бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 21, 2020 утверждено Jan. 31, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 21, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 24, 2020

Б1.В.ДВ.07.01 ДВ: Особенности деятельности ПМПК, 4 семестр 2 полусеместр

Б-8111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Ф. Богатая ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7) Знать особенности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ для выявления потребности в комплексном сопровождении знаниевый
Владеть общей схемой консультирования родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ ориентировочный
Уметь осуществлять консультативную деятельность с родителями (законными представителями), воспитывающими детей с ОВЗ операциональный
Иметь опыт осуществления консультативной деятельности с родителями (законными представителями), воспитывающими детей с ОВЗ опыт
Способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5) Знать процедуру организации и проведения психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ знаниевый
Владеть алгоритмом организации и проведения психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ ориентировочный
Уметь осуществлять анализ и интерпретацию результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ операциональный
Иметь опыт составления психолого-педагогического заключения на ребенка с ОВЗ на основе результатов обследования опыт
Способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6) Знать требования к результатам образовательно-коррекционной работы знаниевый
Владеть алгоритмом организации и проведения мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы ориентировочный
Уметь соотносить результат образовательно-коррекционной работы с критериями оценки операциональный
Опыт оценки достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умения осуществлять диагностико-консультативную деятельность с целью определения уровня психофизического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и проектирования психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся разных нозологических групп

Задачи

  1. Формировать знания о современной системе психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям)
  2. Формировать умения осуществлять диагностико-консультативную деятельность с целью определения уровня психофизического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и проектирования психолого-медико-педагогического сопровождения.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 24.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 18.0 ч. из 17.0 ч.
Часов в неделю 3.6 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Система психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Формирование знаний о современной системе психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) Овладение знаниями об организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей разных нозологических групп в системе общего и специального образования
  • Концептуальные подходы к определению и сущности нарушений в развитии
  • Этиология, патогенез, классификация и сущность нарушений развития
  • Педагогические системы специального образования
  • Современные модели образования детей с особенностями развития
  • Структура и содержание психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
  • Организация деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации
  • Организация деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
  • Взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации
Содержание и специфика диагностико-консультативной работы Формирование умений осуществлять диагностико-консультативную деятельность с целью определения уровня психофизического развития ребенка и проектирования психолого-медико-педагогического сопровождения. Овладение умениями выбора диагностических методик и проведения психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья для определения индивидуального образовательного маршрута и проектирования психолого-медико-педагогического сопровождения
  • Содержание и организационные формы диагностического процесса
  • Организация диагностического обследования
  • Диагностика развития высших психических функций
  • Исследование пространственно-временных представлений и эмоционально-личностной сферы
  • Диагностика уровня развития мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Консультативно-диагностическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  • Система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 1
2 Этиология, патогенез, классификация и сущность нарушений развития Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Педагогические системы специального образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
4 Педагогические системы специального образования Индивидуальная работа 2.0 2
5 Современные модели образования детей с особенностями развития Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Современные модели образования детей с особенностями развития Самостоятельное изучение 2.0 2
7 Структура психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
8 Структура психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа 2.0 3
9 Организация деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации Лекция 2.0 3
10 Организация деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации Индивидуальная работа 2.0 4
11 Организация деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Лекция 2.0 4
12 Организация деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Индивидуальная работа 2.0 4
13 Взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
14 Взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) 2.0 5
15 Содержание и организационные формы диагностического процесса Лекция 2.0 5
16 Содержание и организационные формы диагностического процесса Индивидуальная работа 2.0 6
17 Организация диагностического обследования Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 6
18 Организация диагностического обследования Самостоятельное изучение 2.0 6
19 Диагностика развития высших психических функций Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
20 Диагностика развития высших психических функций Самостоятельное изучение 2.0 7
21 Диагностика развития высших психических функций Индивидуальная работа 2.0 7
22 Исследование пространственно-временных представлений и эмоционально-личностной сферы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
23 Исследование пространственно-временных представлений и эмоционально-личностной сферы Индивидуальная работа 2.0 8
24 Диагностика уровня развития мышления у детей с особенностями развития Практическая работа (АК) 2.0 8
25 Диагностика уровня развития мышления у детей с особенностями развития Самостоятельное изучение 2.0 9
26 Диагностика уровня развития мышления у детей с особенностями развития Индивидуальная работа 2.0 9
27 Консультативно-диагностическая работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
28 Консультативно-диагностическая работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа 2.0 10
29 Система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с особенностями развития Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция Перечислить основные группы нарушений развития, называть сочетанные нарушения развития Узнавание
Объяснить сущность учения о первичных и вторичных нарушениях развития, о зонах ближайшего и актуального развития детей Воспроизведение
Объяснить сущность понятий «норма», «отклонение от нормы», «здоровье», «болезнь» Воспроизведение
Выделять категории детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий Воспроизведение
2 Этиология, патогенез, классификация и сущность нарушений развития Практическая работа (К-т. 50/50) Перечислить основные группы нарушений развития, называть сочетанные нарушения развития Узнавание
Объяснить сущность учения о первичных и вторичных нарушениях развития, о зонах ближайшего и актуального развития детей Воспроизведение
Объяснить сущность понятий «норма», «отклонение от нормы», «здоровье», «болезнь» Воспроизведение
Перечислить причины и патогенез психофизических нарушений. Описать эндогенные и экзогенные факторы риска возникновения патологии Воспроизведение
Описать содержание индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) Воспроизведение
3 Педагогические системы специального образования Практическая работа (К-т. 50/50) Объяснить понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды», «компенсация», «коррекция», «абилитация», «реабилитация». Воспроизведение
Описать содержание индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) Воспроизведение
Выделять категории детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий Воспроизведение
Перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание помощи детям с особенностями развития Узнавание
4 Педагогические системы специального образования Индивидуальная работа Объяснить понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды», «компенсация», «коррекция», «абилитация», «реабилитация». Воспроизведение
Описать современные подходы к организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание помощи детям с особенностями развития Узнавание
Объяснить целесообразность взаимодействия специалистов разных ведомств при определении образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
5 Современные модели образования детей с особенностями развития Практическая работа (К-т. 50/50) Перечислить основные группы нарушений развития, называть сочетанные нарушения развития Узнавание
