бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 6, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 22, 2020
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.Б.02.08 Инновационные технологии в специальном образовании, 5 семестр

Б-07111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Cпособность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии (ОПК-5) Знание основных современных компьютерных и информационных технологий знаниевый
Владение способами действий по осуществлению профессиональной деятельности с использованием современных компьютерных и информационных технологий ориентировочный
Умение осуществлять профессиональную деятельность с использование современных компьютерных и информационных технологий операциональный
Опыт применения информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умения проектировать педагогическую деятельность с детьми с ОВЗ с использованием инновационных технологий в специальном образовании

Задачи

  1. Формировать знания о современных инновационных технологиях обучения и воспитания детей с ОВЗ
  2. Формировать умения проектировать занятия с детьми с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 14.5 ч.
Часов в неделю 12.0 ч. (43.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические особенности современных инновационных технологий в образовательном процессе детей с ОВЗ Формировать знания о современных инновационных технологиях в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ Знает историю возникновения и развития современных инновационныхтехнологий для обучающихся с ОВЗ; раскрывает сущность и специфику современных инновационных технологий; характеризует особенности организации образовательного процесса с использованием современных инновационных технологий для детей с ОВЗ, нормативно-правовую базу; раскрывает классификацию и специфику современных инновационных технологий в специальном (дефектологическом) образовании, требования выбора, использования.
  • Инновационные технологии в образовательном процессе
  • Образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования
  • Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Технологии дистанционного и он-лайн обучения как инструмент специального и инклюзивного образования
  • Интерактивные технологии в системе специального (дефектологического) и инклюзивного образования
Проектирование занятия с детьми с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального образования Формировать умений проектировать занятия с детьми с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий Знает требования к разработке занятий для детей с ОВЗ, структуру; сопоставляет опыт применения инновационных технологий на современном этапе работы с детьми с ОВЗ; проектирует занятия с детьми с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) образования; разрабатывает способы оценки результативности применяемых инновационных технологий на занятиях с детьми с ОВЗ.
  • Организация процесса обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями на основе использования инновационных технологий
  • Нормативно-праваовые документы, регламентирующие осуществления образовательной деятельностьи с детьми с ОВЗ
  • Проектирование занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального образования
  • Анализ и оценка организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Инновационные технологии в образовательном процессе Лекция 2.0 1
2 Образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования Лекция 2.0 1
3 Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 1
4 Технологии дистанционного и он-лайн обучения как инструмент специального и инклюзивного образования Лекция 2.0 1
5 Инновационные технологии в образовательном процессе Самостоятельное изучение 10.0 1
6 Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 10.0 1
7 Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 10.0 1
8 Технологии дистанционного и он-лайн обучения как инструмент специального и инклюзивного образования Самостоятельное изучение 10.0 1
9 Проектирование занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального образования Самостоятельное изучение 11.0 1
10 Нормативно-правовые документы, регламентирующие осуществление образовательной деятельности с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение 10.0 1
11 Проектирование занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального образования Практическая работа 2.0 1
12 Проектирование занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального образования Практическая работа 2.0 1
13 Анализ и оценка организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ. Самостоятельное изучение 10.0 1
14 Интерактивные технологии в системе специального и инклюзивного образования Самостоятельное изучение 10.0 1
15 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 9.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Инновационные технологии в образовательном процессе Лекция Характеризует этапы возникновения и развития отечественных технологий образования лиц с ОВЗ в России Воспроизведение
2 Образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования Лекция Раскрывает и сопоставляет образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования Воспроизведение
3 Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Лекция Раскрывает особенности технологий оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Дает краткую характеристику технологияи оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
4 Технологии дистанционного и он-лайн обучения как инструмент специального и инклюзивного образования Лекция Раскрывает специфику ДОТ в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Описывает историю возникновения и развития ДОТ Воспроизведение
5 Инновационные технологии в образовательном процессе Самостоятельное изучение Характеризует этапы возникновения и развития отечественных технологий образования лиц с ОВЗ в России Воспроизведение
Cоотносит опыт развития образовательных технологий в зарубежных странах и в России Применение
Объясняет сущность образовательных технологий Воспроизведение
Описывает в общих чертах основные образовательных технологиях Воспроизведение
6 Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Раскрывает особенности технологий оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Разрабатывает план занятий с применением технологий психолого-педагогического помощи детьям с ОВЗ Применение
Демонстрирует использования современных технологий психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Творчество
7 Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Раскрывает особенности технологий оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Дает краткую характеристику технологияи оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Демонстрируют использования современных технологий психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Творчество
8 Технологии дистанционного и он-лайн обучения как инструмент специального и инклюзивного образования Самостоятельное изучение Раскрывает специфику ДОТ в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Описывает историю возникновения и развития ДОТ Воспроизведение
Систематизирует нормативные документы, регулирующие ДОТ лиц с ОВЗ Воспроизведение
Выделяет и объясняет риски использования технологии дистанционного обучения. Применение
9 Проектирование занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального образования Самостоятельное изучение Проектирует занятие для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Творчество
Проектирует занятие психолого-педагогической помощи для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Творчество
10 Нормативно-правовые документы, регламентирующие осуществление образовательной деятельности с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение Характеризует психолого-педагогические требования при организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ Применение
Составляет требования к организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ на основании СаНПиНа, ФГОС для обучающихся с ОВЗ, УО и др. Применение
Описывает значимость АООП, ИПР, СИПР, АОП при организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ Применение
11 Проектирование занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального образования Практическая работа Раскрывает особенности проектирования занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Применение
Характеризует структуру и этапы проектирования образовательного занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Применение
Проектирует занятие для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Творчество
12 Проектирование занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального образования Практическая работа Проектирует занятие для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Творчество
Проектирует занятие психолого-педагогической помощи для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Творчество
13 Анализ и оценка организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ. Самостоятельное изучение Разрабатывает критерии оценки организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ Применение
Осуществляет анализ и оценку организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ Применение
14 Интерактивные технологии в системе специального и инклюзивного образования Самостоятельное изучение Описывает в общих чертах особенности интерактивных технологий используемых в специальном (дефектологическом) образовании Применение
Раскрывает формы применения интерактивных технологий используемых в специальном (дефектологическом) образовании Применение
Демонстрируют использования современных интерактивных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Творчество
15 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) Составляет план психолого-педагогического изучения педагогом особенностей развития ребенка с ОВЗ Применение
Планирует содержание адресной помощи обучающемуся с особыми образовательными потребностями и его родителям в процессе сопровождения Применение
Разрабатывает критерии оценки образовательной среды (оснащенности рабочего места обучающегося, помещения класса, специальными техническими средствами, учебными материалами, учебниками) Применение
Проектирует образовательную среду для обучающихся с ОВЗ различной нозологии (оснащенности рабочего места обучающегося, помещения класса, специальными техническими средствами, учебными материалами, учебниками) Применение
Составляет требования к организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ на основании СаНПиНа, ФГОС для обучающихся с ОВЗ, УО и др. Применение
Раскрывает особенности проектирования занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Применение
Характеризует структуру и этапы проектирования образовательного занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Применение
Проектирует занятие для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Творчество
Проектирует занятие психолого-педагогической помощи для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Творчество
Разрабатывает критерии оценки организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ Применение
Осуществляет анализ и оценку организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ Применение

