бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 29, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 30, 2019
А.В. Фурсов декан факультета

Б1.В.10 Основы проектной деятельности, 5 семестр 1 полусеместр

Б-07011, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Физическая культура), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9) Знает специфику и особенности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. знаниевый
Умеет проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся операциональный
Способность проектировать образовательные программы (ПК-8) Знает специфику и особенности проектирования образовательных программ знаниевый
Умеет проектировать образовательные программы операциональный
Способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10) Знает специфику разработки программ личностного развития и профессионального роста как объекта проектирования знаниевый
Умеет проектировать программу личностного развития и профессионального роста ориентировочный
Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3) Знает основные понятия проектирования знаниевый
Знает типы, виды, принципы и логику организации проектной деятельности знаниевый
Знает эвоюцию идей использования проектной деятельности в ретроспективе знаниевый
Осознает возможности и трудности использования проектной деятельности ориентировочный
Понимает педагогическую сущность проектирования как деятельности ориентировочный
Владеет способами оценки результатов проектной деятельности в сфере образования операциональный
Умеет определять возможности и условия использования проектной деятельности в образовательном процессе операциональный
Имеет опыт изучения и анализа проектной деятельности в сфере образования опыт
Имеет опыт создания и оценки проекта в рамках решения профессиональных задач опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умения осуществлять проектную деятельность для решения профессиональных задач в сфере образования.

Задачи

  1. Формирование знаний о педагогическом проектировании и основах организации проектной деятельности
  2. Формирование умений организовывать проектную деятельность в сфере образования и проводить оценку ее результатов

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 6.5 ч.
Часов в неделю 1.5 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы проектной деятельности Формирование знаний о сущности проектной деятельности, ее функциях, принципах организации, видах проектирования и логике организации Знает сущность и характеристики проектной деятельности, особенности учебного проектирования; понимает преимущества проектной деятельности и ее значимость и возможности как для педагогов, так и учащихся (студентов); умеет выделять и характеризовать различные виды проектов; владеет основными понятиями проектирования; знает логику организации проектной деятельности; умеет характеризовать специфику деятельности на каждом из этапов
  • Педагогическая сущность проектирования
  • Развитие идей проектирования
  • Основные понятия проектирования
  • Проектная технология
  • Субъекты и объекты педагогического проектирования
  • Виды проектов
  • Логика организации проектной деятельности
Методические аспекты организации проектной деятельности Формирование умений организовывать проектную деятельность в сфере образования и проводить оценку ее результатов Умеет осуществлять целеполагание, проблематизацию и планирование проектной деятельности в зависимости от вида проекта; знает особенности работы проектной команды; владеет приемами организации проектной группы и методами стимулирования работы; знает основные требования к оформлению результатов проектной деятельности; умеет осуществлять оценку и рефлексию проектной деятельности
  • Определение тематики и постановка проблемы
  • Целеполагание и планирование проектной деятельности
  • Результаты и оценка проектной деятельности
  • Требования к участникам проектной деятельности
  • Оформление и защита проекта

