бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 2, 2019
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 3, 2019
О.В. Власова декан факультета

Б1.Б.3 Основы саморазвития личности, 1 семестр

Б-9241, 39.03.03, Организация работы с молодежью, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6) знать пути и способы саморазвития личности, самообразования в учебной и профессиональной деятельности знаниевый
способы постановки перспективных целей саморазвития, планирования достижения целей саморазвития, оценки результатов саморазвития; знаниевый
сущность категорий "личность", "индивид", "индивидуальность", "субъект деятельности", "субъект учебной деятельности" знаниевый
сущность процессов саморазвития и самопознания знаниевый
обосновывать значимость саморазвития в течение всей жизни ориентировочный
планировать достижение целей саморазвития ориентировочный
владеть методами проектирования траектории своего профессионального роста и личностного развития операциональный
владеть способами постановки проблемы саморазвития операциональный
оценивать результаты саморазвития операциональный
ставить цели собственного развития операциональный
иметь опыт планирования достижения целей саморазвития как субъекта учебной и профессиональной деятельности опыт
иметь опыт построения траектории профессионального саморазвития опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование способности и готовности к самопознанию и саморазвитию

Задачи

  1. Формировать образ актуального и проспективного представления о себе как субъекте учебной и профессиональной деятельности
  2. Формировать умение выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития как субъекта учебной и профессиональной деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.5 ч. из 7.5 ч.
Часов в неделю 2.44 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Представление о себе как о субъекте саморазвития в учебной и профессиональной деятельности формировать образ актуального и проспективного представления о себе как субъекте учебной и профессиональной деятельности знать: сущность процессов саморазвития и самопопзнания, категорий "Индидид, индивидуальность, личность, субъект учебной и профессиональной деятельности", "развитие, саморазвитие, самопознание, самовоспитание"; особенности образа актуального и проспективного образа самого себя ("образ-Я") в зависимости от самооценки, уровня притязания, интересов личности; пути и способы саморазвития в учебной и профессиональной деятельности. уметь: обосновывать значение саморазвития личности в течение жизни. владеть: психологическими средствами самопознания. опыт: иметь опыт составления характеристики своей учебно-профессиональной мотивации и характеристики личностно-профессиональных качеств.
  • Понятие развития и саморазвития личности
  • Саморазвитие как проявление субъектности человека в деятельности
  • Цели и мотивы саморазвития личности
  • Особенности мотивации в учебной и профессиональной деятельности
  • Самопознание как условие саморазвития личности
  • Профессиональное саморазвитие личности
  • Успешность в учебной и профессиональной деятельности
Построение траектории саморазвития личности Формировать умение выстраивать и реализовывать траекторию самооразвития как субъекта учебной и профессиональной деятельности. знать: способы постановки перспективных целей саморазвития, планирования достижения целей саморазвития, оценки результатов саморазвития. владеть: способами постановки цели саморазвития; способами планирования саморазвития как субъекта учебно-профессиональной деятельности. иметь опыт: планирования этапов и способов достижения целей саморазвития как субъекта учебно-профессиональной и профессиональной деятельности.
  • Проектирование траектории саморазвития
  • Постановка проблемы саморазвития личности
  • Поиск и разработка способа решения проблемы
  • Постановка цели и планирование траектории саморазвития