Литература

Основная

  1. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования [Текст] / И.А. Никольская. - М. : Академия, 2011. - 137, [3] с
  2. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / А.П. Панфилова. - 3-е изд. ; испр. - М. : Академия, 2012. - 191, [1] с.
  3. Подольская, О.А. Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». - Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2013. - 212 с. - Библиогр. в кн. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362651–Загл. с экрана
  4. Специальная педагогика : учеб. для бакалавров, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [Л. В. Мардахаев и др.] ; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. - М. : Юрайт, 2015. - 447, [1] с.
  5. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 2 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 273, [2] с.

Дополнительная

  1. Акимов, В.Б. Организация информационно-технического пространства образовательного учреждения : медиатека, интерактив. доски / В.Б. Акимов, Е.Д. Тенютина. - Волгоград : Учитель, 2010. - 91 с
  2. Инновационные технологии психолого-педагогической помощи подросткам с отклоняющимся поведением [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ М.Н. Абрамовская [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2015.— 168 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51679.html.— Загл. с экрана
  3. Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г. И. Колесникова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 250, [3] с. и предыдущие издания.
  4. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для акад. бакалавриата : [для студентов гуманитар. фак. высш. учеб. заведений] / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., стер. - М. : Юрайт, 2017. - 345, [2] с.
  5. Неретина Т.Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс]: Учебное пособие по коррекционной педагогике. /Т.Г.Неретина. - М.: Флинта, 2011. – 186 с. - Доступ с сайта электронно–библиотечной системы «Университетская библиотека ONLINE». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83378&sr=1. – Загл. с экрана.
  6. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы и психолого-педагогические технологии : коллективная монография / Министерство образования и науки Российской Федерации, Мурманский государственный гуманитарный университет ; undefined Ю.А. Афонькина. - Мурманск : ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет», 2015. - 128 с. : ил. - Библ. в кн. - ISBN 978-5-4222-0272-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438921
  7. Специальная психология в 2 томах Т.1.: Учебник для бак. и магистр /под.ред. В.И. Лубовского. - 7-е изд. испр., - М.: Юрайт, 2016. - 264 с
  8. Фастова, Е. И. Инновационные педагогические технологии : кейс успешного педагога : индивид. образоват. маршрут; личностно развивающие технологии и методики; проектирование вариатив. образоват. пространства; диагност. Инструментарий на электрон. носителе : [метод. пособие] / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. - Волгоград : Учитель, [2017?]. - 77, [1] с. + 1 электрон. опт. диск (CD).

Цифровые ресурсы

  1. https://alldef.ru - Альманах Института коррекционной педагогики
  2. http://www.inclusive-edu.ru, сайт Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО МГППУ)
  3. http://www.invalid-detstva.ru/index.php - Особый ребенок

Источники

  1. www.vidod.edu.ru – федеральный портал "Дополнительное образование детей" Федеральные и межведомственные программы
  2. Информационный портал Министерства образования и науки РФ - http//w.w.w.mon.gov.ru

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Инновационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]:Б-07111, Направление подготовки 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т"; сост. О.А. Некрасова, А.А. Боброва -Электрон.дан.-Сургут: СурГПУ,2019. - Режим доступа: http://els.surgpu.ru/ограничен: необходима авторизация. - Загл.с экрана
  2. Учебная программа. Инновационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т"; сост. О.А. Некрасова -Электрон.дан.-Сургут: СурГПУ,2019. - Режим доступа: http://els.surgpu.ru/ограничен: необходима авторизация. - Загл.с экрана