бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 25, 2019 утверждено Jan. 31, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 29, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 24, 2020

Б1.Б.2.9 Организация специального образования ХМАО - Югре, 8 семестр

Б-05111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.Ф. Богатая ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2) знать нормативные документы, регламентирующие деятельность субъектов образования знаниевый
осуществлять выбор и использовать нормативные документы в профессиональной деятельности ориентировочный
общей схемой выбора нормативных документов при решении задач профессиональной деятельности операциональный
осуществления выбора и использования нормативных документов в проектировании и осуществлении обучения и воспитания в сфере специального образования опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умений проектировать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и условий региональной системы образования

Задачи

  1. Формировать знания о закономерностях развития и функционирования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
  2. Формировать умения проектировать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития детей и условий региональной системы образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 0.0 ч.
Часов в неделю 1.5 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Становление и развитие системы специального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Формирование знаний о закономерностях развития и функционирования региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализировать систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
  • Исторические закономерности становления и развития системы специального образования
  • Современные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Содержание и организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий
  • Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре
Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО - Югре Формирование умений проектировать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития детей и условий региональной системы образования Проектировать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся разных нозологических групп с учетом особенностей психофизического развития детей и условий функционирования региональной системы образования
  • Система образования детей с нарушением интеллекта в ХМАО - Югре
  • Организация образования детей с нарушениями слуха в ХМАО - Югре
  • Система образования детей с тяжелыми нарушениями речи в ХМАО – Югре
  • Образование детей с задержкой психического развития в ХМАО – Югре
  • Образование обучающихся с нарушениями зрения в ХМАО – Югре
  • Комплексный подход к образованию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО - Югре
  • Образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ХМАО – Югре
  • Система образования детей с расстройствами аутистического спектра
  • Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре
  • Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Исторические закономерности становления и развития системы специального образования Практическая работа 2.0 1
2 Исторические закономерности становления и развития системы специального образования Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Современные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 6.0 1
4 Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в ХМАО – Югре Лекция 2.0 2
5 Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение 6.0 2
6 Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение 8.0 3
7 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Лекция 2.0 3
8 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение 2.0 3
9 Система образования детей с нарушениями интеллекта в ХМАО - Югре Лекция 2.0 4
10 Система образования детей с нарушениями интеллекта в ХМАО - Югре Самостоятельное изучение 7.0 4
11 Организация образования детей с нарушениями слуха в ХМАО - Югре Самостоятельное изучение 6.0 5
12 Система образования детей с тяжелыми нарушениями речи в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение 8.0 5
13 Образование обучающихся с нарушениями зрения Самостоятельное изучение 6.0 5
14 Система образования детей с расстройствами аутистического спектра Лекция 2.0 6
15 Система образования детей с расстройствами аутистического спектра Самостоятельное изучение 6.0 6
16 Образование детей с задержкой психического развития Самостоятельное изучение 8.0 6
17 Образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Самостоятельное изучение 6.0 6
18 Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа 2.0 7
19 Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 6.0 7
20 Комплексный подход к образованию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО - Югре Промежуточная аттестация (экз.) 9.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Исторические закономерности становления и развития системы специального образования Практическая работа Перечислять основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описывать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
2 Исторические закономерности становления и развития системы специального образования Самостоятельное изучение Перечислять основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описывать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
3 Современные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Описывать систему специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России. Обсудить педагогические системы специального образования. Воспроизведение
Раскрывать понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование". Воспроизведение
4 Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в ХМАО – Югре Лекция Описывать содержание деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Воспроизведение
Перечислять критерии отбора детей для обучения в системе общего или специального образования. Воспроизведение
5 Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение Описывать содержание деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Воспроизведение
Анализировать региональные нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение
6 Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение Перечислять основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описывать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Раскрывать понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование". Воспроизведение
7 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Лекция Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Описывать систему специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России. Обсудить педагогические системы специального образования. Воспроизведение
Раскрывать понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование". Воспроизведение
Описывать содержание деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Воспроизведение
8 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение Перечислять основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описывать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Описывать систему специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России. Обсудить педагогические системы специального образования. Воспроизведение
Раскрывать понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование". Воспроизведение
Описывать содержание деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Воспроизведение
9 Система образования детей с нарушениями интеллекта в ХМАО - Югре Лекция Перечислять направления профессионально-трудовой подготовки обучающихся с нарушениями интеллекта Воспроизведение
Называть виды спорта, рекомендованные для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития Воспроизведение
10 Система образования детей с нарушениями интеллекта в ХМАО - Югре Самостоятельное изучение Описывать организацию дифференцированного и интегрированного образования обучающихся с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС и особенности реализации АООП и СИПР обучающихся с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Применение
Перечислять направления профессионально-трудовой подготовки обучающихся с нарушениями интеллекта Воспроизведение
11 Организация образования детей с нарушениями слуха в ХМАО - Югре Самостоятельное изучение Описывать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с нарушениями слуха в ХМАО – Югре. Описывать организацию профессионального обучения и социальную адаптацию обучающихся со слуховой депривацией. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с нарушениями слуха Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с нарушениями слуха в системе общего и специального образования. Применение
12 Система образования детей с тяжелыми нарушениями речи в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение Описывать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с нарушениями речи в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с нарушениями речи. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с нарушениями речи в системе общего и специального образования Применение
13 Образование обучающихся с нарушениями зрения Самостоятельное изучение Описывать организацию интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с нарушениями зрения в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся со зрительной патологией. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с нарушениями зрения в системе общего и специального образования. Применение
14 Система образования детей с расстройствами аутистического спектра Лекция Описывать организацию интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с РАС в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с РАС. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с РАС в системе образования ХМАО – Югры. Применение
Анализировать мероприятия Концепции комплексного сопровождения детей с РАС и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре. Применение
15 Система образования детей с расстройствами аутистического спектра Самостоятельное изучение Описывать организацию интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с РАС в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с РАС. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с РАС в системе образования ХМАО – Югры. Применение
16 Образование детей с задержкой психического развития Самостоятельное изучение Описывать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с ЗПР в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с ЗПР в системе общего и специального образования. Применение
17 Образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Самостоятельное изучение Описывать организацию интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с НОДА в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с НОДА. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с НОДА в системе образования ХМАО – Югры. Применение
18 Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Характеризовать систему специального, интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО - Югре Применение
Описывать цель, задачи принципы, сущность психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Перечислить технологии сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с особенностями развития для организации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения Творчество
19 Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Характеризовать систему специального, интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО - Югре Применение
Описывать цель, задачи принципы, сущность психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Перечислить технологии сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с особенностями развития для организации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения Творчество
20 Комплексный подход к образованию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО - Югре Промежуточная аттестация (экз.) Описывать исторические закономерности развития региональной системы специального образования и современные подходы к образованию детей с ОВЗ в ХМАО – Югре: дифференцированное и интегрированное образование; организация инклюзивного образования. Воспроизведение
Сравнивать организацию специального образования в Российской Федерации и в ХМАО - Югре. Применение
Характеризовать систему специального, интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО - Югре Применение

Литература

Основная

  1. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. Пособие для академического бакалавриата / В.П. Глухов. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 313 с.
  2. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 346 с.
  3. Лапп Е.А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 147
  4. Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 335 с.

Дополнительная

  1. Богатая О.Ф. Организация деятельности службы сопровождения детей с ограниченными воз-можностями здоровья в современных образовательных условиях : методические рекоменда-ции / Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Гос. об-разоват. учреждение высшего проф. образования ХМАО-Югры "Сургут. гос. пед ун-т" ; авт.-сост. О.Ф. Богатая. - Сургут : РИО СурГПУ, 2015 г. – 142 [1] с.
  2. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях : мето-дические рекомендации / Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Бюджет. образоват. учреждение высшего проф. образования ХМАО-Югры "Сур-гут. гос. пед ун-т" ; авт.-сост. О.Ф. Богатая, Н.П. рассказова - Сургут : РИО СурГПУ, 2016 г. – 140 [1] с.
  3. Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : метод. рекомендации / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Регион. ресурс. центр образоват. технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития ; [авт.-сост.: О. Ф. Богатая, Н. П. Рассказова, А. В. Сорокина]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2018. - 105, [1] с.
  4. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. Методические рекомендации / Составители: О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова – Тюмень: Аксиома, 2013. – 92 с.-Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Руконт».-Режим доступа: http://rucont.ru/efd/313530.-Загл. с экрана
  5. Подольская, О.А. Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. - 79 с- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500388
  6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2017. - 144, [2] с.
  7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2017. - 364, [2] с.
  8. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие : [направление подгот. - Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата), психолого-педагогическое образование, магистер. прогр. "Педагогика и психология инклюзивного образования"] / [БУ ВО ХМАО - Югры, "Сургут. гос. пед. ун-т"] ; [сост.: Болгарова М. А. и др.]. - М. : [Перо], 2016. - 229, [1] с.
  9. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование [Текст] / [И.Ю. Левченко и др.] ; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 7-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2013. - 333, [3] с.

Цифровые ресурсы

  1. Закон г. Москвы Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве/ – Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/ moscow/247523/.
  2. Закон об образовании РФ (полный текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zakonbase.ru.
  3. Методические рекомендации Министерства Образования РФ от 27.03.2000 г. № 127/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреж-дения» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://obraz-old.volganet.ru/ – Загл. с экра-на
  4. Приказ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html – Загл. с экрана.
  5. Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года. – Режим доступа: http://school15ugansk.edusite.ru/DswMedia/strategiyarazvitiyaobrazovaniyaxmao-yu.

Источники

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.Б.2.9 Организация специального образования ХМАО - Югре, [Электронный ресурс]: Б-05111, направление подготовки 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т», сост. О.Ф. Богатая. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана
  2. Учебная программа Б1.Б.2.9 Организация специального образования ХМАО - Югре, [Электронный ресурс]: Б-05111, направление подготовки 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т», сост. О.Ф. Богатая. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана