бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа*

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 6, 2019
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.01.01 Социальная и организационная психология в образовании, 1 семестр

М-9271, 44.04.02, Психолого-педагогическое образование (направленность Психология развивающего образования младших школьников), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.И. Алферова ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5) знать социально-психологические особенности общения в организациях; роль индивидуально-личностных и культурных различий в организационном взаимодействии и взаимоотношениях знаниевый
уметь анализировать социально-психологические, организационные факторы повышения эффективности организационного межкультурного общения и взаимодействия; ориентировочный
владеть методами преодоления коммуникативных барьеров в процессе межкультурного взаимодействия; приемами активного слушания; операциональный
Способность к просветительской деятельности по организации взаимодействия субъектов образовательных отношений (ПКО-3) знать сущность понятий "организация", "образовательная организация", основные понятия организационной психологии; подходы к анализу образовательного учреждения как организации; теории и концепции организаций знаниевый
уметь объяснять сущность факторов внутренней и внешней среды организации ориентировочный
владеть понятийным аппаратом социальной и организационной психологии операциональный
Способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели (УК-3) основы командообразования; сущностные характеристики командной работы; модели лидерства и руководства; способы постановки целей, принятия командных решений, приемы установления взаимоотношений и коммуникации в рамках командного взаимодействия; знаниевый
уметь выбирать средства повышения сплоченности педагогического коллектива ориентировочный
владеть методами организации принятия решений операциональный
иметь опыт командной работы опыт
Способность планировать и организовывать взаимодействие участников образовательных отношений (ОПК-7) знать социально-психологические и организационные основы поведения и взаимодействия: структуру и функционал членов педагогического коллектива; способы планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений; психологию мотивации трудовой деятельности педагога знаниевый
уметь анализировать факторы мотивации педагогической деятельности; ориентировочный
владеть способами организации взаимодействия с участниками образовательных отношений операциональный
Способность создавать и реализовывать условия и принципы духовно – нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4) знать структуру и типы организационных культур, их влияние на взаимоотношения, взаимодействия участников образовательных отношений в образовательной организации; знаниевый
уметь анализировать организационную культуру и организационный климат образовательного учреждения ориентировочный
владеть ориентировочной основой в анализе организационной культуры и организационного климата в образовательном учреждении операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование ориентировки в способах руководства и управления взаимодействием участников образовательных отношений в процессе психологического сопровождения развивающими образовательными программами

Задачи

  1. Формирование ориентировки в способах организации и управления взаимодействием участников образовательных отношений на основе научных знаний социальной и организационной психологии;
  2. Формирование способов анализа организационной культуры в процессе психологического сопровождения развивающими образовательными программами

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 3.0 ч. из 2.0 ч.
Часов в неделю 1.2 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Аспекты социальной и организационной психологии в образовании Расширить и углубить теоретические основы организации и управления взаимодействием участников образовательных отношений на основе научных знаний социальной и организационной психологии; знать: основные понятия социальной и организационной психологии; подходы к анализу образовательного учреждения как организации; теории и концепции организаций; способы планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений; социальные и организационно-психологические теории мотивации трудовой деятельности педагогов; модели лидерства и руководства, стили управления в образовательной организации, характеристики власти; типы конфликтов и стрессоров в педагогическом процессе, технологии и методы управления конфликтной ситуацией; социально-психологические особенности общения в организациях, роль индивидуально-личностных и культурных различий в организационном взаимодействии и взаимоотношениях. уметь: объяснять сущность факторов внешней и внутренней среды организации; анализировать факторы мотивации трудовой деятельности педагогов; социально-психологические и организациооно-психологические факторы повышения эффективности межличностного и межкультурного взаимодействия и взаимоотношений. владеть понятийным аппаратом социальной и организационной психологии; способами организации взаимодействия и преодоления коммуникативных барьеров участников образовательных отношений, приемами активного слушания.
  • Основные понятия организационной психологии
  • Теории и концепции организаций
  • Образовательное учреждение как организация
  • Мотивация как элемент управления деятельностью и взаимодействием в образовательной организации
  • Руководство и лидерство в образовательной организации
  • Социально-психологические основы общения. Управление конфликтами в образовательной организации
Модуль 2.Организационная культура в образовательном учреждении Освоить способы анализа организационной культуры в психологическом сопровождении развивающими образовательными программами знать структуру и типы организационных культур, организационного климата, их влияние на взаимоотношения, взаимодействия участников образовательных отношений в образовательной организации; организационно-психологические основы командообразования; способы постановки целей и принятия командных решений; приемы установления взаимоотношений и коммуникации в командном взаимодействии. уметь анализировать организационную культуру и организационный климат в образовательной организации; выбирать средства повышения сплоченности педагогического коллектива; ориентировочной основой в анализе организационной культуры и организационного климата; владеть методами организации принятия командного решения; иметь опыт командной работы.
  • Социально-психологические особенности организационной культуры образовательной организации
  • Организационная культура и организационный климат в образовательной организации
  • Социально-психологические основы поведения и организация командной работы в образовательной организации