Объяснить сущность учения о первичных и вторичных нарушениях развития, о зонах ближайшего и актуального развития детей Воспроизведение
Описать содержание индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) Воспроизведение
Перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание помощи детям с особенностями развития Узнавание
Объяснить целесообразность взаимодействия специалистов разных ведомств при определении образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
6 Современные модели образования детей с особенностями развития Самостоятельное изучение Перечислить основные группы нарушений развития, называть сочетанные нарушения развития Узнавание
Объяснить сущность учения о первичных и вторичных нарушениях развития, о зонах ближайшего и актуального развития детей Воспроизведение
Объяснить сущность понятий «норма», «отклонение от нормы», «здоровье», «болезнь» Воспроизведение
Перечислить причины и патогенез психофизических нарушений. Описать эндогенные и экзогенные факторы риска возникновения патологии Воспроизведение
Объяснить понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды», «компенсация», «коррекция», «абилитация», «реабилитация». Воспроизведение
Перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание помощи детям с особенностями развития Узнавание
7 Структура психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа (К-т. 50/50) Описать содержание индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) Воспроизведение
Описать современные модели обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Раскрыть особенности организации дифференцированного образования в общеобразовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Описать особенности организации дифференцированного образования в общеобразовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Объяснить содержание моделей интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Раскрыть сущность и условия организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание помощи детям с особенностями развития Узнавание
Объяснить целесообразность взаимодействия специалистов разных ведомств при определении образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
8 Структура психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа Описать современные модели обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Раскрыть особенности организации дифференцированного образования в общеобразовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Описать особенности организации дифференцированного образования в общеобразовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Объяснить содержание моделей интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Раскрыть сущность и условия организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание помощи детям с особенностями развития Узнавание
Объяснить целесообразность взаимодействия специалистов разных ведомств при определении образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
9 Организация деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации Лекция Описать содержание индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) Воспроизведение
Перечислить факторы, вызывающие нарушения психофизического развития ребенка Узнавание
Назвать цель, задачи и основные направления деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной организации Узнавание
Назвать виды и этапы проведения комплексного обследования детей в условиях образовательной организации Узнавание
Перечислить требования к содержанию плановых и внеплановых заседаний ППк. Узнавание
Обсудить Протоколы первичного обследования ребенка педагогом-дефектологом Воспроизведение
10 Организация деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации Индивидуальная работа Назвать виды и этапы проведения комплексного обследования детей в условиях образовательной организации Узнавание
Перечислить требования к содержанию плановых и внеплановых заседаний ППк. Узнавание
Обсудить Протоколы первичного обследования ребенка педагогом-дефектологом Воспроизведение
11 Организация деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Лекция Описать основные направления деятельности центральной психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
Перечислить принципы диагностико-консультативной работы специалистов территориальной ПМПК Узнавание
Описать организацию комплексного диагностического обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
Назвать функции ТПМПК при определении специальных образовательных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Узнавание
Обсудить рекомендации ТПМПК по разработке адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающегося с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы или специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с умственной отсталостью Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута детей с разными нарушениями развития Применение
12 Организация деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Индивидуальная работа Описать основные направления деятельности центральной психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
Перечислить принципы диагностико-консультативной работы специалистов территориальной ПМПК Узнавание
Описать организацию комплексного диагностического обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
Назвать функции ТПМПК при определении специальных образовательных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Узнавание
Обсудить рекомендации ТПМПК по разработке адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающегося с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы или специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с умственной отсталостью Воспроизведение
13 Взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации Практическая работа (К-т. 50/50) Описать основные направления деятельности центральной психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
Назвать цель, задачи и основные направления деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной организации Узнавание
Перечислить требования к содержанию плановых и внеплановых заседаний ППк. Узнавание
Обсудить Протоколы первичного обследования ребенка педагогом-дефектологом Воспроизведение
Перечислить принципы диагностико-консультативной работы специалистов территориальной ПМПК Узнавание
Описать организацию комплексного диагностического обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
Назвать функции ТПМПК при определении специальных образовательных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Узнавание
Обсудить рекомендации ТПМПК по разработке адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающегося с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы или специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с умственной отсталостью Воспроизведение
Сравнить организацию деятельности территориальной ПМПК и ППк образовательной организации Применение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута детей с разными нарушениями развития Применение
Описать взаимодействие специалистов ППк и территориальной ПМПК по разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ, АООП обучающихся с умственной отсталостью Воспроизведение
Составить список документов, необходимых для обследования ребенка в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Применение
