бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 2, 2019 утверждено Oct. 8, 2019
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Oct. 3, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 3, 2019

Б1.В.ДВ.24.01 ДВ: Основы образовательной робототехники в начальной школе, 7 семестр

Б-6021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________
А.Т. Асланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); знать современные методы и технологии обучения и диагностики детей младшего школьного возраста; основные закономерности развития и социального становления личности ребенка младшего школьного возраста, особенности моделирования образовательного процесса в соответствии с современными концепциями НОО; знаниевый
владеть критериями отбора методов и технологий обучения детей младшего школьного возраста в соответствии с решаемой профессиональной задачей; методами развития творческими способностей детей младшего школьного возраста на занятиях; критериями отбора содержания образования по робототехнике с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста; ориентировочный
уметь отбирать методы и технологии обучения детей младшего школьного возраста в соответствии с решаемой профессиональной задачей; моделировать образовательный процесс на занятиях по робототехнике в соответствии с закономерностями возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста; операциональный
иметь опыт отбора методов и технологий обучения детей младшего школьного возраста в соответствии с решаемой профессиональной задачей; разработки занятий по робототехнике в соответствии с ФГОС НОО и другими нормативно-правовыми документами, определяющими деятельность современных образовательных организаций. опыт
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7) знать формы, методы организации сотрудничества детей младшего школьного возраста; средства поддерживания активности и инициативности, самостоятельности детей младшего школьного возраста;методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами робототехники; знаниевый
владеть методами и средствами организации сотрудничества детей младшего школьного возраста, поддержания активности и инициативности, самостоятельность детей; ориентировочный
уметь проектировать сотрудничество детей младшего школьного возраста; поддерживать активность и инициативность, самостоятельность детей младшего школьного возраста, развивать их творческие способности на занятиях; операциональный
иметь опыт проектирования организации сотрудничества, поддержания их активности и инициативности, самостоятельности, развития творческими способностей детей младшего школьного возраста на занятиях; опыт

Цели изучения дисциплины

Научить проектировать образовательную деятельность детей младшего школьного возраста на занятях по робототехнике

Задачи

  1. Научиться выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и реализации програм по робототехнике в НОО
  2. Научиться проектировать фрагмент программы и занятия по робототехнике, оценивать их качество с позиции требований ФГОС НОО

