бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 29, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Nov. 21, 2019
О.В. Власова декан факультета

Б1.В.ДВ.08.01 ДВ: История образования и педагогической мысли, 5 семестр 2 полусеместр

Б-7051, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Математика и информатика), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) умениями анализа, сравнения и оценки особенностей развития образования и педагогической мысли в различные исторические периоды операциональный
готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); знание закономерностей и тенденций развития образования, педагогической науки и особенностей профессиональной деятельности педагога в различные исторические периоды знаниевый
ретроспективу становления общественно-философской и педагогической мысли, особенности педагогических взглядов различных общественных и педагогических деятелей знаниевый
умение анализировать особенности развития образования и педагогической мысли и их взаимосвязь с различными общественно-политическими, экономическими, педагогическими факторами операциональный
уметь анализировать и характеризовать педагогические взгляды того или иного общественного или педагогического деятеля; раскрывать значимость их педагогического наследия для современного образования операциональный

Цели изучения дисциплины

Цель - формирование профессиональной компетентности студентов в области истории развития образования и педагогической мысли

Задачи

  1. Формирование системы знаний о сущности, закономерностях и особенностях развития воспитания и образования как общественного и общечеловеческого явления, становлении и тенденциях развития педагогической мысли в различные исторические периоды
  2. Формирование объективной оценки историко-педагогических явлений, событий и теорий с учетом философских, общечеловеческих и национальных ценностей.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 32.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 7.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Образование и педагогическая мысль в эпоху Древних цивилизаций и Средневековья Формирование системы знаний о сущности, закономерностях развития воспитания и образования как общественного и общечеловеческого явления, особенностях его становления в период Древних цивилизаций, Средневековья и Возрождения, а также тенденциях развития педагогической мысли в указанные исторические периоды - знание закономерностей и тенденции развития образования и педагогической мысли в различные исторические периоды (эпоха Древних цивилизаций, Средневековье и Возрождение); - умение анализировать особенности развития образования и педагогической мысли и их взаимосвязь с различными общественно-политическими, экономическими, педагогическими факторами; выделять общее и специфическое в развитии образования и воспитания в различные исторические периоды.
  • История педагогики как наука и учебный предмет
  • Особенности первобытного воспитания
  • Образование и воспитание в древневосточных цивилизациях
  • Античная педагогика и школа
  • Воспитание и школа в Византии и странах Востока в период Средневековья
  • Система образования и воспитания в средневековой Европе
  • Воспитание и обучение в Киевской Руси
  • Педагогическая мысль и образование в Российском государстве (XIV-XVII вв).
  • Образование и педагогическая мысль в период европейского Возрождения
Педагогика и образование Нового и Новейшего времени Формирование системы знаний о сущности, закономерностях и особенностях развития образования и педагогической мысли в Новое и Новейшее время, и умений объективной оценки историко-педагогических явлений, событий и теорий с учетом философских, общечеловеческих и национальных ценностей - знание закономерностей и тенденции развития образования и педагогической мысли в Новое и Новейшее время; - умение анализировать и характеризовать педагогические взгляды зарубежный и отечественных общественных и педагогических деятелей прошлого и раскрывать значимость их педагогического наследия для современного образования.
  • Педагогика и школа на Западе в период Просвещения
  • Школьные реформы в Российской империи XVIII в.
  • Педагогика и школа Запада и США в XIX в.
  • Педагогика и образование в России XIX в.
  • Образование и педагогическая мысль за рубежом в XX в.
  • Отечественная школа и педагогика советского периода
  • Современное состояние российского образования
  • Современные системы образования за рубежом

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 История педагогики как наука и учебный предмет Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
2 Особенности первобытного воспитания Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
3 Образование и воспитание в Древневосточных цивилизациях Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
4 Античная школа и педагогика Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
5 Античная школа и педагогика Индивидуальная работа 2.0 2
6 Воспитание и образвоание в Византии и странах Востока в период Средневековья Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
7 Система образования и воспитания в средневековой Европе Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
8 Воспитание и обучение в Киевской Руси Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
9 Педагогическая мысль и образование в Московском и Российском государстве (XIV-XVII вв.) Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
10 Образование и педагогическая мысль в период европейского Возрождения Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 5
11 Образование и педагогическая мысль в период европейского Возрождения Индивидуальная работа 2.0 5
12 Школа и педагогика в Западной Европе в период Просвещения Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 5
13 Реформирование отечественной системы просвещения и тенденции развития педагогической мысли России XVIII века Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 6
14 Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX веке Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 6
15 Педагогика и система образования в России XIX века Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 7
16 Образование и развитие зарубежной педагогической мысли в XX веке Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 7
17 Образование и развитие зарубежной педагогической мысли в XX веке Индивидуальная работа 2.0 7
18 Отечественная школа и педагогика советского периода Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
19 Отечественная школа и педагогика советского периода Индивидуальная работа 1.0 8
20 Современное состояние российского образования и актуальные проблемы педагогики Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
21 Современные системы образования за рубежом Конференция (К-т - 50/50) 2.0 9
22 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9
23 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 9
24 Современные системы образования за рубежом Самостоятельное изучение 1.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 История педагогики как наука и учебный предмет Семинар (Коэффициент - 50/50) знать специфику объекта, предмета изучения истории педагогики как самостоятельной научной отрасли; источники и методологическую базу Воспроизведение
знать задачи и функции истории педагогики как учебной дисциплины Воспроизведение
2 Особенности первобытного воспитания Семинар (Коэффициент - 50/50) знать причины и условия возникновения образования как особой человеческой деятельности Воспроизведение
знать и арскрывать особенности и содержание первобытного воспитания Воспроизведение
3 Образование и воспитание в Древневосточных цивилизациях Семинар (Коэффициент - 50/50) знать специфику обучения и воспитания в цивилизациях Древнего Востока (Междуречье, Египет, Индия, Китай) Воспроизведение
раскрывать особенности образовательной деятельности и философско-педагогической мысли в цивилизациях Древнего Востока Воспроизведение
4 Античная школа и педагогика Семинар (Коэффициент - 50/50) Знать специфические черты и отличительные особенности афинского и спартанского воспитания и образования Воспроизведение
Уметь анализировать философско-педагогические взгляды древних философов Греции Применение
Раскрывать особенности образовательной системы Древнего Рима и педагогические взгляды известных общественных деятелетей и философов Древнего Рима Воспроизведение
5 Античная школа и педагогика Индивидуальная работа Знать специфические черты и отличительные особенности афинского и спартанского воспитания и образования Воспроизведение
Уметь анализировать философско-педагогические взгляды древних философов Греции Применение
Раскрывать особенности образовательной системы Древнего Рима и педагогические взгляды известных общественных деятелетей и философов Древнего Рима Воспроизведение
6 Воспитание и образвоание в Византии и странах Востока в период Средневековья Семинар (Коэффициент - 50/50) Знать особености организации обучения в Византии, специфические черты восточно-христианской педагогической традиции Воспроизведение
выделять специфические черты воспитания и обучения в странах средневекового Востока (Индия, Китай, Япония, страны исламского мира) Воспроизведение
7 Система образования и воспитания в средневековой Европе Семинар (Коэффициент - 50/50) Знать особенности организации обучения и педагогичекой мысли в период Средневековья (Западная Европа) Воспроизведение
8 Воспитание и обучение в Киевской Руси Семинар (Коэффициент - 50/50) Знать особенности представлений восточных славян об образовании и специфику его оганизации до принятия христианства Воспроизведение
знать особенности древнерусской педагогической традиции и специфику организации школы в рассматриваемый период Воспроизведение
9 Педагогическая мысль и образование в Московском и Российском государстве (XIV-XVII вв.) Семинар (Коэффициент - 50/50) знание тенденций и особенностей развития педагогической мсли в Российском государстве этого периода Воспроизведение
знание особенностей организации просвещения и образования в (XIV-XVII вв.) Воспроизведение
10 Образование и педагогическая мысль в период европейского Возрождения Семинар (Коэффициент - 50/50) знание особеннстей развития педагогической мысли деятелей эпохи Возрождения и Реформации Воспроизведение
знание особенностей реформирования системы образования в Западной Европы в период Возрождения и Реформации Воспроизведение
11 Образование и педагогическая мысль в период европейского Возрождения Индивидуальная работа знание особеннстей развития педагогической мысли деятелей эпохи Возрождения и Реформации Воспроизведение
знание особенностей реформирования системы образования в Западной Европы в период Возрождения и Реформации Воспроизведение
12 Школа и педагогика в Западной Европе в период Просвещения Семинар (Коэффициент - 50/50) знать основные педагогические идеи Нового времени и Просвещения Воспроизведение
знать тенденции развития образования в странах Западной Европы в Новое время Воспроизведение
13 Реформирование отечественной системы просвещения и тенденции развития педагогической мысли России XVIII века Семинар (Коэффициент - 50/50) знать основные тенденции в развитии педагогической мысли в России XVIII века Воспроизведение
знать сущность и особенности проведения реформ в сфере образования в России I и II половины XVIII века. Воспроизведение
14 Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX веке Семинар (Коэффициент - 50/50) знать особенности развития педагогической мысли в Западной Европе и США в XIX веке Воспроизведение
знать тенденции развития общего и высшего образования в зарубежной школе XIX века Воспроизведение
15 Педагогика и система образования в России XIX века Семинар (Коэффициент - 50/50) знать тенденции развития педагогической мысли в России XIX века Воспроизведение
знать сущность и характерные особенности проведения реформ в сфере образования в России I и II половины XIX века Воспроизведение
16 Образование и развитие зарубежной педагогической мысли в XX веке Семинар (Коэффициент - 50/50) знать и уметь анализировать тенденции развития педагогического традиционализма и реформаторской педагогики з Воспроизведение
школьные реформы XX века Воспроизведение
17 Образование и развитие зарубежной педагогической мысли в XX веке Индивидуальная работа знать и уметь анализировать тенденции развития педагогического традиционализма и реформаторской педагогики з Воспроизведение
школьные реформы XX века Воспроизведение
18 Отечественная школа и педагогика советского периода Семинар (Коэффициент - 50/50) знать основные этапы развития образования в СССР Воспроизведение
знать основные направления и идеи, характерные для советской школы и педагогической мысли Воспроизведение
19 Отечественная школа и педагогика советского периода Индивидуальная работа знать основные этапы развития образования в СССР Воспроизведение
знать основные направления и идеи, характерные для советской школы и педагогической мысли Воспроизведение
20 Современное состояние российского образования и актуальные проблемы педагогики Семинар (Коэффициент - 50/50) знать сущность и особенности реформирования российской системы образования (общее и высшее образование) Воспроизведение
знать и уметь анализировать основные педагогические идеи и концепции Воспроизведение
21 Современные системы образования за рубежом Конференция (К-т - 50/50) знать сущность основных парадигм, характерных для зарубежной педагогики Воспроизведение
знать особенности функционирования современных систем образования в разных странах Воспроизведение
22 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) знать специфику объекта, предмета изучения истории педагогики как самостоятельной научной отрасли; источники и методологическую базу Воспроизведение
знать специфику обучения и воспитания в цивилизациях Древнего Востока (Междуречье, Египет, Индия, Китай) Воспроизведение
раскрывать особенности образовательной деятельности и философско-педагогической мысли в цивилизациях Древнего Востока Воспроизведение
Знать специфические черты и отличительные особенности афинского и спартанского воспитания и образования Воспроизведение
Уметь анализировать философско-педагогические взгляды древних философов Греции Применение
Знать особенности организации обучения и педагогичекой мысли в период Средневековья (Западная Европа) Воспроизведение
знать особенности древнерусской педагогической традиции и специфику организации школы в рассматриваемый период Воспроизведение
знать основные тенденции в развитии педагогической мысли в России XVIII века Воспроизведение
знать тенденции развития педагогической мысли в России XIX века Воспроизведение
знать сущность и особенности проведения реформ в сфере образования в России I и II половины XVIII века. Воспроизведение
23 Рубежный контроль Индивидуальная работа знать специфику объекта, предмета изучения истории педагогики как самостоятельной научной отрасли; источники и методологическую базу Воспроизведение
знать специфику обучения и воспитания в цивилизациях Древнего Востока (Междуречье, Египет, Индия, Китай) Воспроизведение
раскрывать особенности образовательной деятельности и философско-педагогической мысли в цивилизациях Древнего Востока Воспроизведение
знать особенности древнерусской педагогической традиции и специфику организации школы в рассматриваемый период Воспроизведение
знать основные тенденции в развитии педагогической мысли в России XVIII века Воспроизведение
знать тенденции развития педагогической мысли в России XIX века Воспроизведение
знать сущность и особенности проведения реформ в сфере образования в России I и II половины XVIII века. Воспроизведение
24 Современные системы образования за рубежом Самостоятельное изучение знать сущность основных парадигм, характерных для зарубежной педагогики Воспроизведение
знать особенности функционирования современных систем образования в разных странах Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли [Электронный ресурс]: учебник / А. Н. Джуринский. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 356 c. — ISBN 978-5-4487-0026-2. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS :: http://www.iprbookshop.ru/65722.html
  2. Капранова, В. А. История педагогики в лицах : учеб. пособие для студентов, [магистрантов] вузов, обучающихся по направлению 050000 "Образование и педагогика" / В. А. Капранова. - М. [и др.] : ИНФРА-М [и др.], 2013. - 175, [1] с.
  3. Кулганов, В. История педагогики и образования : для бакалавров : учеб. для вузов, ведущих подгот. по направлению "Педагогическое образование" / В. Кулганов, Е. Николаева, П. Юнацкевич. - СПб. : Питер, 2016. - 255, [1] с. и предыдущие издания.
  4. Торосян, В.Г. История педагогики и образования [Электронный ресурс]: учебник/ В.Г. Торосян. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 498 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363007

Дополнительная

  1. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учеб. пособие для вузов : [студентам, магистрантам, аспирантам] / М. Н. Дудина ; Урал. федерал. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - М. : Юрайт, 2018. - 150, [2] c.
  2. История и методология педагогической науки [Электронный ресурс]: учебное пособие для магистрантов педагогических университетов / Р.Р. Алиева, М.В. Гамзаева, Ш.И. Булуева, А.У. Умаев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Дагестанский государственный педагогический университет, Факультет технологии и профессионально-педагогического образования, Кафедра профессиональной педагогики и др. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 128 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=570196
  3. История и философия науки : учеб. для вузов : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и естеств.-науч. направлениям и специальностям / под общ. ред. А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 360, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.
  4. Попов, В. А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / В. А. Попов ; под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 200, [4] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Педагогическое образование). - Гриф МО.
  5. Чапаев, Н. К. Философия и история образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 051000 - Профессиональное обучение (по отраслям) квалификация "Бакалавр" / Н. К. Чапаев, И. П. Верещагина. - М. : Академия, 2013. - 287, [1] с.

Цифровые ресурсы

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.08.01 История образования и педагогической мысли [Электронный ресурс: Б-7051 Направление 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: Математика и Информатика) / Б.У. ВО "Сургутский гос. пед. университет"; сост. Балина О.Г. - Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.