14 Взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) Перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание помощи детям с особенностями развития Узнавание
Описать основные направления деятельности центральной психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
Объяснить целесообразность взаимодействия специалистов разных ведомств при определении образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Назвать цель, задачи и основные направления деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной организации Узнавание
Вспомнить нормативно-правовые документы, регламентирующие образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья российского уровня, локальные акты образовательной организации Узнавание
Назвать виды и этапы проведения комплексного обследования детей в условиях образовательной организации Узнавание
Перечислить требования к содержанию плановых и внеплановых заседаний ППк. Узнавание
Перечислить принципы диагностико-консультативной работы специалистов территориальной ПМПК Узнавание
Назвать функции ТПМПК при определении специальных образовательных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Узнавание
Обсудить рекомендации ТПМПК по разработке адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающегося с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы или специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с умственной отсталостью Воспроизведение
Сравнить организацию деятельности территориальной ПМПК и ППк образовательной организации Применение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута детей с разными нарушениями развития Применение
15 Содержание и организационные формы диагностического процесса Лекция Назвать сущность, задачи, принципы диагностического обследования Узнавание
Описать содержание этапов диагностического процесса Воспроизведение
Описать содержание методов диагностики нарушений развития ребенка Воспроизведение
Описать содержание и условия проведения психологического обследования детей разных нозологических групп Воспроизведение
Охарактеризовать содержание и требования к проведению педагогического обследования детей дошкольного возраста. Воспроизведение
Анализировать причины затруднений ребенка при выполнении заданий и этапы помощи детям при обследовании. Применение
Анализировать заключение и рекомендации территориальной ПМПК для выявления нарушений развития ребенка и определения содержания адаптированной образовательной программы Применение
16 Содержание и организационные формы диагностического процесса Индивидуальная работа Описать содержание этапов диагностического процесса Воспроизведение
Описать содержание методов диагностики нарушений развития ребенка Воспроизведение
Описать методику проведения логопедического обследования детей, раскрывать содержание логопедического заключения о состоянии устной и письменной речи детей Воспроизведение
Охарактеризовать содержание и требования к проведению педагогического обследования детей дошкольного возраста. Воспроизведение
Анализировать заключение и рекомендации территориальной ПМПК для выявления нарушений развития ребенка и определения содержания адаптированной образовательной программы Применение
17 Организация диагностического обследования Практическая работа (К-т. 50/50) Описать содержание этапов диагностического процесса Воспроизведение
Описать содержание методов диагностики нарушений развития ребенка Воспроизведение
Описать содержание и условия проведения психологического обследования детей разных нозологических групп Воспроизведение
Описать методику проведения логопедического обследования детей, раскрывать содержание логопедического заключения о состоянии устной и письменной речи детей Воспроизведение
Охарактеризовать содержание и требования к проведению педагогического обследования детей дошкольного возраста. Воспроизведение
Анализировать заключение и рекомендации территориальной ПМПК для выявления нарушений развития ребенка и определения содержания адаптированной образовательной программы Применение
18 Организация диагностического обследования Самостоятельное изучение Перечислить основные группы нарушений развития, называть сочетанные нарушения развития Узнавание
Объяснить сущность учения о первичных и вторичных нарушениях развития, о зонах ближайшего и актуального развития детей Воспроизведение
Назвать сущность, задачи, принципы диагностического обследования Узнавание
Описать содержание этапов диагностического процесса Воспроизведение
Описать содержание и условия проведения психологического обследования детей разных нозологических групп Воспроизведение
Описать методику проведения логопедического обследования детей, раскрывать содержание логопедического заключения о состоянии устной и письменной речи детей Воспроизведение
Охарактеризовать содержание и требования к проведению педагогического обследования детей дошкольного возраста. Воспроизведение
19 Диагностика развития высших психических функций Практическая работа (К-т. 50/50) Описать содержание и условия проведения психологического обследования детей разных нозологических групп Воспроизведение
Описать методику проведения логопедического обследования детей, раскрывать содержание логопедического заключения о состоянии устной и письменной речи детей Воспроизведение
Охарактеризовать содержание и требования к проведению педагогического обследования детей дошкольного возраста. Воспроизведение
Анализировать причины затруднений ребенка при выполнении заданий и этапы помощи детям при обследовании. Применение
Анализировать заключение и рекомендации территориальной ПМПК для выявления нарушений развития ребенка и определения содержания адаптированной образовательной программы Применение
Описать особенности развития высших психических функций у детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Воспроизведение
Анализировать результаты обследования ребенка с выраженными нарушениями развития для определения уровня интеллектуального развития Применение
20 Диагностика развития высших психических функций Самостоятельное изучение Назвать сущность, задачи, принципы диагностического обследования Узнавание
Описать содержание этапов диагностического процесса Воспроизведение
Анализировать заключение и рекомендации территориальной ПМПК для выявления нарушений развития ребенка и определения содержания адаптированной образовательной программы Применение
Подобрать дидактический материал для обследования высших психических функций детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Применение
21 Диагностика развития высших психических функций Индивидуальная работа Описать содержание методов диагностики нарушений развития ребенка Воспроизведение
Охарактеризовать содержание и требования к проведению педагогического обследования детей дошкольного возраста. Воспроизведение
Описать особенности развития высших психических функций у детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Воспроизведение
Анализировать результаты обследования ребенка с выраженными нарушениями развития для определения уровня интеллектуального развития Применение
22 Исследование пространственно-временных представлений и эмоционально-личностной сферы Практическая работа (К-т. 50/50) Анализировать результаты обследования ребенка с выраженными нарушениями развития для определения уровня интеллектуального развития Применение
Описать методы исследования пространственно-временных ориентировок и представлений у детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Воспроизведение
Описать особенности поведения и деятельности ребенка с сенсорными или интеллектуальными нарушениями в процессе обследования, объяснить значимость поведенческих проявлений ребенка для дифференциальной диагностики уровня интеллектуального развития Воспроизведение
Анализировать результаты обследования ребенка с сенсорными нарушениями и детей с интеллектуальной недостаточностью Применение
Подобрать дидактический материал для диагностического обследования пространственно-временных ориентировок и представлений у детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Применение
23 Исследование пространственно-временных представлений и эмоционально-личностной сферы Индивидуальная работа Описать методы исследования пространственно-временных ориентировок и представлений у детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Воспроизведение
Анализировать результаты обследования ребенка с сенсорными нарушениями и детей с интеллектуальной недостаточностью Применение
Подобрать дидактический материал для диагностического обследования пространственно-временных ориентировок и представлений у детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Применение
24 Диагностика уровня развития мышления у детей с особенностями развития Практическая работа (АК) Анализировать заключение и рекомендации территориальной ПМПК для выявления нарушений развития ребенка и определения содержания адаптированной образовательной программы Применение
Описать особенности развития высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей с нарушениями слуха, зрения, с умственной отсталостью. Воспроизведение
Описать методы дифференциальной диагностики мыслительных процессов детей с сенсорными нарушениями и детей с интеллектуальной недостаточностью Воспроизведение
Оценить особенности поведения и деятельности ребенка с сенсорными или интеллектуальными нарушениями в процессе обследования, объяснять значимость поведенческих проявлений ребенка для дифференциальной диагностики уровня интеллектуального развития Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с сенсорными нарушениями и детей с интеллектуальной недостаточностью Применение
25 Диагностика уровня развития мышления у детей с особенностями развития Самостоятельное изучение Анализировать заключение и рекомендации территориальной ПМПК для выявления нарушений развития ребенка и определения содержания адаптированной образовательной программы Применение
Описать особенности развития высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей с нарушениями слуха, зрения, с умственной отсталостью. Воспроизведение
Описать методы дифференциальной диагностики мыслительных процессов детей с сенсорными нарушениями и детей с интеллектуальной недостаточностью Воспроизведение
Оценить особенности поведения и деятельности ребенка с сенсорными или интеллектуальными нарушениями в процессе обследования, объяснять значимость поведенческих проявлений ребенка для дифференциальной диагностики уровня интеллектуального развития Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с сенсорными нарушениями и детей с интеллектуальной недостаточностью Применение
Подобрать дидактический материал для изучения сформированности мышления у детей с тяжелыми нарушениями развития Творчество
26 Диагностика уровня развития мышления у детей с особенностями развития Индивидуальная работа Описать особенности развития высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей с нарушениями слуха, зрения, с умственной отсталостью. Воспроизведение
Описать методы дифференциальной диагностики мыслительных процессов детей с сенсорными нарушениями и детей с интеллектуальной недостаточностью Воспроизведение
Оценить особенности поведения и деятельности ребенка с сенсорными или интеллектуальными нарушениями в процессе обследования, объяснять значимость поведенческих проявлений ребенка для дифференциальной диагностики уровня интеллектуального развития Воспроизведение
Подобрать дидактический материал для изучения сформированности мышления у детей с тяжелыми нарушениями развития Творчество
27 Консультативно-диагностическая работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа (К-т. 50/50) Раскрыть сущность и условия организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Описать этапы реагирования родителей на инвалидность ребенка, особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспроизведение
Описать формы и методы консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Воспроизведение
Составить информационно-просветительскую консультацию для родителей, воспитывающих детей с сенсорными или с интеллектуальными нарушениями Творчество
28 Консультативно-диагностическая работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа Описать особенности организации дифференцированного образования в общеобразовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Объяснить содержание моделей интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Раскрыть сущность и условия организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Описать этапы реагирования родителей на инвалидность ребенка, особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспроизведение
Описать формы и методы консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Воспроизведение
Составить информационно-просветительскую консультацию для родителей, воспитывающих детей с сенсорными или с интеллектуальными нарушениями Творчество
29 Система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с особенностями развития Минизачет (программы с 2019 г.) Объяснить целесообразность взаимодействия специалистов разных ведомств при определении образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Перечислить принципы диагностико-консультативной работы специалистов территориальной ПМПК Узнавание
Описать организацию комплексного диагностического обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
Назвать функции ТПМПК при определении специальных образовательных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Узнавание
Обсудить рекомендации ТПМПК по разработке адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающегося с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы или специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с умственной отсталостью Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута детей с разными нарушениями развития Применение
Описать взаимодействие специалистов ППк и территориальной ПМПК по разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ, АООП обучающихся с умственной отсталостью Воспроизведение
Описать цель, задачи принципы, сущность психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с нарушениями слуха, зрения, с умственной отсталостью. Воспроизведение
Описать организацию психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Описать технологии сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с особенностями развития для организации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения Применение
Проектировать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка в соответствии с выявленными проблемами в ходе диагностического обследования и в ходе анализа заключений территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Творчество

