бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 17, 2019 утверждено Sept. 28, 2019
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Sept. 25, 2019
О.В. Власова декан факультета
согласовано Sept. 27, 2019

Б1.Б.06 Основы учебной деятельности, 1 семестр 1 полусеместр

Б-9151, 38.03.03, Управление персоналом, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.Р. Аминов ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2) уметь выбирать оптимальные способы решения задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений ориентировочный
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1) Знание об организации самостоятельной деятельности студента (понятие СРС, типы и виды СРС, требования к организации СРС, роль студента в СРС). знаниевый
Знание о видах и формах организации обучения (лекция, семинар, практическое занятие, учебная конференция, дидак-тическая игра и т.д.), формах контроля формы контроля – зачет, экзамен, контрольная работа и т.д. (рейтинговая система контроля учебных достижений студента, тестовая система контроля знаний). знаниевый
Знание о современной системе высшей школы, структуре вуза, системе управления и органи-зации обучения (основные по-ложения и инструкции вуза). Знание о Болонской системе. знаниевый
Умение описывать сущностные признаки разных форм организации обуче-ния в высшей школе - лекция, семинар, практическое занятие, СРС и т.д. знаниевый
Умение выделять основные компо-ненты мыслительной деятельности ориентировочный
Умение формулировать условия получения качественного профессионального образования ориентировочный
Уметь описывать сущностные характеристики совре-менного высшего образования в усло-виях развития Болонской системы и современных российских реформ ориентировочный
Создание устных сообщений, рефератов, докладов, как форм организации сложной научной ин-формации в логически последовательной форме (участие в НИРС) операциональный
Опыт использования диалектического метода познания в учебной и профессиональной деятельности (в рамках всех учебных дисциплин) опыт

Цели изучения дисциплины

формировать основы организации самостоятельной учебной деятельности в условиях современного высшего образования

