бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 27, 2019 утверждено Oct. 24, 2019
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Oct. 10, 2019
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Oct. 23, 2019

Б1.В.ДВ.05.01 ДВ: Формирование метапредметных результатов на уроках физической культуры, 3 семестр

М-8011, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Теория физической культуры и технологии физического воспитания), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.А. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК -8) Знать пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения ориентировочный
Владеие формируемыми в преподаваемом предмете предметными и метапредметные компетенции, а также осуществлять мониторинг личностных характеристик операциональный
Умение осуществлять педагогическое проектирование индивидуальных образовательных маршрутов операциональный
Умение осуществлять педагогическое проектирование образовательных программ операциональный
Опыт формирования и развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения и т.д. опыт

Цели изучения дисциплины

формирование умений самостоятельного применения метапредметных результатов на уроках физической культуры

Задачи

  1. формирование понятий о сущности метапредметных результатов на уроках физической культуры
  2. формирование умений в организации и проведении занятий направленных метапредметные результаты
  3. формирование умений применения технологий метапредметных результатов на уроках физической культуры

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 14.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 1.29 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Федеральный образовательный государственный стандарт: содержание и технологии введения формирование понятий о сущности метапредметных результатов на уроках физической культуры Оценивать образовательные результаты, формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции
  • ФГОС, структура и содержание школьного образования, учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре, результаты школьного обучения физической культуре)
  • Основная образовательная программа школы как средство реализации ФГОС
  • Требования к рабочей программе по физической культуре. Требования к планируемым результатам ее усвоения и условиям ее реализации
Модуль 2. Структура и организация урока физической культуры в рамках системно-деятельностного подхода формирование умений в организации и проведении занятий направленных метапредметные результаты организовывать и проводить разнообразные формы занятий физическими упражнениями, осуществлять планирование их содержания и контроль эффективности его освоения занимающимися
  • Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода
  • Характеристика этапов конструирования урока системе деятельностного подхода
  • Педагогическая мастерская: Конструирование технологической карты урока системе деятельностном подходе
Модуль 3. Метапредметные результаты, особенности их достижения на уроках физической культуры формирование умений применения технологий метапредметных результатов на уроках физической культуры владеть организацией и проведением занятий направленных на метапредметные результаты, особенности их достижения на уроках физической культуры
  • Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД, их преемственное развитие средствами на уроках физической культуры
  • Проектирование учебных ситуаций метапредметных знаний и умений
  • Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 ФГОС, структура и содержание школьного образования по физической культуре Практическая работа (М) 2.0 1
2 Учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре, результаты школьного обучения физической культуре Практическая работа (М) 2.0 1
3 ФГОС, структура и содержание школьного образования по физической культуре Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Проектирование учебных ситуаций метапредметных знаний и умений Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Требования к рабочей программе по физической культуре. Требования к планируемым результатам ее усвоения и условиям ее реализации Практическая работа (М) 2.0 2
6 Учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре, результаты школьного обучения физической культуре Индивидуальная работа 1.0 2
7 Требования к рабочей программе по физической культуре. Требования к планируемым результатам ее усвоения и условиям ее реализации Самостоятельное изучение 2.0 2
8 Учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре, результаты школьного обучения физической культуре Самостоятельное изучение 2.0 2
9 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода Практическая работа (М) 2.0 3
10 Характеристика этапов конструирования урока системе деятельностного подхода Практическая работа (М) 2.0 4
11 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода Индивидуальная работа 2.0 4
12 Характеристика этапов конструирования урока системе деятельностного подхода Самостоятельное изучение 2.0 4
13 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода Самостоятельное изучение 2.0 4
14 Педагогическая мастерская: Конструирование технологической карты урока системе деятельностном подходе Практическая работа (М) 2.0 5
15 Педагогическая мастерская: Конструирование технологической карты урока системе деятельностном подходе Индивидуальная работа 2.0 6
16 Педагогическая мастерская: Конструирование технологической карты урока системе деятельностном подходе Самостоятельное изучение 2.0 6
17 Проектирование учебных ситуаций метапредметных знаний и умений Другое 2.0 8
18 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Практическая работа (М) 2.0 8
19 Проектирование учебных ситуаций метапредметных знаний и умений Индивидуальная работа 2.0 8
20 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9
21 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Индивидуальная работа 2.0 9
22 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Самостоятельное изучение 1.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 ФГОС, структура и содержание школьного образования по физической культуре Практическая работа (М) Охарактеризуйте ФГОС, структуру и содержание, учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре Воспроизведение
2 Учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре, результаты школьного обучения физической культуре Практическая работа (М) Охарактеризуйте ФГОС, структуру и содержание, учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре Воспроизведение
3 ФГОС, структура и содержание школьного образования по физической культуре Самостоятельное изучение Охарактеризуйте ФГОС, структуру и содержание, учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре Воспроизведение
4 Проектирование учебных ситуаций метапредметных знаний и умений Самостоятельное изучение Учебные задания, упражнения и ситуации, направленные на формирование метапредметных результатов на уроке физической культуры Применение
Обосновать умения определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Воспроизведение
Опыт проектирования фрагмента урока физической культуры Творчество
