бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 30, 2019 утверждено Nov. 8, 2019
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Oct. 31, 2019
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Oct. 31, 2019

Б1.В.02 Введение в профессию, 1 семестр 2 полусеместр

Б-9191, 49.03.02, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.А. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК- 1) Знание об основных компонентах мыслительной деятельности знаниевый
Владение способами выбора наиболее эффективных средств решения коммуникативных задач. ориентировочный
Умение выделять основные компоненты мыслительной деятельности ориентировочный
Умение оценивать уровень владения данными мыслительными действиями ориентировочный
Владение средствами, позволяющими четко и ясно формулировать собственные высказывания. операциональный
Умение применять системный подход для решения поставленных задач операциональный
Опыт участия в дискуссиях опыт
Способен осуществлять профессиональную деятельность во всех видах адаптивной физической культуры в соответствии с нормативными правовыми актами сферы физической культуры и спорта и нормами профессиональной этики (ОПК -15) Знание видов адаптивной физической культуры знаниевый
Знание норм профессиональной этики знаниевый
Знание особенностей профессиональной деятельности во всех видах адаптивной физической культуры знаниевый
Умение сопоставлять виды адаптивной физической культуры в соответствии с нормативными правовыми актами сферы физической культуры ориентировочный
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6) пути выстраивания и реализации траектории саморазвития на основе принципов образования знаниевый
Умение описывать сущностные характеристики современного высшего образования в условиях развития Болонской системы и современных российских реформ ориентировочный
Умение соотносить требования общества к избранной профессии и возможности собственного профессионального развития ориентировочный
Умение строить схему действий субъекта профессиональной деятельности ориентировочный
Умение формулировать условия получения качественного профессионального образования ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Cформировать понимание избранной профессии и способах достижения профессионального мастерства.

Задачи

  1. Формировать представления об основных тенденциях развития отрасли, профессиональных стандартах, требованиях рынка труда к специалистам данного профиля
  2. Знакомить с компетентностной моделью выпускника
  3. Прививать осознавание социальной роли профессии и мотивировать на овладение ею

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.5 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Характеристика основных тенденций развития отрасли Формировать представления об основных тенденциях развития отрасли, профессиональных стандартах, требованиях рынка труда к специалистам данного профиля сформировать целостное понятие о социальной значимости выбранной профессии
  • История возникновения и развития АФК
  • Современный комплекс проблем АФК
  • Перспективы развития специальности в современном обществе
  • Опыт лучших представителей профессии
Модуль 2. Компетентностная модель специальности Знакомить с компетентностной моделью выпускника Иметь представление о содержании четырех уровней сформированности культурных и профессиональных компетенций специальности
  • Компетентностный подход в образовании
  • Основные компетенции бакалавра адаптивной физической культуры
  • Структура и составляющие компетентностной модели выпускника
  • Компоненты компетенций выпускника (знаниевый, ориентировочный, операционный, опыт)
Модуль 3. Современные требования к системе подготовки выпускника Прививать осознавание социальной роли профессии и мотивировать на овладение ею Владеть знаниями о требованиях к системе подготовки выпускников
  • Федеральный государственный образовательный стандарт
  • Базовая и вариативная части основных блоков учебного плана
  • Требование к личности специалиста в области адаптивной физической культуры

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 История развития и становления адаптивной физической культуры Лекция 2.0 1
2 История развития и становления адаптивной физической культуры Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 История развития и становления адаптивной физической культуры Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Современный комплекс проблем адаптивной физической культуры Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Современный комплекс проблем адаптивной физической культуры Лекция 2.0 2
6 Современный комплекс проблем адаптивной физической культуры Самостоятельное изучение 2.0 2
7 Требования к личности специалиста в области адаптивной физической культуры Индивидуальная работа 2.0 3
8 Требования к личности специалиста в области адаптивной физической культуры Другое (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
9 Требования к личности специалиста в области адаптивной физической культуры Лекция 2.0 3
10 Требования к личности специалиста в области адаптивной физической культуры Самостоятельное изучение 2.0 3
11 Перспективы развития специальности Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
12 Опыт лучших представителей профессии Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
13 Перспективы развития специальности Самостоятельное изучение 2.0 4
14 Компетентностный подход в образовании Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
15 Компетентностный подход в образовании Лекция 2.0 5
16 Компетентностный подход в образовании Самостоятельное изучение 2.0 5
17 Основные компетенции бакалавра адаптивной физической культуры Лекция 2.0 6
18 Структура и составляющие компетентностной модели выпускника Индивидуальная работа 1.0 6
19 Структура и составляющие компетентностной модели выпускника Лекция 2.0 6
20 Основные компетенции бакалавра адаптивной физической культуры Самостоятельное изучение 2.0 6
21 Структура и составляющие компетентностной модели выпускника Самостоятельное изучение 1.0 6
22 Структура и составляющие компетентностной модели выпускника Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
23 Компоненты компетенций выпускника Индивидуальная работа 1.0 7
24 Компоненты компетенций выпускника Самостоятельное изучение 2.0 7
25 Компоненты компетенций выпускника Лекция 2.0 7
26 Федеральный государственный образовательный стандарт Индивидуальная работа 1.5 8
27 Федеральный государственный образовательный стандарт Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
28 Федеральный государственный образовательный стандарт Лекция 2.0 8
29 Опыт лучших представителей профессии Индивидуальная работа 2.0 9
30 Опыт лучших представителей профессии Самостоятельное изучение 2.0 9
31 Опыт лучших представителей профессии Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
32 Регламентация в организации современной системы подготовки выпускника высшей школы Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 История развития и становления адаптивной физической культуры Лекция Знать основные этапы становления и развития адаптивного физического воспитания в обществе, общекультурные и специфические функции адаптивной физической культуры и спорта, иметь понятие об основных направлениях организации адаптивного физического воспитания в современной системе Узнавание
2 История развития и становления адаптивной физической культуры Практическая работа (К-т. 50/50) Знать основные этапы становления и развития адаптивного физического воспитания в обществе, общекультурные и специфические функции адаптивной физической культуры и спорта, иметь понятие об основных направлениях организации адаптивного физического воспитания в современной системе Узнавание
3 История развития и становления адаптивной физической культуры Самостоятельное изучение Знать основные этапы становления и развития адаптивного физического воспитания в обществе, общекультурные и специфические функции адаптивной физической культуры и спорта, иметь понятие об основных направлениях организации адаптивного физического воспитания в современной системе Узнавание
4 Современный комплекс проблем адаптивной физической культуры Практическая работа (К-т. 50/50) Ориентироваться в современных требованиях к специальности, знать пути решения их в современной системе адаптивной физической культуре Узнавание
Называть основные пути развития специальности Узнавание
5 Современный комплекс проблем адаптивной физической культуры Лекция Ориентироваться в современных требованиях к специальности, знать пути решения их в современной системе адаптивной физической культуре Узнавание
Называть основные пути развития специальности Узнавание
6 Современный комплекс проблем адаптивной физической культуры Самостоятельное изучение Ориентироваться в современных требованиях к специальности, знать пути решения их в современной системе адаптивной физической культуре Узнавание
Называть основные пути развития специальности Узнавание
7 Требования к личности специалиста в области адаптивной физической культуры Индивидуальная работа Знать содержание деятельности учителя адаптивной физической культуры. Содержание авторитета. Стили руководства. Знакомство с представителями профессии Воспроизведение
8 Требования к личности специалиста в области адаптивной физической культуры Другое (Коэффициент - 50/50) Знать содержание деятельности учителя адаптивной физической культуры. Содержание авторитета. Стили руководства. Знакомство с представителями профессии Воспроизведение
9 Требования к личности специалиста в области адаптивной физической культуры Лекция Анализ занятий по адаптивной физической культуре в дошкольном, школьном учреждении, вузе и учреждении дополнительного образования Узнавание
Знать содержание деятельности учителя адаптивной физической культуры. Содержание авторитета. Стили руководства. Знакомство с представителями профессии Воспроизведение
10 Требования к личности специалиста в области адаптивной физической культуры Самостоятельное изучение Анализ занятий по адаптивной физической культуре в дошкольном, школьном учреждении, вузе и учреждении дополнительного образования Узнавание
Знать содержание деятельности учителя адаптивной физической культуры. Содержание авторитета. Стили руководства. Знакомство с представителями профессии Воспроизведение
11 Перспективы развития специальности Практическая работа (К-т. 50/50) Знать концепцию компетентностного подхода в образовании Узнавание
12 Опыт лучших представителей профессии Практическая работа (К-т. 50/50) Анализ занятий по адаптивной физической культуре в дошкольном, школьном учреждении, вузе и учреждении дополнительного образования Узнавание
13 Перспективы развития специальности Самостоятельное изучение Знать концепцию компетентностного подхода в образовании Узнавание
14 Компетентностный подход в образовании Практическая работа (К-т. 50/50) Называть компетенции бакалавра адаптивной физической культуры Узнавание
15 Компетентностный подход в образовании Лекция Называть компетенции бакалавра адаптивной физической культуры Узнавание
Характеризовать уровни формирования профессиональных компетенций Узнавание
16 Компетентностный подход в образовании Самостоятельное изучение Называть компетенции бакалавра адаптивной физической культуры Узнавание
17 Основные компетенции бакалавра адаптивной физической культуры Лекция Называть компетенции бакалавра адаптивной физической культуры Узнавание
18 Структура и составляющие компетентностной модели выпускника Индивидуальная работа Характеризовать уровни формирования профессиональных компетенций Узнавание
19 Структура и составляющие компетентностной модели выпускника Лекция Характеризовать уровни формирования профессиональных компетенций Узнавание
20 Основные компетенции бакалавра адаптивной физической культуры Самостоятельное изучение Называть компетенции бакалавра адаптивной физической культуры Узнавание
21 Структура и составляющие компетентностной модели выпускника Самостоятельное изучение Характеризовать уровни формирования профессиональных компетенций Узнавание
22 Структура и составляющие компетентностной модели выпускника Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризовать уровни формирования профессиональных компетенций Узнавание
23 Компоненты компетенций выпускника Индивидуальная работа Уметь характеризовать этапы формирования профессиональных компетенций специалиста Воспроизведение
24 Компоненты компетенций выпускника Самостоятельное изучение Уметь характеризовать этапы формирования профессиональных компетенций специалиста Воспроизведение
25 Компоненты компетенций выпускника Лекция Уметь характеризовать этапы формирования профессиональных компетенций специалиста Воспроизведение
26 Федеральный государственный образовательный стандарт Индивидуальная работа Называть и знать содержание основных разделов ФГОС специальности Узнавание
Знать основные принципы составления учебного плана специальности Воспроизведение
27 Федеральный государственный образовательный стандарт Практическая работа (К-т. 50/50) Называть и знать содержание основных разделов ФГОС специальности Узнавание
Знать основные принципы составления учебного плана специальности Воспроизведение
28 Федеральный государственный образовательный стандарт Лекция Называть и знать содержание основных разделов ФГОС специальности Узнавание
Знать основные принципы составления учебного плана специальности Воспроизведение
29 Опыт лучших представителей профессии Индивидуальная работа Анализ занятий по адаптивной физической культуре в дошкольном, школьном учреждении, вузе и учреждении дополнительного образования Узнавание
30 Опыт лучших представителей профессии Самостоятельное изучение Анализ занятий по адаптивной физической культуре в дошкольном, школьном учреждении, вузе и учреждении дополнительного образования Узнавание
31 Опыт лучших представителей профессии Практическая работа (К-т. 50/50) Анализ занятий по адаптивной физической культуре в дошкольном, школьном учреждении, вузе и учреждении дополнительного образования Узнавание
32 Регламентация в организации современной системы подготовки выпускника высшей школы Промежуточная аттестация (зачет) Характеризовать уровни формирования профессиональных компетенций Узнавание
Называть и знать содержание основных разделов ФГОС специальности Узнавание
Знать основные принципы составления учебного плана специальности Воспроизведение
Знать содержание деятельности учителя адаптивной физической культуры. Содержание авторитета. Стили руководства. Знакомство с представителями профессии Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Кузнецов В. В.Введение в профессионально-педагогическую специальность : учеб. для студентов высш. проф. образования / В. В. Кузнецов. - 2-е изд., перераб. - М. : Академия, 2018. - 172, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-8003-1 : 332-37.
  2. Сапего А.В. Частные методики адаптивной физической культуры : учебное пособие / А.В. Сапего, О.Л. Тарасова, И.А. Полковников; Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. - 228 с. : ил.
  3. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учеб. для студентов, [аспирантов] вузов по направлениям 49.03.02 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)", 49.02.02 - "Адаптивная физическая культура" / [авт.-сост.: О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев] ; под общ. ред. С. П. Евсеева. - М. : Спорт, 2016. - 384 с. : ил. - (Адаптивная физическая культура и спорт)

