бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 27, 2019 утверждено Sept. 28, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 27, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 27, 2019

Б1.В.ДВ.09.01 ДВ: Дети с расстройствами аутистического спектра в образовательном пространстве ДОО и начальной школы, 5 семестр 2 полусеместр

Б-7061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
М.А. Болгарова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4) знать особенности развивающей предметно-пространственной среды детского сада на основе ФГОС ДО знаниевый
уметь проектировать и организовывать развивающую предметно-пространственную среду для обучающихся с РАС операциональный
способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) знать нормативные документы, регулирующие ДО детей с РАС знаниевый
знать особенности организации образовательно-коррекционного процесса детей с РАС с учетом их психофизических особенностей и особых образовательных потребностей знаниевый
владеть методами и приемами образовательной работы с детьми дошкольного возраста с РАС операциональный
уметь организовывать образовательную деятельность с дошкольниками с РАС операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование знаний об основных проявлениях РАС и практических умений сопровождения обучающихся данной нозологии в условиях образовательной организации

Задачи

  1. формировать знания об особенностях развития и основах диагностики обучающихся с РАС
  2. формировать умения решать профессиональные задачи с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 28.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Общая симптоматология и диагностика РАС Формировать знания об особенностях расстройств аутистического спектра как особого варианта нарушения развития и умения их вывления на этапе скрининговой диагностики в ДОО Знать: общую симптоматологию при РАС (определение понятий, этиологию РАС, нозологию РАС, патогенез РАС, классификации РАС); своеобразие развития ВПФ, эмоционально-волевой сферы и деятельности при РАС; основы психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с РАС; Уметь: приводить примеры возможных специфических нарушений ВПФ, эмоционально-волевой сферы и деятельности при РАС; выявлять специфические особенности ВПФ, эмоционально-волевой сферы и деятельности при РАС на основе анализа истории развития ребенка; определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с РАС на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка; анализировать документацию различных специалистов (дефектологов, психологов, логопедов); выбирать и применять методы скрининговой диагностики.
  • Общие представления о РАС
  • Познавательное развитие при РАС
  • Эмоционально-волевое и личностное развитие при РАС
  • Характеристика деятельности при РАС
  • Диагностика РАС
  • Рубежный контроль по Модулю 1
Модуль 2 Сопровождение обучающихся с РАС в образовательной организации Формировать знания о содержании этапов дошкольного образования обучающихся с РАС и умений организации образовательно-коррекционного и воспитательного процессов в ДОО Знать: особенности комплексного сопровождения детей с РАС в ДОО в условиях ФГОС; нормативно-правовую базу, регулирующую дошкольное образование детей с РАС; уметь: организовывать образовательно-коррекционный и воспитательный процессы детей с РАС в ДОО; осуществлять выбор направлений, методов и приемов работы в образовательных областях.
  • Особенности дошкольного образования детей с РАС
  • Этап ранней помощи детям с РАС
  • Начальный этап дошкольного образования детей с РАС
  • Основной этап дошкольного образования детей с РАС
  • Пропедевтический этап дошкольного образования детей с РАС
  • Промежуточная аттестация

