бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 27, 2019 утверждено Oct. 19, 2019
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Sept. 28, 2019
О.В. Власова декан факультета
согласовано Oct. 14, 2019

Б1.В.ОД.1.2 Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки, 3 семестр 2 полусеместр

А-8251, 39.06.01, Социологические науки (направленность Социальная структура, социальные институты и процессы), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.Р. Аминов ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования Знание разнообразных форм методической работы (организация взаимопосещений учебных занятий, обсуждения актуальных педагогических проблем, осуществления обмена опытом и др.) знаниевый
Знание современных требований к педагогической технологии и методике проведения различных типов занятий в высшей школе, в том числе интерактивных (лекция, семинар, практическая работа, лабораторная работа, индивидуальная работа и др.) знаниевый
Знание современных требований ФГОС, предъявляемых к системе высшего образования вообще и по соответствующему направлению подготовки. знаниевый
Знание структуры и содержания программы по учебной дисциплине знаниевый
Владение общей схемой выбора современных образовательных технологий, инновационных форм и методов организации образовательного процесса в высшей школе ориентировочный
Владение общей схемой оценки результативности преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования с учетом выбранного профиля подготовки ориентировочный
Владение общей схемой проектирования занятия в соответствии с его типом, формой и воспитательным потенциалом содержания учебной информации ориентировочный
Умение оценивать результативность преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования с учетом выбранного профиля подготовки операциональный
Умение проектировать занятие в соответствии с его типом, формой и воспитательным потенциалом содержания учебной информации операциональный
Опыт разработки содержания учебной программы по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС ВО, ОПОП по выбранному профилю подготовки опыт

Цели изучения дисциплины

освоение современных технологий преподавания в системе высшей школы в соответствии с требованиями ФГОС ВО

Задачи

  1. формирование теоретических основ методики преподавания социологических дисциплин в системе высшей школы на современном этапе
  2. развитие практических умений по использованию в учебном процессе современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ВО

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 34.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 2.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 38.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 1.5 ч. из 1.5 ч.
Часов в неделю 4.25 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы методики преподавания социологических дисциплин в системе высшей школы на современном этапе формирование теоретических основ методики преподавания социологических дисциплин в системе высшей школы на современном этапе знать теоретические основы методики преподавания социологических дисциплин в системе высшей школы на современном этапе
  • Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования
  • Современные требования к социологу. Профессиональный стандарт педагога
  • Компетентностная модель подготовки по профилю
Модуль 2. Использование в учебном процессе современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ВО развитие практических умений по использованию в учебном процессе современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ВО уметь использовать в учебном процессе современные образовательные технологии в соответствии с ФГОС ВО
  • Проектирование образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана
  • Выбор технологий проведения занятий в современных условиях

