бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 3, 2019 утверждено Oct. 19, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 4, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 10, 2019

Б1.О.03.01 Основы учебной деятельности, 1 семестр 1 полусеместр

Б-09111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2) знать: - виды и формы организации учебного процесса; - роль студента в организации обучения; - современную систему высшей школы, структуру вуза, систему управления и организации обучения (основные положения и инструкции вуза), Болонскую систему.; - основные компоненты мыслительной деятельности (обобщение анализ, классификация и т.д.); - структуру учебной деятельности (мотив, цель, организация, контроль, коррекция и т.д.); - основные виды и требования к СРС; - что такое информация, виды информации и ее свойства знаниевый
уметь: - осуществлять критический подход к анализу источников; - описывать сущностные признаки разных форм организации обучения в высшей школе; - описывать сущностные характеристики современного высшего образования в условиях развития Болонской системы и современных российских реформ; - строить обобщения, оценку, классификацию и т.д. в соответствии с культурной нормой; - формулировать условия получения качественного профессионального образования; - оценивать уровень владения данными мыслительными действиями; - выделять основные компоненты мыслительной деятельности ориентировочный
владеть: - навыками работы с учебной и научной литературой; - основными формами организации самостоятельной работы студентов; - способом ориентировочной основы мыслительных действий; - основными формами работы в библиотеке, поисковые системы, каталоги, библиография и т.д.; - методами обобщения, анализа, постановки целей и т.д. при освоении содержания каждой учебной дисциплины учебного плана; - навыками создания устных сообщений, рефератов, докладов, как форм организации сложной научной информации в логически последовательной форме. операциональный
иметь опыт: - систематизации и презентации сложной научной психолого-педагогической информации; - презентации результатов на учебных занятиях; - применения универсальных учебных действий при выполнении конкретных заданий; - организации самостоятельной работы в рамках учебной дисциплины. опыт
способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1) знать: - виды и формы организации учебного процесса; - роль студента в организации обучения; - современную систему высшей школы, структуру вуза, систему управления и организации обучения (основные положения и инструкции вуза), Болонскую систему.; - основные компоненты мыслительной деятельности (обобщение анализ, классификация и т.д.); - структуру учебной деятельности (мотив, цель, организация, контроль, коррекция и т.д.); - основные виды и требования к СРС; - что такое информация, виды информации и ее свойства знаниевый
уметь: - осуществлять критический подход к анализу источников; - описывать сущностные признаки разных форм организации обучения в высшей школе; - описывать сущностные характеристики современного высшего образования в условиях развития Болонской системы и современных российских реформ; - строить обобщения, оценку, классификацию и т.д. в соответствии с культурной нормой; - формулировать условия получения качественного профессионального образования; - оценивать уровень владения данными мыслительными действиями; - выделять основные компоненты мыслительной деятельности. ориентировочный
владеть: - навыками работы с учебной и научной литературой; - основными формами организации самостоятельной работы студентов; - способом ориентировочной основы мыслительных действий; - основными формами работы в библиотеке, поисковые системы, каталоги, библиография и т.д.; - методами обобщения, анализа, постановки целей и т.д. при освоении содержания каждой учебной дисциплины учебного плана; - навыками создания устных сообщений, рефератов, докладов, как форм организации сложной научной информации в логически последовательной форме. операциональный
иметь опыт: - систематизации и презентации сложной научной психолого-педагогической информации; - презентации результатов на учебных занятиях; - применения универсальных учебных действий при выполнении конкретных заданий; - организации самостоятельной работы в рамках учебной дисциплины. опыт

Цели изучения дисциплины

Научить студентов осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, определять круг задач собственной учебной деятельности в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из имеющихся ресурсов и ограничений в условиях высшего образования

Задачи

  1. на основе поиска, критического анализа и синтеза информации сформировать у студентов-первокурсников системные представления о современном высшем образовании
  2. освоить систему универсальных учебных действий: построение понятия, сравнение, классификация, анализ
  3. овладеть приемами организации самостоятельной учебной деятельности в вузе на основе определения круга задач в рамках поставленной цели и выбора оптимальных способов их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 13.5 ч. из 15.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (10.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Современная система высшего образования на основе поиска, критического анализа и синтеза информации сформировать у студентов-первокурсников системные представления о современном высшем образовании знает виды и формы организации учебного процесса; роль студента в организации обучения; современную систему высшей школы, структуру вуза, систему управления и организации обучения (основные положения и инструкции вуза), Болонскую систему.; умеет осуществлять критический подход к анализу источников; описывать сущностные признаки разных форм организации обучения в высшей школе; описывать сущностные характеристики современного высшего образования в условиях развития Болонской системы и современных российских реформ; владеет методами обобщения, анализа, постановки целей и т.д. при освоении содержания каждой учебной дисциплины учебного плана; навыками создания устных сообщений, рефератов, докладов, как форм организации сложной научной информации в логически последовательной форме имеет опыт разработки и предъявления информации о системе высшего образования СурГПУ - формулировать условия получения качественного профессионального образования; - оценивать уровень владения данными мыслительными действиями; выделять основные компоненты мыслительной деятельности
  • Дидактическая единица (1). Организация образовательного процесса
  • Дидактическая единица (2). Реализация принципов Болонского процесса
  • Дидактическая единица (3). Система контроля результатов освоения образовательной программы
Модуль 2. Система универсальных учебных действий освоить систему универсальных учебных действий: построение понятия, сравнение, классификация, анализ знает основные компоненты мыслительной деятельности (обобщение анализ, классификация и т.д.); структуру учебной деятельности (мотив, цель, организация, контроль, коррекция и т.д.); значение и роль УУД в обучении; умеет строить обобщения, оценку, классификацию и т.д. в соответствии с культурной нормой; формулировать условия получения качественного профессионального образования; владеет способом построения ориентировочной основы мыслительных действий; основными формами работы в библиотеке, поисковых системах, каталогах и т.д.; методами обобщения, анализа, постановки целей и т.д. при освоении содержания каждой учебной дисциплины учебного плана; имеет опыт применения универсальных учебных действий при выполнении конкретных заданий
  • Дидактическая единица (1). Структура учебной деятельности.
  • Дидактическая единица (2). Универсальные учебные действия
Модуль 3. Овладение приемами организации самостоятельной учебной деятельности овладеть приемами организации самостоятельной учебной деятельности в вузе на основе определения круаг задач в рамках поставленной цели и выбора оптимальных способов их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений знает основные виды и требования к СРС; значение и роль самостоятельной работы в обучении в вузе; приемы организации самостоятельной работы; умеет оценивать уровень владения мыслительными действиями и владения УУД; применять приемы организации самостоятельной работы; владеет навыками создания устных сообщений, рефератов, докладов, как форм организации сложной научной информации в логически последовательной форме; приемами организации самостоятельной учебной деятельности; имеет опыт организации самостоятельной работы в рамках учебной дисциплины.
  • Дидактическая единица (1). Самостоятельная работа студента в структуре учебной деятельности
  • Дидактическая единица (2). Работа с информацией, учебными и научными текстами

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Cистема современного высшего образования: организация образовательного процесса. СурГПУ как учреждение высшего образования Лекция 4.0 1
2 Cистема современного высшего образования: организация образовательного процесса. СурГПУ как учреждение высшего образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Cистема современного высшего образования: организация образовательного процесса. СурГПУ как учреждение высшего образования Самостоятельное изучение 6.0 1
4 Универсальные учебные действия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Система контроля результатов освоения образовательной программы Самостоятельное изучение 10.0 2
6 Реализация принципов Болонского процесса Самостоятельное изучение 4.0 2
7 Система контроля результатов освоения образовательной программы Индивидуальная работа 3.0 2
8 Универсальные учебные действия Индивидуальная работа 2.0 2
9 Структура учебной деятельности Самостоятельное изучение 12.0 2
10 Универсальные учебные действия Самостоятельное изучение 8.0 2
11 Структура учебной деятельности Индивидуальная работа 4.0 2
12 Самостоятельная работа студента в структуре учебной деятельности Самостоятельное изучение 10.0 3
13 Самостоятельная работа студента в структуре учебной деятельности Индивидуальная работа 2.0 3
14 Работа с информацией, учебными и научными текстами Индивидуальная работа 2.5 3
15 Работа с информацией, учебными и научными текстами Самостоятельное изучение 6.0 3
16 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 4.0 3

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Cистема современного высшего образования: организация образовательного процесса. СурГПУ как учреждение высшего образования Лекция знает систему высшего образования Применение
владеет основными понятиями курса Воспроизведение
2 Cистема современного высшего образования: организация образовательного процесса. СурГПУ как учреждение высшего образования Практическая работа (К-т. 50/50) знает систему высшего образования Применение
умеет ориентироваться в учебном плане, рабочей программе курса Применение
владеет основными понятиями курса Воспроизведение
3 Cистема современного высшего образования: организация образовательного процесса. СурГПУ как учреждение высшего образования Самостоятельное изучение знает систему высшего образования Применение
умеет ориентироваться в учебном плане, рабочей программе курса Применение
4 Универсальные учебные действия Практическая работа (К-т. 50/50) знает УУД описание, сравнение, измерение параметров, классификация, подведение под понятие Воспроизведение
умеет применять УУД в собственной учебной деятельности Применение
владеет правилами применения УУД в учебной деятельности Применение
имеет опыт применения УУД в учебной деятельности Применение
5 Система контроля результатов освоения образовательной программы Самостоятельное изучение знает основные виды и функции контроля, роль контроля в учебной деятельности Воспроизведение
6 Реализация принципов Болонского процесса Самостоятельное изучение знает влияние Болонского процесса на изменения в структуре высшего образования в России Воспроизведение
7 Система контроля результатов освоения образовательной программы Индивидуальная работа знает основные виды и функции контроля, роль контроля в учебной деятельности Воспроизведение
умеет характеризовать функции, виды и формы контроля Применение
владеет приемами подготовки к разным формам и видам контроля Применение
имеет опыт подготовки к разным формам и видам контроля Применение
8 Универсальные учебные действия Индивидуальная работа знает УУД описание, сравнение, измерение параметров, классификация, подведение под понятие Воспроизведение
умеет применять УУД в собственной учебной деятельности Применение
владеет правилами применения УУД в учебной деятельности Применение
имеет опыт применения УУД в учебной деятельности Применение
9 Структура учебной деятельности Самостоятельное изучение знает определение учебной деятельности, структуру учебной деятельности; виды мыслительных операций Воспроизведение
умеет характеризовать структуру учебной деятельности и ее структуру Применение
владеет основными понятиями Воспроизведение
имеет опыт характеристики собственной учебной деятельности Применение
10 Универсальные учебные действия Самостоятельное изучение знает УУД описание, сравнение, измерение параметров, классификация, подведение под понятие Воспроизведение
умеет применять УУД в собственной учебной деятельности Применение
владеет правилами применения УУД в учебной деятельности Применение
имеет опыт применения УУД в учебной деятельности Применение
11 Структура учебной деятельности Индивидуальная работа знает определение учебной деятельности, структуру учебной деятельности; виды мыслительных операций Воспроизведение
умеет характеризовать структуру учебной деятельности и ее структуру Применение
владеет основными понятиями Воспроизведение
имеет опыт характеристики собственной учебной деятельности Применение
12 Самостоятельная работа студента в структуре учебной деятельности Самостоятельное изучение знает роль самостоятельной работы студента в качественной подготовке профессионала; приемы организации самостоятельной работы Воспроизведение
владеет приемами организации самостоятельной работы студентов Применение
умеет применять приемы организации самостоятельной работы в своей учебной деятельности Применение
имеет опыт применения приемов планирования собственной учебной деятельности Применение
13 Самостоятельная работа студента в структуре учебной деятельности Индивидуальная работа знает роль самостоятельной работы студента в качественной подготовке профессионала; приемы организации самостоятельной работы Воспроизведение
владеет приемами организации самостоятельной работы студентов Применение
умеет применять приемы организации самостоятельной работы в своей учебной деятельности Применение
имеет опыт применения приемов планирования собственной учебной деятельности Применение
14 Работа с информацией, учебными и научными текстами Индивидуальная работа знает как работать с учебной и научной литературой Воспроизведение
умеет работать с учебной и научной литературой Применение
владеет приемами работы с научной и учебной литературой Применение
имеет опыт работы с учебной и научной литературой Применение
15 Работа с информацией, учебными и научными текстами Самостоятельное изучение знает как работать с учебной и научной литературой Воспроизведение
умеет работать с учебной и научной литературой Применение
владеет приемами работы с научной и учебной литературой Применение
имеет опыт работы с учебной и научной литературой Применение
16 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) знает систему высшего образования Применение
умеет ориентироваться в учебном плане, рабочей программе курса Применение
владеет основными понятиями курса Воспроизведение
знает влияние Болонского процесса на изменения в структуре высшего образования в России Воспроизведение
умеет объяснять влияние Болонского процесса на изменения в структуре высшего образования в России Применение
владеет приемами анализа информации Применение
имеет опыт презентации информации Применение
знает основные виды и функции контроля, роль контроля в учебной деятельности Воспроизведение
умеет характеризовать функции, виды и формы контроля Применение
владеет приемами подготовки к разным формам и видам контроля Применение
знает определение учебной деятельности, структуру учебной деятельности; виды мыслительных операций Воспроизведение
умеет характеризовать структуру учебной деятельности и ее структуру Применение
владеет основными понятиями Воспроизведение
знает УУД описание, сравнение, измерение параметров, классификация, подведение под понятие Воспроизведение
знает роль самостоятельной работы студента в качественной подготовке профессионала; приемы организации самостоятельной работы Воспроизведение
умеет применять приемы организации самостоятельной работы в своей учебной деятельности Применение
знает как работать с учебной и научной литературой Воспроизведение
умеет работать с учебной и научной литературой Применение