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогическая сущность проектирования Лекция 1.0 1
2 История педагогического проектирования Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Основные понятия педагогического проектировани Лекция 1.0 1
4 Проектная технология Самостоятельное изучение 4.0 1
5 Логика и основные этапы проектной деятельности Лекция 1.0 1
6 Логика и основные этапы проектной деятельности Самостоятельное изучение 6.0 1
7 Выбор темы и постановка проблемы проектной деятельности Практическая работа 1.0 1
8 Целеполагание и планирование проектной деятельности Практическая работа 1.0 1
9 Целеполагание и планирование проектной деятельности Самостоятельное изучение 4.0 1
10 Результаты и оценка проектной деятельности Практическая работа 1.0 1
11 Требование к участникам проектной деятельности Самостоятельное изучение 4.0 1
12 Субъекты и объекты педагогического проектирования Самостоятельное изучение 6.0 1
13 Результаты и оценка проектной деятельности Самостоятельное изучение 6.0 1
14 Виды проектов Лекция 1.0 1
15 Презентация и защита проекта Практическая работа 1.0 1
16 Педагогическая сущность проектирования Самостоятельное изучение 4.0 1
17 Основные понятия педагогического проектировани Самостоятельное изучение 4.0 1
18 Виды проектов Самостоятельное изучение 4.0 1
19 Выбор темы и постановка проблемы проектной деятельности Самостоятельное изучение 4.0 1
20 Презентация и защита проекта Самостоятельное изучение 4.0 1
21 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) 4.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогическая сущность проектирования Лекция Знает и умеет анализировать педагогическую сущность проектирования как особого вида деятельности Воспроизведение
Знает преимущества проектной деятельности Воспроизведение
Умеет выделять достоинства использования и сложности организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает сущность основных понятий, относящихся к проектной деятельности Воспроизведение
2 История педагогического проектирования Самостоятельное изучение Знает и умеет анализировать основные историко-культурные источники развития педагогческого проектирования Воспроизведение
Характеризует основные идеи педагогического проектирования в их ретроспективе Воспроизведение
Умеет анализировать вклад различных педагогов в развитие идей педагогического проектирования Воспроизведение
3 Основные понятия педагогического проектировани Лекция Знает сущность основных понятий, относящихся к проектной деятельности Воспроизведение
Знает особенности и составляющие проектной культуры Воспроизведение
Умеет анализировать основные подходы к проектированию: проектно-целевой, проектно-программный, проектно-модульный Воспроизведение
Знает основные функции проектной деятельности Воспроизведение
Знает виды педагогического проектирования Воспроизведение
Знает принципы педагогического проектирования Воспроизведение
Умеет выделять и характеризовать уровни педагогического проектирования Воспроизведение
4 Проектная технология Самостоятельное изучение Знает особенности проектных технологий и специфику их использования на разных ступенях образования Воспроизведение
Знает основные роли и функции педагога в организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает алгоритм деятельности педагога при организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает и понимает специфику использования проектной деятельности на разных возрастных этапах Воспроизведение
5 Логика и основные этапы проектной деятельности Лекция Умеет выстраивать логику проектной деятельности в соответствии с типом проекта Применение
Знает общий алгоритм деятельности педагога при организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает специфику каждого этапа проектной деятельности Воспроизведение
Умеет отбирать проектные процедуры, характерные для каждого этапа проектной деятельности Применение
Знает специфику работы педагога-руководителя проекта на каждом этапе проектирования Воспроизведение
6 Логика и основные этапы проектной деятельности Самостоятельное изучение Умеет выстраивать логику проектной деятельности в соответствии с типом проекта Применение
Знает общий алгоритм деятельности педагога при организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает специфику каждого этапа проектной деятельности Воспроизведение
Умеет отбирать проектные процедуры, характерные для каждого этапа проектной деятельности Применение
Знает специфику работы педагога-руководителя проекта на каждом этапе проектирования Воспроизведение
7 Выбор темы и постановка проблемы проектной деятельности Практическая работа Знает требования к результату постановки проблемы Воспроизведение
Владеет обощенным способом решения проблемы Применение
Умеет обосновывать актуальность проекта Применение
Знает и умеет отбирать методы поиска решения проблемы Применение
Знает специфику исследовательских проектов Воспроизведение
Умеет выбирать тему и обосновывать актуальность исследовательских проектов Применение
Умеет ставить познавательную проблему Применение
8 Целеполагание и планирование проектной деятельности Практическая работа Умеет определять цель проектной деятельности Применение
Знает требования к цели проектной деятельсности Воспроизведение
Умеет планировать деятельность при выполнении проекта в соответствии с требованиями к оценке качества плана Применение
Владеет схемой проверки гипотез Применение
Умеет разрабатывать гипотезу исследовательского проекта Применение
Умеет планировать исследование Применение
9 Целеполагание и планирование проектной деятельности Самостоятельное изучение Умеет определять цель проектной деятельности Применение
Знает требования к цели проектной деятельсности Воспроизведение
Умеет планировать деятельность при выполнении проекта в соответствии с требованиями к оценке качества плана Применение
Умеет разрабатывать гипотезу исследовательского проекта Применение
Умеет планировать исследование Применение
10 Результаты и оценка проектной деятельности Практическая работа Знает основные требования к результатам проектной деятельности Воспроизведение
Знает требования к оценке проектной деятельности, виды оценки Воспроизведение
Умеет отбирать критерии оценки проектной деятельности Применение
Имеет опыт разработки критериев оценивания результатов проекта Применение
11 Требование к участникам проектной деятельности Самостоятельное изучение Знает условия эффективной работы в проектной команде Воспроизведение
Знает основные требования к участникам проектной деятельности Воспроизведение
Умеет отбирать методы работы с участниками проектной группы в соответсвии с задачами проектной деятельности на каждом этапе (мотивация участников, профилактика конфликтов и т.д.) Применение
Знает основные формы и методы обучения участников проектной деятельности Воспроизведение
Умеет строить программу взаимодействия в соответсвии с задачами Применение
12 Субъекты и объекты педагогического проектирования Самостоятельное изучение Знает и умеет характеризовать основные проектные роли Воспроизведение
Знает специфику различных субъектов проектной деятельности (проектная группа, пилотная группа, тьюторы и т.д.) Воспроизведение
Умеет выделять и анализировать специфику некоторых объектов и предметов педагогического проектирования (образовательные программы, образовательная среда, социальное проектировани и т.д.) Применение
Знает основные объекты и предметы педагогического проектирования Узнавание
13 Результаты и оценка проектной деятельности Самостоятельное изучение Знает основные требования к результатам проектной деятельности Воспроизведение
Знает требования к оценке проектной деятельности, виды оценки Воспроизведение
Умеет отбирать критерии оценки проектной деятельности Применение
Имеет опыт разработки критериев оценивания результатов проекта Применение
14 Виды проектов Лекция Знает основные классификации педагогических проектов Узнавание
Умееет выделять сущностные характестики различных видов педагогических проектов (исследовательских, учебных, досуговых и т.д.) Воспроизведение
Умеет анализировать различные проекты Применение
15 Презентация и защита проекта Практическая работа Знает основные требования, предъявляемые к публичному выступлению и докладу Воспроизведение
Знает требования к использованию мультимедийной презентации Воспроизведение
Знает правила обсуждения проекта и организации рефлексии проектной деятельности Воспроизведение
Умеет использовать мультимедийную презентацию при защите проекта Применение
Выстраивает свое публичное выступление при защите проекта в соответсвии с требованиями Применение
16 Педагогическая сущность проектирования Самостоятельное изучение Знает и умеет анализировать педагогическую сущность проектирования как особого вида деятельности Воспроизведение
Знает преимущества проектной деятельности Воспроизведение
Умеет выделять достоинства использования и сложности организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает сущность основных понятий, относящихся к проектной деятельности Воспроизведение
17 Основные понятия педагогического проектировани Самостоятельное изучение Знает сущность основных понятий, относящихся к проектной деятельности Воспроизведение
Знает особенности и составляющие проектной культуры Воспроизведение
Знает основные функции проектной деятельности Воспроизведение
Знает виды педагогического проектирования Воспроизведение
Знает принципы педагогического проектирования Воспроизведение
18 Виды проектов Самостоятельное изучение Знает основные классификации педагогических проектов Узнавание
Знает специфику учебного проектирования Воспроизведение
Знает требования к организации и использованию учебных проектов Воспроизведение
19 Выбор темы и постановка проблемы проектной деятельности Самостоятельное изучение Знает требования к результату постановки проблемы Воспроизведение
Умеет обосновывать актуальность проекта Применение
Умеет выбирать тему и обосновывать актуальность исследовательских проектов Применение
20 Презентация и защита проекта Самостоятельное изучение Знает основные требования, предъявляемые к публичному выступлению и докладу Воспроизведение
Знает требования к использованию мультимедийной презентации Воспроизведение
Знает правила обсуждения проекта и организации рефлексии проектной деятельности Воспроизведение
Выстраивает свое публичное выступление при защите проекта в соответсвии с требованиями Применение
21 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) Знает требования к результату постановки проблемы Воспроизведение
Владеет обощенным способом решения проблемы Применение
Умеет обосновывать актуальность проекта Применение
Умеет выбирать тему и обосновывать актуальность исследовательских проектов Применение
Умеет определять цель проектной деятельности Применение
Знает требования к цели проектной деятельсности Воспроизведение
Умеет планировать деятельность при выполнении проекта в соответствии с требованиями к оценке качества плана Применение