Дополнительная

  1. Кокоулина О.П. Основы теории и методики физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кокоулина О.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11049.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учеб.для студентов учреждений высш.проф.образования /В.С.Кузнецов.-М.:Академия, 2012.-409, [2]с.
  3. Макеева В.С. Теория и методика физической культуры [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Макеева В.С.— Электрон. текстовые данные.— Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014.— 132 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33444.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  4. Пашкевич, А. В. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы : [метод. пособие] / А. В. Пашкевич. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград : Учитель, 2017. - 393с.
  5. Семенов Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта [Текст]: учебное пособие /Л.А.Семенов.-М.: Советский спорт, 2011.-200с.

Цифровые ресурсы

Источники

  1. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2001n4/p2-8.htm
  2. Профессиональный стандарт инструтора адаптивной физической культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70631926/
  3. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://профстандартпедагога.рф
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70829522/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.02 «Введение в профессию» Направление подготовки: 49.03.02 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), квалификация (степень) «бакалавр», зачет /БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.А. Бойко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Синявский Н.И., Акушев Г.М., Власов В.В., Безноско Н.Н. Урок физической культуры в школе: учебно-методическое пособие. Специальность 050720 Физическая культура. - Сургут: РИО СурГПУ, 2010. - 174 с.
  3. Учебная программа. Б1.В.02 «Введение в профессию» Направление подготовки: 49.03.02 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), квалификация (степень) «бакалавр», зачет /БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.А. Бойко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.