бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 8, 2019
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Nov. 18, 2019
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Feb. 3, 2020

Б1.В.ДВ.04.01 ДВ: Профилактика зависимости от психоактивных веществ в образовательных учреждениях, 3 семестр

М-8131, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Комплексная безопасность образовательного пространства), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2). перечислять области ответственности педагога за профилактику зависимого поведения у обучающихся. знаниевый
объяснять социальные и этические составляющие ответственности за осуществление профилактики зависимого поведения у обучающихся. ориентировочный
определять педагогические факторы риска развития зависимого поведения у обучающихся. операциональный
оценивать факторы риска развития зависимого поведения у обучающихся. опыт
готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8). перечислять правила проектирования образовательных программ по профилактике развития зависимого поведения у обучающихся. знаниевый
объяснять правила проектирования образовательных программ по профилактике развития зависимого поведения у обучающихся. ориентировочный
определять основные этапы проектирования образовательных программ по профилактике развития зависимого поведения у обучающихся. операциональный
оценивать степень соответствия образовательной программы по профилактике развития зависимого поведения у обучающихся существующим требованиям. опыт
готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10) перечислять требования к содержанию учебных дисциплин, направленных на профилактику развития зависимого поведения у обучающихся. знаниевый
объяснять требования к методикам обучения и содержанию дисциплин, направленных на профилактику развития зависимого поведения у обучающихся. ориентировочный
определять основные требования к методикам обучения и содержанию дисциплин, направленных на профилактику развития зависимого поведения у обучающихся. операциональный
оценивать степень соответствия методик обучения и содержания дисциплин, направленных на профилактику развития зависимого поведения у обучающихся. опыт
способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5). перечислять с помощью информационных технологий и источников информации внешкольные факторы риска развития зависимого поведения у обучающихся. знаниевый
объяснять с помощью информационных технологий и источников информации внешкольные факторы риска развития зависимого поведения у обучающихся. ориентировочный
определять внешкольные факторы риска развития зависимого поведения у обучающихся. операциональный
оценивать внешкольные факторы риска развития зависимого поведения у обучающихся. опыт

Цели изучения дисциплины

формировать готовность разрабатывать программы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей младшего школьного возраста

Задачи

  1. Научить анализировать присутствие в образовательных учреждениях факторов риска развития у обучающихся зависимости от психоактивных веществ
  2. Формировать готовность использовать в образовательных учреждениях способы профилактики употребления ПАВ у обучающихся

