бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 10, 2019
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Oct. 21, 2019
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Oct. 23, 2019

Б1.В.ДВ.14.02 ДВ: Культура здоровья, 5 семестр 1 полусеместр

Б-7131, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Основы безопасности жизнедеятельности), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6) Перечислять социальные факторы здоровья обучающихся знаниевый
Объяснять взаимосвязь социальных характеристик с показателями здоровья обучающихся ориентировочный
Интерпретировать роль образовательных учреждений в формировании здоровья обучающихся операциональный
Опыт анализа используемых в образовательных организациях здоровьесберегающих технологий опыт
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) Описывать факторы здоровья человека знаниевый
Объяснять механизм действия факторов, определяющих здоровье человека ориентировочный
Анализировать структуру образа жизни человека операциональный
опыт оценки соответствия образ жизни понятию "здоровый" опыт

Цели изучения дисциплины

формировать идеологию здорового образа жизни, готовность воспитывать культуру здоровья обучающихся

Задачи

  1. Формировать готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
  2. Формировать готовность использовать методы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитывать идеологию здорового образа жизни и культуру безопасного поведения

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 32.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 11.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Индивидуальные факторы здоровья Формировать готовность использовать знание индивидуальных факторов здоровья для анализа степени соответствия образа жизни обучающихся понятию "здоровый" Применение знаний об индивидуальных факторах здоровья для диагностики образа жизни
  • Дидактическая единица (1). Здоровье и факторы его определяющие
  • Дидактическая единица (2). Культура здоровья.
  • Дидактическая единица (3). Здоровый образ жизни
  • Дидактическая единица (4). Питание и здоровье
  • Дидактическая единица (5).Движение и здоровье
  • Дидактическая единица (6). Биологические ритмы
  • Дидактическая единица (7). Сознание и здоровье. Психическое здоровье
  • Дидактическая единица (8).Основы иммунитета
  • Дидактическая единица (9). Рубежный контроль
Модуль 2. Социальные факторы здоровья Формировать готовность использовать знание социальных факторов здоровья для анализа степени соответствия образовательной среды здоровьесберегающим критериям Применение знаний о социальных факторах здоровья для диагностики показателей здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации
  • Дидактическая единица (1). Социум и здоровье
  • Дидактическая единица (2). Общественная профилактика развития заболеваний
  • Дидактическая единица (3). Школьные факторы здоровья
  • Дидактическая единица (4). Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся
  • Дидактическая единица (5). Здоровьесберегающие технологии в школе
  • Дидактическая единица (6). Профилактика развития вредных привычек
  • Дидактическая единица (7). Семейные факторы здоровья
  • Дидактическая единица (8). Воспитания здорового образа жизни в семье
  • Дидактическая единица (9). Рубежный контроль
  • Дидактическая единица (10). Промежуточная аттестация