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Понятие о расстройствах аутистического спектра Лекция 2.0 1
2 Понятие о расстройствах аутистического спектра Лекция 2.0 1
3 Развитие познавательной сферы у обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
4 Развитие эмоционально-волевой сферы и личности обучающхся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Развитие эмоционально-волевой сферы и личности обучающхся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Развитие деятельности обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
7 Рубежный контроль по Модулю 1 Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 3
8 Диагностика РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
9 Диагностика РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
10 Особенности дoшкольного образования детей с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
11 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа 2.0 4
12 Особенности дoшкольного образования детей с РАС Самостоятельное изучение 3.0 4
13 Ранняя помощь при РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
14 Особенности дoшкольного образования детей с РАС Индивидуальная работа 2.0 5
15 Начальный этап дошкольного образования обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
16 Основной этап дошкольного образования обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
17 Начальный этап дошкольного образования обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
18 Пропедевтический этап дошкольного образования обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
19 Основной этап дошкольного образования обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
20 Основной этап дошкольного образования обучающихся с РАС Индивидуальная работа 2.0 7
21 Основной этап дошкольного образования обучающихся с РАС Самостоятельное изучение 2.0 7
22 Пропедевтический этап дошкольного образования обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
23 Пропедевтический этап дошкольного образования обучающихся с РАС Индивидуальная работа 1.0 8
24 Промежуточная атестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Понятие о расстройствах аутистического спектра Лекция дать определение понятиям "аутизм", "расстройства аутистического спектра" Воспроизведение
описать возможные причины РАС Воспроизведение
объяснить патогенез РАС Воспроизведение
объяснить нозологическую принадлежность РАС Воспроизведение
2 Понятие о расстройствах аутистического спектра Лекция анализировать Международную классификацию болезней и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ-10) Воспроизведение
характеризовать психологическую классификацию О.С. Никольской Воспроизведение
сравнивать группы аутизма по классификации О.С. Никольской Воспроизведение
3 Развитие познавательной сферы у обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) раскрыть особенности восприятия и внимания при РАС Воспроизведение
привести примеры возможных специфических нарушений восприятия и внимания при РАС Применение
выявлять специфические особенности восприятия и внимания дошкольников с РАС на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
раскрыть особенности мнестических процессов у дошкольников с РАС Воспроизведение
выявлять специфические особенности памяти дошкольников с РАС на основе анализа истории развития Применение
описать своеобразие развития речи и мышления при РАС Воспроизведение
выявлять специфические особенности речи и мышления дошкольников с РАС на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
4 Развитие эмоционально-волевой сферы и личности обучающхся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) описать своеобразие эмоционально-волевого и личностного развития при РАС Воспроизведение
привести примеры возможных нарушений эмоционльно-волевого и личностного развития при РАС Применение
5 Развитие эмоционально-волевой сферы и личности обучающхся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) выявлять специфические особенности эмоционально-волевой сферы и личностного развития дошкольника с РАС на основе анализа и оценки данных о ребенке Применение
6 Развитие деятельности обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) описывать своеобразие различных видов игровой деятельности Воспроизведение
выявлять специфические особенности игровой деятельности дошкольников с РАС на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
описывать своеобразие развития продуктивных видов деятельности при РАС Воспроизведение
выявлять специфические особенности продуктивных видов деятельности дошкольников с РАС на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
описывать своеобразие трудовой деятельности дошкольников с РАС Воспроизведение
выявлять специфические особенности трудовой деятельности дошкольников с РАС на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
описать особенности учебной деятельности детей с РАС Воспроизведение
выявлять специфические особенности учебной деятельности детей с РАС на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
7 Рубежный контроль по Модулю 1 Контрольная работа (К-т 50/50) характеризовать и вывлять специфику развития обучающихся с РАС Применение
характеризовать особенности проведения первичной диагностики обучающихся Воспроизведение
отбирать методы для проведения первичной диагностики обучающихся Применение
8 Диагностика РАС Практическая работа (К-т. 50/50) объяснить основания для постановки диагноза Воспроизведение
перечислять и характеризовать методы диагностики Воспроизведение
объяснить роль метода наблюдения на начальном этапе диагностики Воспроизведение
9 Диагностика РАС Практическая работа (К-т. 50/50) осуществлять выбор методов диагностики для ребенка с РАС на основе анализа его психолого-педагогической характеристики Применение
анализировать результаты психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической характеристики Применение
10 Особенности дoшкольного образования детей с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) анализировать возможности использования ФГОС ДО в случае с РАС Воспроизведение
анализировать ООП обучающихся с РАС Воспроизведение
раскрывать этапы дошкольного образования детей с РАС Воспроизведение
анализировать проблемы определения образовательной траектории Применение
11 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа характеризовать и вывлять специфику развития обучающихся с РАС Применение
характеризовать особенности проведения первичной диагностики обучающихся Воспроизведение
отбирать методы для проведения первичной диагностики обучающихся Применение
12 Особенности дoшкольного образования детей с РАС Самостоятельное изучение анализировать нормативно-правовые документы Применение
13 Ранняя помощь при РАС Практическая работа (К-т. 50/50) характеризовать цель, задачи ранней помощи при РАС Воспроизведение
анализировать содержание этапов установления диагноза РАС Воспроизведение
характеризовать методические аспекты ранней помощи при РАС Воспроизведение
14 Особенности дoшкольного образования детей с РАС Индивидуальная работа анализировать нормативно-правовые документы Применение
15 Начальный этап дошкольного образования обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) характеризовать содержательное направление образовательной траектории начального этапа дошкольного образования детей с РАС Воспроизведение
характеризовать деятельностное направление образовательной траектории начального этапа дошкольного образования детей с РАС Воспроизведение
16 Основной этап дошкольного образования обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) характеризовать варианты образовательной траектории основного этапа дошкольного образования детей с РАС Воспроизведение
17 Начальный этап дошкольного образования обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) характеризовать процессуальное направление образовательной траектории начального этапа дошкольного образования детей с РАС Воспроизведение
18 Пропедевтический этап дошкольного образования обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) раскрыть цель и задачи пропедевтического периода Воспроизведение
осуществлять выбор методов и приемов работы на пропедевтическом этапе Применение
19 Основной этап дошкольного образования обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) характеризовать особенности основного этапа дошкольного образования детей с РАС в зависимости от результатов начального этапа Воспроизведение
20 Основной этап дошкольного образования обучающихся с РАС Индивидуальная работа характеризовать варианты образовательной траектории основного этапа дошкольного образования детей с РАС Воспроизведение
характеризовать особенности основного этапа дошкольного образования детей с РАС в зависимости от результатов начального этапа Воспроизведение
21 Основной этап дошкольного образования обучающихся с РАС Самостоятельное изучение характеризовать особенности основного этапа дошкольного образования детей с РАС в зависимости от результатов начального этапа Воспроизведение
22 Пропедевтический этап дошкольного образования обучающихся с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) осуществлять выбор методов и приемов работы на пропедевтическом этапе Применение
23 Пропедевтический этап дошкольного образования обучающихся с РАС Индивидуальная работа осуществлять выбор методов и приемов работы на пропедевтическом этапе Применение
24 Промежуточная атестация Промежуточная аттестация (зачет) характеризовать основные особенности дошкольного образования детей с РАС Воспроизведение
объяснять содержание этапов дошкольного образования детей с РАС Воспроизведение
отбирать содержание начального, основного и пропедевтического этапов дошкольного образования детей с РАС Применение