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предмет и проблематика социальной и организационной психологии в образовании Лекция 2.0 1
2 Теории и концепции организационной психологии и психологии управления Самостоятельное изучение 4.0 2
3 Образовательное учреждение как организация Самостоятельное изучение 2.0 3
4 Образовательное учреждение как организация Индивидуальная работа 2.0 3
5 Мотивация как элемент управления деятельности и взаимодействия в образовательном учреждении Практическая работа (М) 2.0 4
6 Мотивация как элемент управления деятельности и взаимодействия в образовательном учреждении Самостоятельное изучение 6.0 4
7 Руководство и лидерство в образовательном учреждении Самостоятельное изучение 2.0 5
8 Социально-психологические основы делового общения. Управление конфликтами образовательных организациях Практическая работа (М) 2.0 6
9 Социально-психологические основы делового общения. Управление конфликтами образовательных организациях Самостоятельное изучение 2.0 6
10 Рубежный контроль 1 Контрольная работа 2.0 7
11 Социально-психологические основы делового общения. Управление конфликтами образовательных организациях Практическая работа (М) 2.0 7
12 Социально-психологические особенности организационной культуры в образовательном учреждении Лекция 2.0 8
13 Социально-психологические особенности организационной культуры в образовательном учреждении Самостоятельное изучение 2.0 8
14 Организационная культура и организационный климат образовательной организации Практическая работа (М) 2.0 9
15 Социально-психологические основы организации команд в образовательном учреждении и управление ими Практическая работа (М) 2.0 10
16 Организационная культура и организационный климат образовательной организации Индивидуальная работа 1.0 10
17 Социально-психологические основы организации команд в образовательном учреждении и управление ими Самостоятельное изучение 6.0 10
18 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предмет и проблематика социальной и организационной психологии в образовании Лекция описать признаки и типы организаций, в зависимости от функций и целей Воспроизведение
дать характеристику функций организации: планирования, контроля, регулирования Воспроизведение
составить схему типов организационных структур Применение
2 Теории и концепции организационной психологии и психологии управления Самостоятельное изучение дать характеристику принципов организации в теорияхТейлора, Файоля, Вебера Воспроизведение
охарактеризовать социально-психологические факторы производительности труда по Э. Мейо Воспроизведение
выделить отличия в характеристиках организации по Р. Ликерту от классической организации Применение
выделить критерии анализа эффективности организации в орагнизационных концепциях Применение
3 Образовательное учреждение как организация Самостоятельное изучение описать отличительные особенности образовательной организации Воспроизведение
охарактеризовать элементы системы внутришкольного управления с позиции организационной психологии Применение
4 Образовательное учреждение как организация Индивидуальная работа описать отличительные особенности образовательной организации Воспроизведение
охарактеризовать элементы системы внутришкольного управления с позиции организационной психологии Применение
5 Мотивация как элемент управления деятельности и взаимодействия в образовательном учреждении Практическая работа (М) составить таблицу "Теории мотивации трудовой деятельности" (содержательные и процессуальные) Воспроизведение
дать характеристику компонентов мотивационного потенциала сотрудника Воспроизведение
описать факторы, влияющие на мотивацию педагогической деятельности Воспроизведение
выделить критерии для анализа степени удовлетворенности потребностей педагогов в трудовой деятельности Применение
6 Мотивация как элемент управления деятельности и взаимодействия в образовательном учреждении Самостоятельное изучение описать психологические регуляторы мотивации и стимулирования сотрудника Воспроизведение
подобрать и составить краткую аннотацию статей из научных сборников, раскрывающих содержание современных тенденций управления мотивацией в образовательных учреждениях Применение
7 Руководство и лидерство в образовательном учреждении Самостоятельное изучение раскрыть сущность понятия "профессиональная ментальность"; проанализируйте особенности профессиональной ментальности педагога Воспроизведение
раскройте социально-психологические характеристики субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия, относительно управления в образовательном учреждении Воспроизведение
раскрыть сущность понятий "лидерство", "руководство"; описать функции лидера и руководителя в образовательной организации Воспроизведение
описать стиль поведения лидера в принятии групповых решений Воспроизведение
проанализировать признаки и формы власти Воспроизведение
подобрать методы диагностики стиля управления руководителя Применение
8 Социально-психологические основы делового общения. Управление конфликтами образовательных организациях Практическая работа (М) проанализировать признаки и формы власти Воспроизведение
охарактеризовать особенности общения в организации (межличностное, педагогическое, деловое); Воспроизведение
проанализировать причины возникновения стрессовых состояний в образовательном процессе Воспроизведение
описать стрессоры в образовательном процессе Воспроизведение
9 Социально-психологические основы делового общения. Управление конфликтами образовательных организациях Самостоятельное изучение подобрать методы диагностики стиля управления руководителя Применение
подобрать методы диагностики педагогического стиля общения Применение
10 Рубежный контроль 1 Контрольная работа охарактеризовать социально-психологические факторы производительности труда по Э. Мейо Воспроизведение
описать отличительные особенности образовательной организации Воспроизведение
охарактеризовать элементы системы внутришкольного управления с позиции организационной психологии Применение
составить таблицу "Теории мотивации трудовой деятельности" (содержательные и процессуальные) Воспроизведение
описать психологические регуляторы мотивации и стимулирования сотрудника Воспроизведение
проанализировать признаки и формы власти Воспроизведение
описать характеристику типов организационных конфликтов в образовательной организации Воспроизведение
описать стрессоры в образовательном процессе Воспроизведение
11 Социально-психологические основы делового общения. Управление конфликтами образовательных организациях Практическая работа (М) описать характеристику типов организационных конфликтов в образовательной организации Воспроизведение
проанализировать причины конфликтов при взаимодействии в образовательном процессе; охарактеризовать барьеры эффективного общения, влияющие на взаимодействие Применение
описать технологии и методы управления конфликтной ситуацией (технология переговоров), методы поддержания и развития сотрудничества; описать способы организации преодоления коммуникативных барьеров Воспроизведение
проанализировать причины возникновения стрессовых состояний в образовательном процессе Воспроизведение
12 Социально-психологические особенности организационной культуры в образовательном учреждении Лекция охарактеризовать структуру и типы организационной культуры Воспроизведение
проанализируйте роль организационной культуры в организационной деятельности Применение
охарактеризуйте модели организационной культуры в образовательных организациях Воспроизведение
проанализируйте роль традиций в образовательном учреждении как аспект организационной культуры Применение
13 Социально-психологические особенности организационной культуры в образовательном учреждении Самостоятельное изучение проанализировать организационную культуру на примере образовательной организации (на выбор) Применение
14 Организационная культура и организационный климат образовательной организации Практическая работа (М) перечислить и охарактеризовать методы поддержания организационного климата Воспроизведение
охарактеризуйте социально-психологические составляющие психологического климата в образовательной организации Воспроизведение
составьте план анализа организационного климата в организации Применение
15 Социально-психологические основы организации команд в образовательном учреждении и управление ими Практическая работа (М) охарактеризуйте виды, этапы организации и принципы управления командой Воспроизведение
объясните принципы введения и поддержания правил в группе (команде) Применение
опишите приемы установления взаимоотношений и коммуникации в рамках командного взаимодействия Воспроизведение
16 Организационная культура и организационный климат образовательной организации Индивидуальная работа охарактеризовать содержательные характеристики организационного климата Воспроизведение
составьте план-конспект проведения психолого-педагогического семинара эффективного делового общения для педагогов Применение
17 Социально-психологические основы организации команд в образовательном учреждении и управление ими Самостоятельное изучение составьте доклад по теме "Принципы организации командной работы педагогов" Применение