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение в курс «Основы саморазвития личности» Лекция 2.0 1
2 Человек как субъект саморазвития. Саморазвитие в деятельности как проявление субъектности человека. Лекция 2.0 2
3 Человек как субъект саморазвития. Саморазвитие в деятельности как проявление субъектности человека. Семинар 2.0 3
4 Человек как субъект саморазвития. Саморазвитие в деятельности как проявление субъектности человека. Практическая работа 2.0 4
5 Цели и мотивы саморазвития Практическая работа 2.0 4
6 Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности и выбора профессиональной деятельности Практическая работа 2.0 5
7 Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности и выбора профессиональной деятельности Индивидуальная работа 1.5 5
8 Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности и выбора профессиональной деятельности Коллоквиум 2.0 6
9 Самопознание как условие саморазвития. Формы саморазвития человека. Семинар 2.0 6
10 Самопознание как условие саморазвития. Формы саморазвития человека. Семинар 2.0 7
11 Самопознание как условие саморазвития. Формы саморазвития человека. Коллоквиум 2.0 8
12 Профессиональное саморазвитие личности Лекция 2.0 8
13 Профессиональное саморазвитие личности Коллоквиум 2.0 9
14 Успешность в учебной и профессиональной деятельности Практическая работа 2.0 10
15 Рубежный контроль 1 (аналитическая справка) Другое 2.0 10
16 Планирование траектории саморазития Лекция 2.0 12
17 Постановка проблемы саморазития личности Семинар 2.0 12
18 Постановка проблемы саморазития личности Практическая работа 2.0 13
19 Поиск и разработка способа решения проблемы Семинар 2.0 14
20 Поиск и разработка способа решения проблемы Практическая работа 2.0 14
21 Поиск и разработка способа решения проблемы Индивидуальная работа 2.0 15
22 Постановка цели планирования траектории саморазвития личности Практическая работа 2.0 16
23 Постановка цели планирования траектории саморазвития личности Практическая работа 2.0 16
24 Рубежный контроль 2 (аналитическая справка) Другое 2.0 18
25 Рубежный контроль 2 (аналитическая справка) Индивидуальная работа 2.0 18
26 Промежуточная аттестация (экзамен) Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение в курс «Основы саморазвития личности» Лекция описать признаки понятия "развития", перечислить виды развития и привести примеры Воспроизведение
сравнить характеристики человека как индивида, личность, индивидуальность, субъекта деятельности Узнавание
описать формы саморазвития, привести примеры Воспроизведение
Обосновывать способность к саморазвитию как ключевую компетентность специалиста Применение
2 Человек как субъект саморазвития. Саморазвитие в деятельности как проявление субъектности человека. Лекция характеристика саморазвития по признакам: активность личности, уровень самосознания личности и по формам: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация; способы саморазвития и самообразования Воспроизведение
характеристика современных требований высшего профессионального образования и студенчества как социально-психологической категории Применение
3 Человек как субъект саморазвития. Саморазвитие в деятельности как проявление субъектности человека. Семинар характеристика саморазвития по признакам: активность личности, уровень самосознания личности и по формам: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация; способы саморазвития и самообразования Воспроизведение
давать определение учебной деятельности, ее цели и охарактиризовать ее результат Воспроизведение
перечислить и описать компоненты структуры учебной деятельности и их связь Воспроизведение
4 Человек как субъект саморазвития. Саморазвитие в деятельности как проявление субъектности человека. Практическая работа проанализировать свою позицию в учебно-профессиональной деятельности с точки зрения характеристик "субъект учебной деятельности" Применение
дать определение субъекта деятельности, описать характеристики "субъект учебной деятельности" Воспроизведение
5 Цели и мотивы саморазвития Практическая работа давать определение цели как системообразующему компоненту деятельности Воспроизведение
дать общую характеристику цели в структуре учебной деятельности, привести примеры Воспроизведение
проанализировать цель собственной учебной деятельности с позиции правил постановки цели Применение
описывать правила постановки цели учебной деятельности Воспроизведение
различать понятия: мотив, мотивация, мотивационная сфера личности; дать характеристику мотивационной сфере личности Воспроизведение
дать понятие "мотивация", раскрыть роль потребностей, мотивов, ценностей, убеждений и др. в структуре мотивации Воспроизведение
6 Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности и выбора профессиональной деятельности Практическая работа составить таблицу мотивов учения и их проявления в учебной деятельности Применение
составить характеристику особенности собственной учебной мотивации на основе использования психодиагностик; предложить возможные условия развития своих познавательных потребностей и учебных мотивов Применение
7 Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности и выбора профессиональной деятельности Индивидуальная работа различать понятия: мотив, мотивация, мотивационная сфера личности; дать характеристику мотивационной сфере личности Воспроизведение
знать определение понятия «учебная мотивация», "мотивационная ориентация" , виды и уровни мотивов учения Воспроизведение
составить таблицу мотивов учения и их проявления в учебной деятельности Применение
составить характеристику особенности собственной учебной мотивации на основе использования психодиагностик; предложить возможные условия развития своих познавательных потребностей и учебных мотивов Применение
8 Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности и выбора профессиональной деятельности Коллоквиум знать определение понятия «учебная мотивация», "мотивационная ориентация" , виды и уровни мотивов учения Воспроизведение
назвать мотивационные факторы учебно-профессиональной деятельности Узнавание
составить таблицу мотивов учения и их проявления в учебной деятельности Применение
составить характеристику особенности собственной учебной мотивации на основе использования психодиагностик; предложить возможные условия развития своих познавательных потребностей и учебных мотивов Применение
9 Самопознание как условие саморазвития. Формы саморазвития человека. Семинар описать цели и мотивы самопознания Воспроизведение
описать средства самопознания Воспроизведение
составить эмпирическую характеристику "Кто я?", анализ результатов по критериям: уровень самопрезентации, содержание ответов, тип ответов, временная обращенность, вид самоотношения Применение
перечислить барьеры сапознания; понимать причины возникновения барьеров самопознания Воспроизведение
10 Самопознание как условие саморазвития. Формы саморазвития человека. Семинар характеристика саморазвития по признакам: активность личности, уровень самосознания личности и по формам: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация; способы саморазвития и самообразования Воспроизведение
описать потребности в самопознании и самовоспитании Воспроизведение
составить на себя и проанализировать характеристику используемых средства самовоспитания Применение
