бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 28, 2019 утверждено Jan. 31, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Nov. 28, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 21, 2020

Б1.В.08 Методика обучения младших школьников, 4 семестр

Б-8021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) знание нормативно-правовых требований к планированию содержания учебной деятельности по предметам в начальной школе и внеурочной деятельности знаниевый
умение выбора способа планирования содержания учебной деятельности по предметам в начальной школе на основе требований ФГОС НОО, примерных образовательных программ по предметам в начальной школе и внеурочной деятельности ориентировочный
умение планировать содержание учебной деятельности по предметам в начальной школе на основе требований ФГОС НОО, примерных образовательных программ по предметам в начальной школе и внеурочной деятельности операциональный
опыт составления фрагмента рабочей программ по предмету в начальной школе и внеурочной деятельности опыт
готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) Знание особенностей современных методов и технологий организации образовательного процесса в начальной школе знаниевый
владение способами оценки возможностей методов и технологий для организации процесса обучения детей младшего школьного возраста ориентировочный
умение осуществлять выбор методов обучения в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода операциональный
опыт разработки конспектов уроков с применением современных методов и технологий обучения детей младшего школьного возраста опыт
способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4) знание основных характеристик личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в начальной школе знаниевый
владение способом оценки образовательной среды образовательных организаций для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в начальной школе ориентировочный
умение определять содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в начальной школе операциональный
Опыт анализа типичных педагогических ситуаций с целью определения возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающимися начальной школы опыт
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знание основных дидактических затруднений в организации образовательного процесса в системе начального общего образования знаниевый
владение способом выделения видов дидактических затруднений учителя начальной школы ориентировочный
умение обосновать пути решения дидактических затруднений учителя начальной школы операциональный
Опыт разработки содержания методических мероприятий для педагогов, направленных на решение дидактических затруднений учителя начальной школы опыт
способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) знание специфики организации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями (высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся) знаниевый
Владение способом обоснования условий для индивидуализации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями (высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся) ориентировочный
умение обосновывать методы организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями (с высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся) операциональный
опыт разработки дифференцированные заданий для детей с особыми образовательными потребностями (с высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся) опыт

Цели изучения дисциплины

научить осуществлять обоснованный выбор методов организации процесса обучения детей младшего школьного возраста на основе нормативно-правовых требований к функционированию современной системы начального общего образования

Задачи

  1. Научиться выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и функционированию системы начального общего образования.
  2. Научиться моделировать образовательные ситуации в учебном процессе начальной школы и оценивать их качество с позиции требований ФГОС НОО
  3. Научиться проектировать программы внеурочной деятельности по учебным предметам начальной школы

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 14.0 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Содержание и нормативно-правовая база начального общего образования Научиться выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и функционированию системы начального общего образования. применение основных нормативно-правовые требования к содержанию и функционированию системы начального общего образования при проектировании методики обучения детей младшего школьного возраста
  • Содержание начального образования. ФГОС НОО.
  • Основы планирования образовательного процесса в начальной школе
Модуль 2. Моделирование образовательных ситуаций в учебном процессе начальной школы научиться моделировать образовательные ситуации в учебном процессе начальной школы и оценивать их качество с позиции требования ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога. умение моделировать образовательные ситуации в учебном процессе начальной школы на основе методик развивающего обучения с учетом требований ФГОС НОО и профессионального стандарта педагога.
  • Проектирование организации учебной деятельности учителя и учащихся на основе требований ФГОС НОО
  • Проектирование урока с использованием нетрадиционных методов и форм организации обучения младших школьников
  • Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками
  • Особенности работы с детьми с разным уровнем возможностей в соответствии с требованиями ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога
Модуль 3. Организация внеурочной деятельности по учебным предметам в начальной школе. научиться проектировать программы внеурочной деятельности по учебным предметам начальной школы проектирование программ внеурочной деятельности по учебным предметам в начальной школе
  • Модели внеурочной деятельности в начальной школе
  • Проектирование внеурочной деятельности с младшими школьниками по учебным предметам в начальной школе

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Лекция 2.0 1
2 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Индивидуальная работа 2.0 1
3 Основная образовательная программа начального общего образования. Семинар 2.0 2
4 Современные концепции организации педагогического процесса в начальной школе. Лекция 2.0 2
5 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Семинар 2.0 3
6 Современные концепции организации педагогического процесса в начальной школе. Индивидуальная работа 2.0 3
7 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Самостоятельное изучение 4.0 3
8 Рубежный контроль по модулю 1 Коллоквиум 4.0 4
9 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Практическая работа 2.0 4
10 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Самостоятельное изучение 2.0 4
11 Общие основы реализации системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании Семинар 2.0 5
12 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Лекция 2.0 5
13 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Самостоятельное изучение 2.0 5
14 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке с использованием активных и интерактивных методов обучения. Практическая работа 2.0 6
15 Разработка проекта нетрадиционного или интегрированного урока. Практическая работа 2.0 7
16 Способы контроля и оценки предметных результатов. Практическая работа 2.0 7
17 Способы проверки и оценки метапредметных результатов Практическая работа 2.0 8
18 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов Лекция 2.0 9
19 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов Практическая работа 2.0 9
20 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов Индивидуальная работа 2.0 10
21 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы Практическая работа 2.0 11
22 Дидактические затруднения учителя начальной школы. Лекция 2.0 12
23 Дидактические затруднения учителя начальной школы. Индивидуальная работа 2.0 12
24 Рубежный контроль по модулю 2 Минизачет (программы с 2019 г.) 4.0 13
25 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Лекция 2.0 14
26 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Индивидуальная работа 2.0 14
27 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Практическая работа 2.0 15
28 Рубежный контроль по модулю 3 Конференция 2.0 16
29 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Индивидуальная работа 2.0 16
30 Итоговая аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Лекция описывать структуру и основные положения ФГОС НОО Воспроизведение
2 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Индивидуальная работа применять основные требования ФГОС НОО к организации образовательного процесса в начальной школе для анализа ситуаций образовательных отношений Применение
3 Основная образовательная программа начального общего образования. Семинар характеризовать основные структурные компоненты основной образовательной программы начального общего образования и их содержание (составление схемы) Воспроизведение
применять требования по построению основной образовательной програмы начального общего образования при анализе содержания основных образовательных программ образовательных организаций начального общего образования Применение
4 Современные концепции организации педагогического процесса в начальной школе. Лекция описывать историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования современной системы начального общего образования Воспроизведение
5 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Семинар определять основные требования к планированию образовательного процесса в начальной школе на основе преемственности исходя из требований ФГОС ДОО, ФГОС НОО, ФГОС ООО (составление кластера). Воспроизведение
определять требования к планированию образовательного процесса в начальной школе примерной основной образовательной программы начального общего образования, СанПина (составление конструктора требований) Воспроизведение
6 Современные концепции организации педагогического процесса в начальной школе. Индивидуальная работа Использовать знания закономерностей и принципов построения и функционирования современной системы начального общего образования для анализа образовательной среды образовательных организаций начального общего образования Применение
7 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Самостоятельное изучение соотносить требования ФГОС НОО, примерной ООП с содержанием учебного плана образовательных организаций начального общего образования (составление экспертных таблиц) Применение
8 Рубежный контроль по модулю 1 Коллоквиум описывать структуру и основные положения ФГОС НОО Воспроизведение
применять основные требования ФГОС НОО к организации образовательного процесса в начальной школе для анализа ситуаций образовательных отношений Применение
определять основные требования к планированию образовательного процесса в начальной школе на основе преемственности исходя из требований ФГОС ДОО, ФГОС НОО, ФГОС ООО (составление кластера). Воспроизведение
определять требования к планированию образовательного процесса в начальной школе примерной основной образовательной программы начального общего образования, СанПина (составление конструктора требований) Воспроизведение
соотносить требования ФГОС НОО, примерной ООП с содержанием учебного плана образовательных организаций начального общего образования (составление экспертных таблиц) Применение
9 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Практическая работа определять особенности планирования содержания учебной деятельности по предметам в начальной школе на основе примерных образовательных программ по предметам в начальной школе Применение
составлять фрагмент рабочей программ по предмету (на выбор) в начальной школе. Творчество
10 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Самостоятельное изучение анализировать особенности построения традиционных и развивающих программ по учебным предметам в начальной школе Применение
11 Общие основы реализации системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании Семинар характеризовать особенности реализации системно-деятельностного подхода в системе начального общего образования Воспроизведение
определять пути построения образовательного процесса в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода в построении обучения детей младшего школьногго возраста (дифференциация, индивидуализация образовательного процесса) Применение
12 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Лекция определять особенности видов обучения в начальной школе Применение
обосновывать структуру конкретного типа урока в начальной школе Применение
13 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Самостоятельное изучение составлять фрагмент урока (предмет на выбор) в соответствии с его типом Применение
14 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке с использованием активных и интерактивных методов обучения. Практическая работа выявлять возможности нетрадиционных технологий организации образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
определять особенности активных и интерактивных методов обучения в начальной школе Применение
15 Разработка проекта нетрадиционного или интегрированного урока. Практическая работа выявлять возможности нетрадиционных технологий организации образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
определять особенности активных и интерактивных методов обучения в начальной школе Применение
16 Способы контроля и оценки предметных результатов. Практическая работа характеризовать способы оценивания предметных результатов в начальной школе Воспроизведение
разрабатывать фрагмент урока (на выбор) в начальной школе с использованием разных способов проверки предметных результатов Применение
17 Способы проверки и оценки метапредметных результатов Практическая работа описывать способы оценивания метапредметных результатов в начальной школе Воспроизведение
составлять комплексное задание по предмету (на выбор) по оценке уровня развития метапредметных результатов детей младшего школьного возраста Применение
18 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов Лекция определять специфику организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей Воспроизведение
19 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов Практическая работа обосновывать проблемы организации работы с детьми с высоким уровнем возможностей в современной системе начального общего образования Воспроизведение
20 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов Индивидуальная работа разработать дифференцированные задания для детей с высоким уровнем возможностей Творчество
21 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы Практическая работа определять причины отставания в учебе детей младшего школьного возраста Воспроизведение
разработать фрагмент урока с применением методов и приемов педагогической поддержки и ситуацию успеха в процессе обучения слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся начальной школы Творчество
22 Дидактические затруднения учителя начальной школы. Лекция выделять виды дидактических затруднений учителя начальной школы Воспроизведение
23 Дидактические затруднения учителя начальной школы. Индивидуальная работа обосновать пути решения дидактических затруднений учителя начальной школы Применение
24 Рубежный контроль по модулю 2 Минизачет (программы с 2019 г.) определять особенности видов обучения в начальной школе Применение
обосновывать структуру конкретного типа урока в начальной школе Применение
составлять фрагмент урока (предмет на выбор) в соответствии с его типом Применение
выявлять возможности нетрадиционных технологий организации образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
определять особенности активных и интерактивных методов обучения в начальной школе Применение
25 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Лекция определять требования к организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО (составление таблицы) Воспроизведение
определять содержательные особенности моделей организации внеурочной деятельности в начальной школы (базовая модель, модель дополнительного образования, оптимизационная модели, модель "школа полного дня", инновационно-образовательная модель ) Применение
26 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Индивидуальная работа характеризовать группы условий реализации внеурочной деятельности в начальной школе (организационное обеспечение, нормативное обеспечение, финансово-экономическое обеспечение и др.) Воспроизведение
оценивать соответствие условий реализации моделей внеурочной деятельности в организациях начального образования г.Сургута Применение
27 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Практическая работа обосновывать особенности конкретного направления организации внеурочной деятельности в начальной школе (составление таблицы) Применение
определять требования к организации занятий во внеурочной деятельности по предметам в начальной школе Воспроизведение
28 Рубежный контроль по модулю 3 Конференция отбирать формы организации внеурочной деятельности по предметам в начальной школе Применение
определять требования к организации занятий во внеурочной деятельности по предметам в начальной школе Воспроизведение
разрабатывать конспект занятия в рамках внеурочной деятельности в начальной школе (направление на выбор) Применение
29 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Индивидуальная работа отбирать формы организации внеурочной деятельности по предметам в начальной школе Применение
разрабатывать конспект занятия в рамках внеурочной деятельности в начальной школе (направление на выбор) Применение
30 Итоговая аттестация Промежуточная аттестация (экз.) описывать историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования современной системы начального общего образования Воспроизведение
Использовать знания закономерностей и принципов построения и функционирования современной системы начального общего образования для анализа образовательной среды образовательных организаций начального общего образования Применение
определять особенности видов обучения в начальной школе Применение
обосновывать структуру конкретного типа урока в начальной школе Применение
определять требования к организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО (составление таблицы) Воспроизведение
определять содержательные особенности моделей организации внеурочной деятельности в начальной школы (базовая модель, модель дополнительного образования, оптимизационная модели, модель "школа полного дня", инновационно-образовательная модель ) Применение

Литература

Основная

  1. Котова, С. А. Педагогика начального образования : [учеб. для студентов педагог. вузов] : для бакалавров / [Котова С. А., Савинова Л. Ю., Денисова А. А.] ; под ред. С. А. Котовой. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 332, [1] с.
  2. Медникова, Л.А. Педагогические технологии в начальном образовании : учебное пособие / Л.А. Медникова, А.Р. Лопатин ; Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова, Министерство образования и науки Российской Федерации. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. - 268 с- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275643 – Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Вергелес, Г. И.Технологии обучения младших школьников : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Г. И. Вергелес, А. А. Денисова. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 254, [2] с. - (Учебное пособие. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО.
  2. Дмитриев, А. Е. Дидактика начальной школы : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, [аспирантов] обучающихся по пед. направлениям / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 227, [2] с.
  3. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учрежденимй высш.проф.образования . - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 256 с.
  4. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011 – 192с.
  5. Пешкова, В.Е. Педагогика [Электронный ресурс]: курс лекций : учебное пособие / В.Е. Пешкова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 5. Педагогические технологии в начальном образовании. - 438 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344730 –Загл. с экрана
  6. Теория обучения : учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования, обучающихся по направлениям погот. "Педагогическое образование", "Психолого-педагогическое образование" / [И. П. Андриади и др.] ; под ред. И. П. Андриади. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 334, [2] с.
  7. Фатеева Н.И. Образовательные программы начальной школы : учебник для студ. учреждений высш. образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 176 с.
  8. Хакимова, Н.Г.Теория обучения младших школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Г. Хакимова. - Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013. - 224 c.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30220.html

Цифровые ресурсы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Асмолов А.Г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769
  2. Планируемые результаты начального общего образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770

Источники

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317. – (Стандарты второго поколения).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 33с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.08 Методика обучения младших школьников [Электронный ресурс]: Б-8021 Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность Начальное образование экзамен / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.08 Методика обучения младших школьников [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность Начальное образование / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.