бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 9, 2019 утверждено Oct. 8, 2019
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 26, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 27, 2019

Б1.В.ОД.20 Организация исследовательской работы в образовательной организации, 7 семестр

Б-06061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) знание теоретических основ организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях знаниевый
владение способами организации научно-исследовательской деятельности ориентировочный
умение определять цель, задачи, осуществлять планирование педагогического исследования с целью оптимизации деятельности образовательного учреждения операциональный
опыт анализа научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона опыт
Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) знание теоретических основ организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся знаниевый
владение способами организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся ориентировочный
умение определять цель, задачи, формы организации учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, осуществлять её планирование операциональный
опыт проектирования учебно-исследовательской деятельностью обучающихся опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать готовность организовывать исследовательскую работу в образовательной организации

Задачи

  1. формировать знания об особенностях организации исследовательской деятельности в образовательной организации
  2. научиться проектировать исследовательскую работу в образовательной организации

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 92.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 6.5 ч.
Часов в неделю 0.67 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы организации исследовательской работы в образовательной организации Сформировать представление о сущности исследовательской работы в образовательной организации Знание особенностей организации, функций,структуры, методов исследовательской работы
  • Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность
  • Оформление результатов исследования
Практические основы организации исследовательской работы в образовательной организации Сформировать готовность разрабатывать и анализировать продукты исследовательской работы в образовательной организации Умение проектировать исследовательскую работу в образовательной организации
  • Организация педагогических исследований в образовательных учреждениях
  • Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона
  • Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона
  • Особенности организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Лекция 2.0 1
2 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Самостоятельное изучение 12.0 2
3 Оформление результатов исследовательской деятельности Практическая работа 2.0 3
4 Оформление результатов исследовательской деятельности Самостоятельное изучение 14.0 4
5 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Лекция 2.0 5
6 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение 14.0 6
7 Методика изучения опыта организации исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция 2.0 8
8 Методика изучения опыта организации исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение 14.0 9
9 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение 16.0 10
10 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Практическая работа 2.0 11
11 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Лекция 2.0 12
12 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Самостоятельное изучение 16.0 13
13 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 4.0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Лекция знать сущность научно-исследовательской компетентности педагога Воспроизведение
характеризовать понятие "педагогическое исследование", определять виды научных исследований и их функции Воспроизведение
2 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Самостоятельное изучение выделять этапы научно-исследовательской деятельности педагога Воспроизведение
уметь применять методы научно-исследовательской деятельности Применение
осуществлять анализ профессионального стандарта педагога и стандарта высшего образования с позиций требований к научно-исследовательской компетентности педагога Применение
владеть общей схемой анализа научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении Применение
выделять проблемы в организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Применение
3 Оформление результатов исследовательской деятельности Практическая работа иметь представление о многообразии форм оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
4 Оформление результатов исследовательской деятельности Самостоятельное изучение характеризовать формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
анализировать примеры оформления результатов научно-исследовательской деятельности в регионе Применение
обосновывать выбор формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
структурировать материал, отражающий собственный опыт организации научно-исследовательской работы по направлению близкому к курсовой работе или ВКР Применение
разрабатывать содержание научных тезисов в соответствии с требованиями к научному изложению результатов научно-исследовательской деятельности Творчество
5 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Лекция знать особенности организации руководства научно-исследовательской деятельностью в образовательных учреждениях Воспроизведение
6 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение определять пути, типы стратегии организации научно-исследовательской деятельность в образовательных учреждениях Применение
иметь представления об условиях для организации научно-исследовательской деятельностью в образовательных организациях Воспроизведение
уметь анализировать планы и полученные результаты научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Применение
7 Методика изучения опыта организации исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция уметь выделять признаки передового педагогического опыта Воспроизведение
характеризовать педагогическое мастерство и новаторство как составляющие педагогического опыта Воспроизведение
знать особенностии системы работы методической службы образовательного учреждения по работе с передовым педагогическим опытом Воспроизведение
8 Методика изучения опыта организации исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение иметь опыт подбора содержания таких методов исследования как беседы, анкетирования при изучении педагогического опыта в образовательных учреждениях региона Применение
владеть критериями анализа педагогического опыта Воспроизведение
анализировать передовой педагогический опыт организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона Применение
уметь использовать формы представления передового педагогического опыта в образовательных учреждениях Творчество
9 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение характеризовать особенности проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Воспроизведение
10 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Практическая работа характеризовать особенности проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Воспроизведение
11 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Лекция знать технологию организации учебно-исследовательской деятельности Воспроизведение
12 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Самостоятельное изучение определять сущность и значение учебно-исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
характеризовать виды учебно-исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
осуществлять анализ продуктов научно-исследовательской деятельности обучающихся Применение
уметь проектировать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в соответствии со структурными компонентами Творчество
13 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) владеть общей схемой анализа научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении Применение
выделять проблемы в организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Применение
характеризовать особенности проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Волков, Б.С.Методология и методы психологического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.В. Губанов; Н.В. Волкова; Б.С. Волков. - Методология и методы психологического исследования ; 2018-02-01. - Москва : Академический Проект, 2015. - 383 c.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks».- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36747.html.-Загл. с экрана
  2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2012. – 206 с.
  3. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274599 -Загл. с экрана
  4. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистров, студентов, [аспирантов] высш. учеб. заведений / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2018. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования : монография / Н. В. Бордовская. - М. : КноРус, 2018. - 511 с.
  2. Вопросы образования. – 2010. - № 4.
  3. Засыпкин, В. П. Дети в системе дополнительного образования северного города: методология и методика социологического исследования : монография / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования "Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина". - Тюмень : [Аксиома], 2014. - 99 с.
  4. Засыпкин, В. П. Методология и методика конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей-мигрантов в ХМАО - Югре : науч.-метод. пособие / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Лаб. регион. исслед. - Сургут : РИО СурГПУ, 2012. - 94 c.
  5. Засыпкин, В. П. Учительство ХМАО - Югры как социально-профессиональная общность : монография / Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ", Урал. отд-ние Рос. о-ва социологов, Югор. отд-ние Рос. о-ва социологов. - Тюмень : Аксиома, 2013. - 35с.
  6. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / М. В. Крулехт. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 192, [4] с.
  7. Мокий, М. С. Методология научных исследований :учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255 c.
  8. Народное образование. – 2010. - № 2.
  9. Педагогика. – 2011. - № 5.
  10. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований : учеб. пособие [для студентов бакалавриата и магистратуры, а также аспирантов, соискателей учёной степ. и преподавателей] / М. Ф. Шкляр. - 6-е изд. - М. : Дашков и К, 2016. - 206, [1] с.
  11. Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1

Цифровые ресурсы

  1. Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. - доступ - http://www.maam.ru/
  2. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г.- М.: КНОРУС, 2013. - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа.Б1.В.ОД. 20 Организация исследовательской работы в образовательной организации [Электронный ресурс], Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование, направленность «Дошкольное образование», экзамен /БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Ставринова, Н.Н. Введение в педагогическое исследование: Учебно -методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения / Н.Н. Ставринова. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 34 с.