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 14.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.5 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 1.29 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Факторы риска развития у обучающихся зависимости от психоактивных веществ Формировать готовность осуществлять в образовательных учреждениях профилактику развития у обучающихся зависимости от психоактивных веществ Научить анализировать присутствие в образовательных учреждениях факторов риска развития у обучающихся зависимости от психоактивных веществ
  • Дидактическая единица (1). Основные причины развития зависимости от психоактивных веществ
  • Дидактическая единица (2). Семейные факторы риска развития зависимого поведения
  • Дидактическая единица (3). Психологические, физиологические и социальные причины зависимого поведения
Модуль 2. Профилактика развития у обучающихся зависимости от психоактивных веществ Формировать готовность осуществлять в образовательных учреждениях профилактику развития у обучающихся зависимости от психоактивных веществ Составлять программу профилактики развития у обучающихся зависимости от психоактивных веществ
  • Дидактическая единица (4). Возможности и ответственность школы в осуществлении профилактики развития зависимости от ПАВ у школьников
  • Дидактическая единица (5). Методы определения склонности к развитию зависимости от ПАВ у обучающихся
  • Дидактическая единица (6). Основные принципы и подходы к предупреждению развития зависимости от ПАВ
  • Дидактическая единица (7). Работа с родителями обучающихся по вопросам профилактики зависимости от ПАВ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные причины развития зависимости от психоактивных веществ Семинар (М) 2.0 1
2 Основные причины развития зависимости от психоактивных веществ Самостоятельное изучение 2.0 2
3 Семейные факторы риска развития зависимого поведения Семинар (М) 2.0 3
4 Семейные факторы риска развития зависимого поведения Самостоятельное изучение 2.0 4
5 Психологические, физиологические и социальные причины зависимого поведения Семинар (М) 2.0 5
6 Психологические, физиологические и социальные причины зависимого поведения Самостоятельное изучение 2.0 5
7 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 6
8 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 7
9 Рубежный контроль Самостоятельное изучение 2.0 7
10 Возможности и ответственность школы в осуществлении профилактики развития зависимости от ПАВ у школьников Семинар (М) 2.0 8
11 Возможности и ответственность школы в осуществлении профилактики развития зависимости от ПАВ у школьников Самостоятельное изучение 2.0 9
12 Методы определения склонности к развитию зависимости от ПАВ у обучающихся Семинар (М) 2.0 10
13 Основные принципы и подходы к предупреждению развития зависимости от ПАВ Семинар (М) 2.0 11
14 Методы определения склонности к развитию зависимости от ПАВ у обучающихся Индивидуальная работа 2.5 11
15 Методы определения склонности к развитию зависимости от ПАВ у обучающихся Самостоятельное изучение 2.0 11
16 Основные принципы и подходы к предупреждению развития зависимости от ПАВ Самостоятельное изучение 2.0 12
17 Работа с родителями обучающихся по вопросам профилактики зависимости от ПАВ Семинар (М) 2.0 13
18 Работа с родителями обучающихся по вопросам профилактики зависимости от ПАВ Самостоятельное изучение 2.0 13
19 Промежуточная атестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные причины развития зависимости от психоактивных веществ Семинар (М) Объяснять причины развития зависимости от психоактивных веществ Воспроизведение
2 Основные причины развития зависимости от психоактивных веществ Самостоятельное изучение Объяснять причины развития зависимости от психоактивных веществ Воспроизведение
3 Семейные факторы риска развития зависимого поведения Семинар (М) Объяснять семейные факторы, провоцирующие развитие зависимого поведения Воспроизведение
4 Семейные факторы риска развития зависимого поведения Самостоятельное изучение Объяснять семейные факторы, провоцирующие развитие зависимого поведения Воспроизведение
5 Психологические, физиологические и социальные причины зависимого поведения Семинар (М) Объяснять основные психологические, физиологические и социальные причины развития зависимости от психоактивных веществ Воспроизведение
6 Психологические, физиологические и социальные причины зависимого поведения Самостоятельное изучение Объяснять основные психологические, физиологические и социальные причины развития зависимости от психоактивных веществ Воспроизведение
7 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) Объяснять причины развития зависимости от психоактивных веществ Воспроизведение
Объяснять семейные факторы, провоцирующие развитие зависимого поведения Воспроизведение
Объяснять основные психологические, физиологические и социальные причины развития зависимости от психоактивных веществ Воспроизведение
8 Рубежный контроль Индивидуальная работа Объяснять причины развития зависимости от психоактивных веществ Воспроизведение
Объяснять семейные факторы, провоцирующие развитие зависимого поведения Воспроизведение
Объяснять основные психологические, физиологические и социальные причины развития зависимости от психоактивных веществ Воспроизведение
9 Рубежный контроль Самостоятельное изучение Объяснять причины развития зависимости от психоактивных веществ Воспроизведение
10 Возможности и ответственность школы в осуществлении профилактики развития зависимости от ПАВ у школьников Семинар (М) Объяснять воспитательные и законодательные возможности образовательной организации в осуществлении профилатики зависимости от ПАВ Воспроизведение
11 Возможности и ответственность школы в осуществлении профилактики развития зависимости от ПАВ у школьников Самостоятельное изучение Объяснять воспитательные и законодательные возможности образовательной организации в осуществлении профилатики зависимости от ПАВ Воспроизведение
12 Методы определения склонности к развитию зависимости от ПАВ у обучающихся Семинар (М) Перечислять медицинские и психолого-педагогические методы определения склонности обучающихся к развитию зависимости от ПАВ Узнавание
13 Основные принципы и подходы к предупреждению развития зависимости от ПАВ Семинар (М) Объяснять основные принципы и подходы к предупреждению развития зависимости от ПАВ Воспроизведение
14 Методы определения склонности к развитию зависимости от ПАВ у обучающихся Индивидуальная работа Перечислять медицинские и психолого-педагогические методы определения склонности обучающихся к развитию зависимости от ПАВ Узнавание
15 Методы определения склонности к развитию зависимости от ПАВ у обучающихся Самостоятельное изучение Перечислять медицинские и психолого-педагогические методы определения склонности обучающихся к развитию зависимости от ПАВ Узнавание
16 Основные принципы и подходы к предупреждению развития зависимости от ПАВ Самостоятельное изучение Объяснять основные принципы и подходы к предупреждению развития зависимости от ПАВ Воспроизведение
17 Работа с родителями обучающихся по вопросам профилактики зависимости от ПАВ Семинар (М) Объяснять стратегии и содержание взаимодействия семьи и общеобразовательной организации по вопросам профилактики развития зависимости обучающихся от ПАВ Воспроизведение
18 Работа с родителями обучающихся по вопросам профилактики зависимости от ПАВ Самостоятельное изучение Объяснять стратегии и содержание взаимодействия семьи и общеобразовательной организации по вопросам профилактики развития зависимости обучающихся от ПАВ Воспроизведение
19 Промежуточная атестация Промежуточная аттестация (зачет) Объяснять причины развития зависимости от психоактивных веществ Воспроизведение
Объяснять семейные факторы, провоцирующие развитие зависимого поведения Воспроизведение
Объяснять основные психологические, физиологические и социальные причины развития зависимости от психоактивных веществ Воспроизведение
Объяснять воспитательные и законодательные возможности образовательной организации в осуществлении профилатики зависимости от ПАВ Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма [Электронный ресурс]: монография / Е. А. Кошкина, Ш. И. Спектор, В. Г. Сенцов, С. И. Богданов. — 2-е изд. — Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 288 c. — ISBN 978-5-4486-0839-1. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/88179.html
  2. Профилактика девиантного поведения в образовательной организации (правовые аспекты) [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.И. Глушков, А.Я. Минин, О.В. Поликашина, С.А. Тульская ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет», Институт социально-гуманитарного образования. – Москва : МПГУ, 2018. – 224 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500521
  3. Рождественская, Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. А. Рождественская. — М. : Генезис, 2015. — 216 c. — ISBN 978-5-98563-338-2. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: http://www.iprbookshop.ru/54341.html