Литература

Основная

  1. Алпатова, Н. С. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра. Вопросы теории и практики [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. С. Алпатова, С. А. Карпова, Е. С. Федосеева. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 309 c. - 978-5-4487-0116-0. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71733.html
  2. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО.
  3. Подольская, О.А. Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 79 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500388

Дополнительная

  1. Зеленина Н.Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения [Электронный ресурс] : практикум по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья». Направление подготовки 050700.62 - «Специальное дефектологическое образование», профиль подготовки - «Дошкольная дефектология / Н.Ю. Зеленина. - Электрон. текстовые данные. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. - 60 c. - 2227-8397. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32086.html
  2. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Науч.-исслед. лаб. инновац. образоват. технологий ; [авт.-сост.: Богатая О. Ф., Рассказова Н. П.]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 140, [1] с.
  3. Коррекционно-развивающая работа при тяжелых расстройствах аутистического спектра : учеб. - метод. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры "Сургут. гос. пед. ун-т."; авт.-сост. : И.Ф. Павалаки, М.А. Болгарова, О.С. Степина, О.В. Чернышева, А.А. Кирондэ. - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 191 с.
  4. Никольская, О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - Изд. 8-е . - М. : Теревинф, 2014. - 284, [3] с. и предыдущие издания
  5. Ранний детский аутизм. Пути реабилитации [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов / О. А. Лайшева, В. Е. Житловский, А. В. Корочкин, М. В. Лобачева. — М. : Издательство «Спорт», 2017. — 108 c. — ISBN 978-5-906839-99-2. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/74299.html
  6. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком : методическое пособие. – О. С. Рудик. – М.: – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. – 190 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=429759&sr=1

Цифровые ресурсы

  1. Альманах института коррекционной педагогики. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru
  2. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС: Аутизм. – Режим доступа: https://autism-frc.ru/

Источники

  1. Государственная программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п
  2. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 года № 543-п «Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
  3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.ug.ru/new_standards/6
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, приказ от 17 октября 2013 г. № 1155. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ДВ.09.01 Дети с расстройствами аутистического спектра в образовательном пространстве ДОО и начальной школы [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование) / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. М.А. Болгарова – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экра