Задачи

  1. Формирование знаний о системе высшего профессионального образования
  2. Формирование умения применять универсальные учебные действия в практической деятельности
  3. Формирование способности к саморганизации и самостоятельной учебной деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 12.0 ч.
Практическая работа 14.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Изучение системы высшего профессионального образования понимание основных прнципов организации образовательного процесса в вузе, условий для построения индивидуальной образовательной траектории;
  • Организация образовательного процесса в вузе.
  • Реализация принципов болонского процесса в системе высшего профессионального образования.
  • Виды и формы учебных занятий в вузе. Система контроля результатов освоения образовательной программы
Модуль 2 Освоение универсальных учебных действий понимание взаимосвязи структурных компонентов деятельности, значения УУД для организации собственной учебной деятельности; знать: структурные компоненты учебной деятельности, ориентировочную основу УУД: описания, сравнения, построения измерительных шкал, оценки, подведения под понятие. уметь: описывать, сравнивать, оценивать, подводить под понятие объекты действительности
  • Структура учебной деятельности.
  • Универсальные учебные действия: описания, сравнения, измерения, оценки, подведение под понятие, классификации
Модуль 3 Овладение приемами организации самостоятельной учебной деятельности понимание значения самостоятельной учебной деятельности в вузе, знать способы организации самостоятельной учебной деятельности в вузе, приемы работы с текстами, преобразования текстов в схемы, таблицы. уметь структуриривать информацию, преобразовывать текстовую информацию в схемы, таблицы
  • СРС в структуре учебной деятельности.
  • Работа с учебными текстами. Преобразование текстовой информации в схемы, таблицы.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Высшее образование в России (входной контроль) Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
2 Высшее образование в России (входной контроль) Лекция 2.0 1
3 Высшее образование в России (входной контроль) Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Организация учебного процесса в вузе Лекция 2.0 2
5 Система контроля СурГПУ Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
6 Болонский процесс Самостоятельное изучение 1.0 2
7 Организация учебного процесса в вузе Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
8 Болонский процесс Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
9 Система контроля СурГПУ Самостоятельное изучение 2.0 3
10 Учебная деятельность Лекция 2.0 4
11 УУД: описание, сравнение Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 4
12 Учебная деятельность Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
13 УУД: описание, сравнение Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
14 УУД: описание, сравнение Индивидуальная работа 0.5 4
15 Учебная деятельность Самостоятельное изучение 1.0 4
16 УУД: описание, сравнение Самостоятельное изучение 1.0 4
17 УУД: измерение параметров Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
18 УУД: действие оценки Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
19 УУД: измерение параметров Индивидуальная работа 0.5 5
20 Рубежный контроль №1 Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 5
21 УУД: подведение под понятие, классификация Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
22 УУД: действие оценки Индивидуальная работа 2.5 6
23 Организация самостоятельной работы студентов в вузе Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
24 Правила работы с текстом Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
25 Организация самостоятельной работы студентов в вузе Индивидуальная работа 1.5 8
26 Правила работы с текстом Индивидуальная работа 2.0 9
27 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Высшее образование в России (входной контроль) Семинар (Коэффициент - 50/50) знание принципов Болонского процесса Воспроизведение
различение принципов Болонского процесса в образовательном процессе СурГПУ Применение
2 Высшее образование в России (входной контроль) Лекция знание принципов Болонского процесса Воспроизведение
различение принципов Болонского процесса в образовательном процессе СурГПУ Применение
3 Высшее образование в России (входной контроль) Самостоятельное изучение знание принципов Болонского процесса Воспроизведение
различение принципов Болонского процесса в образовательном процессе СурГПУ Применение
4 Организация учебного процесса в вузе Лекция различение основных структурных компонентов образовательной системы вуза Воспроизведение
освоение механизмов организации учебного процесса Применение
понимание сущности компетентностной модели выпускника Применение
5 Система контроля СурГПУ Семинар (Коэффициент - 50/50) понимание сущности контроля и его значения в обучении Воспроизведение
знание механизмов расчета рейтинга по учебной дисциплине Воспроизведение
6 Болонский процесс Самостоятельное изучение знание принципов Болонского процесса Воспроизведение
различение принципов Болонского процесса в образовательном процессе СурГПУ Применение
7 Организация учебного процесса в вузе Семинар (Коэффициент - 50/50) различение основных структурных компонентов образовательной системы вуза Воспроизведение
освоение механизмов организации учебного процесса Применение
понимание сущности компетентностной модели выпускника Применение
8 Болонский процесс Семинар (Коэффициент - 50/50) знание принципов Болонского процесса Воспроизведение
различение принципов Болонского процесса в образовательном процессе СурГПУ Применение
9 Система контроля СурГПУ Самостоятельное изучение понимание сущности контроля и его значения в обучении Воспроизведение
знание механизмов расчета рейтинга по учебной дисциплине Воспроизведение
10 Учебная деятельность Лекция знать освонные компоненты учебной деятельности Воспроизведение
различать субъекта учебной деятельности Применение
11 УУД: описание, сравнение Практическая работа (К-т. 50/50) знание ООД действия описания Воспроизведение
знание ООД действия сравнения Воспроизведение
12 Учебная деятельность Семинар (Коэффициент - 50/50) знать освонные компоненты учебной деятельности Воспроизведение
различать субъекта учебной деятельности Применение
13 УУД: описание, сравнение Семинар (Коэффициент - 50/50) знание ООД действия описания Воспроизведение
умение описывать объекты действительности Применение
знание ООД действия сравнения Воспроизведение
умение сравнивать объекты действительности Применение
14 УУД: описание, сравнение Индивидуальная работа знание ООД действия описания Воспроизведение
умение описывать объекты действительности Применение
знание ООД действия сравнения Воспроизведение
умение сравнивать объекты действительности Применение
15 Учебная деятельность Самостоятельное изучение знать освонные компоненты учебной деятельности Воспроизведение
различать субъекта учебной деятельности Применение
16 УУД: описание, сравнение Самостоятельное изучение знание ООД действия описания Воспроизведение
умение сравнивать объекты действительности Применение
17 УУД: измерение параметров Практическая работа (К-т. 50/50) знание ООД действия измерения Воспроизведение
умение измерять параметры объектов Применение
18 УУД: действие оценки Практическая работа (К-т. 50/50) знать ООД действия оценки Воспроизведение
понимать сущность понятия оценки и критерия оценки Применение
уметь оценивать объекты действительности Узнавание
19 УУД: измерение параметров Индивидуальная работа знание ООД действия измерения Воспроизведение
умение измерять параметры объектов Применение
20 Рубежный контроль №1 Контрольная работа (К-т 50/50) различение основных структурных компонентов образовательной системы вуза Воспроизведение
освоение механизмов организации учебного процесса Применение
понимание сущности компетентностной модели выпускника Применение
знание принципов Болонского процесса Воспроизведение
различение принципов Болонского процесса в образовательном процессе СурГПУ Применение
21 УУД: подведение под понятие, классификация Практическая работа (К-т. 50/50) знать ООД действия классификации Воспроизведение
уметь классифицировать объекты действительности Применение
22 УУД: действие оценки Индивидуальная работа знать ООД действия оценки Воспроизведение
понимать сущность понятия оценки и критерия оценки Применение
уметь оценивать объекты действительности Узнавание
23 Организация самостоятельной работы студентов в вузе Практическая работа (К-т. 50/50) понимание значения СРС Воспроизведение
знание требований к СРС Воспроизведение
24 Правила работы с текстом Практическая работа (К-т. 50/50) умение преобразовывать текстовую информацию в логические схемы Применение
умение преобразовывать информацию в виде таблицы Применение
умение выстраивать монологическую речь Применение
умение вести диалог Применение
25 Организация самостоятельной работы студентов в вузе Индивидуальная работа понимание значения СРС Воспроизведение
знание требований к СРС Воспроизведение
26 Правила работы с текстом Индивидуальная работа умение преобразовывать текстовую информацию в логические схемы Применение
умение преобразовывать информацию в виде таблицы Применение
умение выстраивать монологическую речь Применение
умение вести диалог Применение
27 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) различение основных структурных компонентов образовательной системы вуза Воспроизведение
освоение механизмов организации учебного процесса Применение

