бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 21, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 26, 2020
Н.В. Ганущак декан факультета
согласовано Oct. 31, 2020

Б1.Б.20 Педагогика, 4 семестр

Б-8081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1: готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности Знание специфики будущей профессии, ее социальной значимости знаниевый
ОПК-2: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся Знание научно-педагогических основ организации воспитательного процесса знаниевый
Владение обобщенной схемой проектирования воспитательного процесса ориентировочный
ОПК-3: готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса Знание цели, задач, направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса знаниевый
Владение общей схемой определения этапов психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса ориентировочный
ОПК-4: готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования Знание основных нормативных документов, регламентирующих реализацию трудовых функций педагога. знаниевый
Умение трактовать основные положения нормативно-правовых документов в сфере образования операциональный
ПК-2: способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики Знание требований ФГОС ОО к системе оценки достижений обучающихся. знаниевый
Владение общей схемой выбора методов и технологий обучения и диагностики ориентировочный
ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности Знание основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы воспитания и социализации обучающихся знаниевый
Владение общей схемой постановки воспитательной цели, способствующей духовно-нравственному развитию обучающихся в учебной и внеучебной деятельности ориентировочный
Умение проектировать результаты, отбирать виды деятельности и формы занятий в зависимости от цели и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности операциональный
Опыт моделирования организации различных видов внеурочной деятельности для решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности опыт
ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Знание сущности понятия "образовательная среда", ее компонентов и их возможности для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества воспитательного процесса знаниевый
Знание требований ФГОС ОО к структуре и условиям организации образовательной среды знаниевый
Владение общей схемой проектирования образовательной среды для достижения личностных и метапредметных результатов и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса ориентировочный
ПК-5: способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся Знание сущности педагогического сопровождения социализации: целей, задач, направлений. знаниевый
Знание сущности процессов социализации, закономерностей, стадий, кризисов социализации; знаниевый
Владение схемой педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся ориентировочный
ПК-6: готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса Знание специфики, уровней и типов взаимодействия участников образовательного процесса. знаниевый
Владение общей схемой выбора стратегии взаимодействия в зависимости от задач учебно-воспитательного процесса и категории субъектов образовательного процесса. ориентировочный
ПК-7: способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности Знание методов, форм, средств организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся. знаниевый
Владение общей схемой выбора адекватных цели и задачам учебно-воспитательного процесса методов, форм и средств организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся. ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений по проектированию образовательного процесса на основе знаний о его сущности, структурных компонентах и особенностях его организации с учетом требований деятельностного подхода

Задачи

  1. Формирование умений по проектированию воспитательной работы с различными участниками образовательного процесса.
  2. Формирование системы знаний и умений по отбору современного содержания, методов, форм, средств и технологий обучения при проектировании и осуществлении педагогического процесса в образовательных организациях.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 12.0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 58.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 16.0 ч. из 11.5 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Методические и технологические основы воспитательного процесса Формирование умений по проектированию воспитательной работы с различными участниками образовательного процесса. Сформированы умения по проектированию и осуществлению воспитательной работы с различными участниками педагогического процесса (ребенок, детский коллектив, семья, социальная среда)
  • Методика формирования детского коллектива как социальной среды воспитания
  • Моделирование воспитательной системы школьного класса
  • Планирование классным руководителем воспитательного процесса в школьном классе
  • Целеполагание и постановка задач воспитания и развития обучающихся
  • Методы воспитания
  • Формы организации воспитательного процесса
  • Средства воспитания
  • Технологии воспитания
  • Технология КТД
  • Технология педагогической поддержки
  • Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
  • Технология подготовки и проведения классного часа
  • Самовоспитание и перевоспитание
  • Современные детско-юношеские организации. Неформальные объединения детей и молодежи
  • Изучение и анализ результатов эффективности воспитательной работы
Теоретические основы учебного процесса Формирование системы знаний и умений по отбору современного содержания, методов, форм, средств и технологий обучения при проектировании и осуществлении педагогического процесса в образовательных организациях. Понимание специфики процесса обучения; знание современных требований к содержанию образования, формам, методам и средствам обучения; умение отбирать соответствующее содержание, формы, методы и средства учебной и внеучебной деятельности.
  • Сущность и логика учебного процесса
  • Современные дидактические концепции
  • Закономерности и принципы обучения
  • Современные методы обучения
  • Современные средства обучения
  • Интерактивные методы и формы обучения
  • Урок как основная организационная форма учебного процесса
  • Современные технологии обучения
  • Педагогическая диагностика, контроль и оценка качества обучения
  • Современные формы обучения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Детский коллектив как объект и субъект воспитания Лекция 2.0 1
2 Моделирование воспитательной системы школьного класса Лекция 2.0 2
3 Планирование классным руководителем воспитательного процесса в школьном классе Лекция 2.0 3
4 Целеполагание и постановка задач воспитания и развития обучающихся Семинар 2.0 3
5 Целеполагание и постановка задач воспитания и развития обучающихся Индивидуальная работа 1.0 3
6 Выбор методов воспитания и особенности их реализации в воспитательном процессе Практическая работа 2.0 4
7 Выбор методов воспитания и особенности их реализации в воспитательном процессе Индивидуальная работа 1.0 4
8 Формы организации воспитательного процесса Самостоятельное изучение 1.0 5
9 Средства воспитания Самостоятельное изучение 1.0 6
10 Технологии воспитания Лекция 2.0 6
11 Технология КТД Лекция 2.0 7
12 Технология КТД Практическая работа 2.0 7
13 Технология КТД Индивидуальная работа 2.0 7
14 Технология педагогической поддержки. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса Лекция 2.0 8
15 Самовоспитание и перевоспитание Самостоятельное изучение 1.0 9
16 Технология подготовки и проведения классного часа Другое 2.0 9
17 Технология педагогической поддержки. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса Коллоквиум 2.0 9
18 Современные детско-юношеские организации. Неформальные объединения детей и молодежи Самостоятельное изучение 1.0 10
19 Изучение и анализ результатов эффективности воспитательной работы Практическая работа 2.0 10
20 Рубежный контроль 1 Контрольная работа 2.0 11
21 Сущность и логика учебного процесса Лекция 2.0 11
22 Рубежный контроль 1 Индивидуальная работа 2.0 11
23 Сущность и логика учебного процесса Индивидуальная работа 1.0 11
24 Современные дидактические концепции Самостоятельное изучение 1.0 12
25 Закономерности и принципы обучения Семинар 2.0 12
26 Современные дидактические концепции Индивидуальная работа 1.0 12
27 Современные методы обучения Лекция 2.0 13
28 Современные формы обучения Самостоятельное изучение 1.0 13
29 Современные методы обучения Семинар 2.0 13
30 Современные формы обучения Индивидуальная работа 2.0 13
31 Современные средства обучения Самостоятельное изучение 1.0 14
32 Интерактивные формы и средства обучения Семинар 2.0 14
33 Современные средства обучения Индивидуальная работа 2.0 14
34 Современные технологии обучения Конференция 2.0 15
35 Урок как основная организационная форма обучения Семинар 2.0 15
36 Педагогическая диагностика, контроль качества обучения Семинар 2.0 16
37 Рубежный контроль 2 Контрольная работа 2.0 16
38 Рубежный контроль 2 Индивидуальная работа 2.0 16
39 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Детский коллектив как объект и субъект воспитания Лекция Знает и называет основные признаки коллектива, его структуру. Воспроизведение
Характеризует этапы развития коллектива. Воспроизведение
Умеет определять роли и статусы в детском коллективе. Применение
Знает и называет особенности организации коллективной деятельности, объясняет роль педагога в организации и развитии детского коллектива Воспроизведение
2 Моделирование воспитательной системы школьного класса Лекция Выделяет сущность понятия "воспитательная система", ее функции и структуру. Воспроизведение
Характеризует различные модели воспитательной системы. Воспроизведение
Анализирует структурные элементы воспитательной системы класса и школы Применение
Характеризует основные этапы развития воспитательных систем, методику их становления, а также критерии оценки Воспроизведение
Называет основные этапы технологии моделирования воспитательной системы. Воспроизведение
Выделяет характерные особенности той или иной воспитательной системы, умеет ее оценивать. Воспроизведение
3 Планирование классным руководителем воспитательного процесса в школьном классе Лекция Называет основные требования к целям и результатам воспитания и развития обучающихся Воспроизведение