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Здоровье и факторы его определяющие Лекция 2.0 1
2 Культура здоровья Лекция 2.0 1
3 Культура здоровья Индивидуальная работа 2.0 1
4 Здоровье и факторы его определяющие Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Культура здоровья Самостоятельное изучение 2.0 1
6 Здоровый образ жизни Лекция 2.0 2
7 Питание и здоровье Самостоятельное изучение 2.0 2
8 Питание и здоровье Индивидуальная работа 2.0 2
9 Здоровый образ жизни Самостоятельное изучение 2.0 2
10 Питание и здоровье Лекция 2.0 2
11 Движение и здоровье Лекция 2.0 3
12 Биологические ритмы Лекция 2.0 3
13 Биологические ритмы Индивидуальная работа 2.0 3
14 Движение и здоровье Самостоятельное изучение 2.0 3
15 Сознание и здоровье. Психическое здоровье Лекция 2.0 4
16 Сознание и здоровье. Психическое здоровье Самостоятельное изучение 2.0 4
17 Биологические ритмы Лекция 2.0 4
18 Биологические ритмы Самостоятельное изучение 2.0 4
19 Основы иммунитета Лекция 2.0 5
20 Рубежный контроль Контрольная работа 1.0 5
21 Основы иммунитета Самостоятельное изучение 2.0 5
22 Социум и здоровье Лекция 2.0 6
23 Общественная профилактика развития заболеваний Лекция 2.0 6
24 Социум и здоровье Самостоятельное изучение 2.0 6
25 Общественная профилактика развития заболеваний Самостоятельное изучение 2.0 6
26 Школьные факторы здоровья Самостоятельное изучение 2.0 7
27 Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся Лекция 2.0 7
28 Школьные факторы здоровья Лекция 2.0 7
29 Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся Самостоятельное изучение 2.0 7
30 Здоровьесберегающие технологии в школе Индивидуальная работа 2.0 8
31 Семейные факторы здоровья Лекция 2.0 8
32 Здоровьесберегающие технологии в школе Лекция 2.0 8
33 Здоровьесберегающие технологии в школе Самостоятельное изучение 2.0 8
34 Семейные факторы здоровья Самостоятельное изучение 2.0 8
35 Воспитание здорового образа жизни в семье Индивидуальная работа 2.0 9
36 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) 1.0 9
37 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9
38 Воспитание здорового образа жизни в семье Лекция 2.0 9
39 Воспитание здорового образа жизни в семье Самостоятельное изучение 2.0 9
40 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 9
41 Рубежный контроль Самостоятельное изучение 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Здоровье и факторы его определяющие Лекция Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Воспроизведение
2 Культура здоровья Лекция Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Воспроизведение
3 Культура здоровья Индивидуальная работа Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Воспроизведение
Объяснять значение культуры здоровья в сохранении жизни и здоровья человека Воспроизведение
4 Здоровье и факторы его определяющие Самостоятельное изучение Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Воспроизведение
5 Культура здоровья Самостоятельное изучение Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Воспроизведение
6 Здоровый образ жизни Лекция Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Воспроизведение
Объяснять компоненты здорового образа жизни Воспроизведение
7 Питание и здоровье Самостоятельное изучение Объяснять значение культуры здоровья в сохранении жизни и здоровья человека Воспроизведение
Анализировать структуру, состав, режим и качество питания Воспроизведение
8 Питание и здоровье Индивидуальная работа Объяснять значение культуры здоровья в сохранении жизни и здоровья человека Воспроизведение
Анализировать структуру, состав, режим и качество питания Воспроизведение
9 Здоровый образ жизни Самостоятельное изучение Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Воспроизведение
Объяснять компоненты здорового образа жизни Воспроизведение
10 Питание и здоровье Лекция Объяснять значение культуры здоровья в сохранении жизни и здоровья человека Воспроизведение
Анализировать структуру, состав, режим и качество питания Воспроизведение
11 Движение и здоровье Лекция Объяснять значение культуры здоровья в сохранении жизни и здоровья человека Воспроизведение
Обяснять критерии адекватной возрасту, полу и состоянию здоровья физической активности. Воспроизведение
12 Биологические ритмы Лекция Объяснять компоненты здорового образа жизни Воспроизведение
13 Биологические ритмы Индивидуальная работа Объяснять компоненты здорового образа жизни Воспроизведение
14 Движение и здоровье Самостоятельное изучение Объяснять значение культуры здоровья в сохранении жизни и здоровья человека Воспроизведение
Обяснять критерии адекватной возрасту, полу и состоянию здоровья физической активности. Воспроизведение
15 Сознание и здоровье. Психическое здоровье Лекция Анализировать структуру, состав, режим и качество питания Воспроизведение
Выделять критерии здоровья психики и ее влияния на состояние здоровья Воспроизведение
16 Сознание и здоровье. Психическое здоровье Самостоятельное изучение Анализировать структуру, состав, режим и качество питания Воспроизведение
Выделять критерии здоровья психики и ее влияния на состояние здоровья Воспроизведение
17 Биологические ритмы Лекция Выделять научные принципы построения режима дня и знания о биологических ритмах в построении режима дня, как собственного так и обучающихся Воспроизведение
18 Биологические ритмы Самостоятельное изучение Объяснять компоненты здорового образа жизни Воспроизведение
Выделять научные принципы построения режима дня и знания о биологических ритмах в построении режима дня, как собственного так и обучающихся Воспроизведение
19 Основы иммунитета Лекция Анализировать структуру, состав, режим и качество питания Воспроизведение
20 Рубежный контроль Контрольная работа Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Воспроизведение
Объяснять значение культуры здоровья в сохранении жизни и здоровья человека Воспроизведение
Объяснять компоненты здорового образа жизни Воспроизведение
21 Основы иммунитета Самостоятельное изучение Перичислять виды иммунитета и способы его укрепления Узнавание
22 Социум и здоровье Лекция Выделять ведущие социальные влияния, определяющие формирование здоровья людей Воспроизведение
23 Общественная профилактика развития заболеваний Лекция Определять первичную, вторичную и третичную профилактики заболеваний Узнавание
24 Социум и здоровье Самостоятельное изучение Выделять ведущие социальные влияния, определяющие формирование здоровья людей Воспроизведение
25 Общественная профилактика развития заболеваний Самостоятельное изучение Определять первичную, вторичную и третичную профилактики заболеваний Узнавание
26 Школьные факторы здоровья Самостоятельное изучение Уметь анализировать вредные поведенческие привычки в образе жизни (как собственном так и учащихся) Воспроизведение
27 Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся Лекция Объяснять роль учителя в формировании здоровья обучающихся Воспроизведение
28 Школьные факторы здоровья Лекция Уметь анализировать вредные поведенческие привычки в образе жизни (как собственном так и учащихся) Воспроизведение
Объяснять факторы и способы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания здорового образа жизни и культуры здоровья Воспроизведение
29 Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся Самостоятельное изучение Объяснять роль учителя в формировании здоровья обучающихся Воспроизведение
30 Здоровьесберегающие технологии в школе Индивидуальная работа Объяснять роль учителя в формировании здоровья обучающихся Воспроизведение
Перечислять здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательных организациях Узнавание
31 Семейные факторы здоровья Лекция Объяснять роль учителя в формировании здоровья обучающихся Воспроизведение
Объяснять семейные факторы, определяющие здоровье детей Воспроизведение
32 Здоровьесберегающие технологии в школе Лекция Объяснять роль учителя в формировании здоровья обучающихся Воспроизведение
Перечислять здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательных организациях Узнавание
33 Здоровьесберегающие технологии в школе Самостоятельное изучение Перечислять здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательных организациях Узнавание
34 Семейные факторы здоровья Самостоятельное изучение Объяснять семейные факторы, определяющие здоровье детей Воспроизведение
35 Воспитание здорового образа жизни в семье Индивидуальная работа Выделять ведущие социальные влияния, определяющие формирование здоровья людей Воспроизведение
Определять первичную, вторичную и третичную профилактики заболеваний Узнавание
Уметь анализировать вредные поведенческие привычки в образе жизни (как собственном так и учащихся) Воспроизведение
Объяснять роль учителя в формировании здоровья обучающихся Воспроизведение
36 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) Определять степень соответствия образа жизни своего и обучающихся понятию "здоровый" Воспроизведение
37 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Объяснять виды факторов здоровья и способы формирования культуры здоровья обучающихся Воспроизведение
38 Воспитание здорового образа жизни в семье Лекция Выделять ведущие социальные влияния, определяющие формирование здоровья людей Воспроизведение
Определять первичную, вторичную и третичную профилактики заболеваний Узнавание
Уметь анализировать вредные поведенческие привычки в образе жизни (как собственном так и учащихся) Воспроизведение
Объяснять роль учителя в формировании здоровья обучающихся Воспроизведение
Объяснять роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни обучающихся Воспроизведение
39 Воспитание здорового образа жизни в семье Самостоятельное изучение Выделять ведущие социальные влияния, определяющие формирование здоровья людей Воспроизведение
Определять первичную, вторичную и третичную профилактики заболеваний Узнавание
40 Рубежный контроль Индивидуальная работа Определять степень соответствия образа жизни своего и обучающихся понятию "здоровый" Воспроизведение
41 Рубежный контроль Самостоятельное изучение Определять степень соответствия образа жизни своего и обучающихся понятию "здоровый" Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Барышева, Е. С. Культура здоровья и профилактика заболеваний [Электронный ресурс] : учебное пособие для выполнения практических занятий по дисциплине «Культура здоровья и профилактика заболеваний» / Е. С. Барышева, С. В. Нотова.— Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 215 c. — 978-5-7410-1436-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61367.html
  2. Правдина, Л.Р. Психология профессионального здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.Р. Правдина ; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики. - Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. - 208 с. : схем., ил., табл. - Библиогр.: с. 168-172. - ISBN 978-5-9275-2302-3 ; То же - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493283
  3. Рипа, М. Д. Кинезотерапия. Культура двигательной активности : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Физическая культура" и "Физическая культура для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья (АФК)" / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. - М. : КноРус, 2017. - 370 с.

Дополнительная

  1. Багнетова Е. А. Образ жизни и профессиональные факторы риска здоровью педагога : монография / Багнетова Е. А.; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - 99, [1] с.
  2. Кобяков, Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни :учеб. пособие для сту-дентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) - Физическая культура / Ю. П. Кобяков. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 252 с.
  3. Кокаева, И. Ю. Современные подходы к формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов в поликультурной образовательной среде [Электронный ресурс] : монография / И. Ю. Кокаева, И. Г. Агузарова, К. А. Калустьянц. — Владикавказ : Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2016. — 186 c. — 978-5-98935-178-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64909.html
  4. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учеб. для приклад. баклавриата : учеб. для студентов вузов / М. Н. Мисюк. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 431, [1] с.
  5. Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования Издательство "ФЛИНТА" 2016 – 352 с. [Электронный ресурс]. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83457.-Загл. с экрана
  6. Педагогика здоровья. Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни школьников : метод. сб. - М. : Школьные технологии, 2013. - 127 с.

Цифровые ресурсы

  1. Изменение заболеваемости российских детей, подростков и взрослого населения болезнями основ-ных классов в постсоветский период. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/383/30/lang,ru/.
  2. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vmede.org/sait/Obshesyvennoe_3d_medik

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.В.ДВ.14.02 Культура здоровья [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / направленность Основы безопасности жизнедеятельности / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А. Багнетова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/