Литература

Основная

  1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: Учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.
  2. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. - 2-е изд., доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 160 с.

Дополнительная

  1. Брыксина, О. Ф. Информационно-коммуникационные технологии в образовании : учеб. для студентов, [магистрантов] вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / О. Ф. Брыксина, Е. А. Пономарева, М. Н. Сонина. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 547, [2] с.
  2. Дубова, М. Ф. Организация проектной деятельности младших школьников. Образовательная система "Школа 2100" : практ. пособие для учителей нач. кл. / М. Ф. Дубова. - М. : Баласс, 2011. - 79, [1] с.
  3. Комарова, И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС [Электронный ресурс] / И. В. Комарова. - СПб. : КАРО, 2015. – 128 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61038.html
  4. Лазарев, В. С. Рекомендации для учителей по формированию практических и познавательных умений учащихся в проектной деятельности / В. С. Лазарев ; Департамент образования и науки ХМАО - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 39, [1] с.
  5. Леонтович, А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5 - 11 классы : [учеб.-метод. пособие] / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев ; под ред. А. В. Леонтовича. - Изд. 2-е. - М. : ВАКО, 2016. - 159, [1] с.
  6. Михалкина, Е.В. Организация проектной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.В. Михалкина, А.Ю. Никитаева, Н.А. Косолапова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. - 146 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461973
  7. Организация проектной деятельности обучающихся [Электронный ресурс] : Хрестоматия / Е. С. Полат [и др.]; сост.: В. Л. Пестерева, И. Н. Власова. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. - 164 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86374.html
  8. Оформление и защита проекта: методические рекомендации. Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) / Авт.-сост.: Балина О.Г., Подковко Е.Н.. - Сургут, РИО СурГПУ, 2017. - 40 с .
  9. Пашкевич, А. В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики : [учеб. пособие] / А. В. Пашкевич. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : РИОР [и др.], 2012. - 75, [1] с.
  10. Поливанова, К.Н., Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.

Цифровые ресурсы

  1. Зотова Е.В. Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации) [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – Режим доступа: http://www.nsportal.ru
  2. Медведева Е.Е. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций – Режим доступа: http://www.festival.1september.ru
  3. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] // Авторский коллектив: А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников, И. Г. Харисова, В. В. Белкина, В. Е. Гаибова. – Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, 2009. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org
  4. Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства [Электронный ресурс]: электронный учебник. – Режим доступа: http://bg-prestige.narod.ru
  5. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с. – Режим доступа: http://www.kspu.ru.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.15 Основы проектной деятельности [Электронный ресурс: Б-5062 Направление 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: Дошкольное образование) / Б.У. ВО "Сургутский гос. пед. университет"; сост. Балина О.Г. - Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.