Анализирует основные нормативные документы, отражающие современные требования к организации воспитательного процесса (Программа духовно-нравственного воспитания, развития, ФГОС и др.) Применение
Выделяет сущностные отличия понятий "воспитание", "воспитательный процесс", "воспитательная дятельность", "воспитательная работа". Воспроизведение
Обосновывает основные требования и принципы планирования и организации воспитательной работы. Воспроизведение
Называет основные виды планов воспитательной работы, основные ошибки при планировании воспитательной работы. Воспроизведение
Умеет планировать воспитательную деятельность. Применение
4 Целеполагание и постановка задач воспитания и развития обучающихся Семинар Перечисляет основные источники формирования целей воспитания, виды и типы целей. Воспроизведение
Характеризует современные цели и задачи воспитания в соответствии с нормативными документами Воспроизведение
Объясняет особенности процесса целеполагания и постановки задач при организации воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Владеет методикой целеполагагия, умеет планировать действия по целеполаганию и постановке задач воспитания Применение
Отбирает критерии оценки и оценивает план действий по постановке целей и задач воспитания Применение
5 Целеполагание и постановка задач воспитания и развития обучающихся Индивидуальная работа Перечисляет основные источники формирования целей воспитания, виды и типы целей. Воспроизведение
Характеризует современные цели и задачи воспитания в соответствии с нормативными документами Воспроизведение
Объясняет особенности процесса целеполагания и постановки задач при организации воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Владеет методикой целеполагагия, умеет планировать действия по целеполаганию и постановке задач воспитания Применение
Отбирает критерии оценки и оценивает план действий по постановке целей и задач воспитания Применение
6 Выбор методов воспитания и особенности их реализации в воспитательном процессе Практическая работа Раскрывает сущность понятия "метод воспитания" и различные классификации методов воспитания Воспроизведение
Характеризует различные методы воспитания Воспроизведение
Характеризует факторы, определяющие выбор методов воспитания Воспроизведение
Объясняет особенности реализации методов воспитания в работе с различными категориями обучающихся. Воспроизведение
Умеет отбирать методы воспитания в соответствии с педагогическими задачами Применение
7 Выбор методов воспитания и особенности их реализации в воспитательном процессе Индивидуальная работа Раскрывает сущность понятия "метод воспитания" и различные классификации методов воспитания Воспроизведение
Характеризует различные методы воспитания Воспроизведение
Характеризует факторы, определяющие выбор методов воспитания Воспроизведение
Объясняет особенности реализации методов воспитания в работе с различными категориями обучающихся. Воспроизведение
Умеет отбирать методы воспитания в соответствии с педагогическими задачами Применение
8 Формы организации воспитательного процесса Самостоятельное изучение Раскрывает сущность понятия "форма воспитания" и различные классификации форм Воспроизведение
Умеет характеризовать различные традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы Воспроизведение
Умеет выбирать форму воспитательной работы в соответствии с педагогическими задачами Применение
9 Средства воспитания Самостоятельное изучение Раскрывает сущность понятия "средства воспитания" Воспроизведение
Характеризует различные средства воспитания Воспроизведение
10 Технологии воспитания Лекция Раскрывает содержание понятия "технология воспитания", его уровни Воспроизведение
Умеет характеризовать различные технологии воспитания Воспроизведение
Определяет и характеризует конкретные диалоговые и игровые технологии Воспроизведение
Владеет конкретными диалоговыми и игровыми технологиями Применение
11 Технология КТД Лекция Раскрывает сущность КТД, его воспитательные возможности,этапы, виды, условия эффективности Воспроизведение
Объясняет возможности КТД как средства поддержания активности, инициативности и самостоятельности детей Воспроизведение
Характеризует конкретные КТД Воспроизведение
Владеет методикой организации каждого этапа КДТ в соотвествии с технологической картой Применение
12 Технология КТД Практическая работа Раскрывает сущность КТД, его воспитательные возможности,этапы, виды, условия эффективности Воспроизведение
Объясняет возможности КТД как средства поддержания активности, инициативности и самостоятельности детей Воспроизведение
Характеризует конкретные КТД Воспроизведение
Владеет методикой организации каждого этапа КДТ в соотвествии с технологической картой Применение
13 Технология КТД Индивидуальная работа Раскрывает сущность КТД, его воспитательные возможности,этапы, виды, условия эффективности Воспроизведение
Объясняет возможности КТД как средства поддержания активности, инициативности и самостоятельности детей Воспроизведение
Характеризует конкретные КТД Воспроизведение
Владеет методикой организации каждого этапа КДТ в соотвествии с технологической картой Применение
14 Технология педагогической поддержки. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса Лекция Знает теоретко-методологические основы организации педагогической поддержки: этапы, правила, нормы, критерии эффективности Воспроизведение
Знает особенности организации педагогической поддержки с детьми разного возраста Воспроизведение
Знает сущность и содержание понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его цель и задачи Воспроизведение
Характеризует основные направления и уровни организации психолого-педагогического сопровождения Воспроизведение
15 Самовоспитание и перевоспитание Самостоятельное изучение Объясняет сущность понятия "самовоспитание", отличие от воспитания Воспроизведение
Характеризует этапы реализации процесса самовоспитания Воспроизведение
Объясняет сущность понятия "перевоспитание", его причины Воспроизведение
Характеризует алгоритм процесса перевоспитания и условия его эффективности Воспроизведение
16 Технология подготовки и проведения классного часа Другое Выделяет специфику классного часа как формы организации воспитательного процесса, его задачи Воспроизведение
Характеризует разновидности классных часов Воспроизведение
Объясняет взаимозависимость формы и содержания классного часа Воспроизведение
Владеет технологией подготовки и проведения классного часа Творчество
Умеет выделять критерии эффективности классного часа Применение
17 Технология педагогической поддержки. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса Коллоквиум Знает теоретко-методологические основы организации педагогической поддержки: этапы, правила, нормы, критерии эффективности Воспроизведение
Знает особенности организации педагогической поддержки с детьми разного возраста Воспроизведение
Знает сущность и содержание понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его цель и задачи Воспроизведение
Характеризует основные направления и уровни организации психолого-педагогического сопровождения Воспроизведение
18 Современные детско-юношеские организации. Неформальные объединения детей и молодежи Самостоятельное изучение Объясняет важность общения ребенка со сверстниками в формальных и неформальных условиях Воспроизведение
Перечисляет функции детско-юношеских организаций; характеризует их разновидности Воспроизведение
Объясняет влияние неформальных объединений детей и молодежи на воспитание, приводит примеры неформальных объединений Воспроизведение
Раскрывает специфику, цели и направления деятельности РДШ как разновидности детско-юношеской общественной организации Воспроизведение
19 Изучение и анализ результатов эффективности воспитательной работы Практическая работа Раскрывает особенности изучения результатов и эффективности воспитания Воспроизведение
Знает требования к изучению результатов и эффективности воспитания Воспроизведение
Характеризует основные методы изучения результатов и эффективности воспитательного процесса Воспроизведение
Умеет отбирать и использовать методики для определения уровня воспитанности обучающихся Применение
Владеет методами диагностики классного сообщества Применение
20 Рубежный контроль 1 Контрольная работа Умеет определять роли и статусы в детском коллективе. Применение
Объясняет особенности моделей взаимоотношений между коллективом и личностью. Воспроизведение
Анализирует структурные элементы воспитательной системы класса и школы Применение
Характеризует основные этапы развития воспитательных систем, методику их становления, а также критерии оценки Воспроизведение
Обосновывает основные требования и принципы планирования и организации воспитательной работы. Воспроизведение
Объясняет особенности процесса целеполагания и постановки задач при организации воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Владеет методикой целеполагагия, умеет планировать действия по целеполаганию и постановке задач воспитания Применение
Отбирает критерии оценки и оценивает план действий по постановке целей и задач воспитания Применение
Раскрывает сущность понятия "метод воспитания" и различные классификации методов воспитания Воспроизведение
Характеризует различные методы воспитания Воспроизведение
Раскрывает сущность понятия "форма воспитания" и различные классификации форм Воспроизведение
Умеет характеризовать различные технологии воспитания Воспроизведение
21 Сущность и логика учебного процесса Лекция Раскрывает сущность основных понятий дидактики: "дидактика", "обучение", "учение", "преподавание", "учебная деятельность" и т.д. Воспроизведение
Знает особенности процесса обучения, характеризует его компоненты и функции Воспроизведение
Объясняет логику процесса обучения, характеризует этапы усвоения учебной информации Воспроизведение
Сравнивает и объясняет деятельность учителя и обучающихся на различных этапах организации учебного процесса Воспроизведение
Дает сравнительную характеристику взаимодействия преподавателя и обучающихся в различных моделях обучения Воспроизведение
22 Рубежный контроль 1 Индивидуальная работа Умеет использовать методические приемы по развитию детского коллектива и организации коллективной деятельности. Применение
Объясняет особенности моделей взаимоотношений между коллективом и личностью. Воспроизведение
Анализирует структурные элементы воспитательной системы класса и школы Применение
Характеризует основные этапы развития воспитательных систем, методику их становления, а также критерии оценки Воспроизведение
Обосновывает основные требования и принципы планирования и организации воспитательной работы. Воспроизведение
Отбирает критерии оценки и оценивает план действий по постановке целей и задач воспитания Применение
Раскрывает сущность понятия "метод воспитания" и различные классификации методов воспитания Воспроизведение
Характеризует различные методы воспитания Воспроизведение
Раскрывает сущность понятия "форма воспитания" и различные классификации форм Воспроизведение
Умеет характеризовать различные технологии воспитания Воспроизведение
23 Сущность и логика учебного процесса Индивидуальная работа Раскрывает сущность основных понятий дидактики: "дидактика", "обучение", "учение", "преподавание", "учебная деятельность" и т.д. Воспроизведение
Знает особенности процесса обучения, характеризует его компоненты и функции Воспроизведение
Объясняет логику процесса обучения, характеризует этапы усвоения учебной информации Воспроизведение
Сравнивает и объясняет деятельность учителя и обучающихся на различных этапах организации учебного процесса Воспроизведение
Дает сравнительную характеристику взаимодействия преподавателя и обучающихся в различных моделях обучения Воспроизведение
24 Современные дидактические концепции Самостоятельное изучение Раскрывает сущность понятия "дидактическая концепция", "дидактическая система" Воспроизведение
Характеризует различные дидактические концепции Воспроизведение
25 Закономерности и принципы обучения Семинар Умеет трактовать основные закономерности обучения Воспроизведение
Объясняет соотношение закономерностей, принципов и правил обучения Воспроизведение
Характеризует основные принципы обучения Воспроизведение
26 Современные дидактические концепции Индивидуальная работа Раскрывает сущность понятия "дидактическая концепция", "дидактическая система" Воспроизведение
Характеризует различные дидактические концепции Воспроизведение
27 Современные методы обучения Лекция Объясняет сущность понятия "метод обучения", "прием обучения" Воспроизведение
Раскрывает эволюцию методов обучения Воспроизведение
Выделяет ведущий признак для классификации методов и характеризует различные классификации методов Воспроизведение
Определяет и характеризует факторы (условия), влияющие на выбор методов обучения Применение
28 Современные формы обучения Самостоятельное изучение Раскрывает сущностные признаки урока Воспроизведение
Характеризует типологию уроков в современной школе Воспроизведение
Выделяет и дает характеристику основных структурных элементов урока Применение
Обосновывает требования к современному уроку Воспроизведение
Анализирует и характеризует нетрадиционные уроки Применение
Раскрывает сущность понятия "форма обучения", классифицирует формы Воспроизведение
Выделяет преимущества и недостатки различных форм обучения Воспроизведение
Характеризует традиционные и нетрадиционные формы обучения Воспроизведение
29 Современные методы обучения Семинар Объясняет сущность понятия "метод обучения", "прием обучения" Воспроизведение
Выделяет ведущий признак для классификации методов и характеризует различные классификации методов Воспроизведение
Определяет и характеризует факторы (условия), влияющие на выбор методов обучения Применение
Владеет алгоритмом выбора методов обучения Применение
Умеет анализировать педагогические ситуации, связанные с выбором методов обучения Применение
30 Современные формы обучения Индивидуальная работа Раскрывает сущностные признаки урока Воспроизведение
Характеризует типологию уроков в современной школе Воспроизведение
Выделяет и дает характеристику основных структурных элементов урока Применение
Обосновывает требования к современному уроку Воспроизведение
Анализирует и характеризует нетрадиционные уроки Применение
Раскрывает сущность понятия "форма обучения", классифицирует формы Воспроизведение
Выделяет преимущества и недостатки различных форм обучения Воспроизведение
Характеризует традиционные и нетрадиционные формы обучения Воспроизведение
31 Современные средства обучения Самостоятельное изучение Знает сущность понятия "средства обучения", классификацию средст Воспроизведение
Умеет характеризовать различные средства обучения Воспроизведение
Выбирает необходимые средства обучения для решения педагогических задач Применение
32 Интерактивные формы и средства обучения Семинар Объясняет необходимость активизации обучения Воспроизведение
Раскрывает сущность и принципы интерактивного обучения Воспроизведение
Характеризует психолого-педагогческие условия использования интерактивных методов и средств обучения Воспроизведение
Приводит примеры и дает характеристику конкретным методам (средствам) интерактивного обучения Применение
33 Современные средства обучения Индивидуальная работа Знает сущность понятия "средства обучения", классификацию средст Воспроизведение
Умеет характеризовать различные средства обучения Воспроизведение
Выбирает необходимые средства обучения для решения педагогических задач Применение
34 Современные технологии обучения Конференция Раскрывает понятие "технология обучения", выделяет его сущностные характеристики Воспроизведение
Выделяет признаки, уровни, классификации педагогических технологий Воспроизведение
Характеризует конкретные технологии обучения Воспроизведение
35 Урок как основная организационная форма обучения Семинар Раскрывает сущностные признаки урока Воспроизведение
Характеризует типологию уроков в современной школе Воспроизведение
Выделяет и дает характеристику основных структурных элементов урока Применение
Обосновывает требования к современному уроку Воспроизведение
Анализирует и характеризует нетрадиционные уроки Применение
36 Педагогическая диагностика, контроль качества обучения Семинар Объясняет сущность базовых понятий "диагностика", "контроль", "оценка" Воспроизведение
Характеризует функции, содержания и требования, предъявляемые к диагностике Воспроизведение
Называет виды, формы и методы диагностики Воспроизведение
Раскрывает сущность понятия "качество обучения" Воспроизведение
Характеризует современные требования к качеству обучения и его результатам Воспроизведение
37 Рубежный контроль 2 Контрольная работа Раскрывает сущность основных понятий дидактики: "дидактика", "обучение", "учение", "преподавание", "учебная деятельность" и т.д. Воспроизведение
Знает особенности процесса обучения, характеризует его компоненты и функции Воспроизведение
Объясняет логику процесса обучения, характеризует этапы усвоения учебной информации Воспроизведение
Объясняет соотношение закономерностей, принципов и правил обучения Воспроизведение
Раскрывает сущностные признаки урока Воспроизведение
Характеризует типологию уроков в современной школе Воспроизведение
Характеризует конкретные технологии обучения Воспроизведение
Выделяет сущность понятия "контроль" и трактует педагогичекие требования к контролю Воспроизведение
Характеризует виды, формы, методы контроля Воспроизведение
38 Рубежный контроль 2 Индивидуальная работа Раскрывает сущность основных понятий дидактики: "дидактика", "обучение", "учение", "преподавание", "учебная деятельность" и т.д. Воспроизведение
Знает особенности процесса обучения, характеризует его компоненты и функции Воспроизведение
Объясняет логику процесса обучения, характеризует этапы усвоения учебной информации Воспроизведение
Объясняет соотношение закономерностей, принципов и правил обучения Воспроизведение
Умеет характеризовать различные средства обучения Воспроизведение
Раскрывает сущностные признаки урока Воспроизведение
Характеризует типологию уроков в современной школе Воспроизведение
Выделяет сущность понятия "контроль" и трактует педагогичекие требования к контролю Воспроизведение
Характеризует виды, формы, методы контроля Воспроизведение
39 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Умеет определять роли и статусы в детском коллективе. Применение
Знает и называет особенности организации коллективной деятельности, объясняет роль педагога в организации и развитии детского коллектива Воспроизведение
Умеет использовать методические приемы по развитию детского коллектива и организации коллективной деятельности. Применение
Объясняет особенности моделей взаимоотношений между коллективом и личностью. Воспроизведение
Выделяет сущность понятия "воспитательная система", ее функции и структуру. Воспроизведение
Характеризует различные модели воспитательной системы. Воспроизведение
Анализирует структурные элементы воспитательной системы класса и школы Применение
Характеризует основные этапы развития воспитательных систем, методику их становления, а также критерии оценки Воспроизведение
Выделяет характерные особенности той или иной воспитательной системы, умеет ее оценивать. Воспроизведение
Называет основные виды планов воспитательной работы, основные ошибки при планировании воспитательной работы. Воспроизведение
Умеет планировать воспитательную деятельность. Применение
Перечисляет основные источники формирования целей воспитания, виды и типы целей. Воспроизведение
Характеризует современные цели и задачи воспитания в соответствии с нормативными документами Воспроизведение
Раскрывает сущность понятия "метод воспитания" и различные классификации методов воспитания Воспроизведение
Характеризует различные методы воспитания Воспроизведение
Раскрывает сущность понятия "форма воспитания" и различные классификации форм Воспроизведение
Раскрывает сущность понятия "средства воспитания" Воспроизведение
Определяет и характеризует конкретные диалоговые и игровые технологии Воспроизведение
Владеет конкретными диалоговыми и игровыми технологиями Применение
Раскрывает сущность КТД, его воспитательные возможности,этапы, виды, условия эффективности Воспроизведение
Объясняет возможности КТД как средства поддержания активности, инициативности и самостоятельности детей Воспроизведение
Характеризует конкретные КТД Воспроизведение
Владеет методикой организации каждого этапа КДТ в соотвествии с технологической картой Применение
Знает теоретко-методологические основы организации педагогической поддержки: этапы, правила, нормы, критерии эффективности Воспроизведение
Знает особенности организации педагогической поддержки с детьми разного возраста Воспроизведение
Знает сущность и содержание понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его цель и задачи Воспроизведение
Характеризует основные направления и уровни организации психолого-педагогического сопровождения Воспроизведение
Владеет технологией подготовки и проведения классного часа Творчество
Умеет выделять критерии эффективности классного часа Применение
Объясняет влияние неформальных объединений детей и молодежи на воспитание, приводит примеры неформальных объединений Воспроизведение
Раскрывает особенности изучения результатов и эффективности воспитания Воспроизведение
Знает требования к изучению результатов и эффективности воспитания Воспроизведение
Характеризует основные методы изучения результатов и эффективности воспитательного процесса Воспроизведение
Умеет отбирать и использовать методики для определения уровня воспитанности обучающихся Применение
Владеет методами диагностики классного сообщества Применение
Раскрывает сущность основных понятий дидактики: "дидактика", "обучение", "учение", "преподавание", "учебная деятельность" и т.д. Воспроизведение
Знает особенности процесса обучения, характеризует его компоненты и функции Воспроизведение
Характеризует различные дидактические концепции Воспроизведение
Объясняет сущность понятия "метод обучения", "прием обучения" Воспроизведение
Раскрывает эволюцию методов обучения Воспроизведение
Определяет и характеризует факторы (условия), влияющие на выбор методов обучения Применение
Владеет алгоритмом выбора методов обучения Применение
Умеет анализировать педагогические ситуации, связанные с выбором методов обучения Применение
Умеет характеризовать различные средства обучения Воспроизведение
Выбирает необходимые средства обучения для решения педагогических задач Применение
Раскрывает сущность и принципы интерактивного обучения Воспроизведение
Характеризует психолого-педагогческие условия использования интерактивных методов и средств обучения Воспроизведение
Приводит примеры и дает характеристику конкретным методам (средствам) интерактивного обучения Применение
Раскрывает сущностные признаки урока Воспроизведение
Характеризует типологию уроков в современной школе Воспроизведение
Раскрывает понятие "технология обучения", выделяет его сущностные характеристики Воспроизведение
Выделяет признаки, уровни, классификации педагогических технологий Воспроизведение
Объясняет сущность базовых понятий "диагностика", "контроль", "оценка" Воспроизведение
Характеризует функции, содержания и требования, предъявляемые к диагностике Воспроизведение
Называет виды, формы и методы диагностики Воспроизведение
Раскрывает сущность понятия "качество обучения" Воспроизведение
Характеризует современные требования к качеству обучения и его результатам Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Канке, В.А. Теория обучения и воспитания : учеб. и практикум [Текст] / В.А. Канке. - М. : Юрайт, 2018. - 293, [5] с.
  2. Методика воспитательной работы / А.М. Руденко [и др.]; под ред. А.М. Руденко [Текст]. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 283 с.
  3. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ.ред. Л.С Подымовой, В.А. Сластенина. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 246 с.
  4. Ходусов А.Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика: учебник / А.Н. Ходусов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 405 с.

Дополнительная

  1. Панфилова, А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учебник для бакалавров [Текст] / А.П. Панфилова, А.В. Долматов ; под ред. А.П. Панфиловой. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 487 с.
  2. Плаксина, И.В. Интерактивные образовательные технологии [Текст] : учебн. пособие для академического бакалавриата / И.В. Плаксина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 163 с.
  3. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / под общ. ред. А.С. Обухова. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 422 с.
  4. Столяренко А.М. Общая педагогика [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А.М. Столяренко. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 479 c. — 5-238-00972-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71029.html
  5. Теория и методика игры : учебник и практикум для прикладного бакалавриата [Текст] / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной, О.А. Степановой. - 2-е изд. исправ. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 276 с.

Цифровые ресурсы

  1. Воспитательная система класса – что это? В форуме «Секреты классного руководителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://klass.resobr.ru/forum/forum2/topic590/messages/
  2. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibivaent.html

Источники

  1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2011. – 23, [1] с.
  2. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standards/6
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011. - 51, [2] с. - (Стандарты второго поколения).
  5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. В редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г. – М. : КНОРУС, 2013. – 176 с.
  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. - 48 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.Б.18 Педагогика [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Направленность: Русский язык и литература), экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева, О.Г. Балина, Т.А. Власова, А.А. Ниязова, Е.Н. Подковко, М.Г. Худенева, И.В. Чуйкова. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.