Литература

Основная

  1. Академическое письмо. От исследования к тексту : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов, [аспирантов] вузов / Ю. М. Кувшинская [и др.] ; под ред. Ю. М. Кувшинской. - М. : Юрайт, 2019. - 282, [3] с.
  2. Громкова, М. Т. Педагогика высшей школы : учеб. пособие для студентов и аспирантов пед. вузов / М. Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 446, [1] с. - Гриф УМО.
  3. Захожая, Т. М. Основы учебной деятельности : учеб.-метод. пособие в модул. технологии обучения : для студентов, обучающихся по направлению подгот. 44.03.05 "Педагогическое образование", направленность "Историческое и обществоведческое образование (квалификация "бакалавр") / Т. М. Захожая, З. В. Степаненкова, Н. В. Фролова ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО БУ "Сургут. гос. пед. ун-т", 2017. - 94, [1] с.
  4. Лазарев В.С. Инноватика в школе: учебное пособие для студентов педвузов. / В.С. Лазарев. – РИО СурГПУ, 2011. – 8,5 п.л.
  5. Резник, С. Д. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры : учеб. пособие рекомендовано к использованию для орг. учеб. процесса в вузах / С. Д. Резник, И. А. Игошина ; под общ. ред. С. Д. Резника. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 507, [2] c. - (Менеджмент в высшей школе). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-16-004587-0

Дополнительная

  1. Даутова, О. Б. Организация самостоятельной работы студентов высшей школы : [метод. пособие для преподавателей высш. шк.] / О. Б. Даутова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [под ред. А. П. Тряпицыной]. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 110, [1] с.
  2. Даутова, О.Б. Организация самостоятельной работы студентов высшей школы : [метод. пособие для преподавателей высш. шк.] [Текст] / О.Б. Даутова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена ; [под ред. А.П. Тряпицыной]. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 111 с.
  3. Даутова, О. Б. Традиционные и инновационные технологии обучения студентов : учеб. пособие. Ч. 1 / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова, А. В. Мосина ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [науч. ред. А. П. Тряпицына]. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 95, [1] с
  4. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова- М., 2011. 151 с.
  5. Киселева, Л. Г. Организация самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» / Л. Г. Киселева. - Саратов : Вузовское образование, 2017. - 92 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68926.html
  6. Лизунова, Л. Р. Основы учебной деятельности [Электронный ресурс] : курс лекций с практикумом / Л. Р. Лизунова. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. - 86 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70645.html
  7. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. М., 2011. - 159 с.

Цифровые ресурсы

  1. Проектирование урока с пеозиции формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный - http://www.ug.ru/method_article/260
  2. Проектирование урока с пеозиции формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный - http://www.ug.ru/method_article/260
  3. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный - http://gymzg1528.mskobr.ru/files/files/psiholog/udd.pdf
  4. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный - http://gymzg1528.mskobr.ru/files/files/psiholog/udd.pdf

Источники

  1. ФГОС ВО по направлению подготовки Управление персоналом (квалификация "бакалавр")

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая учебная программа дисциплины Основы учебной деятельности в вузе [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный - http://wp.surgpu.ru/wp/13002/