бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 20, 2019 утверждено Jan. 31, 2020
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Sept. 27, 2019
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Oct. 23, 2019

Б1.Б.21 Современные методы исследования, 4 семестр 1 полусеместр

Б-8131, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Основы безопасности жизнедеятельности и ДО), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) Объяснять правила построения аппарата исследования в области образования знаниевый
Объяснять логику постановки исследовательских задач в области образования ориентировочный
Интерпретировать актуальные направления исследований в области образования операциональный
Оценивать теоретическую и практическую составляющие исследовательской работы опыт
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) Перечислять цель, виды и особенности учебно-исследовательской деятельности обучающихся знаниевый
Объяснять структуру и содержание учебно-исследовательской деятельности обучающихся ориентировочный
Интерпретировать аппарат исследования и содержание исследовательских работ обучающихся операциональный
Давать оценку качеству учебно-исследовательской работы обучающихся опыт

Цели изучения дисциплины

формировать профессиональные компетенции, позволяющие осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере безопасности жизнедеятельности

Задачи

  1. Формировать готовность анализировать современные научные проблемы в сфере безопасности жизнедеятельности
  2. Освоить общенаучные методы исследования
  3. Освоить современные методы исследования, применяемые в сфере безопасности жизнедеятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 16.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.5 ч. из 12.0 ч.
Часов в неделю 4.5 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Современные научные проблемы в сфере безопасности жизнедеятельности научиться определять современные научные проблемы в сфере безопасности жизнедеятельности характеризовать основные научные проблемы в сфере безопасности жизенедятельности
  • Понятие, виды и этапы научно-исследовательской работы
Модуль 2. Общенаучные методы исследования освоить общенаучные методы исследования интерпретировать общенаучные методы исследования
  • Теоретические методы исследования
  • Эмпирические методы исследования
Модуль 3. Современные методы исследования, применяемые в сфере безопасности жизнедеятельности освоение современных методов исследования, применяемых в сфере безопасности жизнедеятельности анализировать современные методы исследования, применяемые в сфере безопасности жизнедеятельности
  • Методы исследования в сфере безопасности жизнедеятельности
  • Обработка и представление результатов исследования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Наука как особая сфера деятельности человека. Направления и этапы научно-исследовательской деятельности Лекция 2.0 1
2 Наука как особая сфера деятельности человека. Направления и этапы научно-исследовательской деятельности Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
3 Аппарат научного исследования Лекция 2.0 2
4 Аппарат научного исследования Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
5 Аппарат научного исследования Индивидуальная работа 2.0 2
6 Теоретическая информация в сфере безопасности жизнедеятельности Лекция 2.0 3
7 Теоретическая информация в сфере безопасности жизнедеятельности Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
8 Педагогические методы исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Лекция 2.0 3
9 Педагогические методы исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Индивидуальная работа 2.0 3
10 Особенности научного исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
11 Особенности научного исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Контрольная работа 2.0 4
12 Особенности научного исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Индивидуальная работа 2.0 4
13 Физиологические методы исследования Лекция 2.0 5
14 Физиологические методы исследования Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 5
15 Психологические методы исследования Лекция 2.0 6
16 Психологические методы исследования Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 6
17 Социологические методы исследования Лекция 2.0 6
18 Социологические методы исследования Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 6
19 Психологические методы исследования Индивидуальная работа 2.0 6
20 Социологические методы исследования Индивидуальная работа 2.0 6
21 Статистические методы исследования Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 7
22 Статистические методы исследования Индивидуальная работа 2.0 7
23 Статистические методы исследования Самостоятельное изучение 4.0 7
24 Представление результатов исследования Лекция 2.0 8
25 Представление результатов исследования Контрольная работа 2.0 8
26 Представление результатов исследования Реферат 6.0 8
27 Представление результатов исследования Индивидуальная работа 0.5 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Наука как особая сфера деятельности человека. Направления и этапы научно-исследовательской деятельности Лекция Характеризует науку как особую область деятельности человека Воспроизведение
Анализирует характер научной деятельности (фундаментальный, поисковый, прикладной) Воспроизведение
Характеризует этапы научно-исследовательской работы Воспроизведение
Характеризует научную деятельность в сфере безопасности жизнедеятельности Воспроизведение
2 Наука как особая сфера деятельности человека. Направления и этапы научно-исследовательской деятельности Семинар (Коэффициент - 50/50) Характеризует науку как особую область деятельности человека Воспроизведение
Анализирует характер научной деятельности (фундаментальный, поисковый, прикладной) Воспроизведение
Характеризует учебную деятельность в русле безопасности жизнедеятельности Воспроизведение
Описывает методическую деятельность специалиста в области безопасности жизнедеятельности Воспроизведение
3 Аппарат научного исследования Лекция Формулирует тему и цель исследования Применение
Формулирует задачи исследования Применение
Выбирает методы исследования, адекватные целям и задачам Применение
4 Аппарат научного исследования Семинар (Коэффициент - 50/50) Формулирует тему и цель исследования Применение
Формулирует задачи исследования Применение
Выбирает методы исследования, адекватные целям и задачам Применение
5 Аппарат научного исследования Индивидуальная работа Формулирует тему и цель исследования Применение
Формулирует задачи исследования Применение
6 Теоретическая информация в сфере безопасности жизнедеятельности Лекция Характеризует теоретические методы исследования Воспроизведение
Применяет теоретические методы изучения в разработке научного исследования Применение
7 Теоретическая информация в сфере безопасности жизнедеятельности Семинар (Коэффициент - 50/50) Осуществляет поиск и анализ информации в сфере безопасности жизнедеятельности Применение
Составляет список литературных источников по теме исследования Применение
8 Педагогические методы исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Лекция Характеризует педагогические методы исследования Воспроизведение
Описывает педагогическое наблюдение Воспроизведение
Использует теоретические знания для организации педагогического наблюдения на занятиях по ОБЖ Применение
9 Педагогические методы исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Индивидуальная работа Характеризует педагогические методы исследования Воспроизведение
Описывает педагогическое наблюдение Воспроизведение
Использует теоретические знания для организации педагогического наблюдения на занятиях по ОБЖ Применение
10 Особенности научного исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Семинар (Коэффициент - 50/50) Характеризует научную деятельность в сфере безопасности жизнедеятельности Воспроизведение
Характеризует учебную деятельность в русле безопасности жизнедеятельности Воспроизведение
Описывает методическую деятельность специалиста в области безопасности жизнедеятельности Воспроизведение
Осуществляет поиск и анализ информации в сфере безопасности жизнедеятельности Применение
11 Особенности научного исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Контрольная работа Характеризует научную деятельность в сфере безопасности жизнедеятельности Воспроизведение
Характеризует учебную деятельность в русле безопасности жизнедеятельности Воспроизведение
Описывает методическую деятельность специалиста в области безопасности жизнедеятельности Воспроизведение
Осуществляет поиск и анализ информации в сфере безопасности жизнедеятельности Применение
Составляет список литературных источников по теме исследования Применение
Характеризует педагогические методы исследования Воспроизведение
Описывает педагогическое наблюдение Воспроизведение
Использует теоретические знания для организации педагогического наблюдения на занятиях по ОБЖ Применение
Описывает эмпирические методы исследования Воспроизведение
12 Особенности научного исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Индивидуальная работа Осуществляет поиск и анализ информации в сфере безопасности жизнедеятельности Применение
Составляет список литературных источников по теме исследования Применение
Характеризует педагогические методы исследования Воспроизведение
13 Физиологические методы исследования Лекция Характеризует теоретические методы исследования Воспроизведение
Применяет теоретические методы изучения в разработке научного исследования Применение
Описывает эмпирические методы исследования Воспроизведение
Владеет критериями оценки достоверности эмпирического исследования Воспроизведение
Характеризует особенности эмпиричесго исследования по направлению "безопасность жизнедеятельности" Воспроизведение
14 Физиологические методы исследования Семинар (Коэффициент - 50/50) Характеризует особенности эмпиричесго исследования по направлению "безопасность жизнедеятельности" Воспроизведение
Характеризует прямые и опосредованные измерения Воспроизведение
Использует соответствующие критерии для оценки точности измерений Применение
Характеризует особенности гипотезы эмпирического исследования Воспроизведение
Использует различные виды эксперимента в исследованиях по безопасности жизнедеятельности Применение
15 Психологические методы исследования Лекция Характеризует виды экспериментов, используемых в исследованиях по безопасности жинедеятельности Воспроизведение
Применяет психологическое наблюдение и психологический эксперимент в исследованиях по безопасности жизнедеятельности Применение
16 Психологические методы исследования Семинар (Коэффициент - 50/50) Применяет педагогический эсперимент в исследованиях по безопасности жизнедеятельности Применение
Характеризует виды экспериментов, используемых в исследованиях по безопасности жинедеятельности Воспроизведение
Планирует эксперимент в сфере безопасности жизнедеятельности Применение
17 Социологические методы исследования Лекция Осуществляет поиск и анализ информации в сфере безопасности жизнедеятельности Применение
Составляет список литературных источников по теме исследования Применение
Применяет социологические методы для исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Применение
Владеет методами составления анкет для проведения исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Применение
Обосновывает выбор метода статистической обработки результатов исследования Воспроизведение
Применяет методы статистической обработки результатов исследования Применение
18 Социологические методы исследования Семинар (Коэффициент - 50/50) Осуществляет поиск и анализ информации в сфере безопасности жизнедеятельности Применение
Составляет список литературных источников по теме исследования Применение
Применяет социологические методы для исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Применение
Владеет методами составления анкет для проведения исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Применение
Обосновывает выбор метода статистической обработки результатов исследования Воспроизведение
Применяет методы статистической обработки результатов исследования Применение
19 Психологические методы исследования Индивидуальная работа Характеризует психологические методы исследования Узнавание
Применяет психологическое наблюдение и психологический эксперимент в исследованиях по безопасности жизнедеятельности Применение
20 Социологические методы исследования Индивидуальная работа Применяет социологические методы для исследования в сфере безопасности жизнедеятельности Применение
21 Статистические методы исследования Семинар (Коэффициент - 50/50) Использует соответствующие критерии для оценки точности измерений Применение
Обосновывает выбор метода статистической обработки результатов исследования Воспроизведение
Применяет методы статистической обработки результатов исследования Применение
Применяет критерии достоверности при анализе результатов научного исследования Применение
22 Статистические методы исследования Индивидуальная работа Использует соответствующие критерии для оценки точности измерений Применение
Обосновывает выбор метода статистической обработки результатов исследования Воспроизведение
Применяет методы статистической обработки результатов исследования Применение
Применяет критерии достоверности при анализе результатов научного исследования Применение
Оформляет научное исследование в соотвестии с требованиямми Применение
23 Статистические методы исследования Самостоятельное изучение Характеризует прямые и опосредованные измерения Воспроизведение
Обосновывает выбор метода статистической обработки результатов исследования Воспроизведение
Применяет методы статистической обработки результатов исследования Применение
Применяет критерии достоверности при анализе результатов научного исследования Применение
24 Представление результатов исследования Лекция Оформляет научное исследование в соотвестии с требованиямми Применение
Владеет принципами представления результатов научного исследования Применение
Представляет научный доклад по результатам выполненного исследования Применение
Разрабатывает практические рекомендации по результатам научного исследования Применение
25 Представление результатов исследования Контрольная работа Обосновывает выбор метода статистической обработки результатов исследования Воспроизведение
Применяет методы статистической обработки результатов исследования Применение
Применяет критерии достоверности при анализе результатов научного исследования Применение
Оформляет научное исследование в соотвестии с требованиямми Применение
Владеет принципами представления результатов научного исследования Применение
Представляет научный доклад по результатам выполненного исследования Применение
Разрабатывает практические рекомендации по результатам научного исследования Применение
26 Представление результатов исследования Реферат Обосновывает выбор метода статистической обработки результатов исследования Воспроизведение
Применяет методы статистической обработки результатов исследования Применение
Применяет критерии достоверности при анализе результатов научного исследования Применение
Оформляет научное исследование в соотвестии с требованиямми Применение
Владеет принципами представления результатов научного исследования Применение
Представляет научный доклад по результатам выполненного исследования Применение
Разрабатывает практические рекомендации по результатам научного исследования Применение
27 Представление результатов исследования Индивидуальная работа Обосновывает выбор метода статистической обработки результатов исследования Воспроизведение
Применяет методы статистической обработки результатов исследования Применение
Применяет критерии достоверности при анализе результатов научного исследования Применение
Оформляет научное исследование в соотвестии с требованиямми Применение
Владеет принципами представления результатов научного исследования Применение
Представляет научный доклад по результатам выполненного исследования Применение
Разрабатывает практические рекомендации по результатам научного исследования Применение

Литература

Основная

  1. Горелов, Н.А. Методология научных исследований : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по всем направлениям, [аспирантов и докторантов] / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2018. – 364 с.
  2. Климантова, Г.И. Методология и методы социологического исследования : учебник / Г.И. Климантова, Е.М. Черняк, А.А. Щегорцов. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 256 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452578
  3. Леонова О.В. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Леонова О.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2015.— 70 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46493.html.— Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Мусина, О.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.Н. Мусина. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 150 с. : ил. - Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-4614-4 ; Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278882 – Загл. с экрана
  2. Никитушкин, В. Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта : учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 034300 - Физическая культура : [учеб. для студентов-бакалавров] / В. Г. Никитушкин. - М. : Совет. спорт, 2013. - 279 с. - Гриф УМО.
  3. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: методические указания к практическим работам для обучающихся по направлению 38.03.02 Менеджмент/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2016.— 24 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62625.html.— Загл. с экрана
  4. Рузавин Г.И. Методология научного познания [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.И. Рузавин. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 288 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа :http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020 /- Загл. с экрана
  5. Салихов, В.А. Основы научных исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.А. Салихов. - 2-е изд., стер. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 150 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 134-135. - ISBN 978-5 -4475-8786-4 ; Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455511 – Загл. с экрана
  6. Сафронова, Т.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.Н. Сафронова, А.М. Тимофеева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. - 131 с. : табл., ил. - ISBN 978-5-7638- 3170-2 ; Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435828 – Загл. с экрана
  7. Трубицын В.А. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Трубицын В.А., Порохня А.А., Мелешин В.В.— Электрон. Текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016.— 149 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66036.html.— Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Методы педагогического исследования [Текст]. - Режим доступа: http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_2.html
  2. Современные методы социологических исследований [Текст]. - режим доступа: http://sotsiologia.ru/

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.Б.21 Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки / Направленность: Основы безопасности жизнедеятельности и Дополнительное образование / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А. Багнетова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/