составить характеристику самооценки и самоотношения; проанализировать наличие барьеров самопознания Применение
11 Самопознание как условие саморазвития. Формы саморазвития человека. Коллоквиум характеристика саморазвития по признакам: активность личности, уровень самосознания личности и по формам: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация; способы саморазвития и самообразования Воспроизведение
описать цели и мотивы самопознания Воспроизведение
описать средства самопознания Воспроизведение
перечислить барьеры сапознания; понимать причины возникновения барьеров самопознания Воспроизведение
12 Профессиональное саморазвитие личности Лекция давать определение понятиям «профессиональное развитие» и «профессиональное саморазвитие", "акмеология", "становление" Узнавание
выделять роль профессиональной деятельности в развитии личности и условия профессионального развития Воспроизведение
13 Профессиональное саморазвитие личности Коллоквиум составить схему "Условия профессионального саморазвития", объяснить конструктивное и деструктивное влияние профессионального труда на развитие личности; пути и способы саморазвития и самообразования в профессиональной деятельности Применение
14 Успешность в учебной и профессиональной деятельности Практическая работа давать определение понятий «успех», успешность», "карьера", Узнавание
проанализировать собственные представления и отношения к успеху; описать факторы, влияющие на достижение успешности в профессиональной деятельности, используя результаты психологических и социологических исследований Применение
определять особенности профессионального и карьерного успеха Воспроизведение
проанализировать собственные карьрные установки и мотивацию достижения Применение
15 Рубежный контроль 1 (аналитическая справка) Другое характеристика саморазвития по признакам: активность личности, уровень самосознания личности и по формам: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация; способы саморазвития и самообразования Воспроизведение
знать определение понятия «учебная мотивация», "мотивационная ориентация" , виды и уровни мотивов учения Воспроизведение
назвать мотивационные факторы учебно-профессиональной деятельности Узнавание
составить характеристику особенности собственной учебной мотивации на основе использования психодиагностик; предложить возможные условия развития своих познавательных потребностей и учебных мотивов Применение
охарактеризовать способы самопознания Воспроизведение
описать потребности в самопознании и самовоспитании Воспроизведение
составить на себя и проанализировать характеристику используемых средства самовоспитания Применение
16 Планирование траектории саморазития Лекция понимать важность необходимости планирования тректории саморазвития Узнавание
описать методы профессионального саморазвития Воспроизведение
описать средства профессионального саморазвития Применение
17 Постановка проблемы саморазития личности Семинар знать определение проблемы Узнавание
объяснить как возникают проблемы Воспроизведение
знать требования, которым должна отвечать хорошо поставленная проблема Воспроизведение
18 Постановка проблемы саморазития личности Практическая работа называть последовательность действий при постановке проблемы Воспроизведение
понимать основные недостатки при постановке проблемы и их последствия Воспроизведение
уметь оценивать качество постановки проблемы Применение
19 Поиск и разработка способа решения проблемы Семинар знать определение способа решения проблемы Узнавание
называть требования, предъявляемые к способу решения проблемы Воспроизведение
характеризовать методы решения проблемы Воспроизведение
20 Поиск и разработка способа решения проблемы Практическая работа называть требования, предъявляемые к способу решения проблемы Воспроизведение
выполнить оценку вариантов решения проблемы Применение
21 Поиск и разработка способа решения проблемы Индивидуальная работа знать определение способа решения проблемы Узнавание
называть требования, предъявляемые к способу решения проблемы Воспроизведение
характеризовать методы решения проблемы Воспроизведение
выполнить оценку вариантов решения проблемы Применение
22 Постановка цели планирования траектории саморазвития личности Практическая работа дать определение плана действий Узнавание
объяснять назначения плана саморазвития Воспроизведение
назвать требования, предъявляемые к плану саморазвития Воспроизведение
разрабатывать план саморазвития Творчество
23 Постановка цели планирования траектории саморазвития личности Практическая работа дать определение плана действий Узнавание
объяснять назначения плана саморазвития Воспроизведение
назвать требования, предъявляемые к плану саморазвития Воспроизведение
разрабатывать план саморазвития Творчество
24 Рубежный контроль 2 (аналитическая справка) Другое описать собственный этап профессионального развития на основе периодизаций профессионального развития Применение
описать методы профессионального саморазвития Воспроизведение
описать средства профессионального саморазвития Применение
объяснить как возникают проблемы Воспроизведение
называть последовательность действий при постановке проблемы Воспроизведение
уметь оценивать качество постановки проблемы Применение
называть требования, предъявляемые к способу решения проблемы Воспроизведение
выполнить оценку вариантов решения проблемы Применение
объяснять назначения плана саморазвития Воспроизведение
разрабатывать план саморазвития Творчество
25 Рубежный контроль 2 (аналитическая справка) Индивидуальная работа описать собственный этап профессионального развития на основе периодизаций профессионального развития Применение
описать методы профессионального саморазвития Воспроизведение
описать средства профессионального саморазвития Применение
объяснить как возникают проблемы Воспроизведение
называть последовательность действий при постановке проблемы Воспроизведение
уметь оценивать качество постановки проблемы Применение
называть требования, предъявляемые к способу решения проблемы Воспроизведение
выполнить оценку вариантов решения проблемы Применение
объяснять назначения плана саморазвития Воспроизведение
разрабатывать план саморазвития Творчество
26 Промежуточная аттестация (экзамен) Промежуточная аттестация (экз.) описать потребности в самопознании и самовоспитании Воспроизведение
составить на себя и проанализировать характеристику используемых средства самовоспитания Применение
понимать важность необходимости планирования тректории саморазвития Узнавание
описать методы профессионального саморазвития Воспроизведение
описать средства профессионального саморазвития Применение
объяснить как возникают проблемы Воспроизведение
называть последовательность действий при постановке проблемы Воспроизведение
понимать основные недостатки при постановке проблемы и их последствия Воспроизведение
уметь оценивать качество постановки проблемы Применение
называть требования, предъявляемые к способу решения проблемы Воспроизведение
выполнить оценку вариантов решения проблемы Применение
объяснять назначения плана саморазвития Воспроизведение
назвать требования, предъявляемые к плану саморазвития Воспроизведение
разрабатывать план саморазвития Творчество

Литература

Основная

  1. Гуревич, П. С. Психология личности [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 559 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81835.html
  2. Маралов, В. Г. Психология саморазвития : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям, [аспирантов] / В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, М. А. Щукина ; Череповец. гос. ун-т [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 319, [2] с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО.
  3. Милорадова, Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие /А.Д. Ишков; Н.Г. Милорадова. - Москва : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016 - 109 c.- Доступ с сайта электронно- библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54678.html

Дополнительная

  1. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2011. - № 2(13)
  2. Духновский, С. В. Психология личности и деятельности педагога : учеб. пособие [для магистрантов, соискателей и аспирантов, обучающихся по направлению " Психолого-педагогическое образование"] / С. В. Духновский. - М. : РИОР [и др.], 2016. - 298, [2] с.
  3. Захарова, И. В. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. В. Захарова. – Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 154 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86473.html
  4. Капустина, Н. Г. Основы саморазвития личности : учеб.-метод. пособие с основами практикума / Н. Г. Капустина, В. П. Прядеин ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО "Урал. гос. пед. ун-т" ; Ин-т соц. образования, Каф. психологии и соц. педагогики. - Екатеринбург : [Урал. гос. пед. ун-т], 2016. - 297, [1] с.
  5. Капустина, Н.Г. Психология саморазвития личности : учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 050400.62 - Социально-экономическое образование / Н.Г. Капустина, Н.В. Бякова ; Департамент образования и науки ХМАО - Югры, Сургут. гос. пед. ун-т. - Сургут : РИО СурГПУ, 2009. - 136 с.
  6. Минюрова, С. А. Психология самопознания и саморазвития : учеб. для студентов высш. пед. вузов, обучающихся по направлению подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / С. А. Минюрова. - М. : Флинта [и др.], 2016. - 474, [2] с. - (Библиотека психолога). - Гриф УМО.
  7. Слотина, Т. В. Психология личности : [учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей вузов] / Т. В. Слотина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 447, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, -376 с. / режим доступа https://klex.ru/314
  2. Дружинин В.Н. Психология [Электронный ресурс]: учебник / В.Н. Дружинин. - Доступ с сайта электронно - библиотечной системы "Библиотека Гумер - гуманитарные науки" . - Режим доступа: http://www.gumer.info.
  3. Климов Е., Носкова О. История психологии труда в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/klim/index.php

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Бортникова, Л.Г.Основы саморазвития личности: учебно-методическое пособие[Текст]: Учеб.- методическое пособие / Л.Г.Бортникова [и др.]- Сургут: РИО СурГПУ, 2016. - 228 с.
  2. Учебная программа Б1.Б.3 Основы саморазвития личности [Электронный ресурс]:Направление подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью /БУ ВО "Сургут. гос. пед. ун-т"; сост. Е.И. Алферова. - Электрон.дан. Сургут: СурГПУ, 2019. - Режим доступа: http:// els.surgpu.ru/, доступ ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.