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 28.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 11.5 ч.
Часов в неделю 2.0 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Нормативно-правовые документы регламентирующие реализацию основ робототехники в НОО Научиться выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и реализации програм по робототехнике в НОО Сформировать умение выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и реализации програм по робототехнике в НОО
  • Нормативно-правовая база внедрения робототехники в образовательный процесс НОО
Модуль 2. Проектирование работы по робототехнике в НОО Научиться проектировать фрагмент программ и занятия по робототехнике, оценивать их качество с позиции требований ФГОС НОО Сформировать умение проектировать фрагмент программы, занятия по робототехнике, оценивать их качество с позиции требований ФГОС НОО
  • Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей младшего школьного возраста
  • Построение образовательного процесса средствами робототехнических конструкторов в НОО
  • Программирование роботов
  • Основы конструирования и программирования в среде LEGO
  • Художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами робототехники
  • Проектирование программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по робототехнике
  • Проектирование занятий по робототехнике в НОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Нормативно-правовая база внедрения робототехники в образовательный процесс НОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
2 Нормативно-правовая база внедрения робототехники в образовательный процесс НОО Индивидуальная работа 2.0 1
3 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Индивидуальная работа 2.0 1
4 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 1
5 Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей младшего школьного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей младшего школьного возраста Индивидуальная работа 2.0 2
7 Построение образовательного процесса средствами робототехнических конструкторов в НОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
8 Построение образовательного процесса средствами робототехнических конструкторов в НОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
9 Программирование роботов Лекция 2.0 4
10 Программирование роботов Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
11 Программирование роботов Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
12 Программирование роботов Самостоятельное изучение 4.0 4
13 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Лекция 2.0 5
14 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Практическая работа 2.0 5
15 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
16 Художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами робототехники Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
17 Художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами робототехники Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
18 Художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами робототехники Индивидуальная работа 2.0 6
19 Проектирование программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по робототехнике Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
20 Проектирование программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по робототехнике Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
21 Проектирование программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по робототехнике Индивидуальная работа 2.0 7
22 Проектирование занятий по робототехнике в НОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
23 Проектирование занятий по робототехнике в НОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
24 Проектирование занятий по робототехнике в НОО Индивидуальная работа 2.0 8
25 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Нормативно-правовая база внедрения робототехники в образовательный процесс НОО Практическая работа (К-т. 50/50) анализировать нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение робототехники в образовательный процесс НОО Применение
2 Нормативно-правовая база внедрения робототехники в образовательный процесс НОО Индивидуальная работа описывать нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение робототехники в образовательный процесс НОО Воспроизведение
3 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Индивидуальная работа выделяет затруднения педагога при конструировании и программировании в средн LEGO и пути их преодоления Применение
4 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа (К-т 50/50) анализировать нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение робототехники в образовательный процесс НОО Применение
описывать нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение робототехники в образовательный процесс НОО Воспроизведение
5 Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей младшего школьного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) описывает средства поддерживания активности и инициативности, самостоятельности детей младшего школьного возраста Воспроизведение
умеет отбирать диагностический инструментарий для выявления технических способностей детей младшего школьного возраста Применение
умеет проектировать организацию мониторинга технических способностей детей младшего школьного возраста Применение
6 Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей младшего школьного возраста Индивидуальная работа описывает современные методы и технологии обучения и диагностики детей младшего школьного возраста Воспроизведение
описывает содержание понятия "технические способности детей младшего школьного возраста" Воспроизведение
7 Построение образовательного процесса средствами робототехнических конструкторов в НОО Практическая работа (К-т. 50/50) описывает существующую линейка конструкторов LEGO по робототехнике Воспроизведение
описывает информационно -образовательную среду для реализации программ по робототехнике в НОО Воспроизведение
моделирует элемент информационно-образовательной среды для реализации программ по робототехнике в НОО Применение
8 Построение образовательного процесса средствами робототехнических конструкторов в НОО Практическая работа (К-т. 50/50) моделирует элемент информационно-образовательной среды для реализации программ по робототехнике в НОО Применение
анализирует информационно-образовательную среду на соответствие требованиям по реализации программ по робототехнике в НОО Применение
9 Программирование роботов Лекция описывает содержание понятий программирования (исполнитель, обстановка исполнителя, алгоритм, алгоритмический язык, программа, среда программирования, логические блоки) Воспроизведение
10 Программирование роботов Практическая работа (К-т. 50/50) описывает основные конструкции алгоритмического языка Воспроизведение
11 Программирование роботов Практическая работа (К-т. 50/50) умеет составлять линейный, циклический и разветвляющийся алгоритмы Применение
12 Программирование роботов Самостоятельное изучение умеет реализовывать разные виды алгоритмов при помощи робота-симулятора Применение
13 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Лекция описывает особенности конструирования и программирования в среде LEGO Воспроизведение
14 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Практическая работа умеет программировать движение робота в визуальной среде программирования Применение
15 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Практическая работа (К-т. 50/50) анализирует особенности использования среды LEGO на занятиях в НОО Применение
16 Художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами робототехники Практическая работа (К-т. 50/50) умеет моделировать учебную ситуацию на основе использования средств робототехники для художественно-эстетического развития школьников Применение
умеет оценивать эффективность использования средств робототехники для художественно-эстетического развития школьников Применение
17 Художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами робототехники Практическая работа (К-т. 50/50) умеет обоснованно отбирать средства и методы для художественно- эстетического развития детей младшего школьного возраста на занятиях по робототехнике Применение
18 Художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами робототехники Индивидуальная работа описывает использование лего-технологий на разных предметных областях НОО с целью художественно-эстетического развития школьников Воспроизведение
19 Проектирование программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по робототехнике Практическая работа (К-т. 50/50) умеет анализировать программы дополнительного образования детей младшего школьного возраста по робототехнике на соответствие требованиям ФГОС НОО Применение
умеет проектировать фрагмент программы дополнительного образования детей младшего школьного возраста по робототехнике Применение
20 Проектирование программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по робототехнике Практическая работа (К-т. 50/50) умеет обоснованно отбирать методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста для занятий по робототехнике Применение
умеет обоснованно отбирать содержание программы по робототехнике с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста Применение
21 Проектирование программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по робототехнике Индивидуальная работа описывает требования к программам дополнительного образования детей младшего школьного возраста по робототехнике Воспроизведение
22 Проектирование занятий по робототехнике в НОО Практическая работа (К-т. 50/50) умеет отбирать методы и технологии обучения детей младшего школьного возраста в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
умеет проектировать сотрудничество детей младшего школьного возраста на занятиях по робототехнике Применение
23 Проектирование занятий по робототехнике в НОО Практическая работа (К-т. 50/50) умеет моделировать образовательный процесс на занятиях по робототехнике в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста Применение
умеет проектировать соревновательную деятельность на занятиях по робототехнике Применение
умеет проектировать занятие по робототехнике в НОО Применение
24 Проектирование занятий по робототехнике в НОО Индивидуальная работа описывает требования к занятиям по робототехнике в НОО Воспроизведение
25 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) описывает информационно -образовательную среду для реализации программ по робототехнике в НОО Воспроизведение
моделирует элемент информационно-образовательной среды для реализации программ по робототехнике в НОО Применение
умеет отбирать методы и технологии обучения детей младшего школьного возраста в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
умеет проектировать сотрудничество детей младшего школьного возраста на занятиях по робототехнике Применение

