Контрольная работа (К-т 50/50) знать принципы отбора и конструирования содержания образования учебного предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
уметь раскрывать сущность каждого принципа отбора содержания образования, доказывать необходимость их учета в процессе организации обучения младших школьников Воспроизведение
уметь оценивать достижение планируемых результатов при изучении предмета "Окружающий мир" Применение
уметь анализировать типы учебных заданий, направленных на достижение планируемых результатов по ФГОС НОО при изучении предмета "Окружающий мир" Применение
знать существующие УМК по предмету "Окружающий мир" и их особенности Воспроизведение
уметь выделять компоненты, входящие в состав УМК, определять подходы к изложению содержания Применение
знать сущность понятия межпредметные связи Воспроизведение
знать особенности реализации межпредметных связей Воспроизведение
иметь представление о синхронистических таблицах Воспроизведение
знать сущность понятия преемственность в обучении Воспроизведение
уметь выделять направления дошкольной подготовки детей, подготавливающие их к изучению в начальной школе учебного предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
показывать на примерах содержательную линию преемственности курса "Окружающий мир" и соответствующих учебных предметов в основной школе Применение
составлять синхронистические таблицы Применение
знать сущность понятия и его основные характеристики Воспроизведение
классифицировать понятия по содержанию в учебном предмете "Окружающий мир" Воспроизведение
знать основные требования к первоначальному понятию Воспроизведение
знать этапы формирования понятия Воспроизведение
уметь характеризовать исходный момент образования понятий Воспроизведение
знать методические средства развития понятий Воспроизведение
приводить конкретные примеры развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Применение
определять приемы образования и развития естественно-научных и обществоведческих понятий Применение
17 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа знать требования к освоению предмета "Окружающий мир", сформулированные в примерной ООП Воспроизведение
знать планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты обучения предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
18 Методы и приемы обучения предмету "Окружающий мир" и особенности их использования Лекция давать характеристику современным методам и приемам обучения предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
выделять классифкацию методов обучения предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
19 Методы и приемы обучения предмету "Окружающий мир" и особенности их использования Практическая работа (К-т. 50/50) отбирать наиболее эффективные приемы изложения информации Применение
выделять роль наглядного обучения в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач Воспроизведение
определять сильные и слабые стороны использования практических методов при ознакомлении детей младшего школьного возраста с окружающим миром Воспроизведение
называть сущностные характеристики проблемных методов и приемов Воспроизведение
знать алгоритм применения исследовательских методов и приемов Воспроизведение
выделять возможности использования моделирования как способа познания окружающего мира Воспроизведение
владеть технологией проведения наблюдений Применение
знать методические приемы работы с картой Воспроизведение
отбирать наиболее эффективные методы сворачивания информации при изучении предмета "Окружающий мир" Применение
20 Методы и приемы обучения предмету "Окружающий мир" и особенности их использования Индивидуальная работа проектировать фрагмент урока с использованием различных методов и приемов для достижения заданных планируемых результатов Творчество
21 Современные средства обучения предмету "Окружающий мир" Практическая работа (К-т. 50/50) выделять приемущества использования цифровых лабораторий Воспроизведение
создавать интерактивные упражнения по заданной теме предмета "Окружающий мир" с использованием сервиса создания заданий Применение
22 Рубежный контроль по третьему модулю Вариативное задание выделять классифкацию методов обучения предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
отбирать наиболее эффективные приемы изложения информации Применение
выделять роль наглядного обучения в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач Воспроизведение
определять сильные и слабые стороны использования практических методов при ознакомлении детей младшего школьного возраста с окружающим миром Воспроизведение
называть сущностные характеристики проблемных методов и приемов Воспроизведение
знать алгоритм применения исследовательских методов и приемов Воспроизведение
выделять возможности использования моделирования как способа познания окружающего мира Воспроизведение
владеть технологией проведения наблюдений Применение
знать методические приемы работы с картой Воспроизведение
отбирать наиболее эффективные методы сворачивания информации при изучении предмета "Окружающий мир" Применение
проектировать фрагмент урока с использованием различных методов и приемов для достижения заданных планируемых результатов Творчество
знать перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ по предметной области "Естествознание и обществознание" ("Окружающий мир") Воспроизведение
анализировать интерактивные средства обучения, используемые при обучении детей младшего школьного возраста предмету "Окружающий мир" Применение
выделять приемущества использования цифровых лабораторий Воспроизведение
23 Рубежный контроль по третьему модулю Индивидуальная работа давать характеристику современным методам и приемам обучения предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
24 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) приводить конкретные примеры развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Применение
определять приемы образования и развития естественно-научных и обществоведческих понятий Применение
давать характеристику современным методам и приемам обучения предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
отбирать наиболее эффективные приемы изложения информации Применение
знать алгоритм применения исследовательских методов и приемов Воспроизведение
выделять возможности использования моделирования как способа познания окружающего мира Воспроизведение
владеть технологией проведения наблюдений Применение
знать методические приемы работы с картой Воспроизведение
отбирать наиболее эффективные методы сворачивания информации при изучении предмета "Окружающий мир" Применение
проектировать фрагмент урока с использованием различных методов и приемов для достижения заданных планируемых результатов Творчество
анализировать интерактивные средства обучения, используемые при обучении детей младшего школьного возраста предмету "Окружающий мир" Применение
создавать интерактивные упражнения по заданной теме предмета "Окружающий мир" с использованием сервиса создания заданий Применение

