бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 11, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано May 29, 2020
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.О.06.02 Социокультурные основы образования лиц с ОВЗ, 1 семестр

Б-09111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний (ОПК-8) Знание сущности, особенностей, закономерностей, принципов и направлений становления и развития специального образования в разные исторические периоды знаниевый
Владение алгоритмом осуществления анализа научных источников, представляющих характеристики основных исторических периодов становления специального образования ориентировочный
Умение представлять результаты работы по анализу научных источников, характеризующих основные исторические периоды становления специального образования операциональный
Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1) Знание особенностей функционирования образования как социального института знаниевый
Знание правовых и ценностных ориентиров образования знаниевый
Понимание значимости соблюдения правовых и этических норм в профессиональной деятельности ориентировочный
Умение планировать, анализировать, оценивать профессиональную деятельность, исходя из нормативно – правовых актов и норм профессиональной этики операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умения анализировать и оценивать накопленный социокультурный опыт образования лиц с ОВЗ и учитывать его при проектировании современного образовательного процесса.

Задачи

  1. Формировать умения анализировать и оценивать накопленный социокультурный опыт образования лиц с ОВЗ на основе знаний истории становления и развития специального образования в России и за рубежом.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 16.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 119.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 15.5 ч.
Часов в неделю 16.0 ч. (43.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. История специальной педагогики Формировать знания об истории становления и развития отечественной и зарубежной специальной педагогики как отрасли научно-педагогического знания Умение анализировать ход развития научной мысли в специальной педагогике на основе знаний о современной истории науки и становлении специального образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Знание этапов развития научного знания в специальной педагогике в связи с формированием отдельных ее отраслей; важнейших научных идей, концепций, теорий, оказавших определяющее влияние на развитие специальной педагогики и ее отраслей
  • Теоретико-методологические основания истории специальной педагогики.
  • Представления о человеке с нарушениями развития в античном мире и Раннем Средневековье.
  • Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке Средневековья (6-16 вв.). Западная Европа. Восточные цивилизации.
  • Становление специальной педагогики в эпоху новой интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18вв.).
  • Развитие специальной педагогики в эпоху неклассической науки (19 в. и первая половина 20 в.).
  • Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки (вторая половина 20 в.).

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретико-методологические основы специального образования Лекция 4.0 1
2 Теоретико-методологические основы специального образования Самостоятельное изучение 10.0 1
3 Представления о человеке с нарушениями в развитии в Античном мире и в Средневековье Практическая работа 2.0 1
4 Представления о человеке с нарушениями в развитии в Античном мире и в Средневековье Самостоятельное изучение 20.0 1
5 Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития (эпоха Возрождения, Новое время, эпоха Просвещения) Практическая работа 4.0 1
6 Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития (эпоха Возрождения, Новое время, эпоха Просвещения) Самостоятельное изучение 30.0 1
7 Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки (вторая половина 20 века) Практическая работа 4.0 1
8 Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки (вторая половина 20 века) Самостоятельное изучение 21.0 1
9 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Практическая работа 2.0 1
10 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Самостоятельное изучение 20.0 1
11 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 9.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретико-методологические основы специального образования Лекция характеризует методологические основы специальной педагогики Воспроизведение
2 Теоретико-методологические основы специального образования Самостоятельное изучение анализирует особенности антропологического, аксиологического и цивилизационного подхода в истории развития специальной педагогики Применение
3 Представления о человеке с нарушениями в развитии в Античном мире и в Средневековье Практическая работа анализирует особенности зарождения гуманного отношения к лицам с ОВЗ в период античности Применение
анализирует имеющуюся научную литературу, характеризующую данный исторический период становления специальной педагогики Применение
Характеризует общественное положение людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в эпоху Средневековья Воспроизведение
Описывает традиции православия и народной педагогики, особенности отношения древнерусского общества к людям, имеющих физические и психические недостатки. Воспроизведение
Анализирует особенности формирования отношения к лицам с ОВЗ в период становления Древнерусского государства Применение
4 Представления о человеке с нарушениями в развитии в Античном мире и в Средневековье Самостоятельное изучение описывает особенности развития науки, культуры и образования в странах Западной Европы в период Раннего Средневековья, оценивает его влияние на положение людей с ОВЗ. Воспроизведение
анализирует имеющуюся научную литературу, характеризующую данный исторический период становления специальной педагогики Применение
Умеет на основе анализа литературных источников приводить конкретные исторические примеры, составлять схемы Применение
Описывает традиции православия и народной педагогики, особенности отношения древнерусского общества к людям, имеющих физические и психические недостатки. Воспроизведение
5 Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития (эпоха Возрождения, Новое время, эпоха Просвещения) Практическая работа Анализирует роль выдающихся мыслителей-гуманистов, философов, педагогов в формировании новой прогрессивной педагогики на основе литературных источников Применение
Характеризует основные направления развития науки Нового времени Воспроизведение
Анализирует опыт индивидуального обучения детей с нарушением слуха в Англии, Франции, Голландии, Германии Применение
Иллюстрирует особенности системы общественного презрения в России на основе анализа русского законодательства 18 в. и литуратурных источников Применение
Дискутирует о принципиальных позициях неклассической науки за рубежом и в России в 19 в. Применение
Характеризует состояние отечественной специальной педагогики в период развития неклассической науки Воспроизведение
6 Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития (эпоха Возрождения, Новое время, эпоха Просвещения) Самостоятельное изучение Описывает основные направления развития теории и практики воспитания и обучения детей в Европе в 13-16 вв. Воспроизведение
Характеризует основные направления развития науки Нового времени Воспроизведение
Описывает причины возникновения и развития двух методических направлений в теории и практики индивидуального обучения глухих в странах Западной Европы. Воспроизведение
Сравнивает ведущие идеи неклассической науки и их роль в развитии специальной педагогики Применение
Характеризует состояние отечественной специальной педагогики в период развития неклассической науки Воспроизведение
Раскрывает особенности оригинальных педагогических систем М. Монтессори и Р. Штайнера. Воспроизведение
7 Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки (вторая половина 20 века) Практическая работа Характеризует влияние на специальную педагогику исследований А.Н. еонтьева и Л.С.Выготского. Воспроизведение
Анализирует перспективы развития отечественной специальной педагогики и практики обучения, воспитания детей с ОВЗ Применение
8 Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки (вторая половина 20 века) Самостоятельное изучение Характеризует влияние на специальную педагогику исследований А.Н. еонтьева и Л.С.Выготского. Воспроизведение
Анализирует перспективы развития отечественной специальной педагогики и практики обучения, воспитания детей с ОВЗ Применение
9 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Практическая работа Систематизирует основные достижения отечественных и зарубежных ученых в области изучения воспитания и обучения детей с ОВЗ в период постнеклассической науки Творчество
10 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Самостоятельное изучение Характеризует влияние на специальную педагогику исследований А.Н. еонтьева и Л.С.Выготского. Воспроизведение
Анализирует перспективы развития отечественной специальной педагогики и практики обучения, воспитания детей с ОВЗ Применение
Систематизирует основные достижения отечественных и зарубежных ученых в области изучения воспитания и обучения детей с ОВЗ в период постнеклассической науки Творчество
11 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) анализирует особенности зарождения гуманного отношения к лицам с ОВЗ в период античности Применение
Анализирует роль выдающихся мыслителей-гуманистов, философов, педагогов в формировании новой прогрессивной педагогики на основе литературных источников Применение
Иллюстрирует особенности системы общественного презрения в России на основе анализа русского законодательства 18 в. и литуратурных источников Применение
Анализирует перспективы развития отечественной специальной педагогики и практики обучения, воспитания детей с ОВЗ Применение
Систематизирует основные достижения отечественных и зарубежных ученых в области изучения воспитания и обучения детей с ОВЗ в период постнеклассической науки Творчество

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО
  2. Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. и гуманитар. направлениям и специальностям / А. Н. Джуринский ; Моск. пед. гос. ун-т . - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 440, [1] с. - (Бакалавр и магистр). - Гриф МО. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7039-5 : 769-97.

Дополнительная

  1. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М. : Академия, 2009. - 335, [1] с.
  2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6.
  3. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 311, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс).
  4. Дефектология. - 2009. - № 6.
  5. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / А.Н. Джуринский. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 675, [1] c.
  6. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для акад. бакалавриата : [для студентов гуманитар. фак. высш. учеб. заведений] / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., стер. - М. : Юрайт, 2017. - 345, [2] с. - (Университеты России).
  7. Назарова, Н. М. Сравнительная специальная педагогика : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н. М. Назарова, Е. Н. Моргачёва, Т. В. Фуряева ; Н. М. Назарова, Е. Н. Моргачёва, Т. В. Фуряева. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 334, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Специальное (дефектологическое) образование). - ISBN 978-5-7695-8755-9 : 583-00.
  8. Педагогика. - 2009. - № 3.
  9. Педагогика инклюзивного образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / Т. Г. Богданова [и др.] ; [Богданова Т. Г. и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 333, [2] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-011182-7 : 807-01.
  10. Попов, В.А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Попов ; под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд. ; испр. - М. : Академия, 2012. - 200, [4] с.

Цифровые ресурсы

Источники

  1. hhttp://www.invalid-detstva.ru/index.php - Особый ребенок
  2. https://ikprao.ru/ - Институт коррекционной педагогики РАО
  3. www.vidod.edu.ru – федеральный портал "Дополнительное образование детей" Федеральные и межведомственные программы, Нормативно-правовое и научно-методическое http://psyparents.ru/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.О.06.02 Социокультурные основы образования лиц с ОВЗ [Электронный ресурс]: Б-9111 Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун- т»; сост. А.А. Боброва. – Электрон. Дан.- Сургут: СурГПУ, 2019. Режим доступа: http: // els. surgu. ru /, ограничен: необходима авторизация.- Загл. с экрана.