бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 16, 2019 утверждено Jan. 31, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 13, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 21, 2020

Б1.О.03.03 Развитие начального общего образования на современном этапе , 2 семестр

М-9021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5) знание проблем развития начального образования с учетом разнообразия культур знаниевый
владение способами анализа направлений развития начального образования в разные исторические эпохи ориентировочный
умение определять критерии развития начального образования с учетом разнообразия культур операциональный
опыт анализа систем начального образования с учетом разнообразия культур опыт
Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4) знание истории начального образования в России и за рубежом знаниевый
владение способами анализа системы начального образования в разные исторические эпохи в России и за рубежом ориентировочный
умение определять условия и принципы духовно-нравственного воспитания в разные исторические эпохи операциональный
опыт анализа систем начального образования на основе базовых национальных ценностей опыт

Цели изучения дисциплины

формировать умение анализировать развитие системы начального общего образования в России и за рубежом в разные исторические эпохи

Задачи

  1. сформировать знание об истории начального образования в России и за рубежом
  2. сформировать умение исследовать состояние и потенциал современной системы начального образования в России и за рубежом

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 18.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 106.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 12 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (6.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 История начального образования сформировать знание об истории начального образования в России и за рубежом знание основных тенденций истории начального образование в России и за рубежом
  • История начального образования за рубежом
  • История начального образования в России
Модуль 2 Развитие современного начального образования сформировать умение анализировать состояние и потенциал современной системы начального образования в России и за рубежом умение осуществлять анализ и оценку современных систем начального образования в России и за рубежом
  • Начальная школа в разных странах
  • Современная начальная школа в России

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 История начального образования за рубежом Лекция 2.0 1
2 История начального образования за рубежом Самостоятельное изучение 7.0 1
3 История начального образования за рубежом Практическая работа (М) 2.0 1
4 Анализ основных тенденций и проблем в истории развития начального образования за рубежом Практическая работа (М) 4.0 2
5 Анализ основных тенденций и проблем в истории развития начального образования за рубежом Индивидуальная работа 2.0 2
6 Анализ основных тенденций и проблем в истории развития начального образования за рубежом Самостоятельное изучение 6.0 2
7 История начального образования в России Лекция 2.0 3
8 История начального образования в России Самостоятельное изучение 10.0 3
9 История начального образования в России Практическая работа (М) 2.0 3
10 История начального образования в России Индивидуальная работа 2.0 3
11 Рубежный контроль по 1 модулю Контрольная работа 2.0 4
12 Рубежный контроль по 1 модулю Индивидуальная работа 2.0 4
13 Современная начальная школа в разных странах Лекция 4.0 5
14 Современная начальная школа в разных странах Самостоятельное изучение 10.0 5
15 Современная начальная школа в разных странах Практическая работа (М) 6.0 6
16 Современная начальная школа в разных странах Индивидуальная работа 2.0 6
17 Актуальные проблемы развития современной начальной школы в России Практическая работа (М) 4.0 7
18 Актуальные проблемы развития современной начальной школы в России Самостоятельное изучение 8.0 7
19 Актуальные проблемы развития современной начальной школы в России Конференция 4.0 8
20 Актуальные проблемы развития современной начальной школы в России Лекция 2.0 9
21 Рубежный контроль по 2 модулю Контрольная работа 2.0 9
22 Рубежный контроль по 2 модулю Индивидуальная работа 2.0 9
23 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 История начального образования за рубежом Лекция знание особенностей развития начального образования за рубежом в разные исторические периоды Воспроизведение
2 История начального образования за рубежом Самостоятельное изучение знание основных идей великих педагогов о воспитании и развитии детей младшего школьного возраста Воспроизведение
3 История начального образования за рубежом Практическая работа (М) умение определять основные тенденции развития начального образования за рубежом в разные исторические периоды Применение
4 Анализ основных тенденций и проблем в истории развития начального образования за рубежом Практическая работа (М) умение анализировать основные тенденции в истории развития начального образования за рубежом Применение
5 Анализ основных тенденций и проблем в истории развития начального образования за рубежом Индивидуальная работа умение выделять проблемы, связанные с собственными научным интересами, в истории развития начального образования за рубежом. Творчество
6 Анализ основных тенденций и проблем в истории развития начального образования за рубежом Самостоятельное изучение умение проектировать способы решения проблем в развитии начального образования на современном этапе с применением знаний истории педагогики Творчество
7 История начального образования в России Лекция знание особенностей развития начального образования за рубежом в России исторические периоды Воспроизведение
8 История начального образования в России Самостоятельное изучение умение выделять проблемы, связанные с собственными научным интересами, в истории развития начального образованияв России. Творчество
9 История начального образования в России Практическая работа (М) умение анализировать основные тенденции в истории развития начального образования в России Применение
10 История начального образования в России Индивидуальная работа умение определять основные тенденции развития начального образования в России в разные исторические периоды Применение
11 Рубежный контроль по 1 модулю Контрольная работа знание особенностей развития начального образования за рубежом в разные исторические периоды Воспроизведение
знание особенностей развития начального образования за рубежом в России исторические периоды Воспроизведение
12 Рубежный контроль по 1 модулю Индивидуальная работа умение определять основные тенденции развития начального образования за рубежом в разные исторические периоды Применение
умение определять основные тенденции развития начального образования в России в разные исторические периоды Применение
13 Современная начальная школа в разных странах Лекция знание особенностей развития современного начального образования за рубежом Воспроизведение
14 Современная начальная школа в разных странах Самостоятельное изучение умение выделять проблемы, связанные с собственными научным интересами, в развитии начального образованияза рубежом Творчество
15 Современная начальная школа в разных странах Практическая работа (М) умение определять основные тенденции развития соврменной начальной школы за рубежом Применение
16 Современная начальная школа в разных странах Индивидуальная работа умение анализировать основные тенденции в развитие начального образования за рубежои Применение
17 Актуальные проблемы развития современной начальной школы в России Практическая работа (М) умение определять основные тенденции развития современной начальной школы за рубежом Применение
18 Актуальные проблемы развития современной начальной школы в России Самостоятельное изучение умение выделять проблемы, связанные с собственными научным интересами, в развитии начального образованияза рубежом Творчество
19 Актуальные проблемы развития современной начальной школы в России Конференция умение анализировать основные тенденции в развитие начального образования Применение
20 Актуальные проблемы развития современной начальной школы в России Лекция знание особенностей развития современной начальной школы Воспроизведение
21 Рубежный контроль по 2 модулю Контрольная работа знание особенностей развития современного начального образования за рубежом Воспроизведение
знание особенностей развития современной начальной школы Воспроизведение
22 Рубежный контроль по 2 модулю Индивидуальная работа Результаты не указаны
23 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) умение анализировать основные тенденции в истории развития начального образования в России Применение
умение выделять проблемы, связанные с собственными научным интересами, в истории развития начального образованияв России. Творчество
умение выделять проблемы, связанные с собственными научным интересами, в развитии начального образованияза рубежом Творчество

Литература

Основная

  1. Дмитриев, А. Е. Дидактика начальной школы : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, [аспирантов] обучающихся по пед. направлениям / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 227, [2] с.
  2. Инновационные модели профессиональной деятельности педагогов в образовательных организациях в целях социализации детей и молодежи : монография [для педагогов, бакалавров, магистров, аспирантов] / [Подымова Л. С. и др.] ; под науч. ред. В. П. Сергеевой. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 163, [2] с.
  3. Котова, С. А. Педагогика начального образования : [учеб. для студентов педагог. вузов] : для бакалавров / [Котова С. А., Савинова Л. Ю., Денисова А. А.] ; под ред. С. А. Котовой. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 332, [1] с.
  4. Торосян, В.Г. История педагогики и образования [Электронный ресурс]: учебник / В.Г. Торосян. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 498 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363007 (дата обращения: 16.12.2019).

Дополнительная

  1. Вергелес, Г. И. Технологии обучения младших школьников : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Г. И. Вергелес, А. А. Денисова. - СПб. [и др.] : Питер, 2017.
  2. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли [Электронный ресурс]: учебник / А. Н. Джуринский. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 356 c. — ISBN 978-5-4487-0026-2. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/65722.html (дата обращения: 16.12.2019).
  3. Духновский, С. В. Психология личности и деятельности педагога : учеб. пособие [для магистрантов, соискателей и аспирантов, обучающихся по направлению " Психолого-педагогическое образование"] / С. В. Духновский. - М. : РИОР [и др.], 2016. - 298, [2] с.
  4. История образования в России от зарождения воспитания у восточных славян до конца ХХ в. [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Ф. Плетенева, О.Н. Бакаева, А.Ю. Демин и др. ; под ред. И.Ф. Плетеневой. – 2-е изд. стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 272 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457611 (дата обращения: 16.12.2019).
  5. Мандель, Б.Р. Профессионально-ориентированное обучение: проблематика и технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. – Изд. 2-е, стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 342 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436766 (дата обращения: 16.12.2019).
  6. Методология педагогики : монография [для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" ] / [Е. А. Александрова и др.] ; под общ. ред. В. Г. Рындак. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 294, [2] с.
  7. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований : учеб. пособие [для бакалавров, магистрантов, аспирантов] / В. М. Полонский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА- М, 2018. - 219, [1] с.

Цифровые ресурсы

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Развитие начального образования [Электронный ресурс]: М-9021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование», экзамен / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. А.А. Арасланова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.