бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 25, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 30, 2019
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.Б.2.7 Нормативно-правовое сопровождение специального образования, 5 семестр

Б-07111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.Ф. Богатая ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Cпособность использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах (ОК-4) Знать права ребенка с ограниченными возможностями здоровья и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации знаниевый
Уметь ориентироваться в нормативно-правовых документах и использовать полученные знания для реализации прав детей на образование ориентировочный
Владеть умениями проектировать коррекционно-образовательную деятельность в соответствии с законодательными документами Российской Федерации, регламентирующими реализацию прав детей с ОВЗ на образование операциональный
Иметь опыт проектирования коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в соответствии с нормативно-правовыми документами опыт
Готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2) Знать сущность, структуру и требования ФГОС ДО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью знаниевый
Уметь анализировать нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов образования ориентировочный
Владеть общей схемой выбора нормативных документов при решении задач профессиональной деятельности операциональный
Иметь опыт осуществления выбора и использования нормативных документов в проектировании и осуществлении обучения и воспитания в сфере специального образования опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умений проектировать коррекционно-педагогическую деятельность с обучающимися разных нозологических групп в соответствии с требованиями нормативно-правового обеспечения специального образования

Задачи

  1. Формировать профессиональные компетенции в вопросах нормативно-правового обеспечения специального образования
  2. Формировать умения проектировать коррекционно-педагогическую деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 14.5 ч.
Часов в неделю 12.0 ч. (43.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Нормативно-правовое обеспечение специального образования Формирование профессиональных компетенций в вопросах нормативно-правового обеспечения специального образования Уметь проектировать коррекционно-образовательную деятельности с детьми с ОВЗ в соответствии с нормативно-правовыми документами РФ
  • Ребенок как субъект права
  • Международно-правовая защита инвалидов и лиц с ментальными нарушениями
  • Российское законодательство в области обеспечения прав детей на образование
  • Права детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании в Российской Федерации
  • Система образования детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации
  • Законодательство ХМАО-Югры по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Проектирование коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации Формирование умений проектировать проектировать коррекционно-педагогическую деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими реализацию прав детей с ОВЗ на образование Умение проектировать коррекционно-педагогическую деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими реализацию прав детей с ОВЗ на образование
  • Реализация прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование
  • Реализация прав обучающихся с умственной отсталостью на образование
  • Определение специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Проектирование специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Проектирование специальных условий для образования детей с умственной отсталостью
  • Реализация прав детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на образование
  • Нормативно-правовое регулирование деятельности участников образовательных отношений

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Ребенок как субъект права Лекция 2.0 1
2 Ребенок как субъект права Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Международно-правовая защита инвалидов и лиц с ментальными нарушениями Самостоятельное изучение 6.0 2
4 Российское законодательство в области обеспечения прав детей на образование Самостоятельное изучение 6.0 3
5 Права детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании в Российской Федерации Лекция 2.0 4
6 Права детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании в Российской Федерации Самостоятельное изучение 6.0 4
7 Законодательство ХМАО-Югры по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 5
8 Законодательство ХМАО-Югры по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 6.0 5
9 Система образования детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации Самостоятельное изучение 6.0 6
10 Реализация прав детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на образование Самостоятельное изучение 6.0 7
11 Реализация прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование Лекция 2.0 8
12 Реализация прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование Самостоятельное изучение 6.0 9
13 Реализация прав обучающихся с умственной отсталостью на образование Самостоятельное изучение 6.0 9
14 Определение специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 7.0 10
15 Проектирование специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья Семинар 2.0 12
16 Проектирование специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 6.0 12
17 Проектирование специальных условий для образования детей с умственной отсталостью Семинар 2.0 13
18 Проектирование специальных условий для образования детей с умственной отсталостью Самостоятельное изучение 8.0 13
19 Нормативно-правовое регулирование деятельности участников образовательных отношений Самостоятельное изучение 6.0 14
20 Нормативно-правовое регулирование деятельности участников образовательных отношений Промежуточная аттестация (экз.) 9.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Ребенок как субъект права Лекция Перечислять этапы изменения отношения общества к лицам с нарушениями развития Воспроизведение
Описывать права ребенка и формы их правовой защиты Воспроизведение
2 Ребенок как субъект права Самостоятельное изучение Перечислять этапы изменения отношения общества к лицам с нарушениями развития Воспроизведение
Описывать права ребенка и формы их правовой защиты Воспроизведение
3 Международно-правовая защита инвалидов и лиц с ментальными нарушениями Самостоятельное изучение Перечислять международные законодательные акты, регламентирующие образование лиц с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
Перечислять права умственно отсталых лиц и инвалидов на образование принятых Организацией Объединенных наций ООН Воспроизведение
Описывать права лиц с особыми образовательными потребностями на образование, регламентированные Саламанкской декларацией Воспроизведение
4 Российское законодательство в области обеспечения прав детей на образование Самостоятельное изучение Перечислять российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, регламентированного в федеральных законодательных актах Воспроизведение
5 Права детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании в Российской Федерации Лекция Анализировать основные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании Воспроизведение
Ориентироваться в ФЗ Об образовании с целью использования знаний для реализации прав детей на образование Воспроизведение
6 Права детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании в Российской Федерации Самостоятельное изучение Перечислять российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать основные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании Воспроизведение
Ориентироваться в ФЗ Об образовании с целью использования знаний для реализации прав детей на образование Воспроизведение
7 Законодательство ХМАО-Югры по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция Осуществлять выбор региональных нормативно-правовых актов в области специального образования для проектирования коррекционно-развивающей работы Воспроизведение
Анализировать региональные нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
8 Законодательство ХМАО-Югры по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Осуществлять выбор региональных нормативно-правовых актов в области специального образования для проектирования коррекционно-развивающей работы Воспроизведение
Анализировать региональные нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
9 Система образования детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации Самостоятельное изучение Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, регламентированного в федеральных законодательных актах Воспроизведение
Анализировать основные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании Воспроизведение
Описывать специальные условия для реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
10 Реализация прав детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на образование Самостоятельное изучение Анализировать основные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании Воспроизведение
Анализировать содержание федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Применение
11 Реализация прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование Лекция Описывать специальные условия для реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
12 Реализация прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование Самостоятельное изучение Анализировать нормативные документы, регламентирующие деятельность психолого-медико-педагогической комиссии Применение
Проектировать организацию коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в соответствии с нормативно-правовыми документами Применение
13 Реализация прав обучающихся с умственной отсталостью на образование Самостоятельное изучение Анализировать содержание приказа № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Применение
Интерпретировать заключения и рекомендации ПМПК для определения специальных образовательных условий обучения детей, имеющих разные нарушения развития Применение
14 Определение специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Анализировать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Перечислять критерии отбора детей для обучения в системе общего или специального образования Узнавание
Анализировать нормативные документы, регламентирующие деятельность психолого-медико-педагогической комиссии Применение
Интерпретировать заключения и рекомендации ПМПК для определения специальных образовательных условий обучения детей, имеющих разные нарушения развития Применение
15 Проектирование специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья Семинар Перечислять критерии отбора детей для обучения в системе общего или специального образования Узнавание
Интерпретировать заключения и рекомендации ПМПК для определения специальных образовательных условий обучения детей, имеющих разные нарушения развития Применение
Анализировать содержание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Применение
Проектировать организацию коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в соответствии с нормативно-правовыми документами Применение
16 Проектирование специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Анализировать содержание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Применение
Проектировать организацию коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в соответствии с нормативно-правовыми документами Применение
17 Проектирование специальных условий для образования детей с умственной отсталостью Семинар Анализировать содержание приказа № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Применение
Анализировать содержание адаптированной основной общеобразовательной программы и специальной индивидуальной программы развития для с обучающихся с умственной отсталостью Применение
Проектировать коррекционно-образовательную деятельность с умственно отсталыми обучающимися, в соответствии с законодательством Российской Федерации Применение
18 Проектирование специальных условий для образования детей с умственной отсталостью Самостоятельное изучение Анализировать содержание приказа № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Применение
Характеризовать организацию образования обучающихся с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью в отдельных общеобразовательных организациях Применение
19 Нормативно-правовое регулирование деятельности участников образовательных отношений Самостоятельное изучение Описывать специальные образовательные условия, созданные в образовательной организации, обучающей детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Знать особенности правового регулирования гражданской, административной, уголовной ответственности несовершеннолетних Воспроизведение
20 Нормативно-правовое регулирование деятельности участников образовательных отношений Промежуточная аттестация (экз.) Описывать специальные образовательные условия, созданные в образовательной организации, обучающей детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Владеть представлениями о правовом статусе образовательной организации и правовой ответственности участников образовательных отношений Воспроизведение
Осуществлять выбор нормативных документов для проектирования и коррекционно-образовательной деятельности в сфере специального образования Воспроизведение
Проектировать свою профессиональную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области инклюзивного и специального образования Применение
Знать особенности правового регулирования гражданской, административной, уголовной ответственности несовершеннолетних Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. Пособие для академического бакалавриата / В.П. Глухов. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 313 с.
  2. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 346 с.
  3. Лапп Е.А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 147
  4. Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 335 с.

Дополнительная

  1. Богатая О.Ф. Организация деятельности службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях : методические рекомендации / Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Гос. образоват. учреждение высшего проф. образования ХМАО-Югры "Сургут. гос. пед ун-т" ; авт.-сост. О.Ф. Богатая. - Сургут : РИО СурГПУ, 2015 г. – 142 [1] с.
  2. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностя-ми здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. Политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Бюджет.. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; авт.-сост. О.Ф. Богатая, Н.П. Рассказова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2016. – 140, [1] с.
  3. Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : метод. рекомендации / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Регион. ресурс. центр образоват. технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития ; [авт.-сост.: О. Ф. Богатая, Н. П. Рассказова, А. В. Сорокина]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2018. - 105, [1] с.
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДО : коммент. специалиста к СанПиН 2.4.1.3049-13 : [пособие] / авт.-сост. И. В. Моторыгина. - Волгоград : Учитель, 2015. - 45, [1] с. - (Руководителю ДОУ).
  5. Сизганова Е.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сизганова Е.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Орск: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, 2011.— 208 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51590.html.— Загл. с экран
  6. Скоробогатов, А.В. Нормативно-правовое обеспечение образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.В. Скоробогатов, Н.Р. Борисова ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань : Познание, 2014. - 288 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257983 – Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Закон об образовании РФ (полный текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zakonbase.ru.
  2. Методические рекомендации Министерства Образования РФ от 27.03.2000 г. № 127/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://obraz-old.volganet.ru/ – Загл. с экрана
  3. Приказ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html – Загл. с экрана.
  4. Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года. – Режим доступа: http://school15ugansk.edusite.ru/DswMedia/strategiyarazvitiyaobrazovaniyaxmao-yu.

Источники

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.Б.2.7 Нормативно-правовое сопровождение специального образования, [Электронный ресурс]: Б-07111, направление подготовки 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т», сост. О.Ф. Богатая. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана
  2. Учебная программа Б1.Б.2.7 Нормативно-правовое сопровождение специального образования, [Электронный ресурс]: Б-07111, направление подготовки 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т», сост. О.Ф. Богатая. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана