бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа*

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 29, 2019 утверждение отклонено Jan. 24, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласование отклонено Jan. 24, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено Jan. 24, 2020

Б1.В.ДВ.09.01 ДВ: Использование нетрадиционных техник в рисовании детей дошкольного возраста с ЗПР, 5 семестр 1 полусеместр

Б-07111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК - 2) Знает особенности нетрадиционных техник рисования и их применения в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР как направления коррекционно-педагогической деятельности знаниевый
Владеет алгоритмом использования нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР ориентировочный
Владеет различными нетрадиционными техниками рисования и умеет их использовать в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР операциональный
Имеет опыт разработки конспекта занятия с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста с ЗПР опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональной компетентности студентов по использованию нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР

Задачи

  1. Формирование знаний об особенностях нетрадиционных техник рисования и их возможностях в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР
  2. Формирование умений по овладению различными нетрадиционными техниками рисования и их использованию в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 14.5 ч.
Часов в неделю 1.5 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Возможности нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Формирование знаний об особенностях нетрадиционных техник рисования и их возможностях в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Знание особенностей изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР; знание различных нетрадиционных техник рисования и их развивающе-коррекционного потенциала в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР; владение различными нетрадиционными техниками рисования; знания и умения по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР
  • Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР
  • Возможности нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста с ЗПР Формирование умений по овладению различными нетрадиционными техниками рисования и использованию в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР Владение различными нетрадиционными техниками рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР; знание и умение использовать различные нетрадиционные техники рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР
  • Нетрадиционные приемы рисования акварелью
  • Пуантилизм
  • Граттаж (фроттаж)
  • Кляксография
  • Штампинг
  • Техника эбру
  • Пальцеграфия
  • Аэрография
  • Монотипия
  • Ниткография
  • Рисование с использованием нетрадиционных материалов

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Возможности нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Практическая работа 1.0 1
2 Нетрадиционные приемы рисования акварелью Практическая работа 1.0 1
3 Пуантилизм Практическая работа 1.0 1
4 Штампинг Практическая работа 1.0 1
5 Пальцеграфия Практическая работа 1.0 1
6 Ниткография Практическая работа 1.0 1
7 Особенности изобразительной деятельности детей С ЗПР Самостоятельное изучение 4.0 1
8 Возможности нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Самостоятельное изучение 4.0 1
9 Нетрадиционные приемы рисования акварелью Самостоятельное изучение 4.0 1
10 Пуантилизм Самостоятельное изучение 4.0 1
11 Граттаж (фроттаж) Самостоятельное изучение 6.0 1
12 Кляксография Самостоятельное изучение 4.0 1
13 Штампинг Самостоятельное изучение 4.0 1
14 Пальцеграфия Самостоятельное изучение 3.0 1
15 Аэрография Самостоятельное изучение 3.0 1
16 Монотипия Самостоятельное изучение 4.0 1
17 Рисование с использованием нетрадиционных материалов Самостоятельное изучение 4.0 1
18 Ниткография Самостоятельное изучение 4.0 1
19 Монотипия Практическая работа 2.0 1
20 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) 4.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Возможности нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Практическая работа Знание различных нетрадиционных техник и их возможностей в работе с детьми Воспроизведение
Владение различными приемами нетрадиционных акварельных техник (использование воскового мелка, выделивание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
2 Нетрадиционные приемы рисования акварелью Практическая работа Знание особенностей нетрадиционных приемов техники акварели и их особенностей в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными нетрадиционными приемами рисования акварелью (использование воскового мелка, свечи, выбеливание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
3 Пуантилизм Практическая работа Знание особенностей техники пуантилизма и ее использования в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение приемами техники пуантилизма Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
4 Штампинг Практическая работа Знание особенностей техники штампинга и ее возможностей в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами техники (оттиски нитками, трафаретами, штампами из различных материалов) Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
5 Пальцеграфия Практическая работа Знание особенностей техники пальцеграфии и ее возможностей при проведении занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами техники пальцеграфии (рисование пальцами, ладошкой, ребром ладони и т.д.) Творчество
Знание методических особенностей использования данной техники в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
6 Ниткография Практическая работа Знание особенностей и видов ниткографии и их возможностей в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методических особенностей использования приемов техники ниткографии Воспроизведение
Владение различными приемами техники ниткографии (рисование нитью, при помощи нити, изонить и т.д.) Творчество
Умение применять данную технику при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
7 Особенности изобразительной деятельности детей С ЗПР Самостоятельное изучение Умение ососновать значение и роль творчества и изобразительной деятельности в развитии детей Воспроизведение
Знание этапов и особенностей развития детской ИЗО-детятельности Воспроизведение
Знание особенностей ИЗО-деятельности детей с ЗПР Воспроизведение
Знание принципов и педагогических условий использования ИЗО-деятельности в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
8 Возможности нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Самостоятельное изучение Знание различных нетрадиционных техник и их возможностей в работе с детьми Воспроизведение
Владение различными приемами нетрадиционных акварельных техник (использование воскового мелка, выделивание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
Знание возможностей использования различных нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР при решении различных коррекционно-развивающих задач Применение
9 Нетрадиционные приемы рисования акварелью Самостоятельное изучение Знание особенностей нетрадиционных приемов техники акварели и их особенностей в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными нетрадиционными приемами рисования акварелью (использование воскового мелка, свечи, выбеливание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
10 Пуантилизм Самостоятельное изучение Знание особенностей техники пуантилизма и ее использования в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение приемами техники пуантилизма Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
11 Граттаж (фроттаж) Самостоятельное изучение Знание особенности техники граттаж и ее возможностей в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение приемами техники граттаж Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
12 Кляксография Самостоятельное изучение Знание особенностей техники кляксографии и ее использования в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами техники кляксографии Творчество
Знание методических особенностей использования данной техники в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
13 Штампинг Самостоятельное изучение Знание особенностей техники штампинга и ее возможностей в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами техники (оттиски нитками, трафаретами, штампами из различных материалов) Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
14 Пальцеграфия Самостоятельное изучение Знание особенностей техники пальцеграфии и ее возможностей при проведении занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами техники пальцеграфии (рисование пальцами, ладошкой, ребром ладони и т.д.) Творчество
Знание методических особенностей использования данной техники в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
15 Аэрография Самостоятельное изучение Знание особенностей техники аэрография и ее возможностей при проведении занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методики использования различных приемов техники аэрография Воспроизведение
Владение различными приемами техники аэрография (набрызг, распыление) Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
16 Монотипия Самостоятельное изучение Знание особенностей техники монотипия и ее возможностей при проведении занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методических особенностей использования данной техники в работе с детьми дошкольного взраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами техники монотипия (оттиски с использованием стекла, бумаги, листьев и т.д.) Творчество
Умение использовать данную технику при разработке занятий по рисованию с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
17 Рисование с использованием нетрадиционных материалов Самостоятельное изучение Знание возможностей и приемов использования различных нетрадиционных материалов (соль, крупа, песок, пластилин) в ИЗО-деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методических особенностей использования различных нетрадиционных материалов в рисовании детей дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Умение приенять данные техники и приемы при разработке занятий по рисованию с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
18 Ниткография Самостоятельное изучение Знание особенностей и видов ниткографии и их возможностей в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методических особенностей использования приемов техники ниткографии Воспроизведение
Владение различными приемами техники ниткографии (рисование нитью, при помощи нити, изонить и т.д.) Творчество
Умение применять данную технику при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
19 Монотипия Практическая работа Результаты не указаны
20 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] : учебное пособие по коррекционной педагогике : пособие / под ред. Т.Г. Неретиной ; сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова и др. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Флинта, 2014. - 186 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83378 –Загл. с экрана
  2. Никитин, В. Н. Арт-терапия [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. Н. Никитин. — 2-е изд. — М. : Когито-Центр, 2019. — 336 c. — ISBN 978-5-89353-423-8. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/88406.html
  3. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений выс. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - 6-е изд., стур. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.- 256 с., [16] с. ил. - (Сер. Бакалавриат).

Дополнительная

  1. Колягина, В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / В. Г. Колягина. — М. : Прометей, 2016. — 164 c. — ISBN 978-5-906879-02-8. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/58113.html
  2. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков [Электронный ресурс]: пособие / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. — 2-е изд. — М. : Когито-Центр, 2019. — 208 c. — ISBN 978-5-89353-303-3. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/88284.html
  3. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам [Электронный ресурс]: отечественный и зарубежный опыт / Е. Глибина, Кэролайн Кейз, А. Кервинен [и др.] ; под ред. А. И. Копытин. - М. : Когито-Центр, 2012. - 288 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47524.html
  4. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — СПб. : КАРО, 2016. — 112 c. — ISBN 978-5-9925-0131-5. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/61014.html
  5. Никитина А.В. Рисование веревочкой [Электронный ресурс] : практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах / А.В. Никитина. —СПб. : КАРО, 2010. — 96 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа:: http://www.iprbookshop.ru/19407.html -по паролю
  6. Сухонина, Н. С. Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. С. Сухонина, В. Р. Ушакова. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 127 c. — ISBN 978-5-4487-0596-0. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/87588.html

Цифровые ресурсы

  1. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Часть I. -М.: Скрипторий, 2003. - 80с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1. http://festival.1september.ru/articles/574212/
  2. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие) - М.: Классике Стиль, 2004. - 72 с: ил. -[Электронный ресурс] : Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-1.shtml
  3. Нетрадиционные графические техники для детей дошкольного возраста / Т.А. Ботова, С.А. Еменева, А.М. Ямашева. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592653/
  4. Нетрадиционные техники рисования - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lychik.ru/articles/grow-up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/
  5. Смирнова М.П. Использование нетрадиционных техник присования в художественно-творческой деятельности детей с ОВЗ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2012/05/03/ispolzovanie-netraditsionnykh-tekhnik-risovaniya-v-khudozhestvenno
  6. Феоктистова С. Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей . - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-netradicionaja-tehnika-risovanija-s-detmi-ovz-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-detei.html

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ - [Электронный ресурс]: Б- 4111 Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.Г.Балина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.