бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 10, 2019
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 11, 2019
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Oct. 14, 2019

Б1.В.ДВ.09.01 ДВ: Психологическое взаимодействие педагога с родителями, 1 семестр 2 полусеместр

Б-7071, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность История и обществознание), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5) знать коммуникативную и интерактивную стороны общения в психолого-педагогическом взаимодействии; общую характеристику и специфику психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса; кодекс профессиональной этики педагога; способы преодоления конфликтного взаимодействия знаниевый
знать психологические проблемы и аспекты педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения подростков и старшеклассников знаниевый
знать формы взаимодействия педагога с родителями подростков и старшеклассников по проблемам социализации и профессионального самоопределения знаниевый
уметь анализировать типы, виды, стили и формы психологического взаимодействия педагога с родителями ориентировочный
уметь выбирать формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся среднего и старшего звена ориентировочный
владеть способом выбора адекватных средств и форм психологического взаимодействия педагога с родителями подростков и старшеклассников по вопросам социализации и профессионального самоопределения операциональный
уметь выбирать адекватные методы психологического сопровождения по вопросам социализации и профессионального самоопределения обучающихся во взаимодействии с родителями операциональный
иметь опыт планирования и анализа форм взаимодействия педагога с родителями по вопросам социализации и профессионального самоопределения опыт

Цели изучения дисциплины

Освоить способы сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в процессе взаимодействия педагога с родителями

Задачи

  1. формировать знания о системе психологического сопровождения социализации и профессионального самоопредления обучающихся во взаимодействии педагога с родителями
  2. освоить формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам социализации и профессионального самоопределения учащихся

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 20.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 15.0 ч. из 13.0 ч.
Часов в неделю 3.33 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Психологические аспекты организации взаимодействия педагога с родителями формировать знания о системе психологического взаимодействия педагога с родителями обучающихся знать коммуникативную и интерактивную стороны общения в психолого-педагогическом взаимодействии; общую характеристику и специфику психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса; кодекс профессиональной этики педагога; способы преодоления конфликтного взаимодействия; формы взаимодействия педагога с родителями. уметь анализировать типы, виды, стили и формы психологического взаимодействия педагога с родителя. владеть способами выбора адекватных средств и форм психологического взаимодействия педагога с родителями, методов психологического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся. владеть способом выбора адекватных средств и форм психологического взаимодействия педагога с родителями
  • Психологические основы взаимодействия педагога с родителями
  • Стили взаимодействия педагога с родителями
  • Основные направления и формы взаимодействия педагога с семьей
  • Методы повышения психолого-педагогической культуры родителей
Модуль 2. Психологические аспекты организации сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся во взаимодействии педагога с родителями уметь планировать организацию фронтального и индивидуального взаимодействия педагога с родителями по вопросам социализации и профессионального самоопределения учащихся знать психологические характеристики и типичные проблемы социализации и профессионального самоопределения обучающихся; психолого-педагогические методы и формы сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся. уметь выбирать формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся среднего и старшего звена. владеть способами анализа проблем и выбора адекватных средств и форм психологического взаимодействия педагога с родителями по вопросам социализации и профессионального самоопределения обучающихся; уметь выбирать адекватные методы психологического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся во взаимодействии с родителями. иметь опыт планирования организации взаимодействия педагога с родителями по вопросам социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
  • Формы и содержание психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников
  • Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников
  • Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
  • Формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Психологические основы взаимодействия педагога родителями Лекция 2.0 1
2 Стили взаимодействия педагога с родителями Семинар 2.0 1
3 Психологические основы взаимодействия педагога родителями Семинар 2.0 1
4 Направления и формы взаимодействия педагога с родителями Семинар 2.0 2
5 Стили взаимодействия педагога с родителями Индивидуальная работа 2.0 2
6 Направления и формы взаимодействия педагога с родителями Индивидуальная работа 3.0 2
7 Современные социально-психологические проблемы семьи и семейного воспитания Лекция 2.0 3
8 Современные социально-психологические проблемы семьи и семейного воспитания Семинар 2.0 3
9 Методы повышения психолого-педагогической культуры родителей Семинар 2.0 3
10 Рубежный контроль 1 Другое 2.0 4
11 Методы повышения психолого-педагогической культуры родителей Индивидуальная работа 2.0 4
12 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Лекция 2.0 5
13 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Семинар 2.0 5
14 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Самостоятельное изучение 2.0 5
15 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Семинар 2.0 6
16 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Самостоятельное изучение 2.0 6
17 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Индивидуальная работа 2.0 6
18 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Семинар 2.0 7
19 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Индивидуальная работа 2.0 7
20 Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников Самостоятельное изучение 2.0 7
21 Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников Семинар 2.0 8
22 Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников Индивидуальная работа 2.0 8
23 Формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников Самостоятельное изучение 2.0 8
24 Формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников Семинар 2.0 9
25 Формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников Индивидуальная работа 2.0 9
26 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Психологические основы взаимодействия педагога родителями Лекция охарактеризовать подходы к анализу взаимодействия в зарубежной и отечественной психологии Воспроизведение
охарактризовать сущность полисубъектного взаимодействия Воспроизведение
описать специфику педагогического общения: цель, функции педагогического общения Воспроизведение
описать типы взаимодействия между педагогами, родителями, обучающимися Воспроизведение
проанализировать связь типа взаимодействия и личностных установок Применение
2 Стили взаимодействия педагога с родителями Семинар описать этапы беседы педагога с родителем Воспроизведение
составить план-конспект беседы педагога с родителем (тема на выбор) Применение
охарактеризовать этические принципы педагогического взаимодействия Воспроизведение
выделять ощибки взаимодействия, возникающие по причине нарушения педагогической этики Применение
выделите критерии, повышающие эффективность публичного выступления Применение
оцените в соответствии с выделенными критериями публичное выступление по педагогической теме Применение
3 Психологические основы взаимодействия педагога родителями Семинар охарактеризовать подходы к анализу взаимодействия в зарубежной и отечественной психологии Воспроизведение
различать стороны структуры общения: коммуникативную, перцептивную, интерактивную Узнавание
проанализировать критерии и уровни сформированности коммуникативной компетенции педагога Применение
выделять специфику процесса обмена информации как субъект-субъектные отношения Узнавание
4 Направления и формы взаимодействия педагога с родителями Семинар перечислить направления взаимодействия педагога с родителями Узнавание
объяснить содержание взаимодействия в соответствии с направлениями работы педагога с родителями Воспроизведение
выделите критерии, повышающие эффективность публичного выступления Применение
оцените в соответствии с выделенными критериями публичное выступление по педагогической теме Применение
определите цель, задачи и направление психолого-педагогического взаимодействия с родителями обучающихся среднего и старшего звена обучения (на выбор - класс обучения) Применение
5 Стили взаимодействия педагога с родителями Индивидуальная работа охарактеризовать типичные причины возникновения конфликтного взаимодействия педагогов с родителями Воспроизведение
описать коммуникативные барьеры в педагогическом взаимодействии Воспроизведение
выделить характеристики навыка конструктивного межличностного общения и приемы разрешения конфликта Применение
охарактеризовать этические принципы педагогического взаимодействия Воспроизведение
выделять ощибки взаимодействия, возникающие по причине нарушения педагогической этики Применение
6 Направления и формы взаимодействия педагога с родителями Индивидуальная работа перечислить и дать понятие форм взаимодействия педагога с родителями Узнавание
объяснить целесообразность применения индивидуальных и групповых форм взаимодействия педагога с родителями Воспроизведение
составить таблицу "Групповые формы взаимодействия педагога с родителями"; распределить формы работы в зависимости от дифференциации групп родителей Применение
опишите психологические составляющие публичного выступления; Воспроизведение
7 Современные социально-психологические проблемы семьи и семейного воспитания Лекция различать психологические стили семейного воспитания Узнавание
выделять признаки психологически "благополучной" и "неблагополучной" семьи Воспроизведение