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 311, [3] с.
  2. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 346 с.
  3. Специальная психология : В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Издатель-ство Юрайт, 2016. – 428 с. – Серия : бакалавр и магистр. Академический курс.

Дополнительная

  1. Богатая О.Ф. Обучение грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи. 1 дополнительный и 1 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ТНР по вариантам 5.1. и 5.2 - 1 отделение /О.Ф. Богатая. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2018. - 128 с. ил.
  2. Елецкая, О. В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям 050700.62 "Специальное (дефектологическое) образование" (бакалавриат) по профилю подгот. "Логопедия" и 050700.68 "Специальное (дефектологическое) образование" (магистратура) / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. - М. : Форум [и др.], 2016. - 159, [1] с.
  3. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. Политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Бюджет.. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; авт.-сост. О.Ф. Богатая, Н.П. Рассказова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2016. – 140, [1] с.
  4. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования : пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. - М. : Владос, 2014. - 143, [1] с.
  5. Организация деятельности службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях : метод. Рекомендации / Департамент образования и молодёж. Политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Гос образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; авт.-сост. О.Ф. Богатая. – Сургут : РИО СурГПУ, 2015. – 142, [1] с.
  6. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. Методические рекомендации / Составители: О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова – Тюмень: Аксиома, 2013. – 92 с.-Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Руконт».-Режим доступа: http://rucont.ru/efd/313530.-Загл. с экрана
  7. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2018. - 445, [2] с.

Цифровые ресурсы

  1. Закон об образовании РФ (полный текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zakonbase.ru.
  2. Материалы по инклюзивному образованию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio.
  3. Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 Об утверждении СанПин 2.4.2.3282-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW.RG.RU/SUJET/3410/
  4. Приказ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html – Загл. с экрана
  5. Федотова, Е.О. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Электронный ресурс] : хрестоматия / Е.О. Федотова. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. - 170 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32087.html

Источники

  1. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
  2. Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ДВ.07.01 Особенности деятельности ПМПК, [Электронный ресурс]: направление подготовки 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т», сост. О.Ф. Богатая. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. Режим доступа: // els.surgpu.ru/, http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана