бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 30, 2019 утверждено Oct. 8, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 2, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 3, 2019

Б1.В.ОД.1.2 Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки, 1 семестр

А-8111, 44.06.01, Образование и педагогические науки (направленность Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8); знать историю развития педагогических технологий в России и за рубежом, современные теории и модели профессионального образования знаниевый
знать харакетристику современные технологии обучения и их составляющих компонентов знаниевый
владеть критериями выбора современных технологий организации образовательного процесса в системе профессионального образования ориентировочный
владеть умениями осуществлять сравнительную характеристику различных видов обучения в системе профессиональной подготовки обучающихся операциональный
уметь обосновывать выбор современных педагогических технологий при решении задач организации профессиональной подготовки обучающихся операциональный
иметь опыт обоснованного выбора технологий организации профессиональной подготовки обучающихся при проектировании педагогических ситуаций; постановке и решении педагогических задач; опыт

Цели изучения дисциплины

формирование профессиональной готовности аспирантов к осознанному выбору технологий преподавания дисциплин предметной подготовки студентов

Задачи

  1. формирование представлений о сущности инновационных технологий реализации педагогического процесса в профессиональном образовании
  2. формирование умений обоснованного выбора педагогических технологий в целостном образовательном процессе профессионального образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 32.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 40.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 2.0 ч. из 0.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Психолого-педагогические основы построения современной системы образования формирование знаний теоретических основ организации педагогического процесса в профессиональном образовании умение определять цели, структуру, формы организации учебного процесса, требования к результатам образования в соответствии с современными нормативно - правовыми требованиями к организации профессионального образования
  • Модернизация системы образования
  • Характеристика профессиональной деятельности в системе образования
  • Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования
Модуль 2 Практические основы реализации технологий в современной системе образования формирование умений обоснованного выбора педагогических технологий в целостном образовательном процессе профессионального образования сформированность практических умений аспирантов по обоснованному выбору современных образовательных технологий в учебном процессе профессионального образования
  • Технологии модульного обучения
  • Технологии развивающего обучения
  • Технологии проблемного обучения
  • Технологии активного обучения
  • Промежуточная аттестация

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Модернизация системы образования Лекция 4.0 1
2 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение 2.0 1
3 Модернизация системы образования Практическая работа 2.0 1
4 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Лекция 4.0 2
6 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Практическая работа 2.0 2
7 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Самостоятельное изучение 2.0 2
8 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Лекция 4.0 3
9 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Самостоятельное изучение 2.0 3
10 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Практическая работа 2.0 3
11 Технологии модульного обучения Практическая работа 2.0 4
12 Технологии модульного обучения Самостоятельное изучение 2.0 4
13 Технологии развивающего обучения Практическая работа 2.0 5
14 Технологии развивающего обучения Самостоятельное изучение 2.0 5
15 Технологии проблемного обучения Практическая работа 2.0 6
16 Технологии проблемного обучения Самостоятельное изучение 2.0 6
17 Технологии активного обучения Лекция 4.0 7
18 Технологии активного обучения Практическая работа 2.0 7
19 Технологии активного обучения Практическая работа 2.0 7
20 Технологии активного обучения Самостоятельное изучение 2.0 8
21 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Модернизация системы образования Лекция знание основных направлений инновационных преобразований в системе профессионального образования Воспроизведение
2 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение знание истории развития профессионального образования Воспроизведение
3 Модернизация системы образования Практическая работа умение обосновать пути обновления современного профессионального образования Применение
4 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение умение обобщать опыт развития системы профессионального образования Применение
5 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Лекция знание требований к профессиональной деятельности преподавателя Воспроизведение
6 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Практическая работа умение выделить особенности основных видов профессиональной деятельности преподавателя Применение
7 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Самостоятельное изучение умение составить профессиограмму преподавателя вуза Применение
8 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Лекция знание сущности реализации технологического подхода в системе профессионального образования Воспроизведение
9 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Самостоятельное изучение умение обосновать выбор педагогической технологии в соответствующей педагогической ситуации Творчество
10 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Практическая работа умение выделить отличительные признаки образовательной технологии в профессиональном образовании Применение
11 Технологии модульного обучения Практическая работа знание отличительных признаков модульной технологии Воспроизведение
владение навыками выбора и проектирования модульной технологии Применение
12 Технологии модульного обучения Самостоятельное изучение умение применять модульную технологию к проектированию содержания конкретной дисциплины Творчество
13 Технологии развивающего обучения Практическая работа знание основных характеристик технологий развивающего обучения Воспроизведение
умение выделять свойства технологий развивающего обучения Применение
14 Технологии развивающего обучения Самостоятельное изучение умение проектировать занятие с применением технологии развивающего обучения Творчество
15 Технологии проблемного обучения Практическая работа знание особенностей построения образовательного процесса на основе технологии проблемного обучения Воспроизведение
умение формулировать цели занятия на основе технологии проблемного обучения Применение
16 Технологии проблемного обучения Самостоятельное изучение умение применять технологии проблемного обучения при проектировании содержания образовательного процесса в профессиональном образовании (при разработке конспекта занятия) Творчество
17 Технологии активного обучения Лекция знание сущносиь активного обучения в профессиональном образовании Воспроизведение
знание особенностей организации деловой игры Воспроизведение
18 Технологии активного обучения Практическая работа умение соотносить конкретные методы активного обучения с этапами организации процесса обучения студентов в профессиональном образовании Применение
19 Технологии активного обучения Практическая работа умение определять характерные признаки применения активного обучения в системе профессионального образования Воспроизведение
20 Технологии активного обучения Самостоятельное изучение умение выделять принципы организации деловой игры в процессе обучения Воспроизведение
21 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) знание основных инновационных технологий преподавания дисциплин направления подготовки Воспроизведение
умение обосновывать выбор технологии организации образовательного процесса в системе профессионального образования Применение
умение разрабатывать фрагмент конспекта занятия с применением инновационных технологий организации образовательного процесса в профессиональном образовании Творчество

Литература

Основная

  1. Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе : учеб.-практ. пособие : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев ; Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 315, [1] с.
  2. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учеб. пособие для вузов : [студентам, магистрантам, аспирантам] / М. Н. Дудина ; Урал. федерал. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - М. : Юрайт, 2018. - 150, [2] c.
  3. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.Л. Ильин. - Москва : Прометей, 2015. - 426 с.-Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58131.html
  4. Канке, В.А. Теория обучения и воспитания [Текст]: учебник и практикум. М. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 297 с.

Дополнительная

  1. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Громкова М.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 447 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52045.html.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании : учеб. пособие [для аспирантов, студентов, преподавателей вузов] / [Пузанов Ю. П. и др.] ; под ред. В. В. Рубцова и А. М. Столяренко. - М. : ИНФPA-M, 2018. - 303, [1] с.
  3. Управление качеством образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.А. Опфер [и др.]. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2016. – 122 c.0 Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58328.html
  4. Фастова, Е. И. Инновационные педагогические технологии : кейс успешного педагога : индивид. образоват. маршрут; личностно-развивающие технологии и методики; проектирование вариатив. образоват. пространства; диагност. инструментарий на электрон. носителе : [метод. пособие] / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. - Волгоград : Учитель, [2017?]. - 77, [1] с. + 1 электрон. опт. диск (CD)
  5. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика [Текст]: учебник /А.Н. Ходусов. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 405с.

Цифровые ресурсы

  1. Живой журнал «Педагогика и воспитание» [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.livejournal.ru/communities/
  2. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/
  3. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Государственная программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п
  3. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. «Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки»» [Электронный ресурс]: Направление подготовки 06.06.01 Биологические науки / ГОУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Н.В. Абрамовских – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.