Литература

Основная

  1. Галямова, Э. Выгонов, В. Методика преподавания технологии 2-е издание, стереотипное [Текст] / Э. Галямов, В. Выгонов. - Учебник, Академия, 2014. – 176с.
  2. Никитина Т.В. Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.В. Никитина. — Электрон. текстовые данные. — Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2014 — 171 c. — 978-5-906777-21-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31920.html

Дополнительная

  1. Начальная школа. – 2016. – № 8.
  2. Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2012. – № 7.
  3. Образовательная робототехника [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс дисциплины / . — Электрон. текстовые данные. — Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2014 — 32 c. — 2227-8397. — Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/31915.html.
  4. Павлов, Д. И. Робототехника. 2 - 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : в 4 ч. Ч. 1 / Д. И. Павлов, М. Ю. Ревякин ; под ред. Л. Л. Босовой. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 80 с.
  5. Павлов, Д. И. Робототехника. 2 - 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : в 4 ч. Ч. 2 / Д. И. Павлов, М. Ю. Ревякин ; под ред. Л. Л. Босовой. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 64 с.
  6. Павлов, Д. И. Робототехника. 2 - 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : в 4 ч. Ч. 3 / Д. И. Павлов, М. Ю. Ревякин ; под ред. Л. Л. Босовой. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 80 с.
  7. Павлов, Д. И. Робототехника. 2 - 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : в 4 ч. Ч. 4 / Д. И. Павлов, М. Ю. Ревякин ; под ред. Л. Л. Босовой. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 64 с.

Цифровые ресурсы

  1. Гейман, Л.К., Титова, М.В. Образовательная робототехника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. №4 (14): [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-robototehnika-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta
  2. Официальный сайт Lego Education: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://education.lego.com/ru-ru/learn
  3. Робототехника в образовании: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://фгос-игра.рф
  4. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3602333/

Источники

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765 – р. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1. В.ДВ.24.01. Основы образовательной робототехники в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, зачет/ БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.Т.Асланова , О.В.Алексеева.– Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» , 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.