бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 14, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 22, 2020
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ОД.1.3 Специальная психология, 3 семестр

Б-08111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4) Знание вариативных моделей и особенностей организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения знаниевый
Владение способом выбора модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения ориентировочный
Умение осуществлять выбор модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения операциональный
Готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7) Знание особенностей семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ для выявления потребности в комплексном сопровождении знаниевый
Владение общей схемой организации конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения образовательных задач ориентировочный
Умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения образовательных задач операциональный
Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3) Знание психофизических и возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ знаниевый
Владение способами выявления психофизических и возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ ориентировочный
Умение выявлять психофизические и возрастные особенности обучающихся с ОВЗ операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умения анализировать и применять основные психологические концепции в профессиональной деятельности педагога-дефектолога

Задачи

  1. Формировать знание основных теоретических концепций специальной психологии и понимание их значимости при разработке индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ
  2. Формировать умения разрабатывать программу психологического сопровождения исходя из особенностей развития ребенка с ОВЗ и теорий специальной психологической науки

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 92.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 10.0 ч.
Часов в неделю 12.0 ч. (43.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Основные теоретические концепции специальной психологии Формирование знаний об основных теоретических концепций специальной психологии и понимания их значимости при разработке индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ - знать теорию Культурно-исторического развития ребенка Л.С.Выготского - знать возрастную периодизацию развития - знать общие закономерности психофизического развития в норме и с ОВЗ - уметь объяснять значение теорий Л.С. Выготского для профессиональной деятельности педагога-дефектолога - уметь описывать параметры и типы дизонтогенеза исходя из классификации В.В. Лебединского - уметь определять тип дизонтогенеза при различных нарушениях развития - уметь проектировать индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ исходя из типа дизонтогенеза и индивидуальных особенностей функционирования организма
  • Теории Л.С.Выготского в специальной психологии
  • Возрастная периодизация развития
  • Общие закономерности психофизического развития в норме и с ОВЗ
  • Значение теорий Л.С. Выготского для профессиональной деятельности педагога-дефектолога
  • Параметры и типы дизонтогенеза (по классификации В.В. Лебединского)
  • Тип дизонтогенеза при различных нарушениях развития
  • Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ (исходя из типа дизонтогенеза и индивидуальных особенностей функционирования его организма)
Модуль 2. Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ Формирование знаний о сущности процесса психологического сопровождения ребенка с ОВЗ и умения разрабатывать программу его сопровождения исходя из особенностей развития -раскрывать понятие "сопровождение" -описывать принципы, уровни, формы организации и этапы сопровождения ребенка с ОВЗ - определять место и значение диагностики в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ - уметь планировать собственную деятельность по сопровождению ребенка с ОВЗ - уметь разрабатывать проект программы сопровождения ребенка с ОВЗ
  • Понятие психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
  • Принципы, уровни, формы организации и этапы сопровождения ребенка с ОВЗ
  • Место и значение диагностики в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ
  • Планирование собственной деятельности по сопровождению ребенка с ОВЗ
  • Программы сопровождения ребенка с ОВЗ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теории Л.С. Выготского в общей и специальной психологии Лекция 2.0 1
2 Закономерности психофизического развития детей с норме и с ОВЗ Лекция 2.0 1
3 Классификация типов дизонтогенеза и их параметры в исследованиях В.В. Лебединского Лекция 2.0 1
4 Психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка с ОВЗ Лекция 2.0 1
5 Классификация типов дизонтогенеза и их параметры в исследованиях В.В. Лебединского Самостоятельное изучение 10.0 1
6 Структура и динамика психологического возраста Самостоятельное изучение 10.0 1
7 Теории Л.С. Выготского в профессиональной деятельности дефектолога Самостоятельное изучение 20.0 1
8 Индивидуальный маршрут развития ребенка на основе индивидуальных особенностей функционирования психики и организма в целом Самостоятельное изучение 20.0 1
9 Технология планирования сопровождения ребенка с ОВЗ Семинар 2.0 1
10 Технология планирования сопровождения ребенка с ОВЗ Семинар 2.0 1
11 Программа сопровождения ребенка с ОВЗ Самостоятельное изучение 16.0 1
12 Место и значение диагностики в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ Самостоятельное изучение 10.0 1
13 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теории Л.С. Выготского в общей и специальной психологии Лекция называет основные теории Л.С. Выготского Воспроизведение
описывает теорию психического развития, нормального и аномального развития, теорию компенсации дефекта Воспроизведение
2 Закономерности психофизического развития детей с норме и с ОВЗ Лекция характеризует закономерности развития, общие для нормы и дизонтогенеза Воспроизведение
3 Классификация типов дизонтогенеза и их параметры в исследованиях В.В. Лебединского Лекция дает определение дизонтогенеза Воспроизведение
описывает параметры дизонтогенеза Воспроизведение
перечисляет типы дизонтогенеза Воспроизведение
4 Психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка с ОВЗ Лекция дает определение психолого-педагогического сопровождения и социального сопровождения ребенка с ОВЗ Воспроизведение
называет принципы сопровождения ребенка с ОВЗ Воспроизведение
описывает уровни сопровождения ребенка с ОВЗ Воспроизведение
5 Классификация типов дизонтогенеза и их параметры в исследованиях В.В. Лебединского Самостоятельное изучение характеризует развитие детей с нарушениями зрения, слуха, ОДА, речи как дефицитарное Применение
характеризует развитие детей с нарушениями интеллекта и задержкой развития Применение
характеризует развитие детей с РДА как искаженное, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения как дисгармоничное Применение
характеризует психическое развитие детей с деменцией как поврежденное Применение
6 Структура и динамика психологического возраста Самостоятельное изучение описывает представление о детском развитии в общей и специальной психологии Воспроизведение
описывает источник, условия и динамику развития ребенка в норме и с нарушением Воспроизведение
анализирует периодизацию стабильного развития и кризисных периодов в норме и при дизонтогенезе Применение
приводит примеры применения знаний о структуре и динамике развития в собственной профессиональной деятельности Применение
7 Теории Л.С. Выготского в профессиональной деятельности дефектолога Самостоятельное изучение характеризует культурно-историческую теорию и теорию развития ВПФ как основополагающую для продуктивной разработки проблем дефектологии Применение
проводит анализ понятий "биологическая компенсация" и "психологическая компенсация" Применение
описывает механизмы компенсации на биологическом уровне Воспроизведение
описывает механизмы компенсации на психологическом уровне Воспроизведение
8 Индивидуальный маршрут развития ребенка на основе индивидуальных особенностей функционирования психики и организма в целом Самостоятельное изучение определяет индивидуальный маршрут ребенка, исходя из типа дизонтогенеза и индивидуальных особенностей Применение
9 Технология планирования сопровождения ребенка с ОВЗ Семинар перечисляет этапы планирования сопровождения ребенка с ОВЗ Воспроизведение
описывает процесс сопровождения ребенка с ОВЗ Воспроизведение
10 Технология планирования сопровождения ребенка с ОВЗ Семинар планирует содержание сопровождения ребенка с ОВЗ Применение
описывает общую схему организации конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения задач сопровождения Воспроизведение
11 Программа сопровождения ребенка с ОВЗ Самостоятельное изучение называет этапы сопровождения Воспроизведение
описывает содержание сопровождения ребенка с ОВЗ Воспроизведение
12 Место и значение диагностики в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ Самостоятельное изучение определяет место и значение диагностики в процессе сопровождения детей с ОВЗ Воспроизведение
13 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (заоч.) характеризует основные формы организации сопровождения ребенка с ОВЗ Применение
определяет место и значение диагностики в процессе сопровождения детей с ОВЗ Воспроизведение
описывает процесс сопровождения ребенка с ОВЗ Воспроизведение
планирует содержание сопровождения ребенка с ОВЗ Применение
описывает общую схему организации конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения задач сопровождения Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 346 с.
  2. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям. Т. 1 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 427, [2] с.
  3. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям. Т. 2 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В.И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 273, [2] с.

Дополнительная

  1. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. Пособие для академического бакалавриата / В.П. Глухов. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 313 с.
  2. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: учебное пособие / В.В. Лебединский, К.С. Лебединская. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект: Трикста, 2013. - 304 с. - (Gaudeamus). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8291-1504-3|978-5-904954-25-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137611
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология : учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А.Г. Маклаков. - СПб. [и др.] : Питер, 2012. - 582, [1] с. : ил. - (Учебник для вузов). - Гриф УМО
  4. Подольская, О.А. Основы коррекционной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 169 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: :http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495845
  5. Поливара, З.В. Введение в специальную психологию: учеб. пособие для бакалавров направления «Психология» /З.В. Поливара. - 3-е изд., стер. - М.: Флинта [и др.], 2016. - 268, [3] с.
  6. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование / [И.Ю. Левченко и др.] ; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 7-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2013. - 333, [3] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указаны на обороте тит. л. - Гриф МО
  7. Семаго, М.М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М. : Генезис, 2011. - 400 с. - («Учебник XXI века»). - ISBN 978-5-98563-242-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236509
  8. Специальная психология : учебно-методический комплекс дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «Психология (бакалавр)» (030300.62) / сост. Р.В. Козьяков. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 103 с. - ISBN 978-5-4458-3624-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241200

Цифровые ресурсы

  1. Альманах института коррекционной педагогики РАО – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/ru/

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.1.3 Специальная психология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. А.А.Боброва. - электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2019. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/ , ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД.1.3 Специальная психология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. , А.А. Боброва, Н.С. Кожанова. - электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2019. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/ , ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.