бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 8, 2019
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Nov. 15, 2019
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Feb. 3, 2020

Б1.В.ДВ.06.01 ДВ: Инклюзивное образование в области безопасности жизнедеятельности на разных уровнях , 3 семестр

М-8131, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Комплексная безопасность образовательного пространства), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3) Перечислять особенности взаимодействия с участниками образовательного процесса с ОВЗ знаниевый
особенности взаимодействия с участниками образовательного процесса с ОВЗ ориентировочный
определять педагогические особенности взаимодействия с обучающимися с ОВЗ операциональный
оценивать степень соответствия содержания и форм работы по преподаваемой дисциплине возможностям обучающихся с ОВЗ опыт
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ПК-2) перечислять области ответственности педагога ОБЖ за образовательный процесс обучающихся с ОВЗ знаниевый
объяснять социальные и этические составляющие ответственности за осуществление образовательного процесса обучающихся с ОВЗ ориентировочный
определять педагогические факторы риска здоровью обучающихся с ОВЗ операциональный
оценивать педагогические факторы риска здоровью обучающихся с ОВЗ опыт
готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области ( ПК-12) перечислять возможности использования отечественного и зарубежного методического опыта при работе с обучающимися с ОВЗ в области ОБЖ знаниевый
объяснять актуальные направления систематизации отечественного и зарубежного методического опыта при работе с обучающимися с ОВЗ в области безопасности жизнедеятельности ориентировочный
определять актуальные области исследования методического опыта в области безопасности жизнедеятельности при работе с обучающимися с ОВЗ операциональный
оценивать возможности использования отечественного и зарубежного методического опыта при работе с обучающимися с ОВЗ в области ОБЖ опыт
способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7) перечислять требования к содержанию учебных дисциплин в условиях инклюзии знаниевый
объяснять требования к методикам обучения и содержанию дисциплин в области безопасности жизнедеятельности при работе с обучающимися с ОВЗ ориентировочный
определять основные требования к методикам обучения и содержанию дисциплин при работе с обучающимися с ОВЗ операциональный
оценивать степень соответствия методик обучения и содержания дисциплин при работе с обучающимися с ОВЗ опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать у обучающихся личностно-мотивационную, когнитивную и практическую готовность к реализации инклюзивной модели образования в области безопасности жизнедеятельности

Задачи

  1. Формировать готовность анализировать особенности организации педагогического процесса в области безопасности жизнедеятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
  2. Формировать готовность участвовать в реализации инклюзивного образования в области безопасности жизнедеятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 14.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.5 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 1.29 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Педагогика и психология инклюзивного образования Формировать готовность анализировать особенности организации педагогического процесса с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Уметь анализировать особенности организации педагогического процесса с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
  • Дидактическая единица (1). Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования
  • Дидактическая единица (2). Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования
  • Дидактическая единица (3). Нормативно-правовые и этические основы инклюзивного образования
Модуль 2. Инклюзия в области безопасности жизнедеятельности Формировать готовность участвовать в реализации инклюзивного образования в области безопасности жизнедеятельности Уметь анализировать качество образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности обучающихся с ОВЗ
  • Дидактическая единица (4). Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Дидактическая единица (5). Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзии
  • Дидактическая единица (6). Проектирование индивидуальных образовательных программ по ОБЖ для обучающихся с ОВЗ
  • Дидактическая единица (7). Организация образовательного процесса по ОБЖ для обучающихся с ОВЗ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования Семинар (М) 2.0 1
2 Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования Самостоятельное изучение 2.0 2
3 Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования Семинар (М) 2.0 3
4 Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования Самостоятельное изучение 2.0 4
5 Нормативно-правовые и этические основы инклюзивного образования Семинар (М) 2.0 5
6 Нормативно-правовые и этические основы инклюзивного образования Самостоятельное изучение 2.0 5
7 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 6
8 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 7
9 Рубежный контроль Самостоятельное изучение 2.0 7
10 Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья Семинар (М) 2.0 8
11 Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 2.0 9
12 Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзии Семинар (М) 2.0 10
13 Проектирование индивидуальных образовательных программ по ОБЖ для обучающихся с ОВЗ Семинар (М) 2.0 11
14 Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзии Индивидуальная работа 2.5 11
15 Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзии Самостоятельное изучение 2.0 11
16 Проектирование индивидуальных образовательных программ по ОБЖ для обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 12
17 Организация образовательного процесса по ОБЖ для обучающихся с ОВЗ Семинар (М) 2.0 13
18 Организация образовательного процесса по ОБЖ для обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 13
19 Промежуточная атестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования Семинар (М) Объяснять основные понятия педагогики и психологии инклюзивного образования Воспроизведение
2 Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования Самостоятельное изучение Объяснять основные понятия педагогики и психологии инклюзивного образования Воспроизведение
3 Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования Семинар (М) Давать характеристику психолого-педагогическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
4 Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования Самостоятельное изучение Давать характеристику психолого-педагогическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
5 Нормативно-правовые и этические основы инклюзивного образования Семинар (М) Объяснять основные нормативно-правовые и этические требования к работе с обучающимися с ОВЗ Воспроизведение
6 Нормативно-правовые и этические основы инклюзивного образования Самостоятельное изучение Объяснять основные нормативно-правовые и этические требования к работе с обучающимися с ОВЗ Воспроизведение
7 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) Объяснять основные понятия педагогики и психологии инклюзивного образования Воспроизведение
Давать характеристику психолого-педагогическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Объяснять основные нормативно-правовые и этические требования к работе с обучающимися с ОВЗ Воспроизведение
8 Рубежный контроль Индивидуальная работа Объяснять основные понятия педагогики и психологии инклюзивного образования Воспроизведение
Давать характеристику психолого-педагогическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Объяснять основные нормативно-правовые и этические требования к работе с обучающимися с ОВЗ Воспроизведение
9 Рубежный контроль Самостоятельное изучение Объяснять основные понятия педагогики и психологии инклюзивного образования Воспроизведение
10 Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья Семинар (М) Перечислять модели интеграции детей с ОВЗ в образовательный процесс Воспроизведение
11 Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Перечислять модели интеграции детей с ОВЗ в образовательный процесс Воспроизведение
12 Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзии Семинар (М) Характеризовать виды и особенности психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзии Воспроизведение
13 Проектирование индивидуальных образовательных программ по ОБЖ для обучающихся с ОВЗ Семинар (М) Объяснять основные требования к разработке образовательных программ по ОБЖ для обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
14 Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзии Индивидуальная работа Характеризовать виды и особенности психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзии Воспроизведение
15 Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзии Самостоятельное изучение Характеризовать виды и особенности психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзии Воспроизведение
16 Проектирование индивидуальных образовательных программ по ОБЖ для обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение Объяснять основные требования к разработке образовательных программ по ОБЖ для обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
17 Организация образовательного процесса по ОБЖ для обучающихся с ОВЗ Семинар (М) Объяснять стратегии и особенности содержания образовательного процесса по ОБЖ для обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
18 Организация образовательного процесса по ОБЖ для обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение Объяснять стратегии и особенности содержания образовательного процесса по ОБЖ для обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
19 Промежуточная атестация Промежуточная аттестация (зачет) Объяснять основные понятия педагогики и психологии инклюзивного образования Воспроизведение
Давать характеристику психолого-педагогическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Объяснять основные нормативно-правовые и этические требования к работе с обучающимися с ОВЗ Воспроизведение
Перечислять модели интеграции детей с ОВЗ в образовательный процесс Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Педагогика инклюзивного образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / [Богданова Т. Г. и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 333, [2] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-011182-7 : 807-01.
  2. Подольская, О.А. Теория и практика инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 202 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494762
  3. Суворова, Г. М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учеб. пособие для вузов / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 244, [2] с.

Дополнительная

  1. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Науч.-исслед. лаб. инновац. образоват. технологий ; [авт.-сост.: Богатая О. Ф., Рассказова Н. П.]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 140, [1] с.
  2. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО
  3. Матвеева, М. В. Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учреждения : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям 050700.62 "Специальное (дефектологическое) образование" (бакалавриат), по профилю подгот. "Логопедия" и 050700.68 "Специальное (дефектологическое) образование" (магистратура) / М. В. Матвеева, С. Д. Станпакова ; [науч. ред. О. В. Елецкая]. - М. : Форум [и др.], 2016. - 190, [1] с. : ил. - ISBN 978-5-00091-134-1 : 388-13.
  4. Организация деятельности службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т " ; [авт.-сост. О. Ф. Богатая]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2015. - 142, [1] с.
  5. Подольская, О.А. Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. - 79 с- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500388

Цифровые ресурсы

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.В.ДВ.06.01 ДВ: Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01, Педагогическое образование / направленность Комплексная безопасность образовательного пространства / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А. Багнетова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/