Литература

Основная

  1. Захожая, Т.М. Основы учебной деятельности : учеб.-метод.пособ. в модульной технологии обучения / Т.М.Захожая, З.В.Степанова, Н.В.Фролова. – Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2017. – 94 с.
  2. Симонов В.П. Педагогика и психология высшей школы/ В.П. Симонов. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. – 320 с.
  3. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шарипов Ф.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Логос, 2016. – 448 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66421.html. - ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная

  1. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учеб. пособие для вузов : [студентам, магистрантам, аспирантам] / М. Н. Дудина ; Урал. федерал. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - М. : Юрайт, 2018. - 150, [2] c. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-00830-2 : 345-78.
  2. Лаптева, О.И. Педагогика и психология [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / О.И. Лаптева, И.Н. Семенов, С.Г. Куликова ; Новосибирский государственный аграрный университет, Факультет повышения квалификации научно-педагогических кадров. - Новосибирск : ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2015. - 438 с. .- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458687 – Загл. с экрана.
  3. Образовательный процесс в профессиональном образовании : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям [и аспирантов] / [В. И. Блинов и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. - М. : Юрайт, 2018. - 313, [2] с. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00080-1 : 621-18.
  4. Румянцева, Е.В. Руководство по поиску работы, самопрезентации и развитию карьеры [Электронный ресурс] : практическое руководство / Е.В. Румянцева; ред. В. Григорьева. - Руководство по поиску работы, самопрезентации и развитию карьеры ; 2018-02-15. - Москва : Альпина Паблишер, Альпина Бизнес Букс, 2019. - 197 c. - ISBN 978-5-9614-0791-4. URL:http://www.iprbookshop.ru/41369.html,
  5. Самостоятельная работа студентов. Виды, формы, критерии оценки [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / А. В. Меренков, С. В. Куньщиков, Т. И. Гречухина [и др.] ; под ред. Т. И. Гречухина, А. В. Меренков. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. – 80 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66592.html

Цифровые ресурсы

  1. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки) [Электронный ресурс] // URL: http://www.fgosvo.ru/news/2/1426
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.О.03.01 Основы учебной деятельности [Электронный ресурс]: Б-09111, Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование, зачет / БУ ВО «Сургут.гос.пед.ун-т», сост. Н.Г.Капустина, Э.П. Бакшеева – Электрон.Дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл.с экрана.
  2. Учебная программа Б1.О.03.01 Основы учебной деятельности [Электронный ресурс]: Б-9111, Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование, зачет / БУ ВО «Сургут.гос.пед.ун-т», сост. Н.Г.Капустина. – Электрон.Дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл.с экрана.