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования. Лекция 2.0 1
2 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования. Практическая работа (АК) 2.0 1
3 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования. Самостоятельное изучение 4.0 1
4 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Индивидуальная работа 1.0 2
5 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Практическая работа (АК) 2.0 2
6 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Лекция 2.0 2
7 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования Лекция 2.0 2
8 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Самостоятельное изучение 4.0 2
9 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования Самостоятельное изучение 4.0 2
10 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования Самостоятельное изучение 1.0 3
11 Компетентностная модель подготовки по профилю Самостоятельное изучение 2.0 4
12 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Практическая работа (АК) 4.0 4
13 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Индивидуальная работа 0.5 4
14 Компетентностная модель подготовки по профилю Лекция 2.0 4
15 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Лекция 2.0 4
16 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Самостоятельное изучение 4.0 4
17 Система формирования основных учебных действий студентов в процессе обучения по направлению подготовки Самостоятельное изучение 4.0 5
18 Система формирования основных учебных действий студентов в процессе обучения по направлению подготовки Практическая работа (АК) 4.0 5
19 Система формирования основных учебных действий студентов в процессе обучения по направлению подготовки Самостоятельное изучение 4.0 5
20 Выбор технологий проведения занятий в современных условиях Практическая работа (АК) 4.0 7
21 Выбор технологий проведения занятий в современных условиях Лекция 4.0 7
22 Выбор технологий проведения занятий в современных условиях Самостоятельное изучение 5.0 7
23 Система оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Самостоятельное изучение 6.0 8
24 Система оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Лекция 2.0 8
25 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования. Лекция Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
2 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования. Практическая работа (АК) Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
3 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования. Самостоятельное изучение Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
4 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Индивидуальная работа Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
5 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Практическая работа (АК) Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
6 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Лекция Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
7 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования Лекция Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
8 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Самостоятельное изучение Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
9 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования Самостоятельное изучение Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
10 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования Самостоятельное изучение Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
11 Компетентностная модель подготовки по профилю Самостоятельное изучение Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
12 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Практическая работа (АК) Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
13 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Индивидуальная работа Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
14 Компетентностная модель подготовки по профилю Лекция Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
15 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Лекция Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
16 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Самостоятельное изучение Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
17 Система формирования основных учебных действий студентов в процессе обучения по направлению подготовки Самостоятельное изучение Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение
18 Система формирования основных учебных действий студентов в процессе обучения по направлению подготовки Практическая работа (АК) Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение
19 Система формирования основных учебных действий студентов в процессе обучения по направлению подготовки Самостоятельное изучение Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение
20 Выбор технологий проведения занятий в современных условиях Практическая работа (АК) Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение
21 Выбор технологий проведения занятий в современных условиях Лекция Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение
22 Выбор технологий проведения занятий в современных условиях Самостоятельное изучение Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение
23 Система оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Самостоятельное изучение Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение
24 Система оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Лекция Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение
25 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение

Литература

Основная

  1. Канке, В. А. Теория обучения и воспитания : учеб. и практикум для студентов, [магистрантов и аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / В. А. Канке. - М. : Юрайт, 2018. - 293, [5] с
  2. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения : учеб. и практикум для вузов : учеб. для студентов и [аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Ю. Н. Лапыгин ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2016. - 247, [2] с.
  3. Образовательный процесс в профессиональном образовании : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям [и аспирантов] / [В. И. Блинов и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. - М. : Юрайт, 2018. - 313, [2] с.
  4. Ткаченко, А. В. Методика преподавания социологии : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / А. В. Ткаченко ; Моск. гор. пед. ун-т. – М. : Юрайт, 2016. - 368, [2] с.

Дополнительная

  1. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учеб. пособие для вузов : [студентам, магистрантам, аспирантам] / М. Н. Дудина ; Урал. федерал. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - М. : Юрайт, 2018. - 150, [2] c. - (Университеты России).
  2. Зеленская, Ю. Б.Инновационные педагогические технологии : учебно-методическое пособие / Ю.Б. Зеленская, О.В. Милованова. - Санкт-Петербург : ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии», 2015. –48 с.-Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438777
  3. Морозова Т.И. Методика преподавания социологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.И. Морозова, М.Н. Реутова, И.В. Шавырина. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2015. – 372 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66661.html
  4. Слинкин, С. В. Дидактика современного высшего профессионального образования : учеб. пособие для ин-тов и фак. повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и др. проф. пед. работников / С. В. Слинкин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Тобол. гос. соц.-пед. акад. им. Д. И. Менделеева". - Тобольск : ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2014. - 315, [2] с.
  5. Фастова, Е. И. Инновационные педагогические технологии : кейс успешного педагога : индивид. образоват. маршрут; личностно-развивающие технологии и методики; проектирование вариатив. образоват. пространства; диагност. инструментарий на электрон. носителе : [метод. пособие] / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. - Волгоград : Учитель, [2017?]. - 77, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/

Источники

  1. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, началь-ного общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". - Приказ Мини-стерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального об-щего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Зарегистрирован в Минюс-те РФ 6 декабря 2013. Регистрационный N 30550
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа." Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подго-товки" [Электронный ресурс]: Направление подготовки 39.06.01 Социальная структура, социальные институты и процессы / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.Р. Аминов. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.