бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 10, 2019
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Nov. 2, 2019
О.В. Власова декан факультета
согласовано Nov. 12, 2019

Б1.В.ДВ.04 ДВ: Основы формирования ЗОЖ, 3 семестр 1 полусеместр

Б-8241, 39.03.03, Организация работы с молодежью, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-8: способность использовать методы и инструменты физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности Знать основные составляющие здоровья и здорового образа жизни, влияющие на развитие мировоззрения и поведение человека в обществе знаниевый
Знать факторы определяющие здоровье знаниевый
Уметь находить признаки здорового образа жизни и их проявление в различных обществах и социальных группах ориентировочный
Владеть навыками сравнительного анализа социологической информации по проблеме здоровья операциональный
Иметь опыт сравнительного анализа социологических данных по проблеме здоровья в России и на Западе опыт
ПК-1: способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий знание основ здоровья и ЗОЖ знаниевый
Знать структуру здорового образа жизни; основные признаки здорового поведения; роль и значение здоровья для индивида и общества в целом знаниевый
Уметь давать краткую характеристику основных социологических концепций здоровья и ЗОЖ ориентировочный
Владеть навыками анализа социологической информации по проблеме здорового образа жизни операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умения анализировать основные компоненты ЗОЖ и специфику его формирования у молодежи

Задачи

  1. Формирование умений анализировать специфику здоровья и здорового образа жизни
  2. Формирование целостного представления об особенностях формирования ЗОЖ

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 32.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 4.5 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Компоненты здоровья и ЗОЖ Формирование целостного представления о здоровье, ЗОЖ и его компонентах Знать социально-психологические, физиологические основы здоровья как состояния и свойства организма; - факторы определяющие здоровье; Уметь использовать социологические знания в профессиональной деятельности и для формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; владеть навыками анализа социологического знания в области здоровья.
  • 1.1. Здоровье как состояние и свойство организма
  • 1.2. Социологический анализ факторов здоровья
Модуль 2. Формирование ЗОЖ Развитие навыка социокультурного анализа здорового образа жизни через осмысление современных результатов исследований. Знать общую картину здоровья населения страны на основе социологических и статистических данных; Уметь использовать социологические знания в профессиональной деятельности и для формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Владеть навыками анализа социологического знания в области ЗОЖ. Иметь опыт анализа социологических данных по проблемам здоровья, а также оценки теорий профилактики и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью.
  • 2.1. Здоровый образ жизни и его компоненты

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Здоровье как состояние и свойство организма Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 1
2 Факторы здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) 6.0 2
3 Факторы здоровья Индивидуальная работа 2.0 2
4 Биологические и социальные условия и факторы здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 3
5 Социологические концепции здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
6 Образ жизни Семинар (Коэффициент - 50/50) 6.0 5
7 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 5
8 Здоровый образ жизни и его компоненты Семинар (Коэффициент - 50/50) 6.0 6
9 Здоровый образ жизни и его компоненты Индивидуальная работа 2.0 6
10 Социологический взгляд на проблемы ЗОЖ Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 7
11 Социологический взгляд на проблемы ЗОЖ Самостоятельное изучение 1.0 7
12 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 8
13 Рубежный контроль Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Здоровье как состояние и свойство организма Семинар (Коэффициент - 50/50) дать определение понятию здоровье Узнавание
охарактеризовать физический, социальный и психологические аспекты здоровья Воспроизведение
назвать способы и формы оценки здоровья, а также его критерии Воспроизведение
2 Факторы здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) дать определение понятию здоровье Узнавание
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы здоровья Воспроизведение
3 Факторы здоровья Индивидуальная работа дать определение понятию здоровье Узнавание
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы здоровья Воспроизведение
4 Биологические и социальные условия и факторы здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы здоровья Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции здоровья Воспроизведение
5 Социологические концепции здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) дать определение понятию здоровье Узнавание
охарактеризовать физический, социальный и психологические аспекты здоровья Воспроизведение
назвать способы и формы оценки здоровья, а также его критерии Воспроизведение
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы здоровья Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции здоровья Воспроизведение
6 Образ жизни Семинар (Коэффициент - 50/50) давать определение понятий "Образ жизни" и "Здоровый образ жизни" Узнавание
7 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) дать определение понятию здоровье Узнавание
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы здоровья Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции здоровья Воспроизведение
объяснять особенности отношения населения к окружающей среде и своему здоровью Применение
Охарактеризовывать ключевые компоненты ЗОЖ Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам отношения различных социальных групп к ЗОЖ Применение
8 Здоровый образ жизни и его компоненты Семинар (Коэффициент - 50/50) объяснять особенности отношения населения к окружающей среде и своему здоровью Применение
давать определение понятий "Образ жизни" и "Здоровый образ жизни" Узнавание
Охарактеризовывать ключевые компоненты ЗОЖ Воспроизведение
9 Здоровый образ жизни и его компоненты Индивидуальная работа объяснять особенности отношения населения к окружающей среде и своему здоровью Применение
давать определение понятий "Образ жизни" и "Здоровый образ жизни" Узнавание
Охарактеризовывать ключевые компоненты ЗОЖ Воспроизведение
10 Социологический взгляд на проблемы ЗОЖ Семинар (Коэффициент - 50/50) охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции здоровья Воспроизведение
Охарактеризовывать ключевые компоненты ЗОЖ Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам отношения различных социальных групп к ЗОЖ Применение
11 Социологический взгляд на проблемы ЗОЖ Самостоятельное изучение охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции здоровья Воспроизведение
Охарактеризовывать ключевые компоненты ЗОЖ Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам отношения различных социальных групп к ЗОЖ Применение
12 Рубежный контроль Индивидуальная работа дать определение понятию здоровье Узнавание
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы здоровья Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции здоровья Воспроизведение
объяснять особенности отношения населения к окружающей среде и своему здоровью Применение
13 Рубежный контроль Минизачет (программы с 2019 г.) охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы здоровья Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции здоровья Воспроизведение
объяснять особенности отношения населения к окружающей среде и своему здоровью Применение
Охарактеризовывать ключевые компоненты ЗОЖ Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Безопасность жизнедеятельности / под ред. Е.И. Холостовой, О.Г. Прохоровой. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 453 с. : табл., ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450720. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-02026-1. – Текст : электронный.
  2. Вайнер, Э.Н. Валеология / Э.Н. Вайнер. – 10-е изд., стер. – Москва : Издательство «Флинта», 2016. – 449 с. : табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79501. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-89349-329-0. – Текст : электронный.
  3. Общественное здоровье и здравоохранение : в 2-х ч. / под ред. И.А. Наумова. – Минск : Вышэйшая школа, 2013. – Ч. 1. – 336 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235767. – ISBN 978-985-06-2298-3. – Текст : электронный.
  4. Общественное здоровье и здравоохранение : в 2-х ч. / под ред. И.А. Наумова. – Минск : Вышэйшая школа, 2013. – Ч. 2. – 352 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235774. – ISBN 978-985-06-2299-0. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Алексеева, Е.Н. Валеологическая подготовка студентов в процессе физического воспитания / Е.Н. Алексеева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 116 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426424. – ISBN 978-5-4475-4896-4. – DOI 10.23681/426424. – Текст : электронный.
  2. Гараева Е.А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гараева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 175 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30107.html.— ЭБС «IPRbooks»
  3. Здоровый образ жизни / В.А. Пискунов, М.Р. Максиняева, Л.П. Тупицына, и др. ; Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». – Москва : МПГУ, 2012. – 86 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363869. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7042-2355-9. – Текст : электронный.
  4. Здоровый образ жизни и охрана здоровья : сб. ст. I Всерос. науч.-практ. конф., 18 - 19 апр. 2014 г. / Т. А. Белькова [и др.] ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ", Науч.-исслед. лаб. "Здоровый образ жизни и охрана здоровья" ; [отв. ред. Говорухина А. А.]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 157, [1] с. - Режим доступа: http://rucont.ru/efd/314061
  5. Здоровье и здравоохранение / А.А. Шабунова, К.Н. Калашников, М.В. Морев и др. ; Российская академия наук, Институт социально-экономического развития территорий РАН, Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Вологде. – Вологда : ИСЭРТ РАН, 2014. – 153 с. : схем., табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499754. – ISBN 978-5-93299-254-8. – Текст : электронный.
  6. Здоровье и физическая культура [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции 12–13 декабря 2011 г./ О.В. Анфилатова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2012.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64841.html.— ЭБС «IPRbooks»
  7. Здоровье педагогов и учащихся Югры : [монография] / М. А. Попова, А. А. Говорухина, А. Э. Щербакова ; М. А. Попова, А. А. Говорухина, А. Э. Щербакова ; ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ". - Ханты-Мансийск : Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2012. - 135, [1] с. : ил.
  8. Кувшинов, Ю.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Ю.А. Кувшинов ; Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», Институт социально-культурных технологий, Кафедра социальной педагогики. – Кемерово : КемГУКИ, 2013. – 183 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275372. – ISBN 978-5-8154-0275-1. – Текст : электронный.
  9. Усаков, В.И. Студенту о здоровье и физическом воспитании :[16+] / В.И. Усаков. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 104 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441285. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-7955-5. – DOI 10.23681/441285. – Текст : электронный.
  10. Чуприна, Е.В. Здоровый образ жизни как один из аспектов безопасности жизнедеятельности / Е.В. Чуприна, М.Н. Закирова ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный архитектурно-строительный университет». – Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013. – 216 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256099. – Библиогр. в кн. – ISBN 987-5-9585-0556-2. – Текст : электронный.
  11. Щанкин, А.А. Курс лекций по региональным проблемам формирования здорового образа жизни молодежи / А.А. Щанкин. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 55 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362688. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-4857-5. – DOI 10.23681/362688. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Будущее России. Национальные проекты. Здравоохранение [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://futurerussia.gov.ru/zdravoohranenie
  2. Всемирная организация здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.who.int/ru
  3. Министерство здравоохранения РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.rosminzdrav.ru/
  4. Министерство здравоохранения ХМАО – Югры [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://dzhmao.ru/

Источники

  1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640 (ред. от 29.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  2. Постановление Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 "О государственной программе ХМАО – Югры «Современное здравоохранение»"
  3. Указ Президента РФ от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года"
  4. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.04 ДВ: Основы формирования ЗОЖ [Электронный ресурс] : Б-8241 Направление подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью, зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. С.С. Богдан. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019 – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. ДВ: Основы формирования ЗОЖ [Электронный ресурс]: Б-8241 39.03.03 Организация работы с молодежью / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. С.С. Богдан – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.