8 Современные социально-психологические проблемы семьи и семейного воспитания Семинар выделять признаки психологически "благополучной" и "неблагополучной" семьи Воспроизведение
подбирать психолого-педагогические методы, используемые педагогами для изучения семьи Воспроизведение
9 Методы повышения психолого-педагогической культуры родителей Семинар раскрыть показатели и характеристику высокого, среднего и низкого уровней педагогической культуры родителей Воспроизведение
охарактеризовать психологические методики повышения педагогической культуры родителей Воспроизведение
составить таблицу "формы и методы повышения психологической и педагогической культуры родителей" Воспроизведение
10 Рубежный контроль 1 Другое охарактеризовать стили межличностного общения Воспроизведение
описать этапы беседы педагога с родителем Воспроизведение
охарактеризовать типичные причины возникновения конфликтного взаимодействия педагогов с родителями Воспроизведение
перечислить направления взаимодействия педагога с родителями Узнавание
объяснить содержание взаимодействия в соответствии с направлениями работы педагога с родителями Воспроизведение
перечислить и дать понятие форм взаимодействия педагога с родителями Узнавание
охарактеризовать этические принципы педагогического взаимодействия Воспроизведение
выделять ощибки взаимодействия, возникающие по причине нарушения педагогической этики Применение
11 Методы повышения психолого-педагогической культуры родителей Индивидуальная работа подобрать формы и методы работы с семьей в зависимости от вида затруднения обучающегося (в т.ч. психологических трудностей) Применение
подобрать методику повышения педагогической и психологической культуры родителей в зависимости от: педагогической задачи, педагогической проблемы Применение
12 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Лекция охарактризовать психологические трудности социализации современных подростков Воспроизведение
дать характеристику психологических трудностей социализации современных старшеклассников Воспроизведение
выделить типичные трудности социализации обучающих в среднем и старшем звене Применение
13 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Семинар составить описание основных задач развития в процессе социализации в подростком и раннем юношеском возрасте Воспроизведение
составить описание основных задач профессионального самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте Воспроизведение
охарактеризовать формы взаимодействия, используемые для психолого-педагогического просвещения родителей Воспроизведение
14 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Самостоятельное изучение описать педагогический опыт психолого-педагогического просвещения родителей; проанализировать его Применение
15 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Семинар составьте в виде таблицы перечень типовых психологических проблем социализации подростков (в общении, в учебной деятельности, со сверстниками, со взрослыми и пр.) Применение
составьте в виде таблицы перечень типовых психологических проблем социализации старшеклассников (в общении, в учебной деятельности, со сверстниками, со взрослыми и пр.); объясните их причины возникновения Применение
16 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Самостоятельное изучение выберите форму взаимодействия с родителями для обсуждения и решения одной из тем по проблемам социализации старшеклассников, разработайте конспект, обоснуйте свой выбор Творчество
17 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Индивидуальная работа охарактеризовать формы взаимодействия, используемые для психолого-педагогического просвещения родителей Воспроизведение
описать педагогический опыт психолого-педагогического просвещения родителей; проанализировать его Применение
выделить типичные трудности социализации обучающих в среднем и старшем звене Применение
18 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Семинар составьте в виде таблицы перечень типовых психологических проблем социализации старшеклассников (в общении, в учебной деятельности, со сверстниками, со взрослыми и пр.); объясните их причины возникновения Применение
19 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Индивидуальная работа выберите форму взаимодействия с родителями для обсуждения и решения одной из тем по проблемам социализации подростков, разработайте конспект, обоснуйте свой выбор Творчество
выберите форму взаимодействия с родителями для обсуждения и решения одной из тем по проблемам социализации старшеклассников, разработайте конспект, обоснуйте свой выбор Творчество
20 Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников Самостоятельное изучение описать этап профессионального самоопределения в периодизациях Сьюпера, Климова и др. Воспроизведение
охарактеризовать содержание профессионального самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте Воспроизведение
разработать конспект мероприятия с родителями по решению трудностей профессионального самоопределения в старшем подростковом / раннем юношеском возрасте (по избранной форме взаимодействия) Применение
21 Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников Семинар составить план проведения профориентационных мероприятий педагога со старшеклассниками, с использованием психологических методик и средств Творчество
разработать план мероприятия для родителей по теме "Результаты профориентации" Применение
22 Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников Индивидуальная работа разработать конспект мероприятия с родителями по решению трудностей профессионального самоопределения в старшем подростковом / раннем юношеском возрасте (по избранной форме взаимодействия) Применение
составить план проведения профориентационных мероприятий педагога со старшеклассниками, с использованием психологических методик и средств Творчество
разработать план мероприятия для родителей по теме "Результаты профориентации" Применение
23 Формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников Самостоятельное изучение выберите форму взаимодействия с родителями для обсуждения и решения одной из тем по проблемам профессиональной ориентации старших подростков и старшеклассников, разработайте конспект, подготовьте презентацию (выступление) Воспроизведение
24 Формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников Семинар выберите форму взаимодействия с родителями для обсуждения и решения одной из тем по проблемам профессиональной ориентации старших подростков и старшеклассников, разработайте конспект, подготовьте презентацию (выступление) Воспроизведение
проведите рефлексию презентации формы и стиля взаимодействия Применение
25 Формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников Индивидуальная работа выберите форму взаимодействия с родителями для обсуждения и решения одной из тем по проблемам профессиональной ориентации старших подростков и старшеклассников, разработайте конспект, подготовьте презентацию (выступление) Воспроизведение
26 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) объяснить содержание взаимодействия в соответствии с направлениями работы педагога с родителями Воспроизведение
объяснить целесообразность применения индивидуальных и групповых форм взаимодействия педагога с родителями Воспроизведение
охарактеризовать этические принципы педагогического взаимодействия Воспроизведение
составить описание основных задач развития в процессе социализации в подростком и раннем юношеском возрасте Воспроизведение
составить описание основных задач профессионального самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте Воспроизведение
разработать конспект мероприятия с родителями по решению трудностей профессионального самоопределения в старшем подростковом / раннем юношеском возрасте (по избранной форме взаимодействия) Применение
выберите форму взаимодействия с родителями для обсуждения и решения одной из тем по проблемам социализации подростков, разработайте конспект, обоснуйте свой выбор Творчество
определите цель, задачи и направление психолого-педагогического взаимодействия с родителями обучающихся среднего и старшего звена обучения (на выбор - класс обучения) Применение

Литература

Основная

  1. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / А.П. Панфилова, А.В. Долматов: под ред. А.П. Панфиловой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 487 с. – Серия : Бакалавр. Базовый курс.
  2. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для аккадемического бакалавриата / под общ. Ред. А.С. Обухова. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. – 422 с.
  3. Шаповаленко, И.В.Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. -3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 575с.

Дополнительная

  1. Александрова, З.А. Профессиональная этика / З.А. Александрова, С.Б. Кондратьева ; Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : МПГУ, 2016. – 136 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398 (дата обращения: 15.09.2019). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4263-0462-8. – Текст : электронный.
  2. Байбородова, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей : [16+] / Л.В. Байбородова, Т.С. Лебедева, И.Ю. Тарханова. – Москва : Владос, 2017. – 201 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486079 (дата обращения: 15.09.2019). – Библиогр.: с. 160-162. – ISBN 978-5-9500675-9-4. – Текст : электронный.
  3. Беличева, С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2013. – 383 с. : ил. – (Высшее образование). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256429 (дата обращения: 20.09.2019). – Библиогр .в кн. – ISBN 978-5-222-21118-2. – Текст : электронный.
  4. Ким, Т. К. Семья как субъект взаимодействия со школой : учебное пособие / Т. К. Ким. — М. : Прометей, 2013. — 166 c. — ISBN 978-5-7042-2460-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/24025.html (дата обращения: 15.09.2019). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  5. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология: Полный курс : иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 828 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5085-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330471
  6. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / В. А. Абабков, М. А. Абрамова, Т. Г. Авдеева [и др.] ; под ред. В. А. Кольцова. — М. : Институт психологии РАН, 2013. — 960 c. — ISBN 978-5-9270-0259-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/32152.html (дата обращения: 29.09.2019). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Цифровые ресурсы

  1. Вестник практической психологии образования. http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/
  2. Книжный архив / http://www.klex.ru/
  3. Научно-педагогическое обозрение : научный журнал // https://npo.tspu.edu.ru/archive.html

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Подковко, Е. Н. Взаимодействие педагога с родителями : учебно-методическое пособие: направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование / Е. Н. Подковко. — Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2014. — 104 c. — ISBN 2227-8397.
  2. Рабочая программа Б1.В.ДВ.09.01ДВ: Психология взаимодействия педагога с родителями: [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)/, зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.И. Алферова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.