5 Требования к рабочей программе по физической культуре. Требования к планируемым результатам ее усвоения и условиям ее реализации Практическая работа (М) Обосновать требования к оформлению и содержанию рабочей программы в контексте требований ФГОС среднего (полного) общего образования. Воспроизведение
Анализ нормативно-правовых документов организации физического воспитания в школе. Воспроизведение
6 Учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре, результаты школьного обучения физической культуре Индивидуальная работа Охарактеризуйте ФГОС, структуру и содержание, учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре Воспроизведение
7 Требования к рабочей программе по физической культуре. Требования к планируемым результатам ее усвоения и условиям ее реализации Самостоятельное изучение Обосновать требования к оформлению и содержанию рабочей программы в контексте требований ФГОС среднего (полного) общего образования. Воспроизведение
8 Учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре, результаты школьного обучения физической культуре Самостоятельное изучение Охарактеризуйте ФГОС, структуру и содержание, учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре Воспроизведение
9 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода Практическая работа (М) Уметь характеризовать типологию уроков в дидактической системе деятельностного подхода Воспроизведение
Обосновать виды уроков физической культуры в системно-деятельностном подходе Применение
10 Характеристика этапов конструирования урока системе деятельностного подхода Практическая работа (М) Охарактеризуйте основные подходы к формированию целеполагания Воспроизведение
Обоснуйте особенности этапов урока физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
11 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода Индивидуальная работа Уметь характеризовать типологию уроков в дидактической системе деятельностного подхода Воспроизведение
Обосновать виды уроков физической культуры в системно-деятельностном подходе Применение
12 Характеристика этапов конструирования урока системе деятельностного подхода Самостоятельное изучение Охарактеризуйте основные подходы к формированию целеполагания Воспроизведение
Обоснуйте особенности этапов урока физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
13 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода Самостоятельное изучение Уметь характеризовать типологию уроков в дидактической системе деятельностного подхода Воспроизведение
Обосновать виды уроков физической культуры в системно-деятельностном подходе Применение
14 Педагогическая мастерская: Конструирование технологической карты урока системе деятельностном подходе Практическая работа (М) Охарактеризуйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Спроектировать средства для решения,поставленных задач урока физической культуры Применение
Умение достигать ожидаемые результаты и организовывать рефлексию на уроке физической культуры Воспроизведение
15 Педагогическая мастерская: Конструирование технологической карты урока системе деятельностном подходе Индивидуальная работа Охарактеризуйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Спроектировать средства для решения,поставленных задач урока физической культуры Применение
Умение достигать ожидаемые результаты и организовывать рефлексию на уроке физической культуры Воспроизведение
16 Педагогическая мастерская: Конструирование технологической карты урока системе деятельностном подходе Самостоятельное изучение Охарактеризуйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Спроектировать средства для решения,поставленных задач урока физической культуры Применение
Умение достигать ожидаемые результаты и организовывать рефлексию на уроке физической культуры Воспроизведение
17 Проектирование учебных ситуаций метапредметных знаний и умений Другое Учебные задания, упражнения и ситуации, направленные на формирование метапредметных результатов на уроке физической культуры Применение
Обосновать умения определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Воспроизведение
Опыт проектирования фрагмента урока физической культуры Творчество
18 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Практическая работа (М) Охарактеризуйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Спроектировать средства для решения,поставленных задач урока физической культуры Применение
Умение достигать ожидаемые результаты и организовывать рефлексию на уроке физической культуры Воспроизведение
Охарактиризовать способности определять общие и личные цели учебной деятельности, видеть пути их достижения на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Воспроизведение
Опыт проектирования фрагмента урока физической культуры Творчество
19 Проектирование учебных ситуаций метапредметных знаний и умений Индивидуальная работа Учебные задания, упражнения и ситуации, направленные на формирование метапредметных результатов на уроке физической культуры Применение
Обосновать умения определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Воспроизведение
Опыт проектирования фрагмента урока физической культуры Творчество
20 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Промежуточная аттестация (зачет) Охарактеризуйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Спроектировать средства для решения,поставленных задач урока физической культуры Применение
Умение достигать ожидаемые результаты и организовывать рефлексию на уроке физической культуры Воспроизведение
Охарактиризовать способности определять общие и личные цели учебной деятельности, видеть пути их достижения на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Воспроизведение
Опыт проектирования фрагмента урока физической культуры Творчество
21 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Индивидуальная работа Охарактеризуйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Спроектировать средства для решения,поставленных задач урока физической культуры Применение
Умение достигать ожидаемые результаты и организовывать рефлексию на уроке физической культуры Воспроизведение
Охарактиризовать способности определять общие и личные цели учебной деятельности, видеть пути их достижения на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Воспроизведение
Опыт проектирования фрагмента урока физической культуры Творчество
22 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Самостоятельное изучение Охарактеризуйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Спроектировать средства для решения,поставленных задач урока физической культуры Применение
Умение достигать ожидаемые результаты и организовывать рефлексию на уроке физической культуры Воспроизведение
Охарактиризовать способности определять общие и личные цели учебной деятельности, видеть пути их достижения на уроке физической культуры Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Германов Г.Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование»/ Германов Г.Н.— Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Элист, 2017.— 303 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52019.html.— ЭБС «IPRbooks»
  2. Холодов, Ж. К.Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 494, [2] с.

Дополнительная

  1. Вестник образования. - 2017. - № 11
  2. Внеурочная деятельность по предмету "Физическая культура" в условиях реализации ФГОС: учеб.-метод. пособие для студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов вузов, обучающихся по направлению подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование" (профиль "Физкультурное образование") [Текст] / Н. И. Синявский и др.; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. – 123с.
  3. Начальное образование. - 2019. - № 2
  4. Организация образовательного процесса по предмету "Физическая культура" в условиях реализации ФГОС: учеб.-метод. пособие для бакалавров, магистрантов, аспирантов, учителей физ. культуры общеобразоват. шк. [Текст] / Н. И. Синявский и др.; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" . - Тюмень: Аксиома, 2015. - 159, [1] с.
  5. Пашкевич, А. В. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы : [метод. пособие] / А. В. Пашкевич. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград : Учитель,2017. - 393с.

Цифровые ресурсы

  1. Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». Предмет «Физическая культура» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/
  2. ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru
  3. Федеральное агентство по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rossport.ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ДВ.05.01 «Формирование метапредметных результатов на уроках физической культуры» Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Физическая культура», экзамен / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. Н.А. Бойко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа Б1.В.ДВ.05.01 «Формирование метапредметных результатов на уроках физической культуры» Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Физическая культура», экзамен / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. Н.А. Бойко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.