бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 13, 2019
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Nov. 15, 2019
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ДВ.26.02 ДВ: Практикум по разработке программ формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста, 7 семестр 2 полусеместр

Б-6022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2) перечислять области ответственности педагога за профилактику зависимого поведения у обучающихся знаниевый
перечислять области ответственности педагога за профилактику зависимого поведения у обучающихся ориентировочный
определять педагогические факторы риска развития зависимого поведения у обучающихся. операциональный
оценивать факторы риска развития зависимого поведения у обучающихся. опыт
готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8) перечислять правила проектирования образовательных программ по профилактике развития зависимого поведения у обучающихся. знаниевый
объяснять правила проектирования образовательных программ по профилактике развития зависимого поведения у обучающихся. ориентировочный
определять основные этапы проектирования образовательных программ по профилактике развития зависимого поведения у обучающихся. операциональный
оценивать степень соответствия образовательной программы по профилактике развития зависимого поведения у обучающихся существующим требованиям. опыт
готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10) перечислять требования к содержанию учебных дисциплин, направленных на профилактику развития зависимого поведения у обучающихся. знаниевый
объяснять требования к методикам обучения и содержанию дисциплин, направленных на профилактику развития зависимого поведения у обучающихся. ориентировочный
определять основные требования к методикам обучения и содержанию дисциплин, направленных на профилактику развития зависимого поведения у обучающихся. операциональный
оценивать степень соответствия методик обучения и содержания дисциплин, направленных на профилактику развития зависимого поведения у обучающихся. опыт
способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5) с помощью информационных технологий и источников информации определять внешкольные факторы риска развития зависимого поведения у обучающихся. знаниевый
объяснять с помощью информационных технологий и источников информации внешкольные факторы риска развития зависимого поведения у обучающихся. ориентировочный
определять внешкольные факторы риска развития зависимого поведения у обучающихся. операциональный
оценивать внешкольные факторы риска развития зависимого поведения у обучающихся. опыт

Цели изучения дисциплины

формировать готовность разрабатывать программы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей младшего школьного возраста.

Задачи

  1. формировать готовность формировать ЗОЖ у детей младшего школьного возраста
  2. освоить способы разработки программ формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей младшего школьного возраста

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 28.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.5 ч. из 10.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Актуальность и особенности формирования ЗОЖ у младших школьников формировать готовность формировать ЗОЖ у детей младшего школьного возраста интерпретировать особенности формирования ЗОЖ у младших школьников
  • Дидактическая единица (1). Ценности здоровья и ЗОЖ обучающихся в соответствии с определением ФГОС
  • Дидактическая единица (2). Принципы формирования ЗОЖ у младших школьников
  • Дидактическая единица (3). Ведущие стратегии воспитания ЗОЖ у младших школьников
Модуль 2. Виды и способы разработки программ формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста освоить способы разработки программ формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей младшего школьного возраста разработать программу формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей младшего школьного возраста
  • Дидактическая единица (1). Разработка цели и задач программы ЗОЖ для младших школьников
  • Дидактическая единица (2). Модель организации работы по формированию ЗОЖ у младших школьников
  • Дидактическая единица (3). Система работы по формированию ЗОЖ у младших школьников
  • Дидактическая единица (4). Деятельность по реализации программы «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»
  • Дидактическая единица (5). Анализ результатов реализации программы «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Ценности здоровья и ЗОЖ обучающихся в соответствии с определением ФГОС Лекция 2.0 1
2 Ценности здоровья и ЗОЖ обучающихся в соответствии с определением ФГОС Индивидуальная работа 2.0 1
3 Принципы формирования ЗОЖ у младших школьников Лекция 2.0 2
4 Принципы формирования ЗОЖ у младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 2
5 Принципы формирования ЗОЖ у младших школьников Индивидуальная работа 2.0 2
6 Ведущие стратегии воспитания ЗОЖ у младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 3
7 Ведущие стратегии воспитания ЗОЖ у младших школьников Индивидуальная работа 2.0 3
8 Ведущие стратегии воспитания ЗОЖ у младших школьников Самостоятельное изучение 2.0 3
9 Рубежный контроль Конференция (К-т - 50/50) 1.0 4
10 Разработка цели и задач программы ЗОЖ для младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 5
11 Разработка цели и задач программы ЗОЖ для младших школьников Индивидуальная работа 2.0 5
12 Разработка цели и задач программы ЗОЖ для младших школьников Самостоятельное изучение 1.0 5
13 Модель организации работы по формированию ЗОЖ у младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 6
14 Модель организации работы по формированию ЗОЖ у младших школьников Индивидуальная работа 2.0 6
15 Система работы по формированию ЗОЖ у младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
16 Деятельность по реализации программы «Формирование здорового образа жизни у младших школьников» Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
17 Анализ результатов реализации программы «Формирование здорового образа жизни у младших школьников» Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
18 Система работы по формированию ЗОЖ у младших школьников Самостоятельное изучение 2.0 7
19 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) 1.0 8
20 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9
21 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа 0.5 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Ценности здоровья и ЗОЖ обучающихся в соответствии с определением ФГОС Лекция Перечислять ведущие ценностные мотивы у детей младшего школьного возраста к сохранению здоровья Узнавание
2 Ценности здоровья и ЗОЖ обучающихся в соответствии с определением ФГОС Индивидуальная работа Перечислять ведущие ценностные мотивы у детей младшего школьного возраста к сохранению здоровья Узнавание
3 Принципы формирования ЗОЖ у младших школьников Лекция Объяснять принципы формирования ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
4 Принципы формирования ЗОЖ у младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) Объяснять принципы формирования ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
5 Принципы формирования ЗОЖ у младших школьников Индивидуальная работа Объяснять принципы формирования ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
6 Ведущие стратегии воспитания ЗОЖ у младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) Ориентироваться в выборе стратегий воспитания ЗОЖ в младшем школьном возрасте. Воспроизведение
7 Ведущие стратегии воспитания ЗОЖ у младших школьников Индивидуальная работа Ориентироваться в выборе стратегий воспитания ЗОЖ в младшем школьном возрасте. Воспроизведение
8 Ведущие стратегии воспитания ЗОЖ у младших школьников Самостоятельное изучение Ориентироваться в выборе стратегий воспитания ЗОЖ в младшем школьном возрасте. Воспроизведение
9 Рубежный контроль Конференция (К-т - 50/50) Перечислять ведущие ценностные мотивы у детей младшего школьного возраста к сохранению здоровья Узнавание
Объяснять принципы формирования ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
Ориентироваться в выборе стратегий воспитания ЗОЖ в младшем школьном возрасте. Воспроизведение
10 Разработка цели и задач программы ЗОЖ для младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) Формулировать цель и задачи программ, формирующих ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
11 Разработка цели и задач программы ЗОЖ для младших школьников Индивидуальная работа Формулировать цель и задачи программ, формирующих ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
12 Разработка цели и задач программы ЗОЖ для младших школьников Самостоятельное изучение Формулировать цель и задачи программ, формирующих ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
13 Модель организации работы по формированию ЗОЖ у младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризовать направления деятельности образовательной организации по формированию ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
14 Модель организации работы по формированию ЗОЖ у младших школьников Индивидуальная работа Характеризовать направления деятельности образовательной организации по формированию ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
15 Система работы по формированию ЗОЖ у младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) Анализировать структуру системы формирования ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
16 Деятельность по реализации программы «Формирование здорового образа жизни у младших школьников» Практическая работа (К-т. 50/50) Выделять основные этапы реализации программы по формированию ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
17 Анализ результатов реализации программы «Формирование здорового образа жизни у младших школьников» Практическая работа (К-т. 50/50) Анализировать ближайшие и отсроченные результаты программы формирования ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
18 Система работы по формированию ЗОЖ у младших школьников Самостоятельное изучение Анализировать структуру системы формирования ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
19 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) Анализировать структуру системы формирования ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
Выделять основные этапы реализации программы по формированию ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
20 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Перечислять ведущие ценностные мотивы у детей младшего школьного возраста к сохранению здоровья Узнавание
Объяснять принципы формирования ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
Ориентироваться в выборе стратегий воспитания ЗОЖ в младшем школьном возрасте. Воспроизведение
Формулировать цель и задачи программ, формирующих ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
Характеризовать направления деятельности образовательной организации по формированию ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
Анализировать структуру системы формирования ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
Выделять основные этапы реализации программы по формированию ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
21 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа Перечислять ведущие ценностные мотивы у детей младшего школьного возраста к сохранению здоровья Узнавание
Объяснять принципы формирования ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
Ориентироваться в выборе стратегий воспитания ЗОЖ в младшем школьном возрасте. Воспроизведение
Формулировать цель и задачи программ, формирующих ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
Характеризовать направления деятельности образовательной организации по формированию ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
Анализировать структуру системы формирования ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
Выделять основные этапы реализации программы по формированию ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение
Анализировать ближайшие и отсроченные результаты программы формирования ЗОЖ у младших школьников Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Барышева, Е. С. Культура здоровья и профилактика заболеваний [Электронный ресурс] : учебное пособие для выполнения практических занятий по дисциплине «Культура здоровья и профилактика заболеваний» / Е. С. Барышева, С. В. Нотова.— Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 215 c. — 978-5-7410-1436-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61367.html
  2. Рипа, М. Д. Кинезотерапия. Культура двигательной активности : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Физическая культура" и "Физическая культура для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья (АФК)" / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. - М. : КноРус, 2017. - 370 с.

