бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 19, 2019
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Dec. 30, 2019
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Jan. 13, 2020

К.М.02.02 Основы медицинских знаний, 1 семестр 2 полусеместр

Б-9071, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность История и обществознание), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.Ю. Афинеевская ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций (УК-8) Перечислять принципы профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни и критерии неотложных состояний знаниевый
Объяснять основные принципы формирования здорового образа жизни и признаки неотложных состояний ориентировочный
Определять факторы риска здоровью человека и признаки неотложных состояний операциональный
Оценивать поведенческие привычки с позиции сохранения здоровья и жизнеугрожающие состояния опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать готовность обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, в том числе с использованием приемов первой помощи

Задачи

  1. Формировать готовность обеспечивать сохранность жизни и здоровья детей
  2. Формировать готовность к оказанию первой помощи

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 14.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 15.0 ч. из 14.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Формировать готовность к сохранению и укреплению здоровья человека Объяснять принципы и приемы сохранения здоровья человека
  • Принципы сохранения и укрепления здоровья человека.
  • Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии.
Основы медицинских знаний Формировать умения по оказанию первой помощи при возникновении неотложных состояний Распознавать симптомы угрожающих жизни и здоровью состояний Демонстрировать приемы первой помощи при развитии жизнеопасных состояний
  • Понятие о неотложных состояниях и их причинах. Оказание первой помощи
  • Базовая сердечно-легочная реанимация.
  • Роль дошкольных образовательных учреждений и семьи в сохранении здоровья детей. Характеристика и профилактика детского травматизма.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Лекция 2.0 1
2 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
3 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Лекция 2.0 2
5 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Индивидуальная работа 2.0 2
7 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Лекция 2.0 3
8 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Вариативное задание 2.0 3
9 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
10 Рубежный контроль Конференция (К-т - 50/50) 2.0 4
11 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 4
12 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Лекция 2.0 4
13 Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и помощь при них Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
14 Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и помощь при них Самостоятельное изучение 4.0 5
15 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Индивидуальная работа 2.0 5
16 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
17 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Индивидуальная работа 2.0 6
18 Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Лекция 2.0 6
19 Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
20 Характеристика, виды детского травматизма, его профилактика Лекция 2.0 7
21 Характеристика, виды детского травматизма, его профилактика Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
22 Первая помощь при травмах различных частей тела Лекция 2.0 8
23 Характеристика, виды детского травматизма, его профилактика Реферат 2.0 8
24 Характеристика, виды детского травматизма, его профилактика Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
25 Характеристика, виды детского травматизма, его профилактика Индивидуальная работа 2.0 8
26 Первая помощь при травмах различных частей тела Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
27 Первая помощь при травмах различных частей тела Индивидуальная работа 3.0 9
28 Промежуточный контроль Контрольная работа 2.0 9
29 Промежуточный контроль Индивидуальная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Лекция Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
2 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Семинар (Коэффициент - 50/50) Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
3 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Самостоятельное изучение Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
4 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Лекция Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
5 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Практическая работа (К-т. 50/50) Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
6 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Индивидуальная работа Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
7 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Лекция Интерпретировать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Воспроизведение 44-49
Объяснять суть инфекционного и эпидемиологического процессов; оценивать эпидемическую опасность инфекционных заболеваний. Воспроизведение 50-55
Описать виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
8 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Вариативное задание Интерпретировать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Описать виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
9 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Семинар (Коэффициент - 50/50) Интерпретировать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Воспроизведение 44-49
Объяснять суть инфекционного и эпидемиологического процессов; оценивать эпидемическую опасность инфекционных заболеваний. Воспроизведение 50-55
Описать виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
10 Рубежный контроль Конференция (К-т - 50/50) Объяснять основные причины остановки дыхания и кровообращения Воспроизведение 116-131
Демонстрировать проведение базовой сердечно-легочной реанимации Применение 132-150
11 Рубежный контроль Индивидуальная работа Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
Интерпретировать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Воспроизведение 44-49
Объяснять суть инфекционного и эпидемиологического процессов; оценивать эпидемическую опасность инфекционных заболеваний. Воспроизведение 50-55
Описать виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
12 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Лекция Перечислить виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
Продемонстрировать оказание первой помощи при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Воспроизведение 90-102
13 Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и помощь при них Практическая работа (К-т. 50/50) Перечислить виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
14 Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и помощь при них Самостоятельное изучение Перечислить виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
15 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Индивидуальная работа Продемонстрировать оказание первой помощи при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Воспроизведение 90-102
16 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Практическая работа (К-т. 50/50) Объяснять основные причины остановки дыхания и кровообращения Воспроизведение 116-131
Демонстрировать проведение базовой сердечно-легочной реанимации Применение 132-150
17 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Индивидуальная работа Объяснять основные причины остановки дыхания и кровообращения Воспроизведение 116-131
Демонстрировать проведение базовой сердечно-легочной реанимации Применение 132-150
18 Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Лекция Перечислить признаки и способы первой помощи при возникновении несчастных случаев: солнечного и теплового ударов, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусах животными, пауками и змеями, ужалении насекомыми Воспроизведение 103-115
19 Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Практическая работа (К-т. 50/50) Перечислить признаки и способы первой помощи при возникновении несчастных случаев: солнечного и теплового ударов, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусах животными, пауками и змеями, ужалении насекомыми Воспроизведение 103-115
20 Характеристика, виды детского травматизма, его профилактика Лекция Описывать основные формы детской патологии и виды их профилактики. Воспроизведение 151-190
Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250
21 Характеристика, виды детского травматизма, его профилактика Практическая работа (К-т. 50/50) Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250
22 Первая помощь при травмах различных частей тела Лекция Описывать основные формы детской патологии и виды их профилактики. Воспроизведение 151-190
Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250
23 Характеристика, виды детского травматизма, его профилактика Реферат Описывать основные формы детской патологии и виды их профилактики. Воспроизведение 151-190
Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250
24 Характеристика, виды детского травматизма, его профилактика Семинар (Коэффициент - 50/50) Описывать основные формы детской патологии и виды их профилактики. Воспроизведение 151-190
Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250
25 Характеристика, виды детского травматизма, его профилактика Индивидуальная работа Описывать основные формы детской патологии и виды их профилактики. Воспроизведение 151-190
Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250
26 Первая помощь при травмах различных частей тела Практическая работа (К-т. 50/50) Описывать основные формы детской патологии и виды их профилактики. Воспроизведение 151-190
Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250
27 Первая помощь при травмах различных частей тела Индивидуальная работа Описывать основные формы детской патологии и виды их профилактики. Воспроизведение 151-190
Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250
28 Промежуточный контроль Контрольная работа Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
Интерпретировать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Воспроизведение 44-49
Объяснять суть инфекционного и эпидемиологического процессов; оценивать эпидемическую опасность инфекционных заболеваний. Воспроизведение 50-55
Описать виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
Перечислить виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
Продемонстрировать оказание первой помощи при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Воспроизведение 90-102
Перечислить признаки и способы первой помощи при возникновении несчастных случаев: солнечного и теплового ударов, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусах животными, пауками и змеями, ужалении насекомыми Воспроизведение 103-115
Объяснять основные причины остановки дыхания и кровообращения Воспроизведение 116-131
Демонстрировать проведение базовой сердечно-легочной реанимации Применение 132-150
Описывать основные формы детской патологии и виды их профилактики. Воспроизведение 151-190
Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250
29 Промежуточный контроль Индивидуальная работа Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
Интерпретировать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Воспроизведение 44-49
Объяснять суть инфекционного и эпидемиологического процессов; оценивать эпидемическую опасность инфекционных заболеваний. Воспроизведение 50-55
Описать виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
Перечислить виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
Продемонстрировать оказание первой помощи при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Воспроизведение 90-102
Перечислить признаки и способы первой помощи при возникновении несчастных случаев: солнечного и теплового ударов, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусах животными, пауками и змеями, ужалении насекомыми Воспроизведение 103-115
Объяснять основные причины остановки дыхания и кровообращения Воспроизведение 116-131
Демонстрировать проведение базовой сердечно-легочной реанимации Применение 132-150
Описывать основные формы детской патологии и виды их профилактики. Воспроизведение 151-190
Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250

Литература

Основная

  1. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс] : учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 214 c. — 978-5-379-02007-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65284.html
  2. Айзман Р.И. Основы медицинских знаний : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Р. И. Айзман, И. В. Омельченко. - М. : КноРус, 2016. - 243 с.
  3. Пауткин, Ю.Ф. Первая доврачебная медицинская помощь [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю.Ф. Пауткин, В.И. Кузнецов. - Изд. 4-е. - М. : Российский университет дружбы народов, 2013. - 164 с.- Доступ с сайта электронно- библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22204.html
  4. Щанкин, А.А. Курс лекций по основам медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.А. Щанкин. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 97 с. – Режим доступа: : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362685

Дополнительная

  1. Багнетова, Е.А. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: учеб. пособие для направления подготовки 44.03.01 Педегогическое образование / Е.А. Багнетова. - Сургут, 2017. - 268 с.
  2. Багнетова, Е. А. Общая и специальная гигиена [Электронный ресурс] : учебный справочник / Е.А. Багнетова. - Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 268 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». -Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364798
  3. Кобяков, Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни :учеб. пособие для сту-дентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) - Физическая культура / Ю. П. Кобяков. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 252 с.
  4. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учеб. для приклад. баклавриата : учеб. для студентов вузов / М. Н. Мисюк. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 431, [1] с.
  5. Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования Издательство "ФЛИНТА" 2016 – 352 с. [Электронный ресурс]. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83457.-Загл. с экрана
  6. Педагогика здоровья. Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни школьников : метод. сб. - М. : Школьные технологии, 2013. - 127 с.
  7. Рубанович, В.Б. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман, М.А. Суботялов. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2010. - 224 с. - (Университетская серия). [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57603

Цифровые ресурсы

  1. Изменение заболеваемости российских детей, подростков и взрослого населения болезнями основ-ных классов в постсоветский период. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/383/30/lang,ru/.
  2. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vmede.org/sait/Obshesyvennoe_3d_medik
  3. Основы микробиологии и эпидемиологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // colleg-emicrob. narod.ru / microbilogy /
  4. Павлова М. Методические рекомендации по «Основам здорового образа жизни» [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://best-host.ru/.
  5. Пищевой статус как показатель здоровья. Режим доступа: http://zadachi.net.ua/pischevoj-status-kak-pokazatel-zdorovja/n-49.html
  6. Программа курса «Основы медицинских знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru / kurs_osnovy_medicinskih_znaniy.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.О.02.02 Основы медицинских знаний [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями / направленность ОБЖ и Дополнительное образование / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А. Багнетова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/