Дополнительная

  1. Бузина, Т. С. Психологическая профилактика наркотической зависимости [Электронный ресурс]: монография / Т. С. Бузина. — М. : Когито-Центр, 2015. — 312 c. — ISBN 978-5-89353-472-6. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/51942.html
  2. Горбатюк, В. А. Профилактика зависимого поведения обучающихся [Электронный ресурс]: методическое пособие / В. А. Горбатюк. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. — 180 c. — ISBN 978-985-503-760-7. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/84886.html
  3. Молодежь в зоне риска. Социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма [Электронный ресурс]: монография / Л. Н. Владыковская, А. К. Воднева, А. В. Дерман [и др.] ; под редакцией О. А. Павловская. — Минск : Белорусская наука, 2015. — 430 c. — ISBN 978-985-08-1918-5. — Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/51821.html
  4. Николаева, Л. П. Наркомания и молодежь [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. П. Николаева. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 113 c. — ISBN 978-5-4497-0238-8. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/86943.html
  5. Николаева, Л. П. Профилактика девиантного поведения молодежи. Наркомания и алкоголизм [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. П. Николаева. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 80 c. — ISBN 978-5-4497-0239-5. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/86944.html
  6. Профилактика зависимого поведения обучающихся [Электронный ресурс]: методическое пособие / В.А. Горбатюк, Ю.В. Емельяненко, С.П. Козырева, В.В. Луцкович, Т.В. Бадашова; под общ. ред. В. А. Горбатюк; под общ. ред. О. С. Попова. - Минск : РИПО, 2018. - 180 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487969
  7. Социально-психологические аспекты отклоняющегося поведения. Профилактика зависимости от психоактивных веществ и формирования жизнестойкости молодежи [Электронный ресурс]: методическое пособие / составители А. Р. Вазиева, Р. Р. Хуснутдинова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. — 96 c. — ISBN 2227-8397. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/83834.html
  8. Тарасенко, Л.В. Технологии работы с молодежью группы риска в России [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.В. Тарасенко, О.А. Нор-Аревян. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2015. – 218 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462035

Цифровые ресурсы

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.В.ДВ.04.01 ДВ: Профилактика зависимости от психоактивных веществ в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01, Педагогическое образование / направленность Комплексная безопасность образовательного пространства / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А. Багнетова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/