Дополнительная

  1. Багнетова Е.А. Образ жизни и факторы риска здоровью учащихся Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – Сургут: Дефис, 2013. – 178 с.
  2. Багнетова, Е. А. Общая и специальная гигиена [Электронный ресурс] : учебный справочник / Е.А. Багнетова. - Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 268 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». -Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364798
  3. Кокаева, И. Ю. Современные подходы к формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов в поликультурной образовательной среде [Электронный ресурс] : монография / И. Ю. Кокаева, И. Г. Агузарова, К. А. Калустьянц. — Владикавказ : Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2016. — 186 c. — 978-5-98935-178-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64909.html.
  4. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учеб. для приклад. баклавриата : учеб. для студентов вузов / М. Н. Мисюк. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 431, [1] с.
  5. Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования Издательство "ФЛИНТА" 2016 – 352 с. [Электронный ресурс]. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83457.-Загл. с экрана
  6. Педагогика здоровья. Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни школьников : метод. сб. - М. : Школьные технологии, 2013. - 127 с.
  7. Попова, М. А. Мониторинг состояния здоровья педагогов и учащихся ХМАО - Югры : метод. рекомендации / М. А. Попова, А. А. Говорухина ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ", Науч.-исслед. лаб. "Здоровый образ жизни и охрана здоровья" . - Тюмень : Аксиома, 2013. - 36 с.
  8. Система здоровьесберегающего сопровождения в среднем и высшем образовании на основе деятельностного подхода : учеб. пособие / Г. А. Булатова, Р. М. Гимазов, Г. А. Степанова ; [под общ. ред. Г. А. Булатовой] ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 133 с.
  9. Щанкин, А.А. Курс лекций по основам медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.А. Щанкин. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 97 с. – Режим доступа: : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362685.

Цифровые ресурсы

  1. Изменение заболеваемости российских детей, подростков и взрослого населения болезнями основ-ных классов в постсоветский период. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/383/30/lang,ru/.
  2. Образование и охрана здоровья [Электронный ресурс]: сборник научно-методических материалов/ В.Н. Белякова [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2011. – 109 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23810.html. – ЭБС «IPRbooks».

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ДВ.26.02 Практикум по разработке программ формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность: Начальное образование, зачет / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Багнетова Е.А. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.