бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 6, 2019 утверждено Jan. 31, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 13, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 21, 2020

Б1.В.ДВ.16.02 ДВ: Игровые технологии обучения дошкольников чтению, 6 семестр 1 полусеместр

Б-7061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2). знать современные методы обучения и диагностики, используемые в работе с дошкольниками знаниевый
знать современные технологии обучения чтению детей 2-7 лет знаниевый
анализировать современные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста; ориентировочный
выбирать методы обучения и диагностики в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемых ориентировочный
владеть способами организации познавательно - игровой деятельности детей, направленный на освоения дошкольниками чтения операциональный

Цели изучения дисциплины

познакомить студентов с современными технологиями обучения чтению детей 2-7 лет.

Задачи

  1. Познакомить студентов с разнообразными технологиями обучения чтению детей 2-7 лет. Научить анализировать основные методические подходы к формированию навыка чтения у детей

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 28.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 2.57 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Познакомить студентов с разнообразными технологиями обучения чтению детей 2-7 лет. Научить анализировать основные методические подходы к формированию навыка чтения у детей. Знание вариативных технологий обучения чтению детей 2-7 лет, умение их анализировать, владеть способами организации познавательно - игровой деятельности детей. напрравленной на освоение дошкольниками чтения
  • Краткий исторический обзор методов обучения детей грамоте
  • Сравнительный анализ задач и содержания подготовки к обучению грамоте в современных вариативных образовательных программах для ДОО и начальных школ.
  • Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).Дидактическая единица (3)
  • Методика Н.А. Зайцева по обучению детей чтению с двухлетнего возраста
  • Обучение чтению и письму по методике Е.Е. Шулешко
  • Методики обучения чтению в условиях семьи
  • Коррекция навыков чтения у детей

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Краткий исторический обзор методов обучения детей грамоте Лекция 2.0 1
2 Краткий исторический обзор методов обучения детей грамоте Практическая работа 4.0 2
3 Сравнительный анализ задач и содержания подготовки к обучению грамоте в современных вариативных образовательных программах для ДОО и начальных школ Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 3
4 Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Лекция 2.0 4
5 Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 5
6 Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Индивидуальная работа 2.0 5
7 Методика Н.А. Зайцева по обучению детей чтению с двухлетнего возраста Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 6
8 Методика Н.А. Зайцева по обучению детей чтению с двухлетнего возраста Самостоятельное изучение 1.0 6
9 Обучение чтению и письму по методике Е.Е. Шулешко Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
10 Обучение чтению и письму по методике Е.Е. Шулешко Индивидуальная работа 2.0 7
11 Методики обучения чтению в условиях семьи Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 8
12 Методики обучения чтению в условиях семьи Индивидуальная работа 1.0 8
13 Коррекция навыков чтения у детей Практическая работа 4.0 9
14 Контроль по модулю 1 Другое (Коэффициент - 50/50) 2.0 10
15 Контроль по модулю 1 Индивидуальная работа 2.0 12
16 Контроль по модулю 1 Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 12

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Краткий исторический обзор методов обучения детей грамоте Лекция Знать содержание вариативныз образовательных программ обучения детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Воспроизведение
2 Краткий исторический обзор методов обучения детей грамоте Практическая работа Знать содержание вариативныз образовательных программ обучения детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Воспроизведение
Уметь оценивать содержание образовательных программ Применение
3 Сравнительный анализ задач и содержания подготовки к обучению грамоте в современных вариативных образовательных программах для ДОО и начальных школ Практическая работа (К-т. 50/50) Знать содержание вариативныз образовательных программ обучения детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Воспроизведение
Уметь оценивать содержание образовательных программ Применение
4 Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Лекция Владеть способами обучения грамоте в среднем и старшем дрошкольном возрасте Применение
Разрабатывать конспекты занятий по обучению грамоте и чтению в среднем и старшем дошкольном возрасте Творчество
5 Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Практическая работа (К-т. 50/50) Знать сущность современного звукового аналитического метода обучения чтению Воспроизведение
Знать специфику обучения грамоте в детском саду, задачи обу­чения чтению. Узнавание
Владеть способами обучения грамоте в среднем и старшем дрошкольном возрасте Применение
Разрабатывать конспекты занятий по обучению грамоте и чтению в среднем и старшем дошкольном возрасте Творчество
6 Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Индивидуальная работа Знать сущность современного звукового аналитического метода обучения чтению Воспроизведение
Знать специфику обучения грамоте в детском саду, задачи обу­чения чтению. Узнавание
Владеть способами обучения грамоте в среднем и старшем дрошкольном возрасте Применение
Разрабатывать конспекты занятий по обучению грамоте и чтению в среднем и старшем дошкольном возрасте Творчество
7 Методика Н.А. Зайцева по обучению детей чтению с двухлетнего возраста Практическая работа (К-т. 50/50) Знать теоретические основы методики Н.А.Зайцева, основные принципы построения обучения. Воспроизведение
Владеть разнообра­зными методическими подходами к обучению письму и чтению. Применение
Уметь использовать приёмы работы по обучению чтению и письму по методике Н.А. Зайцева. Творчество
8 Методика Н.А. Зайцева по обучению детей чтению с двухлетнего возраста Самостоятельное изучение Уметь использовать приёмы работы по обучению чтению и письму по методике Н.А. Зайцева. Творчество
9 Обучение чтению и письму по методике Е.Е. Шулешко Практическая работа (К-т. 50/50) Владеть методическими приёмами обучения чтению и письму. Применение
Уметь использовать методические приёмы обучения чтению и письму при составлении конспектов занятий. Творчество
10 Обучение чтению и письму по методике Е.Е. Шулешко Индивидуальная работа Знать теоретические основы и принципы построения обучения по методике Е.Е.Шулешко, этапы освоения письма и чтения детьми старшего дошкольного возраста Воспроизведение
Владеть методическими приёмами обучения чтению и письму. Применение
Уметь использовать методические приёмы обучения чтению и письму при составлении конспектов занятий. Творчество
11 Методики обучения чтению в условиях семьи Практическая работа (К-т. 50/50) Воспроизведение этапов работы по освоению навыков чтения Воспроизведение
Упражнения в использовании приёмов работы по обучению чтению Применение
12 Методики обучения чтению в условиях семьи Индивидуальная работа Воспроизведение этапов работы по освоению навыков чтения Воспроизведение
Упражнения в использовании приёмов работы по обучению чтению Применение
13 Коррекция навыков чтения у детей Практическая работа Владеть методическими приёмами обучения чтению и письму. Применение
Уметь использовать методические приёмы обучения чтению и письму при составлении конспектов занятий. Творчество
14 Контроль по модулю 1 Другое (Коэффициент - 50/50) Знать сущность современного звукового аналитического метода обучения чтению Воспроизведение
Знать специфику обучения грамоте в детском саду, задачи обу­чения чтению. Узнавание
Владеть способами обучения грамоте в среднем и старшем дрошкольном возрасте Применение
Разрабатывать конспекты занятий по обучению грамоте и чтению в среднем и старшем дошкольном возрасте Творчество
Владеть разнообра­зными методическими подходами к обучению письму и чтению. Применение
Уметь использовать приёмы работы по обучению чтению и письму по методике Н.А. Зайцева. Творчество
Знать теоретические основы и принципы построения обучения по методике Е.Е.Шулешко, этапы освоения письма и чтения детьми старшего дошкольного возраста Воспроизведение
15 Контроль по модулю 1 Индивидуальная работа Знать сущность современного звукового аналитического метода обучения чтению Воспроизведение
Знать специфику обучения грамоте в детском саду, задачи обу­чения чтению. Узнавание
Владеть способами обучения грамоте в среднем и старшем дрошкольном возрасте Применение
Разрабатывать конспекты занятий по обучению грамоте и чтению в среднем и старшем дошкольном возрасте Творчество
Уметь использовать приёмы работы по обучению чтению и письму по методике Н.А. Зайцева. Творчество
Владеть методическими приёмами обучения чтению и письму. Применение
Уметь использовать методические приёмы обучения чтению и письму при составлении конспектов занятий. Творчество
16 Контроль по модулю 1 Промежуточная аттестация (зачет) Знать сущность современного звукового аналитического метода обучения чтению Воспроизведение
Знать специфику обучения грамоте в детском саду, задачи обу­чения чтению. Узнавание
Владеть способами обучения грамоте в среднем и старшем дрошкольном возрасте Применение
Разрабатывать конспекты занятий по обучению грамоте и чтению в среднем и старшем дошкольном возрасте Творчество
Знать теоретические основы методики Н.А.Зайцева, основные принципы построения обучения. Воспроизведение
Владеть разнообра­зными методическими подходами к обучению письму и чтению. Применение
Уметь использовать приёмы работы по обучению чтению и письму по методике Н.А. Зайцева. Творчество
Знать теоретические основы и принципы построения обучения по методике Е.Е.Шулешко, этапы освоения письма и чтения детьми старшего дошкольного возраста Воспроизведение
Владеть методическими приёмами обучения чтению и письму. Применение
Уметь использовать методические приёмы обучения чтению и письму при составлении конспектов занятий. Творчество

Литература

Основная

  1. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная ; Моск. высш. школа соц. и экон. наук (Шанинка). - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 282, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.
  2. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2018. - 445, [2] с.

Дополнительная

  1. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. П. Арсентьева. - М. : ФОРУМ, 2012. - 142, [2] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО
  2. Каримова, И. Р. Инновационные формы обучения смысловому чтению [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / И. Р. Каримова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. — 91 c. — ISBN 978-5-98452-128-3. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/70475.html (дата обращения: 03.12.2019).
  3. Нищева, Н. В. Мой букварь : кн. для обучения дошкольников чтению / Н. В. Нищева. - 3-е изд., доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2017. - 127, [1] с.
  4. Нищева, Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста : парциальная прогр. [для учителей-логопедов и воспитателей ДОО] / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2018. - 249, [4] с.
  5. Обучение чтению и грамоте детей 6 - 7 лет : конспекты занятий / авт.-сост. О. М. Рыбникова. - Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель, [2016]. - 96, [1] с.
  6. Репринцева, Г. И. Игра - ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром : метод. пособие / Г. И. Репринцева. - М. : ФОРУМ, 2017. - 235, [1] с.
  7. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учеб. пособие для вузов : для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и [аспирантов] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 292, [2] c.
  8. Семенова, Т. А. Технология формирования навыка активного чтения : учеб.-практ. пособие : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / Т. А. Семенова. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 101, [2] с.

Цифровые ресурсы

  1. Детский сад. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://detsad-kitty.ru/ -
  2. Сайт Института Новых Технологий. . [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.int-edu.ru - http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
  3. Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru -

Источники

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования": [Электронный ресурс]. –Режим доступа:https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.03.01 Игровые технологии обучения дошкольников чтению. [Электронный ресурс]: Направление подготовки44.03.01Педагогическое образование направленность Дошкольное образование БУ "Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа . Б1.В.ДВ.03.01 Игровые технологии обучения дошкольников чтению. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.0 1Педагогическое образование направленность Дошкольное образование: / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.