18 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) охарактеризовать структуру и типы организационной культуры Воспроизведение
охарактеризуйте модели организационной культуры в образовательных организациях Воспроизведение
проанализируйте роль традиций в образовательном учреждении как аспект организационной культуры Применение
перечислить и охарактеризовать методы поддержания организационного климата Воспроизведение
охарактеризуйте социально-психологические составляющие психологического климата в образовательной организации Воспроизведение
опишите приемы установления взаимоотношений и коммуникации в рамках командного взаимодействия Воспроизведение
дать характеристику компонентов мотивационного потенциала сотрудника Воспроизведение
описать психологические регуляторы мотивации и стимулирования сотрудника Воспроизведение
проанализировать признаки и формы власти Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Абдурахманов, Р. А. Социальная психология личности, общения, группы и межгрупповых отношений [Электронный ресурс] : учебник / Р. А. Абдурахманов. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72456.html
  2. Мандель, Б.Р. Современная организационная психология. Модульный курс [Электронный ресурс] / учебное пособие для обучающихся в гуманитарных вузах (бакалавры, магистры) / Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 446 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435528
  3. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А.М. Столяренко. - 3-е изд., доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 431 с. – Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446598
  4. Шаховой, В.А. Мотивация трудовой деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А. Шаховой, С.А. Шапиро. - 4-е изд. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 425 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=272218&sr=1.-Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Гагай В.В. Психологические основы работы с персоналом организации : учеб. пособие : направление подгот. 37.03.01 Психология, уровень бакалавриата / В.В. Гагай [и др.] / Департамент образования и молодеж. политики ХМАО - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Фак. психологии и педагогики, Каф. психологии. - Сургут : РИО БУ "Сургутский государственный педагогический университет", 2018. - 166 с.
  2. Джей Рос Алгоритмы эффективной работы [Электронный ресурс] / Рос Джей, Ричард Темплар. — Электрон. текстовые данные. — М. : Альпина Паблишер, Альпина Бизнес Букс, 2019. — 227 c. — 5-9614-0348-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42023.html
  3. Духновский, С. В. Психология личности и деятельности педагога : учеб. пособие [для магистрантов, соискателей и аспирантов, обучающихся по направлению " Психолого-педагогическое образование"] / С. В. Духновский. - М. : РИОР [и др.], 2016. - 298, [2] с.
  4. Жог, В.И. Методология организационной психологии [Электронный ресурс] / учебное пособие / В.И. Жог, Л.В. Тарабакина, Н.С. Бабиева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : МПГУ, 2017. – 178 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=470996
  5. Ильин, В.А. Психология лидерства: учеб.для бакалавриата и магистратуры, студентов высш.учеб.заведений, обучающихся по экон.направлениям и специальностям / В.А. Ильин. - М.: Юрайт, 2016. - 310 с.
  6. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. Ред. А.С. Обухова. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. – 422 с.

Цифровые ресурсы

  1. Адриан Фурнам. Внутренняя и внешняя мотивация.[Электронный ресурс] /http://www.elitarium.ru
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 376 с. / Режим доступа https://klex.ru/314
  3. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Электронный ресурс] / А.А. Крылов: [web-сайт]. – Режим доступа: http://log-in.ru
  4. Научно-педагогическое обозрение : научный журнал // https://npo.tspu.edu.ru/archive.html
  5. Сартан, Г.Н. Тренинг командообразования. [Электронный ресурс]: [web-сайт]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/190651

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа Б1.В.01.01 (ОП) Социальная и организационная психология в образовании [Электронный ресурс]:Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование /БУ ВО "Сургут. гос. пед. ун-т"; сост. Е.И. Алферова. - Электрон.дан. Сургут: СурГПУ, 2019. - Режим доступа: http:// els.surgpu.ru/, доступ ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.