бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 10, 2019
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Oct. 14, 2019
Н.В. Ганущак декан факультета
согласовано Oct. 27, 2019

Б1.В.ДВ.03.01 ДВ: Религиоведение, 5 семестр 1 полусеместр

Б-7211, 42.03.02, Журналистика, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-7 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Знать основные социологические подходы к изучению религии знаниевый
Владеть способами анализа и разработки методологии и методики социологического исследования по религиозной проблематике ориентировочный
Иметь опыт обработки и представления социологической информации по религиозной тематике операциональный
Уметь сравнивать и анализировать социологическую информацию религиозной тематики операциональный
ПК-1 – способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа знать ключевые культурные и социальные особенности основных религий на территории РФ знаниевый
знать основные информационные ресурсы по религиоведческой проблематике знаниевый
уметь собирать и анализировать информацию по религиоведческой проблематике ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Формировать целостное представление о религии как культурном феномене, этапах ее развития, структурных компонентах, разнообразных формах проявления, а также умение применять эти данные в своей профессиональной деятельности

Задачи

  1. Формирование целостного представления о религии как о социальном институте и социокультурном феномене.
  2. Формирование навыка изучения, анализа и представления религиоведческой информации о становлении, развитии и проявлении религиозной культуры в различных социальных общностях.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 32.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Религия как социальный институт и социокультурный феномен Формирование целостного представления о религии, как о социокультурном феномене, обладающим собственной сложной и многоуровневой структурой. Знать проблемно-предметное поле, принципы, методы, функции и структуру социологии религии как области социологического знания. Уметь оперировать понятийно-категориальным аппаратом, раскрывающим специфику данной дисциплины. Владеть навыками анализа социологических и междисциплинарных концепций религии как социального института, а также периодов, особенностей становления и проявления религиозных верований.
  • 1.1. Характерные признаки религии как социального института. Ранние формы религии.
  • 1.2. Социологические концепции ставновления, развития и функционирования религии как социокультурного феномена
Модуль 2. Религия как объект религиоведческого исследования Развитие навыка получения, обработки и представления религиоведческой информации о национально-мировых религиях и религиозной культуре различных социальных общностей. Знать особенности религиоведческого изучения религии и религиозной культуры. Уметь дифференцировать специфику формирования и проявления религиозной культовой практики социальными общностями в рамках национально-мировых религий. Владеть навыками критического осмысления религиоведческих данных по религиозной проблематике.
  • 2.1. Религиозная культура представителей Буддизма как мировой религии
  • 2.2. Религиозная культура представителей Христианства как мировой религии
  • 2.3. Религиозная культура представителей Ислама как мировой религии

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Религия как социальный институт и феномен культуры Лекция 4.0 1
2 Предмет и задачи курса Лекция 2.0 1
3 Предмет и задачи курса Самостоятельное изучение 3.0 1
4 Религия как социальный институт и феномен культуры Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Элементарные верования: магия, анимизм, шаманизм. Лекция 2.0 2
6 Элементарные верования: магия, анимизм, шаманизм. Индивидуальная работа 2.0 2
7 История и институциональные формы национальных религий Лекция 4.0 3
8 Элементарные верования: магия, анимизм, шаманизм. Самостоятельное изучение 2.0 3
9 История и институциональные формы национальных религий Самостоятельное изучение 4.0 3
10 Рубежный контроль № 1 Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 4
11 Рубежный контроль № 1 Индивидуальная работа 2.0 4
12 Буддизм как мировая религия Лекция 4.0 4
13 Специфика религиозной культуры буддизма Лекция 2.0 5
14 Специфика религиозной культуры буддизма Индивидуальная работа 2.0 5
15 Специфика религиозной культуры буддизма Самостоятельное изучение 2.0 5
16 Специфика религиозной культуры христианства Лекция 4.0 6
17 Христианство как мировая религия Лекция 2.0 6
18 Христианство как мировая религия Самостоятельное изучение 4.0 6
19 Специфика религиозной культуры ислама Лекция 2.0 7
20 Ислам как мировая религия Лекция 2.0 7
21 Секулярное общество Лекция 2.0 7
22 Современные религиозные движения Лекция 2.0 7
23 Секулярное общество Самостоятельное изучение 6.0 7
24 Современные религиозные движения Самостоятельное изучение 6.0 7
25 Ислам как мировая религия Самостоятельное изучение 4.0 7
26 Рубежный контроль №2 Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9
27 Рубежный контроль №2 Индивидуальная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Религия как социальный институт и феномен культуры Лекция перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
дать определение терминам социология религии и религиоведение Узнавание
2 Предмет и задачи курса Лекция перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
дать определение терминам социология религии и религиоведение Узнавание
3 Предмет и задачи курса Самостоятельное изучение перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
дать определение терминам социология религии и религиоведение Узнавание
4 Религия как социальный институт и феномен культуры Самостоятельное изучение перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
дать определение терминам социология религии и религиоведение Узнавание
обозначить ключевые признаки и функции религии как социального института Узнавание
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
5 Элементарные верования: магия, анимизм, шаманизм. Лекция охарактеризовать феномен анимизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен фетишизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен тотемизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен магии Воспроизведение
6 Элементарные верования: магия, анимизм, шаманизм. Индивидуальная работа охарактеризовать феномен фетишизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен тотемизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен магии Воспроизведение
охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
7 История и институциональные формы национальных религий Лекция охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
выявить особенности ранних национальных религий Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
8 Элементарные верования: магия, анимизм, шаманизм. Самостоятельное изучение Назвать причины возникновения ранних форм религии Воспроизведение
охарактеризовать феномен анимизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен фетишизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен тотемизма Воспроизведение
9 История и институциональные формы национальных религий Самостоятельное изучение охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
выявить особенности ранних национальных религий Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
10 Рубежный контроль № 1 Минизачет (программы с 2019 г.) перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
Назвать причины возникновения ранних форм религии Воспроизведение
охарактеризовать феномен анимизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен фетишизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен тотемизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен магии Воспроизведение
дать определение терминам социология религии и религиоведение Узнавание
охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
выявить особенности ранних национальных религий Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
11 Рубежный контроль № 1 Индивидуальная работа Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
Назвать причины возникновения ранних форм религии Воспроизведение
охарактеризовать феномен анимизма Воспроизведение
охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
выявить особенности ранних национальных религий Воспроизведение
12 Буддизм как мировая религия Лекция охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
основные положения и мировоззренческая основа буддизма Воспроизведение
Сравнить особенности религиозной практики в различных направлениях буддизма Применение
Составить собственное суждение о ламаизме в России Творчество
13 Специфика религиозной культуры буддизма Лекция сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
основные положения и мировоззренческая основа буддизма Воспроизведение
Сравнить особенности религиозной практики в различных направлениях буддизма Применение
Составить собственное суждение о ламаизме в России Творчество
14 Специфика религиозной культуры буддизма Индивидуальная работа перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
основные положения и мировоззренческая основа буддизма Воспроизведение
Сравнить особенности религиозной практики в различных направлениях буддизма Применение
15 Специфика религиозной культуры буддизма Самостоятельное изучение перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
основные положения и мировоззренческая основа буддизма Воспроизведение
Сравнить особенности религиозной практики в различных направлениях буддизма Применение
Составить собственное суждение о ламаизме в России Творчество
используя социологические данные, представить социологический портрет христианина Творчество
16 Специфика религиозной культуры христианства Лекция перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
основные положения и мировоззренческая основа христианства Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях христианства Применение
составить социологический образ православия в России Применение
используя социологические данные, представить социологический портрет христианина Творчество
17 Христианство как мировая религия Лекция охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
основные положения и мировоззренческая основа христианства Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях христианства Применение
составить социологический образ православия в России Применение
18 Христианство как мировая религия Самостоятельное изучение основные положения и мировоззренческая основа христианства Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях христианства Применение
составить социологический образ православия в России Применение
19 Специфика религиозной культуры ислама Лекция перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
основные положения и мировоззренческая основа ислама Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях ислама Применение
используя социологические данные, представить социологический портрет мусульманина Творчество
20 Ислам как мировая религия Лекция охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
основные положения и мировоззренческая основа ислама Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях ислама Применение
21 Секулярное общество Лекция перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
22 Современные религиозные движения Лекция перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
23 Секулярное общество Самостоятельное изучение перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
24 Современные религиозные движения Самостоятельное изучение перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
25 Ислам как мировая религия Самостоятельное изучение охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
основные положения и мировоззренческая основа ислама Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях ислама Применение
26 Рубежный контроль №2 Промежуточная аттестация (зачет) перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
основные положения и мировоззренческая основа буддизма Воспроизведение
Сравнить особенности религиозной практики в различных направлениях буддизма Применение
Составить собственное суждение о ламаизме в России Творчество
используя социологические данные, представить социологический портрет буддиста Применение
основные положения и мировоззренческая основа христианства Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях христианства Применение
составить социологический образ православия в России Применение
используя социологические данные, представить социологический портрет христианина Творчество
основные положения и мировоззренческая основа ислама Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях ислама Применение
используя социологические данные, представить социологический портрет мусульманина Творчество
27 Рубежный контроль №2 Индивидуальная работа перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
основные положения и мировоззренческая основа буддизма Воспроизведение
Сравнить особенности религиозной практики в различных направлениях буддизма Применение
основные положения и мировоззренческая основа ислама Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях ислама Применение
используя социологические данные, представить социологический портрет мусульманина Творчество

Литература

Основная

  1. Горелов, А.А. История мировых религий [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.А. Горелов. - 6-е изд., стереотип. - Москва : Издательство «Флинта», 2016. - 358 с. – Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83435
  2. Лобазова, О.Ф. Религиоведение : учебник / О.Ф. Лобазова ; Российский государственный социальный университет. - 7-е изд., испр. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 468 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450769 -Загл. с экрана
  3. Писманик М.Г. Религиоведение [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Религиоведение» / М.Г. Писманик. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 279 c. – Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71052.html
  4. Религиоведение : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки ВПО 033300 - "Религиоведение" / под ред. И.Н. Яблокова. - М. : Юрайт, 2013. - 479 с.

Дополнительная

  1. Веремчук В.И. Социология религии [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020300 «Социология», 350100 «Социальная антропология»/ Веремчук В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 254 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks»— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52644.— Загл. с экрана
  2. Гараджа, В. И. Социология религии : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 39.03.01 (040100) "Социология" / В. И. Гараджа. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М. : ИНФPA-M, 2016. - 303, [1] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф УМО
  3. Горностаева Л.Г. Основы религиоведения [Электронный ресурс] : курс лекций / Горностаева Л.Г., Торгашев Г.А.. - М. : Российский государственный университет правосудия, 2015. - 420 c. - Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49606.html
  4. Горохов, С. А. Религии народов мира : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по дисциплине " Религия народов мира" по направлению подгот. "Туризм" и по специальности "Социально-культурный сервис и туризм" / С. А. Горохов, Т. Т. Христов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2016. - 421 с.
  5. Немировская Л.З. Религиоведение. История религии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.З. Немировская. - М. : Российский новый университет, 2010. - 368 c. - Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21309.html
  6. Религиоведение : метод. указания к семинар. занятиям. Специальность 071401.65 Социально-культурная деятельность / [сост. М.В. Рахимова] ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Каф. философии и социологии. - Сургут : РИО СурГПУ, 2012. - 59 с.

Цифровые ресурсы

  1. Мир религии [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 01.09.2010: http://www.religio.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Религиоведение. Конспект лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 01.09.2010: http://www.domsvioanna.org/, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Родюков, А.Ф. Религиоведение [Электронный ресурс]. – Режим досутпа на 01.09.2010: http://dvo.sut.ru/libr/filosofi/i197rodu/index.htm, свободный. – Загл. с экрана.

Источники

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/

Учебно-методические материалы

  1. Религиоведение. - Рабочая программа [Электронный ресурс]. - Автоматизированное рабочее место преподавателя СурГПУ. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/teacher/105/