Литература

Основная

  1. Клепинина З.А., Аквилёва Г.Н. Методика преподавания предмета "Окружающий мир" : Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - 2-e изд., перераб. и доп. - (Бакалавриат)., (Гриф) 2013. – 336 с.
  2. Методика преподавания предмета "Окружающий мир": учеб. и практикум для акад. бакалавриата: учеб. для студентов (магистратуры) вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям /Моск. гор. пед, ун-т;под общ ред. М.С. Смирновой. - М.: Юрайт, 2016 -305 с.
  3. Миронов, А. В. Технологии изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе. (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания) : учеб. пособие : направления подготовки: 050400.68 - Психолого-педагогическое образование, 050100.62 - Педагогическое направление, вид проф. деятельности - образоват. деятельность на нач. ступени общего образования. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр / А. В. Миронов. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 509, [2] с. : ил. - (Высшее образование).

Дополнительная

  1. Алексеева, О. В. Окружающий мир: особенности изучения предмета в начальной школе : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 44.03.01 - Педагогическое образование / О. В. Алексеева, А. А. Арасланова. - М. : Академия Естествознания, 2017. - 143, [1] с.
  2. Арасланова, А.А. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в кроссвордах / А.А. Арасланова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 85 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441788.
  3. Вахрушев, А. А.Окружающий мир ("Обитатели Земли"). 3-й класс : метод. рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. - 2-е изд., доп. - М. : Баласс, 2014.
  4. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 - 4-е классы : программа / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 184, [7] c. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  5. Плешаков, А. А.Окружающий мир. 1-4 классы : рабочие прогр. : предм. линия учеб. системы "Перспектива" : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 128 с.
  6. Плешаков, А. А Окружающий мир. 1-4 классы : рабочие прогр. : предм. линия учеб. системы "Школа России" : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 223,
  7. Плешаков, А. А.Окружающий мир. 1-й класс : комплект демонстрац. табл. с метод. рек. к учеб. А. А. Плешакова [и др.] "Окружающий мир. 1 кл." / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2009. - 16 демонстрац. табл. : ил.
  8. Поглазова, О. Т.Окружающий мир. 1 - 4-е классы : прогр., поуроч.-темат. планирование / О. Т. Поглазова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - 302
  9. Поглазова, О. Т.Окружающий мир : метод. рекомендации к учеб. для 2-го кл. общеобразоват. учреждений : пособие для учителя / О. Т. Поглазова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012. - 256.
  10. Родыгина, О. А. Окружающий мир ("Человек и природа"). 4-й класс : метод. рекомендации для учителя / О. А. Родыгина, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. - М. : Баласс, 2013. - 239.

Цифровые ресурсы

  1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/defaultx.asp
  2. Справочно-поисковые системы: Yandex, Google, Rambler, Yahoo, Answers.com.

Источники

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:/fgos.ru/ . – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б.3.5 Методика обучения предмету "Окружающий мир" [Электронный ресурс]: 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.